Напоминание

Воспитатель-как организатор самоподготовки в школе-интернате


Автор: Хотиева Людмила Ивановна
Должность: вопитатель
Учебное заведение: ГБОУ "Шебекинская школа-интернат"
Населённый пункт: Белгородская область, г.Шебкино
Наименование материала: Выступление из опыта работы
Тема: Воспитатель-как организатор самоподготовки в школе-интернате
Раздел: полное образование





Назад





Тема: Воспитатель-как организатор самоподготовки в

школе-интернате.

Воспитатель 8-б класса Хотиева Л.И.

От

правильной

организации

самоподготовки

зависит

качество знаний, умений и навыков воспитанников.
Педагогические задачи
:

Активизация мыслительной деятельности

учащихся.

Формирование умения использовать полученные

знания.

Развитие осознанного желания работать

самостоятельно.

Самоподготовка
– один из наиболее ответственных моментов работы воспитателя. В её организации и проведении есть немало трудностей: рациональный порядок выполнения домашних заданий; роль и место воспитателя при проведении самоподготовки; организация самостоятельной работы сильных воспитанниц с учетом их интересов и склонностей; индивидуальная работа со слабыми воспитанницами; учебная взаимопомощь и взаимоконтроль и т.д.
Самоподготовка
– один из наиболее важных этапов всего учебно- воспитательного процесса. Выполнение домашних заданий является органическим продолжением процесса обучения, осуществляемого учителем. В свою очередь, навыки и 1
умения, приобретаемые воспитанницами в процессе самоподготовки, продолжают свое развитие при работе на уроке. Поэтому, я считаю, что взаимосвязь воспитателя и учителя может способствовать улучшению качества знаний, совершенствованию самоподготовки восппитанниц. Воспитатель посещает уроки, наблюдает за работой своих воспитанниц в условиях классных занятий, знакомится с системой работы учителя. Я систематически выясняю:  какие темы наиболее трудны для воспитанницы, в чем именно;  какие планируются практические работы, связанные с подготовкой домашних заданий Все эти данные должны отражаться в моих планах. Согласованность действий воспитателя и учителя по развитию навыков самостоятельной работы воспитанниц необходима при оказании помощи отстающим или слабоуспевающим воспитанницам в проце сс е самоподготовки. Сотрудничество с учителем, взаимосвязь учителя и воспитателя – одни из важнейших условий успешной организации самоподготовки. Согласованности в действиях учителя и воспитателя могут способствовать не только их встречи и беседы, взаимные посещения. В нашем классе ведется тетрадь взаимосвязи учителя и воспитателя, где записывается не только домашнее задание, но и то на, что обратить особое внимание при их выполнении и чем необходима помощь. Если в задании есть скрытые трудности – обратить на них внимание и указать возможные пути их преодоления Мне необходима и ежедневная информация о текущей успеваемости своих воспитанниц как показатель качества их самоподготовки. Воспитателю очень важно убедить воспитанниц, что выполнение каждого задания делится на несколько этапов. Прежде чем приступить к выполнению задания, 2
необходимо предварительно обдумать его и представить себе, как лучше его выполнить. Я стараюсь приучать воспитанниц беречь и рационально использовать время, отведенное на выполнение домашних заданий, к последовательности их выполнения. Все необходимое для приготовления домашних заданий складывается в таком порядке, в котором планируется выполнение домашнего задания. Очень важно научить воспитанниц работать с учетом указаний различных памяток: Некоторые воспитанницы в силу своих индивидуальных особенностей, или по состоянию здоровья не могут готовить уроки, вместе со своим классом, им мешают другие девочки, они быстро утомляются, часто отвлекаются и в результате сами нарушают дисциплину. Некоторые могут готовить устные предметы только вслух; некоторые, особенно дети, хорошо успевающие, нуждаются в работе по индивидуальному плану и т.д. Я помогаю таким детям в организации подготовки ими домашних заданий с учетом их особенностей. Таким воспитанницам разрешаю приготовление уроков вне класса – в своей комнате, в других, специально отведенных воспитателем для этого местах. Однако я все время держу этих воспитанниц в поле зрения и время от времени проверяю ход их работы. Не у всех выработаны необходимые навыки, задания могут быть сложными. В некоторых случаях индивидуальная помощь воспитателя оправдана и необходима. Однако ученица должна знать, что прежде чем обратиться за помощью, нужно самой внимательно прочитать условие задачи и кратко её записать, составить схему, нарисовать рисунок, а потом подумать над решением, вспомнить как это делалось на уроке, т.е. она обязана научиться преодолевать трудности сама. При призыве о помощи, девочка должна мне показать, что было ею сделано до этого. 3
В классе исключена возможность списывания. Во время самоподготовки я всегда делаю акцент на том, что своим поступком (дав списать одноклассницам) девочки лишают своих подруг возможности развиваться, запоминать информацию, обогащать словарный запас и. т. д. Учу девочек уважительно относиться к особенностям развития своих сверстниц. Рабочий шум вполне допустим в классе, и не мешает плодотворной работе ученииц. Не следует требовать на самоподготовке идеальной тишины, естественно, что и не должно быть громкого разговора и даже моих громких замечаний, чтобы не отвлекать внимание всех девочек. . Каждая девочка работает самостоятельно, не мешая подругам. Ученицы, быстро справившиеся с работой и хорошо успевающие по предметам, могут быть помощницами для воспитателя. Получая одобрение старшего они старательно проверяют домашнее задание более слабых учениц. Такой прием развивает познавательные способности учениц. В классе есть компьютер и дети могут подготовить дополнительное сообщение к урокам или заняться играми, развивающими логическое мышление. Высокая умственная работоспособность – залог успешного усвоения учебной программы. Однако снижение двигательной активности приводит к ухудшению снабжения организма кислородом, замедлению процессов восстановления, снижением работоспособности. Это чревато нарушениями развития, снижением интеллектуальной продуктивности, ухудшением памяти и т. п. Вот почему так необходим специальный двигательный режим. Нужно включать в работу специальные физкультминутки, которые проводятся в течение 2–3 минут. Таким образом, на каждом этапе самоподготовки важно постоянно контролировать организацию учебного процесса, продумывать весь ход 4
самоподготовки, прогнозируя затруднения детей и способы их устранения. Говоря о самоподготовке, нужно отметить, что выполнение домашних заданий является наиболее важным моментом в организации режима детей. Во время самоподготовки детей необходимо создать доброжелательные отношения в коллективе, чтобы сильные ученицы, если надо, помогали слабым, чтобы та, кто закончила выполнение задания, не мешала тем, кто еще работает. Методов много. Каждый воспитатель должен подходить творчески к организации самоподготовки. Категорически нельзя копировать урок и подходить формально к организации самоподготовки, как нельзя забывать то, что дети целый день находятся в школе-интернате и для них это огромный труд. А чтобы для учениц самоподготовка проходила более легко, необходимо постоянно искать новые пути и средства её реализации. За время работы в интернате я поняла, что самоподготовку лучше проводить в классной комнате. Рабочая обстановка, дает возможность использовать наглядные пособия, справочники, После первых 30 - 40 минут самоподготовки Я разрешаю обмен мнениями, передвижения по классу. Место воспитателя в начале самоподготовки – у стола. Я должна убедиться, что все воспитанницы включились в работу: приготовили учебные принадлежности и начали работать. Обычно самоподготовку начинают с выполнения заданий по русскому языку, математике. Можно чередовать выполнение устных и письменных заданий или начинать с устных. Главное здесь – в одновременном выполнении всеми письменных или устных заданий по одному и тому же предмету. В этом случае у меня появляется возможность осуществлять контроль за самостоятельной работой каждой воспитанницы, а в случае необходимости оказать помощь кому – либо или вместе, сконцентрировать 5
внимание на важном вопросе Я стараюсь на самоподготовке использовать различные методы и приемы, способствующие развитию самостоятельности воспитанниц , развитию интереса к учению. Один из них – создание подвижных, меняющихся каждую неделю групп консультантов. Все, кто за предыдущую неделю не получил троек и двоек, включаются в эту группу. Эти же группы могут оказывать помощь более слабым ученицам. Я стараюсь использовать разнообразные формы контроля: устный опрос, требование ответа на один узловой вопрос, устный или письменный план – ответ по заданию урока. Так же я использую метод самопроверки. Полезно учить детей некоторым способам самопроверки: обратное вычисление (математика); выполнил упражнение – повтори еще правило и сравни свои записи с образцом в учебнике (русский язык); перескажи прочитанное по плану, не заглядывая в учебник, по опорным словам, используя таблицу; попробуй оценить свои знания. Завершаю самоподготовку общим выводом о результатах выполнения поставленных познавательных и воспитательских задач. Обязательно отмечаю тех, кто старался, кто работал с интересом и увлеченно, кто хорошо потрудился сам и помог подруге. Я считаю – если каждый день воспитанница добивается хотя бы крупицы знания собственным усилием, то она уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравственно, так как переживает и осознает свой труд, свое отношение к труду. Правильно организованная самоподготовка, приучает детей делать уроки систематически, каждый день, способствует воспитанию чувства 6
ответственности, дисциплинированности и работоспособности, помогает формированию у них необходимых навыков и привычек самостоятельной познавательной деятельности.
Памятка:

Общие указания
1. Выполняй домашнее задание в одно и то же время. 2. Приготовь все необходимое для занятий: тетради, учебники, карандаш, линейку. Правильно расположи их на рабочем столе. 3. Посмотри в дневнике домашнее задание. 4. Держи правильную осанку - спина должна быть прямая, ноги ровно стоять на полу, не наклоняться близко к учебнику. 5. Сначала сделай трудные предметы, а потом более легкие. 6. Если что-то не получается - переключись на другой предмет, потом вернись снова, спроси у тех, кто уже сделал или у воспитателя. 7. Сосредоточься, не отвлекайся. Ты должен успеть сделать уроки за 1,5 – 2 часа. 8. Выполняй задание четко, аккуратно. 9. Через каждые 10 минут давай отдых глазам и пальцам - несколько раз открой и зажмурь их, посмотри по сторонам и т.д., сожми разожми пальцы. 7
10.Через 20 минут сделай небольшую физкультминутку - встань, сделай несколько упражнений, глубоко вдохни и выдохни. 11.Выполнив все задания, еще раз посмотри по дневнику, все ли ты сделал на завтра, по всем ли урокам готов. 12.Сдай уроки и положи дневник воспитателю. Пройди очередной тест на компьютере. Осталось время - тихо займись своими делами, не мешая другим. 8


В раздел образования