Воспитатель-как организатор самоподготовки в школе-интернате
Автор: Хотиева Людмила Ивановна Должность: вопитатель Учебное заведение: ГБОУ "Шебекинская школа-интернат" Населённый пункт: Белгородская область, г.Шебкино Наименование материала: Выступление из опыта работы Тема: Воспитатель-как организатор самоподготовки в школе-интернате Раздел: полное образование
Тема: Воспитатель-как организатор самоподготовки в
школе-интернате.
Воспитатель 8-б класса Хотиева Л.И.
От
правильной
организации
самоподготовки
зависит
качество знаний, умений и навыков воспитанников.
Педагогические задачи :
Активизация мыслительной деятельности
учащихся.
Формирование умения использовать полученные
знания.
Развитие осознанного желания работать
самостоятельно.
Самоподготовка – один из наиболее ответственных моментов работы
воспитателя.
В
её
организации
и
проведении
есть
немало
трудностей:
рациональный
порядок
выполнения
домашних
заданий;
роль
и
место
воспитателя при проведении самоподготовки; организация самостоятельной
работы
сильных
воспитанниц
с
учетом
их
интересов
и
склонностей;
индивидуальная работа со слабыми воспитанницами; учебная взаимопомощь
и взаимоконтроль и т.д.
Самоподготовка – один из наиболее важных этапов всего учебно-
воспитательного процесса.
Выполнение домашних заданий является органическим продолжением
процесса обучения, осуществляемого учителем. В свою очередь, навыки и
1
умения,
приобретаемые
воспитанницами
в
процессе
самоподготовки,
продолжают свое развитие при работе на уроке. Поэтому, я считаю, что
взаимосвязь
воспитателя
и
учителя
может
способствовать
улучшению
качества
знаний,
совершенствованию
самоподготовки
восппитанниц.
Воспитатель посещает уроки, наблюдает за работой своих воспитанниц в
условиях классных занятий, знакомится с системой работы учителя.
Я
систематически выясняю:
какие темы наиболее трудны для воспитанницы, в чем именно;
какие
планируются
практические
работы,
связанные
с
подготовкой
домашних заданий
Все эти данные должны отражаться в моих планах.
Согласованность действий воспитателя и учителя по развитию навыков
самостоятельной
работы
воспитанниц
необходима
при
оказании
помощи
отстающим
или
слабоуспевающим
воспитанницам
в
проце сс е
самоподготовки.
Сотрудничество
с
учителем,
взаимосвязь
учителя
и
воспитателя
–
одни
из
важнейших
условий
успешной
организации
самоподготовки. Согласованности в действиях учителя и воспитателя могут
способствовать не только их встречи и беседы, взаимные посещения. В
нашем
классе
ведется
тетрадь
взаимосвязи
учителя
и
воспитателя,
где
записывается не только домашнее задание, но и то на, что обратить особое
внимание при их выполнении и
чем необходима помощь. Если в задании
есть скрытые трудности – обратить на них внимание и указать возможные
пути их преодоления
Мне необходима и ежедневная информация о текущей успеваемости
своих воспитанниц как показатель качества их самоподготовки. Воспитателю
очень важно убедить воспитанниц, что выполнение каждого задания делится
на
несколько
этапов.
Прежде
чем
приступить
к
выполнению
задания,
2
необходимо предварительно обдумать его и представить себе, как лучше его
выполнить.
Я стараюсь приучать воспитанниц беречь и рационально использовать
время, отведенное на выполнение домашних заданий, к последовательности
их
выполнения.
Все
необходимое
для
приготовления
домашних
заданий
складывается
в
таком
порядке,
в
котором
планируется
выполнение
домашнего задания. Очень важно научить воспитанниц работать с учетом
указаний
различных
памяток:
Некоторые
воспитанницы
в
силу
своих
индивидуальных
особенностей,
или
по
состоянию
здоровья
не
могут
готовить уроки, вместе со своим классом, им мешают другие девочки, они
быстро
утомляются,
часто
отвлекаются
и
в
результате
сами
нарушают
дисциплину.
Некоторые
могут
готовить
устные
предметы
только
вслух;
некоторые,
особенно
дети,
хорошо
успевающие,
нуждаются
в
работе
по
индивидуальному плану и т.д. Я помогаю
таким детям в организации
подготовки
ими
домашних
заданий
с
учетом
их
особенностей.
Таким
воспитанницам
разрешаю
приготовление
уроков
вне
класса
–
в
своей
комнате, в других, специально отведенных воспитателем для этого местах.
Однако
я все время держу этих воспитанниц в поле зрения и время от
времени проверяю ход их работы.
Не
у
всех
выработаны
необходимые
навыки,
задания
могут
быть
сложными.
В
некоторых
случаях
индивидуальная
помощь
воспитателя
оправдана и необходима. Однако ученица должна знать, что прежде чем
обратиться
за
помощью,
нужно
самой
внимательно
прочитать
условие
задачи и кратко её записать, составить схему, нарисовать рисунок, а потом
подумать
над
решением,
вспомнить
как
это
делалось
на
уроке,
т.е.
она
обязана научиться преодолевать трудности сама. При призыве о помощи,
девочка должна мне показать, что было ею сделано до этого.
3
В
классе
исключена
возможность
списывания.
Во
время
самоподготовки я всегда делаю акцент на том, что своим поступком (дав
списать
одноклассницам)
девочки
лишают
своих
подруг
возможности
развиваться, запоминать информацию, обогащать словарный запас и. т. д. Учу
девочек уважительно относиться к особенностям развития своих сверстниц.
Рабочий шум вполне допустим в классе, и не мешает плодотворной
работе ученииц. Не следует требовать на самоподготовке идеальной тишины,
естественно, что и не должно быть громкого разговора и даже моих громких
замечаний, чтобы не отвлекать внимание всех девочек. . Каждая девочка
работает самостоятельно, не мешая подругам.
Ученицы, быстро справившиеся с работой и хорошо успевающие по
предметам, могут быть помощницами для воспитателя. Получая одобрение
старшего
они
старательно
проверяют
домашнее
задание
более
слабых
учениц. Такой прием развивает познавательные способности учениц.
В классе есть компьютер и дети могут подготовить дополнительное
сообщение
к
урокам
или
заняться
играми,
развивающими
логическое
мышление.
Высокая умственная работоспособность – залог успешного усвоения
учебной программы. Однако снижение двигательной активности приводит к
ухудшению
снабжения
организма
кислородом,
замедлению
процессов
восстановления, снижением работоспособности. Это чревато нарушениями
развития, снижением интеллектуальной продуктивности, ухудшением памяти
и т. п. Вот почему так необходим специальный двигательный режим. Нужно
включать
в
работу
специальные
физкультминутки,
которые
проводятся
в
течение 2–3 минут.
Таким
образом,
на
каждом
этапе
самоподготовки
важно
постоянно
контролировать
организацию
учебного
процесса,
продумывать
весь
ход
4
самоподготовки, прогнозируя затруднения детей и способы их устранения.
Говоря
о
самоподготовке,
нужно
отметить,
что
выполнение
домашних
заданий является наиболее важным моментом в организации режима детей.
Во
время
самоподготовки
детей
необходимо
создать
доброжелательные
отношения
в
коллективе,
чтобы
сильные
ученицы,
если
надо,
помогали
слабым, чтобы та, кто закончила выполнение задания, не мешала тем, кто
еще работает.
Методов много. Каждый воспитатель должен подходить творчески к
организации
самоподготовки.
Категорически
нельзя
копировать
урок
и
подходить формально к организации самоподготовки, как нельзя забывать то,
что дети целый день находятся в школе-интернате и для них это огромный
труд.
А
чтобы
для
учениц
самоподготовка
проходила
более
легко,
необходимо постоянно искать новые пути и средства её реализации.
За время работы в интернате я поняла, что самоподготовку лучше
проводить
в
классной
комнате. Рабочая
обстановка,
дает
возможность
использовать наглядные пособия, справочники, После первых 30 - 40 минут
самоподготовки Я разрешаю обмен мнениями, передвижения по классу.
Место
воспитателя
в
начале
самоподготовки
–
у
стола.
Я
должна
убедиться,
что
все
воспитанницы
включились
в
работу:
приготовили
учебные принадлежности и начали работать.
Обычно самоподготовку начинают с выполнения заданий по русскому
языку, математике. Можно чередовать выполнение устных и письменных
заданий
или
начинать
с
устных.
Главное
здесь
–
в
одновременном
выполнении всеми письменных или устных заданий по одному и тому же
предмету. В этом случае у
меня появляется возможность осуществлять
контроль за самостоятельной работой каждой
воспитанницы, а в случае
необходимости оказать помощь кому – либо или вместе, сконцентрировать
5
внимание на важном вопросе Я стараюсь на самоподготовке использовать
различные методы и приемы, способствующие развитию самостоятельности
воспитанниц
,
развитию
интереса
к
учению.
Один
из
них
–
создание
подвижных, меняющихся каждую неделю групп консультантов. Все, кто за
предыдущую неделю не получил троек и двоек, включаются в эту группу.
Эти же группы могут оказывать помощь более слабым ученицам.
Я стараюсь использовать разнообразные формы контроля: устный опрос,
требование ответа на один узловой вопрос, устный или письменный план –
ответ по заданию урока.
Так
же
я
использую
метод
самопроверки.
Полезно
учить
детей
некоторым
способам
самопроверки:
обратное
вычисление
(математика);
выполнил
упражнение
–
повтори
еще
правило
и
сравни
свои
записи
с
образцом в учебнике (русский язык); перескажи прочитанное по плану, не
заглядывая в учебник, по опорным словам, используя таблицу; попробуй
оценить свои знания.
Завершаю самоподготовку общим выводом о результатах выполнения
поставленных
познавательных
и
воспитательских
задач.
Обязательно
отмечаю тех, кто старался, кто работал с интересом и увлеченно, кто хорошо
потрудился сам и помог подруге.
Я считаю – если каждый день воспитанница
добивается хотя бы
крупицы
знания
собственным
усилием,
то
она
уже
не
просто
учится
умственному труду, но и воспитывается нравственно, так как переживает и
осознает свой труд, свое отношение к труду.
Правильно
организованная
самоподготовка,
приучает
детей
делать
уроки
систематически,
каждый
день,
способствует
воспитанию
чувства
6
ответственности,
дисциплинированности
и
работоспособности,
помогает
формированию у них необходимых навыков и привычек самостоятельной
познавательной деятельности.
Памятка:
Общие указания
1.
Выполняй домашнее задание в одно и то же время.
2.
Приготовь все необходимое для занятий: тетради, учебники, карандаш,
линейку. Правильно расположи их на рабочем столе.
3.
Посмотри в дневнике домашнее задание.
4.
Держи правильную осанку - спина должна быть прямая, ноги ровно
стоять на полу, не наклоняться близко к учебнику.
5.
Сначала сделай трудные предметы, а потом более легкие.
6.
Если что-то не получается - переключись на другой предмет, потом
вернись снова, спроси у тех, кто уже сделал или у воспитателя.
7.
Сосредоточься, не отвлекайся. Ты должен успеть сделать уроки за 1,5 –
2 часа.
8.
Выполняй задание четко, аккуратно.
9.
Через каждые 10 минут давай отдых глазам и пальцам - несколько
раз
открой
и
зажмурь
их,
посмотри
по
сторонам
и
т.д.,
сожми
разожми пальцы.
7
10.Через 20 минут сделай небольшую физкультминутку - встань, сделай
несколько упражнений, глубоко вдохни и выдохни.
11.Выполнив все задания, еще раз посмотри по дневнику, все ли ты сделал
на завтра, по всем ли урокам готов.
12.Сдай уроки и положи дневник воспитателю. Пройди очередной
тест на компьютере. Осталось время - тихо займись своими делами, не
мешая другим.
8