Автор: Протопопова Наталья Захаровна
Должность: , учитель английского языка
Учебное заведение: ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) г. Якутск
Наименование материала: Курсовая работа
Тема: Организация и проведение групповой работы на уроках ИЯ
Раздел: полное образование
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им.
М.К. Аммосова»
Институт зарубежной филологии и регионоведения
Кафедра английской филологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Теория и методика обучения иностранному языку»
Организация и проведение групповой работы на уроках ИЯ
Выполнила:
студентка группы З-Б-ИЯ(А)-20
Протопопова Наталья Захаровна
Проверила:
К.п.н, Доцент кафедры «Английский язык и перевод»
Прокопьева С.Н.
Якутск, 2023г
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
И
ПРОВЕДЕНИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ ........................................................... 5
1.1. Понятие групповой работы на уроках иностранного языка ....................... 5
1.2. Роль и место групповой работы в учебной деятельности ........................... 8
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ............................................................................... 13
2.1. Описание упражнений групповой работы на уроках иностранного языка
............................................................................................................................. 13
2.2. Анализ проведения групповой работы на уроках иностранного языка ... 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................................................. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….38
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
данной
проблемы
видится
в
поиске
новых
средств
обучения,
которые
отвечали
бы
потребностям
современного
общества,
формировали
бы
необходимые
личностные
качества,
компенсировали
недостатки классно-урочной системы.
Также актуальность представляется нам в необходимости дополнения
классно-урочной
системы
новыми
методами
работы,
которые
смогли
бы
повысить
эффективность
работы
и
отвечали
бы
специфике
предмета
иностранный
язык,
которая
заключается
в
сочетании
теоретического
и
практического
аспектов
языка.
В
иностранном
языке
нужно
уделять
внимание практической стороне, для чего необходима практика каждому
ученику, групповая форма работы увеличивает время говорения каждого
ученика на уроке. Она также реализует индивидуальный поход.
Целью работы является анализ проведения групповой работы на уроках
иностранного языка.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
1) Изучить сущность групповой работы на уроках иностранного языка.
2)
Проанализировать
роль
и
место
и
групповой
работы
в
учебной
деятельности.
3) Проанализировать применение групповой формы работы на уроках
иностранного языка на младшем и средних этапах.
4)
Проанализировать
фрагмент
уроков
с
использованием
групповой
формы работы.
Объект исследования: уроки иностранного языка.
Предмет исследования: проведение групповой̆
работы.
Методы исследования: анализ научной литературы по психологии,
педагогике
и
методике
преподавания
иностранных
языков
по
проблеме
исследования; анализ учебно-программной документации и интегрирование
в
учебный
процесс
по
обучению
английскому
языку;
обобщение
и
4
систематизация
полученных
данных;
педагогическое
наблюдение,
метод
опроса и экспериментальное обучение.
В работе сосредоточено внимание на принципах формирования групп и
их
разновидностях,
применении
групповой
формы
работы
на
уроках
иностранного языка.
5
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
И
ПРОВЕДЕНИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
1.1. Понятие групповой работы на уроках иностранного языка
Работа
в
парах
и
небольших
группах
может
значительно
улучшить
обучение
и
помочь
учащимся
стать
более
успешными.
Таким
образом,
учащиеся больше вовлекаются в учебный процесс, поскольку обычный темп
урока меняется, и учащиеся становятся в центре внимания. Это позволяет
учителю иметь больше времени для наблюдения и перемещения по классу с
целью
наблюдения
за
работой
учащихся.
Такие
модели
интерактивного
обучения
позволяют
учащимся
взаимодействовать
со
своими
одноклассниками, задавать вопросы по содержанию, применять полученные
знания в новых обстоятельствах, а также успешно достигать общей цели.
Учитель
больше
не
является
единственным
человеком,
чьим
указаниям
должны следовать ученики. Чтобы выполнить задание, учащиеся должны
работать
вместе,
научиться
руководить
и
направлять,
а
также
уделять
пристальное внимание инструкциям.
Работа в группах — отличный выбор, если вы хотите, чтобы все в
равной степени участвовали в обсуждении. Для более активных учеников,
которые
иногда
могут
напугать
и
затмить
других,
рекомендуется
объединиться для работы в парах или группах по три человека. Меньшие
группы
могут
состоять
из
учащихся
с
одинаковыми
или
смешанными
способностями, в зависимости от того, чего пытается достичь учитель. Роль
Wingman
тоже
немаленькая.
Задача
ведомого
—
записывать
все
прослушанное
и
наблюдаемое.
Ведущий
может
наблюдать
за
двумя
учениками,
записывать
их
имена,
ставить
знак
каждый
раз,
когда
они
говорят, ссылаться на информацию из текста или менять тему. Ведущий
может
выделить
наиболее
важную
услышанную
информацию
или
свое
мнение по заданной теме.
6
Крайне
важно
дать
четкие
инструкции
и
установить
цели
до
организации
групповой
работы.
Это
может
быть
достигнуто
путем
демонстрации того, что учащиеся должны сделать, использования помощи
учащегося, чтобы сделать это, если это необходимо, и проверки того, поняли
ли учащиеся поставленную задачу. При необходимости следует использовать
родной язык, так как крайне важно давать четкие инструкции и выделять
достаточно времени для самой деятельности. Вам всегда нужно готовить
дополнительные занятия для тех, кто быстро (и успешно) финиширует. Не
забывайте
о
презентации,
оценке
и
обратной
связи
после
выполнения
задания, чтобы учащиеся не чувствовали, что зря потратили время.
При организации подобных мероприятий следует ожидать шума. Было
бы
неплохо
договориться
о
каком-то
универсальном
сигнале
—
предупреждении, которое говорится учащимся, чтобы они не шумели. Крики
и разговоры друг о друге могут вызвать только обратный эффект. Если
слишком
много
учащихся
говорят
одновременно,
рекомендуется
распределить роли только для наблюдения и слушания других учащихся,
после чего роли меняются местами.
Идеи для проведения групповых уроков:
- Разделяй и властвуй
Более
длинные
тексты
или
даже
целый
роман
можно
равномерно
распределить по группам. Это позволяет учащимся помогать друг другу, а
также улучшать свои разговорные навыки, а также способность формировать
аргументы и объяснения.
- Подумай - соедини - поделись
Это очень простое задание для работы в парах, которое дает учащимся
возможность
подумать
самостоятельно,
поработать
вместе
и
представить
свои идеи. Успех этой деятельности зависит от качества вопросов учителя.
Учащимся
достаточно
десяти
минут,
чтобы
подумать
и
записать
свои
индивидуальные
ответы.
Далее
следует
разделение
учащихся
на
пары
и
поиск общей точки зрения. Если большинство в классе придерживается того
7
же
мнения,
вы
можете
задавать
критические
или
даже
провокационные
вопросы, чтобы учащиеся могли представить свои аргументы и защитить
свое мнение. Возможности безграничны.
- Описать и нарисовать
Учащиеся делятся на пары или группы. Один из учеников описывает
фотографию,
не
показывая
ее
партнеру,
который
должен
нарисовать
изображение
на
основе
этого
описания.
Допускается
задавать
дополнительные
вопросы,
чтобы
максимально
приблизить
рисунок
к
оригиналу. Сделайте объекты на изображении релевантными обсуждаемому
контенту.
- Объем памяти
Это включает в себя показ нескольких различных предметов учащимся.
Учитель дает им 60 секунд, чтобы запомнить их. В небольших группах
учащиеся записывают объекты, которые они запомнили. Эта деятельность
может сопровождаться дополнительными заданиями, такими как написание
предложений об указанных объектах, местах, где эти объекты можно найти и
т. д.
- Головоломка
Эта деятельность позволяет учащимся стать «экспертами» в какой-то
конкретной
области
задачи
и
поделиться
своими
знаниями
с
остальным
классом. Разделите тему на несколько составляющих («головоломки»). У
каждой группы свой «кусок» темы, и, в конце концов, они делятся своими
знаниями с другими учениками. Также можно собрать письменный отчет о
работе каждой группы и собрать настоящую головоломку.
8
1.2. Роль и место групповой работы в учебной деятельности
Групповая форма работы, направлена на развитие мышления учащихся,
означает
вовлечение
ребенка
в
учебный
процесс,
его
непосредственное
участие
в
самоорганизации
и
проявления
индивидуального
подхода
в
условиях массового обучения, организовывать взаимодействие учащихся для
выявления
их
индивидуальных
возможностей
и
потребностей;
самоуправление в коллективной деятельности и ответственность за принятие
решений,
взаимопомощь
(А.Е.
Бенко,
Н.Е.
Шуркова,
О.П.
Залекер,
Х.Й.
Лийметс, О.Г. Цу-керман и др.). Групповая форма улучшает сотрудничество
между педагогом и учащимся, становится наиболее полным, так как внедряет
факт взаимодействия в учебной деятельности, осуществляемой субъектом по
отношению
к
субъекту,
где
педагог
способствует
выработке
у
ребенка
системы ориентации к миру, одноклассникам и самому себе [4, с. 36].
По
мнению
А.Б.
Воронцова
«Практика
развивающего
обучения
по
системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова» использование групповых форм
работы в процессе учебной деятельности обучения способствует высокой
эффективности [13].
Итак, рассмотрим понятие групповой работы с основных этапов:
1. Первым
важнейшим
шагом
к
групповой
работе
является
самоопределение учащихся. Участник будущей группы должен поставить
себе
несколько
вопросов,
ответить на
них и
в
результате
сформировать
позицию
по
отношению
к
своей
работе
в
группе.
Этот
процесс
самоопределения,
с
одной
стороны,
должен
восстановить
(привлечь)
имеющиеся
у
учащихся
мыслительные
средства
работы
с
содержанием,
отсеивая все, что не относится к этой работе. С другой стороны, процесс
самоопределения должен сориентировать учащихся на достижение вполне
определенных
результатов.
И,
наконец,
он
должен
определить
место
участника
в
группе,
его
взаимоотношения
и
взаимодействие
с
другими
участниками группы.
9
2. По мере втягивания учащегося в процесс самоопределения, начинают
разворачиваться процессы исследования групповой ситуации и исследования
условия
задачи,
поставленной
перед
группой.
Учащиеся
оценивают
возможности друг друга. Прикидывают наилучшие варианты взаимодействия
и
распределения
позиций
в
группе.
Одновременно
участники
группы
выдвигают свои версии, фиксирующие индивидуальное понимание целей и
задач работы группы. Смысл групповой работы здесь - развернуть как можно
больше подходов к работе над достижением поставленной цели и критически
оценить каждый из них.
3. С процессами самоопределения и анализа ситуации тесно переплетен
процесс целеполагания и постановки задач групповой работы. В учебной
деятельности целеполагание опирается прежде всего на понимание задания,
особенно
его
условий.
И
умение
перевести
поставленные
вопросы
в
действительность
способов
и
методов
мыслительной
и
организационной
работы.
Иными
словами,
актуальной
целью
групповой
работы
является
нахождение (построение) способа решения поставленной задачи. Тогда цель
определяет
-не
столько
решать
и
решить,
а
сколько
создать
(найти,
построить, выделить) способ решения. Именно такое целеполагание делает
осмысленным
групповое
взаимодействие:
вместо
индивидуальных
«решаний» учащиеся начинают предлагать друг другу различные способы
решения и обсуждать их.
Процесс
целеполагания
заставляет
каждого
участника
группы
быть
ориентированным
в
тех
задачах,
которые
определила
группа
в
ходе
обсуждения.
4. Процесс мышления пронизывает групповое взаимодействие. Группа
не обменивается мнениями, не ищет
компромисса, не выбирает готовые
решения - группа размышляет.
5. Понимание высказанных в группе идей всеми участниками групповой
работы,
преодоление
тупиковых
для
обсуждения
ситуаций,
выделение
способа
работы
-
все
это
обеспечивается
процесс
рефлексии.
Рефлексия
10
позволяет, во-первых, понять что и как думают другие участники группы, во-
вторых, критически оценить свои представления и свой способ работы [6, с.
67-69].
Воронцов А.Б. выделяет пять основных элементов совместной учебной
деятельности в группе: [5, с. 245]
1.
позитивная
взаимозависимость,
т.е.
понимание
учащимися
того
обстоятельства, что он связан со своими товарищами в такой мере, которая
не позволяет достичь успеха одному, если его не достигнут остальные;
2. личное взаимодействие, при котором дети должны общаться между
собой, помогать друг другу в решении задач, выполнении заданий, в поиске
идей и сюжетов;
2. индивидуальная ответственность, при которой каждый ученик лично
отчитывается за свою работу, а оценка дается и персональному вкладу, и
коллективному результату;
3. навыки общения, которые прививаются ученикам с тем, чтобы они
использовали их в учебном процессе;
4.
совместная
оценка
хода
работы,
при
которой
группы
учащихся
должны регулярно подводить итоги сделанного и определять, каким образом
каждый из них и группа в целом может действовать более эффективно;
5. идеи и представления, обеспечивающие групповую работу.
Если
рассматривать
групповую
работу
с
точки
зрения
рядового
участника, то групповая работа для него приобретает смысл, лишь в том
случае,
если
он,
во-первых,
признает
за
каждым
членом
группы
индивидуальные (уникальные) способности и возможности и видит в этом
ресурс
коллективной
работы;
а,
во-вторых,
признает
необходимость
и
важность организационной и координационной работы внутри группы. Вне
этих факторов его позиция участника группы чаще всего строится по типу:
«решу сам и объясню другим».
Чтоб избежать соблазна такого самоопределения, в групповой работе,
предлагаемой
учащимся,
существует
важное
правило:
задача
(задание)
11
должно
быть
равномощно
исключительно
групповому
поиску
решения.
Посильные
одному
учащемуся
задания
обессмысливают
объединение
в
группу.
Это,
конечно,
не
означает,
что
«просидев»
дома
над
сложной
задачей, способный учащийся не справится без помощи группы. Но здесь
имеет
смысл
правильная
организация
многих
попыток
поиска
решения,
позволяющая
резко
сократить
время
выполнения
задания.
Наличие
нескольких потенциальных оппонентов постоянно провоцирует учащихся на
выдвижение все новых и новых версий и поиск аргументов в защиту своей
точки
зрения,
которая
тут
же
проходит
проверку
остальными
членами
группы.
А
любой
мыслительный
или
организационный
ход
любого
участника расценивается как дополнительный ресурс, обогащающий группу
и наращивающий темп работы [17, с. 15-17].
Одним
из
важнейших
компонентов
в
понимании
групповой
работы
является представление об игре. Групповая работа это, прежде всего, игра,
игра в обучение, игра в организацию, игра в мышление. Кто не играет - тот
остается за бортом группы, даже если и сидит вместе со всеми в кружке. Как
и в любой игре, здесь есть свои правила. Любой, кто думает, что групповая
работа - всего лишь особая форма развлечения и соблюдать правила не так
уж и важно, например, что можно не самоопределяться, не уточнять цель, не
стараться
понять
точку
зрения
других,
не
аргументировать
свою
точку
зрения
и
т.д.
-
проигрывает.
Этот
проигрыш,
как
правило,
оформляет
преподаватель, оценивая работу групп и отдельных ее участников. Даже если
группа
«нашла»
правильное
решение,
но
не
было
соответствующей
организации работы - группа зарабатывает «минусовые» очки.
Азарт этой игре придает сложность и неординарность задания. Любое
высказанное предположение, не будучи принятым группой, не расценивается
никем как провал или проявление невежества, это просто «не очень удачный
игровой ход». Отрефлексировав его, можно сделать другой, более удачный.
Здесь
идет
состязание
с
самим
собой,
где
учащиеся
должны
обрести
способность рефлексировать и делать новые и новые попытки, способность
12
быть организованным и подчиняться групповой организации, способность
понимать других, способность защитить свою точку зрения и т.д. [20].
Исходя
из
вышесказанного,
групповая
форма
работы
направлена
на
повышение
интереса
к
учению,
выработке
положительного
отношения
к
нему,
и,
как
следствие
этого,
улучшение
результативности
учебного
процесса; способствует выработке у детей тех качеств, которые требуются
для успешного контакта с другими людьми; работа в группах открывает
широчайшие возможности для выработки навыков социальной перцепции
(восприятие других людей, их внешности, речи, жестов, мимики, оценка их
действий и поступков). В процессе общения учащиеся учатся правильно
оценивать
свои
собственные
поступки,
регулировать
свое
поведение
в
зависимости
от
изменяющихся
условий
окружения,
преодолевать
противоречия
между
членами
группы,
чтобы
добиться
большего
взаимопонимания.
13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА
УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
2.1.
Описание
упражнений
групповой
работы
на
уроках
иностранного языка.
Глава 2 посвящена организации экспериментальной работы у учащихся
6 классов на базе Табагинской СОШ г.Якутска
В соответствии с целью данного исследования были разработаны уроки
с применением групповой работы и упражнения групповой работы. Были
учтены возрастные особенности учащихся общеобразовательной школы, а
также учет принципов групповой работы, соответствие выбранных методов и
приемов
обучения
специфике
предмета,
учет
требований
ФГОС
ООО
и
Примерной программы по иностранному языку.
Урок №1
План-конспект урока
Предмет: английский язык
Класс: 6
Тема урока: «My place»
Тип урока: комбинированный.
Цель
урока:
Используя
технологию
критического
мышления
подвести
обучающихся к монологическому высказыванию по теме «Мy place».
Планируемые результаты:
Предметная:
формирование языковых навыков (фонетических, лексических) в рамках заданной
темы;
умение прогнозирования содержания текста по его началу и умение поискового
чтения;
умение составлять диалоги по тематике урока.
Личностные:
развитие внутренней мотивации учащихся к учебной деятельности на уроке;
оценивать свой вклад в работу группы.
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели собственного обучения и соотносить их с
планируемыми результатами;
умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи,
собственные
возможности ее решения;
14
умение классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логические рассуждения и делать выводы;
умение
осознанно
использовать
речевые
средства
в
соответствии
с
задачей
коммуникации
для
выражения
своих
мыслей,
владение
устной
монологической
контекстной речью;
умение
организовывать
учебное
сотрудничество
с
учителем
и
речевыми
партнерами в парах и группах;
осознание степени усвоения материала по изучаемой теме с помощью приемов
прогнозирования и рефлексии.
Ресурсы УМК: Учебник «Spotlight» 6, Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е.,
Эванс Издательство «Просвещение» 2013год.
Ход урока
Этап
Действия учителя
Действия ученика
УУД
I.
Организацион
ный момент
2 мин
Проверяет готовность к уроку.
Приветствует учащихся. Вводит
учащихся в языковую среду.
- Good morning, students! Nice to meet
you. Sit down, please.
How are you?
Fine, thank you.
Who is absent today?
What date is it today?
- Good morning,
teacher!
I’m fine, thank you!
And you?
- Nobody is absent.
Today is the 4
th
of
October
Коммуникативные:
Умение слушать и
вступать в диалог
Регулятивная:
Осуществлять
саморегуляцию и
самоконтроль
Вводная
беседа по
теме урока
5 мин.
II. Постановка
темы и
формулировк
а цели урока.
10 мин.
- Look at the blackboard.(Слайд 1)
This is an English poem. Let’s read
together.
- What is the main idea of this poem?
- Great! Pay attention to the screen and
formulate the theme of our lesson. (Слайд
2)
- Well done. We’re going to listen, read
and talk about our houses, rooms and
furniture. We’ll learn how to say where
things are.
- What things come to your mind when you
say “room”?
Читают
стихотворение
вместе с учителем.
Отвечают на вопрос.
- This poem is about
rooms. For example:
living room, dining –
room, kitchen and
bedroom
The theme of the
lesson is «My rooms
and furniture»
У1 – for example,
bedroom
Регулятивные:
-выделять и
осознавать то, что
уже усвоено и что
еще нужно усвоить.
Познавательные:
-осознанное и
произвольное
построение речевого
высказывания.
Предметные:
- умение
использовать в речи
изученной ранее
тематической
лексики.
15
Работа в
группах
- You are right! And now we are making
clusters. Work in pairs.
Разбивает учеников на группы. Затем
объясняет, что такое кластер.
- You may draw a circle in the middle of
the sheets of paper. Write a word «Room
». Add words associated with this topic
around your drawing.
Учитель показывает кластер на экране.
Делает кластер на доске, показывая
пример.
- Are you ready?
Учитель проверяет заполненный
кластер, каждый ученик из команды по
цепочке говорит по одному слову,
которое не должно повторяться.
Учитель просит открыть учебник и
выполнить задание.
- Now, open your book at page 18, ex.1
- Look at the picture and answer, please
(Слайд 4)
- What room can you see in the picture?
Well done!
The next ex.2 (дается список
существительных)
- Where in your house you can find the
following? Add your cluster.
Для анализа кластера используются
речевые клише there is/there are.(Слайд
5)
- Look at the blackboard and answer the
questions:
1 What can you find in a living room?
2 What can you find in a bedroom?
3 What can you find in a dining - room?
4 What can you find in a bathroom?
5 What can you find in a kitchen?
6 What can you find in a study?
У2 – I think bed, table
and chair
У3 –window
каждая группа
составляют
кластеры.
- Yes, we are ready!
Например:
У1 - table
У2 – chair
У3 - armchair
Учащиеся
открывают учебник
и отвечают на
вопрос.
-It’s a living room.
Обучающиеся
читают слова и затем
дополняют свои
кластеры.
Обучающиеся
анализируют
получившиеся
кластеры. Каждый
по цепочке называет
свое предложение.
1 There is a sofa in
the living room
2 There is a bed in the
bedroom
3 There are for chairs
16
in the dining - room
4 There is a basin in
the bathroom
5 There are two
cupboards in the
kitchen
6 There is a table and
a chair.in the study.
III. Открытие
нового знания
3 мин
- Today we will go through indefinite
pronouns Some/Any and will repeat
indefinite article A/An
Объясняет правила употребления
неопределенных местоимений,
показывая на доске примеры.
- Let’s repeat the articles
Записывают в
тетради определение
и примеры.
Личностные:
Умение слушать
других,
обмениваться
мнениями. Развитие
мотивационной
основы учебной
деятельности.
Коммуникативные:
Владение
элементами
коммуникативной
рефлексии. Самосто
ятельно составляют
устные речевые
высказывания.
Регулятивные:
Умение
осуществлять
совместную работу.
Осознанное
построение речевого
высказывания.
Самооценка.
Самоконтроль.
Познавательные:
Учитывать
особенности
произношения
новых лексических
единиц.
Уметь выделять
главное.
Извлекать информа
17
цию в соответствии
с целью чтения.
IV.
Первичное
закрепление
новых знаний
- Now, let’s do ex 3. Read the examples
and complete the sentences 1-3. Then
describe the living room above. (Слайд 4).
Далее по цепочке каждый читает
пример. После прочитанного примера
дает установку дополнить
предложения. Проверяет задание.
Для закрепления предлагает
самостоятельно описать комнату
используя грамматические навыки.
- Now please describe this living room.
Complete one sentence.
-The next ex.4. We repeat prepositions of
place. Look at the picture. Where is the
dog? (в учебнике опечатка в
местоимении he - it, поэтому учитель
дает образец на доске.) For example: It’s
in the box.
- Great! Well, look at our living room and
complete the sentences in Ex.5, p.18
Один ученик читает,
остальные его
слушают. Читают по
цепочке и затем
выполняют задание
самостоятельно.
Дают ответы.
- We use a/an in
singular
We use some in
affirmative plural
We use any in the
negative and
interrogative
sentences.
Каждый составляет
по одному
предложению.
1.There is a green
sofa in the living
room.
2. There are some
cushions on the sofa.
3.There is a fireplace.
Учащиеся по
аналогии с образцом
составляют
предложения.
Личностные:
самоопределение,
смыслообразование
Коммуникативные:
умение выражать
свои мысли.
использовать
лексику по
изученной ранее
тематике
Познавательные:
структурирование
знаний лексических
и грамматических
Регулятивные:
Умение оценивать
правильность
выполнения учебной
задачи
V. Работа с
текстом.
Чтение
поисковое
11 мин.
-The next ex. is 6a. We’ll read and listen
to the dialogue.
Делит учеников на группы (по три
человека). Просит учащихся
прочитать первые строчки диалога и
ответить на вопросы:
- Read the first three exchanges:
1 Where are Laura, Steve and John?
2 What are they about to do?
3 What is their relationship?
Делятся на группы и
отвечают на
вопросы.
1. Laura, Steve and
John are in their new
house.
2.They are about to
put the furniture in
place
3. Steve and Laura are
John’s parents.
Регулятивные:
прогнозирование,
контроль, коррекция
Познавательные:
извлечение
необходимой
информации,
структурирование
знаний
Коммуникативные:
умение выражать
18
Просит подумать и записать слова,
которые они ожидают услышать при
прослушивании.
- Think of six words you expect to hear.
Предлагает прочитать диалог по ролям
и выполнить задания (заменить
выделенные слова словами из диалога)–
(слайд 6)
Затем проверяет правильность (из
каждой группы по одному человеку).
- Let’s do ex.7b
- Read again and find phrases.(Слайд 7)
Учитель организует проверку учащихся
(из каждой группы спрашивает по
одному человеку)
- Look at the ex. 8. Imagine you are
moving house. In pairs look at the plan of
the bedroom. Make a list of the things you
want to put in it. Then in groups decide
what to put in it and where. Use dialogue
in ex.6 as a model.
(Приложение1)
Обучающиеся
записывают слова
(Например: sofa,
armchair, clock,
carpet, table,
furniture)
Читают диалог по
ролям.
Выполняют задания.
Читают
получившиеся
ответы.
1.
Steve
2.
The sofa
3.
The armchair
4.
The clock
5.
The carpet
Ищут фразы –
синонимы в диалоге.
1. Can you give me a
hand?
2. Quick
3. That’s great!
4. Calm down!
5. What else?
Учащиеся в группах
расставляют мебель
на карточках и
составляют мини –
диалоги. Например:
У1 – Oh! What a big
and nice bedroom!
У2 – Let’s put the
furniture in place.
У 3 – It’s a good idea.
Can I help you?
У2 – Sure.
У3 – Where do you
want a bed?
У1 – Let’s put it near
the window.
свои мысли в
соответствии с
задачами и
условиями
коммуникации.
VI.
Физкультмин
Зарядка для глаз. (Слайд 8)
Учитель произносит и показывает
Повторяют за
учителем и
19
утка
2 мин.
упражнения.
- Look at the window, look at the door,
Look at the ceiling, look at the floor.
одновременно
показывают
движения
VII.
Объяснение
домашнего
задания
2 мин
- Open your record book and write down
your homework. Your homework is ex. 10,
p. 19. Draw a plan of your living room /
bedroom and write a description of your
room. Present it to the class.
Записывают
домашнее задание.
VIII.
Рефлексия
10 мин.
Учитель предлагает учащимся вновь
обратиться к кластеру и дополнить его
новой информацией.
- Let`s return to our cluster and add
new information to it.
Проверяет дополненный кластер.
Учитель предлагает учащимся в парах
составить синквейн.
- I think now you can talk about "Rooms
and furniture». And our task is to
summarize everything we know about this
theme.
We have to make only 5 points:(Слайд 9)
1. What are we talking today about?
(1 word)
2.Give me 2 adjectives characterizing a
room.
3. Give me 3 verbs.
4. Give me a sentence describing a room
(only 4 words)
5. Give me only one word, a synonym
which will complete a cinquain.
Учитель предлагает подвести итоги
урока, оценить работу на уроке.
Учитель выставляет отметки.
- I’d like to thank you for good work at the
lesson.
Your marks are …
The lesson is over. See you later. Good
bye!
Обучающиеся
завершают работу
над
кластером.
Дополняют его
словом fireplace,
balcony
Обучающиеся
составляют
синквейн. Делают
выводы о том, чему
они научились за
урок.
Ученики прощаются.
- Goodbye! See you
soon!
Регулятивные:
саморегуляция,
выделение и
осознание того, что
уже усвоено и что
еще нужно усвоить,
осознание качества и
уровня усвоения
пройденного
материала.
-осуществлять
саморегуляцию и
самоконтроль;
-оценивать
правильность
выполнения учебной
задачи, возможности
ее решения.
Познавательные:
-осознанное
построение речевого
высказывания.
Коммуникативные:
-умение
сотрудничать со
сверстниками.
Предметные:
-умение правильно
использовать
лексические
единицы по теме.
20
Урок №2
Класс: 6
Предмет: Английский язык
Тема урока: «Давайте праздновать»
Дидактическая
цель
урока:
активизация
речемыслительной
деятельности
по
теме«Давайте праздновать», формирование благоприятных условий в рамках темы для
развития самостоятельно мыслящей личности.
Задачи урока:
Образовательные:
-способствовать
совершенствованию
навыков
устной
речи
на
основе
речевого
образца;
-создать условия для развития умения аудирования с извлечением запрашиваемой
информации.
Развивающие:
-развитие способности анализировать, обобщать, сравнивать, и систематизировать
полученную информацию;
-развитие интуитивных способностей.
Воспитательные:
-воспитание уважительного отношения к праздникам;
-формирование умения работать в коллективе, воспитание уважения к собеседнику.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах и группах.
Ресурсы:
-учебник Ю.Е. Ваулина, Д.Дули, О.Е. Подоляко, В.ЭвансSpotlight 6 класс;
-ноутбук, проектор, экран
Функции трех фаз технологии «развития критического мышления; формирование
коммуникативных УУД».
Ход урока.
№
Этап
урока
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.
Организац
ионный
момент.
Введение в
атмосферу
иноязычно
го
Проверяет готовность
учащихся к уроку,
приветствует
учащихся, спрашивает
о самочувствии,
создает атмосферу
иноязычного
Приветствуют учителя,
включаются в речевую
деятельность.
Регулятивные:
-осуществлять
саморегуляцию и
самоконтроль.
Коммуникативные:
-слушать и понимать
речь учителя.
21
общения.
общения.
Good morning boys and
girls! Howare you?
Вызов.
2.
Постановка
цели урока.
Активизирует
мыслеречевую
деятельность. Look at
the picture
Ex.1 p 48
What do you think we
are going to speak
about today? You are
right, our theme today
is «Holidays in Enlish-
speaking countries».
Match the activities to
the pictures.
Now in a chain like
way ask and answer
the questions
Делаютпредположенияоте
меисодержанииурока.
Сопоставляют картинки и
словосочетания.Затем
работают по цепочке
(задают вопросы и
отвечают на них)
Регулятивные:
-выделять и
осознавать то, что уже
усвоено и что еще
нужно усвоить.
Познавательные:
-осознанное и
произвольное
построение речевого
высказывания.
Предметные:
- умение использовать
в речи изученной
ранее тематической
лексики.
3.
Мотивация
учебной
деятельнос
ти.
Разбиваетучащихсяна
пары.Предлагаетсоста
вить
списокпраздниковРос
сии (мозговой штурм)
Make a list of
celebrations in Russia
in pairs.
Which of the activities
in Ex.1 do you do
during these
celebrations?
Учащиеся составляют
список праздников
Учащиеся отвечают на
вопросы используя фразы
из упр 1(а) стр 48
Регулятивные:
-осуществлять
саморегуляцию и
самоконтроль.
Коммуникативные:
-умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли
в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации.
Познавательные:
-осознанное и
произвольное
построение речевого
высказывания.
Предметные:
- умение использовать
в речи изученной
ранее тематической
лексики.
Осмысление.
4.
Активизац
ия знаний
по теме.
Present Continuous
Tense.
(слайд 4)
Sheisn’tmakingawreath.
Are you watching TV?
How do we form the
negative and
Учащиеся сами
формулируют правило
образования
вопросительных и
отрицательных
предложений в настоящем
продолженном времени
Регулятивные:
-оценивать
правильность
выполнения учебной
задачи, возможности
ее решения;
-выделять и
осознавать то, что уже
22
interrogative forms of
the Present Continuous
Tense?
Let’s play a game
(miming game)
Findexamplesinthedialo
gueinEx.3p 48
Просит учащихся
задать и ответить на
вопросы по картинке
затемописатькартинку
.
Ask and answer the
questionsin pairs about
the picture in Ex.8 p 49
Now describe the
picture
Учащиеся играют в игру
на закрепление
грамматического навыка
Учащиеся находят
примеры в диалоге.
Учащиеся задают и
отвечают на вопросы в
парах.
Несколько учащихся
описывают картинку
.
усвоено и что еще
нужно усвоить.
Коммуникативные:
- планировать учебное
сотрудничество с
учителем и
одноклассниками.
Познавательные:
-осознанное и
произвольное
построение речевого
высказывания.
Предметные:
- умение использовать
в речи изученной
ранее тематической
лексики
5.
Работа с
текстом.
Просит учащихся
самостоятельно
зачитать первые и
последние фразы из
диалога
ArePeteandTessinthesa
meplace? What do you
think is happening at
the party?
Listen, read and check.
Explain the words in
bold.
Просит учащихся
прочитать диалог по
ролям
Let’sreadthedialogue.
Now read the dialogue
in chorus.
Знакомит учащихся с
фразами –(обмен
мнениями)
Учащиеся отвечают на
вопрос и прогнозируют
то, что происходит на
вечеринке, затем слушают
диалог из учебника у 3(а)
стр 48.
Учащиеся читают диалог
по ролям.
Затем хором читают
диалог в сопровождении
аудиозаписи.
Учащиеся читают фразы
за учителем и переводят
их.
Регулятивные:
-осуществлять
саморегуляцию и
самоконтроль.
Коммуникативные:
-умение сотрудничать
со сверстниками.
Познавательные:
-осознанное и
произвольное
построение речевого
высказывания.
Предметные:
- умение использовать
в речи изученной
ранее тематической
лексики.
23
Let’s read and translate
the phrases Ex. 6 p 49.
Предлагает учащимся
составить диалог о
музыке, еде, одежде,
занятиях гостей,
используя фразы
You are to make a
dialogue using these
phrases. Ask about
music, food, costumes,
activities, guests Ex 6 p
49
Разыгрывают мини-
диалоги.
6.
Физкультм
инутка.
Включает
аудиозапись песенки-
разминки.
Исполняет песню вместе
и выполняют
соответствующие
движения.
Рефлексия.
7.
Обобщение
пройденног
о
материала.
To finish our lesson, I
suggest that you should
make up a cinquain.
Let’s revise the rules of
acinquain
1word (a subject or a
noun)
2 words (adjectives)
that describe word 1
3 words (action verbs)
that relate to word 1
4 words (feelings or a
complete sentence) that
relates to word 1
1 word (a synonym of
line 1 or a word that
sums it up)
Here is the
example
Music
fantastic, romantic,
like, listen, dance
It wakes up in the
Выполняют задание
учителя и представляют
всему классу.
Регулятивные:
-осуществлять
саморегуляцию и
самоконтроль;
-оценивать
правильность
выполнения учебной
задачи, возможности
ее решения.
Познавательные:
-осознанное
построение речевого
высказывания.
Коммуникативные:
-умение сотрудничать
со сверстниками.
Предметные:
-умение правильно
использовать
лексические единицы
по теме.
24
morning
Melody
Work in pairs and then
present them, please.
8.
Обсуждени
е урока.
Просит учащихся
высказать свое
мнение об этапах
урока, указать на
возникшие трудности,
подводит итоги урока,
дает оценку работы
учеников на уроке,
стимулирует
дальнейшую работу
What have you learnt
today?
What did you like most
today?
What was the most
difficult?
What was the easiest?
Высказывают свое мнение
о ходе урока и отвечают
на вопросы учителя.
Личностные:
-умение
устанавливать связь
между целью
деятельности и ее
результатом.
Регулятивные:
-совместно с учителем
и одноклассниками
давать оценку
деятельности на
уроке;
-выделять и
осознавать то, что уже
усвоено и что нужно
еще усвоить.
Познавательные:
-осознанное и
произвольное
построение речевого
высказывания.
Коммуникативные:
-умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли.
9.
Информац
ия о
домашнем
задании.
Задает домашнее
задание WBp.30
S.BEx 8 p 49 (описать
картинку)
Записывают домашнее
задание.
Разработаны упражнения
№1 Word Race
Это
упражнение
направлено
на
повторение
лексики
и
лучше
всего
работает с подростками. Учащиеся объединяются в несколько групп. На
доске выделяем место для каждой из них.
Что развивает? Развитие устной речи на иностранном языке, быстроты
реакции.
Для игры понадобятся: мел доска
25
Задание: Шаг 1. Ученики делятся на две команды. Доска делится на две
половинки, в центре записываем тему состязания.
Шаг 2. Ученики пишут на доске слова. Заранее устанавливаем лимит
времени, например 2-3 минуты. Нужно написать как можно больше слов на
конкретную тематику (спорт, окружающая среда, музыка). Участники по
очереди выходят к доске и записывают слова. Они могут подсказывать друг
другу,
но
у
доски
находится
только
один.
Для
каждого
раунда
новая
категория. После того, как все участники побывали у доски, время считать
баллы: за уникальное слово максимальное количество баллов, а за слово,
которое написали все команды – один балл. Победитель- команда, набравшее
больше очков. Важно помнить! Играть можно на любом иностранном языке.
Если
слово
написано
с
ошибкой,
балл
не
начисляется
№2 Tic/Tac/Toe
Правила игры основываются на классической игре «крестики-нолики»
Две команды: «крестики» и «нолики»
Поле
состоит
из
9
ячеек
с
разными
названиями,
под
которыми
скрываются определенные задания. Та команда, которая выполняет быстрее
и
правильнее
задание,
закрывает
ячейку
игрового
поля
своим
знаком
«крестиком» или «ноликом».
Побеждает та команда, которая закроет три ячейки игрового поля, как и
в классической игре. (По вертикали, по горизонтали или наискось)
Названия ячеек игрового поля и задания.
1. “Puzzle”
Командам даны картинки, состоящие из большого количества частей
«пазлы» задача команд собрать пазлы и угадать, что там изображено. Та
команда, которая справится быстрее, побеждает.
2. “Proverbs”
Командам даны пословицы на английском языке. Задача команд найти
русский эквивалент. Та команда, которая справится быстрее, побеждает.
26
3. “Crocodile”
От
каждой
команды
участвует
по
три
человека.
Каждый
участник
выбирает
карточку
со
словом
и
объясняет
это
слово
без
слов.
Если
отгадывает команда соперников, то они получают 1 балл, если отгадывает
своя команда, она получает 2 балла. Побеждает та команда, у которой будет
больше всего баллов.
4. “Where’s your Logic”
На
доске
две-три
картинки,
нужно
логически
догадаться,
что
их
объединяет.
Та
команда,
которая
даст
больше
правильных
ответов,
побеждает.
5. “Word Building”
Командам дано одно большое слово из которого, в течении минуты
командам нужно составить другие слова. Важно, если в слове какая-то буква
в одном экземпляре, то и использовать ее в каждом следующем слове можно
один раз. Та команда, которая больше составит слов, побеждает.
6. “Say in another Way”
От
каждой
команды
участвует
по
три
человека.
Каждый
участник
выбирает карточку со словом и объясняет это слово, используя синонимы, но
нельзя использовать те слова, что дополнительно даны в карточке. Если
отгадывает команда соперников, то они получают 1 балл, если отгадывает
своя команда, она получает 2 балла. Побеждает та команда, у которой будет
больше всего баллов.
7. “The Odd Man Out”
На доске размещается ряд картинок, нужно догадаться какая из них
лишняя, а так же объяснить почему. Та команда, которая больше всего
догадается и объяснит, побеждает.
8. “Act Out”
Командам дан диалог, фразы которого нужно расставить по порядку и
разыграть его. Та команда, которая сделает это быстрее, побеждает.
9. “Black Box”
27
В черном ящике лежит предмет. Для каждой команды свой предмет.
Командам можно задать пять вопросов, на которые ведущий может ответить
или да, или нет. После этого команде нужно дать свой вариант ответа, что
находится в черном ящике. Та команда, которая отгадает или сделает это,
задав меньшее количество вопросов, побеждает.
10. (дополнительный раунд) “Crossword” Кроссворд размещен на доске,
та команда, которая отгадает больше слов, побеждает в раунде.
28
2.2. Анализ проведения групповой работы на уроках иностранного
языка.
Перед
началом
экспериментальной
работы
для
выявления
уровня
психологической готовности учащихся к работе в группах использовалось
анкетирование состоящих из 5 вопросов, требующих однозначного ответа
(да/нет)
1. Интересно ли будет учиться, если на уроке некоторые задания ты
будешь выполнять не один, а с кем-либо из одноклассников?
2. Можно ли научиться уча других?
3. Будут ли тебя интересовать успехи твоих одноклассников?
4. Будешь ли ты помогать товарищам по группе?
5. Сможешь ли ты брать ответственность за успехи или неудачи своих
товарищей?
В анкетировании приняли участие учащиеся 6А и 6Б класса.
Количество учащихся:
6А – 14, приняли участие – 14
6Б – 16, приняли участие – 15
6а
6б
вопросы
да
нет
вопросы
да
нет
1 вопрос
12
2
1 вопрос
14
1
2 вопрос
10
4
2 вопрос
12
3
3 вопрос
11
3
3 вопрос
13
2
4 вопрос
13
1
4 вопрос
13
2
5 вопрос
9
5
5 вопрос
12
3
ответ
70/55
70/15
ответ
75/64
75/11
29
При обработке данных подсчитала ответы учащихся, которые дали мне
полную картину отношения к совместной деятельности учащихся данной
группы.
Мною был проведен эксперимент среди учащихся 6«А» и 6«Б» класса.
Участники
эксперимента
обучаются
по
УМК
«Spotlight»,
который,
не
содержит
групповые
формы
работы
в
достаточной
степени
для
формирования универсальных учебных действий. Работа длилась в течение 4
недель и состояла из трех последовательных этапов. В исследовании приняли
участие 29 учащихся.
Этапы экспериментальной работы:
I
этап
―
констатирующий
(1
неделя),
на
котором
была
проведена
входная диагностика на уровень знания английского языка;
II
этап
―
формирующий
(2-3
неделя).
Этот
этап
включал
в
себя
апробацию. Контрольная группа - 6а, в классе было проведено 2 урока
содержащие групповые формы работы. Экспериментальная группа - 6б, в
классе было проведено 2 урока содержащие групповые формы работы и 2
задания на групповые работы вне учебной программы.
III этап ― контрольный (4 неделя). В ходе этого этапа была проведена
итоговая
диагностика
у
учащихся
экспериментального
и
контрольного
классов.
Также
на
этом
этапе
были
проанализированы
результаты
диагностики, рефлексии учащихся и обобщены результаты.
0
10
20
30
40
50
60
70
6а
6б
да
нет
30
Успешная коллективная работа требует не только тщательного отбора
материала
и
подготовки,
учета
принципов
групповой
работы,
но
также
постоянной
рефлексии
и
оценивания.
Когда
дело
касается
оценивания,
учитель
сталкивается
с
проблемой―
что
оценивать:
итоговый
продукт
взаимодействия или процесс взаимодействия. Современные исследователи
сходятся на мнении о том, что учителю необходимо оценивать и то и другое,
поскольку и конечный продукт и сам процесс коллективного взаимодействия
играют значительную роль [Сарсенова 2017; Климонова 2008; Brown 2001;
Thornbury
2005;
Harmer
2007].
В
дополнение,
Д.
Браун
и
С.
Торнбэри
отмечают,
что
не
за
каждую
коллективную
работу
необходимо
ставить
оценку [Brown 2001; Thornbury 2005].
Э. А. Сарсенова, Д. Хармер и Д. Браун предлагают разработать рубрики
оценивания, включающие оценку не только владение языковыми средствами,
но
также
оценку
коммуникативных
умений,
например,
умение
бесконфликтно
решать
разногласия,
умение
взаимодействовать
в
группе,
умение следовать принципам общения и.т.д. [Сарсенова 2017; Brown 2001;
Harmer 2007]. Э. А. Сарсенова рекомендует включить в итоговую оценку:
самооценивание
работы
в
команде,
предполагающее
оценку
значимости
вклада,
который
они
внесли
в
коллективный
продукт;
индивидуальное
оценивание, например, проверочные листы или самостоятельные работы;
взаимооценивание значимости вклада каждого члена группы для достижения
поставленной цели [Сарсенова 2017: 587].
На первом этапе были выбраны методики оценки в процессе групповой
работы: методика наблюдения (А. А. Кудряшова) и методика «Ковер» (Р.
Овчарова) [Кудряшова 2016; Цит. по Асмолов 2010]. Рассмотрим методики
подробнее.
Методика
«Ковер»,
предложенная
Р.
Овчаровой
[Цит.
по
Асмолов
2010:
84].
Описание
задания:
учащимся
предлагается
общими
усилиями создать иллюстрацию к изучаемой теме в мини-группе.
Критерии оценивания:
31
― продуктивность совместной деятельности оценивается по степени
реализации замысла — создание осмысленной общей иллюстрации;
― умение учащихся договариваться, приходить к общему решению,
убеждать друг друга, аргументировать свои предложения и т. д.;
― взаимопомощь в процессе создания продукта [Там же: 84].
Показатели уровня выполнения задания:
Низкий
уровень
—
конечный
продукт
не
имеет
общего
замысла,
учащиеся не пытаются договориться друг с другом или не могут прийти к
согласию;
Средний уровень — иллюстрация имеет как черты общего замысла, так
и автономные или противоречащие друг другу элементы; не все спорные
моменты преодолены;
Высокий уровень — конечный продукт представляет собой целостное
изображение;
учащиеся
активно
обсуждают
возможные
варианты
иллюстрирования
темы,
приходят
к
согласию
или
компромиссу
относительно
общей
идеи,
контролируют
и
корректируют
действия
партнеров в процессе совместного создания продукта [Там же: 85].
Методика наблюдения, разработанная А. А. Кудряшовой [Кудряшова
2016: 116]. «Во время наблюдения за групповым общением обучающихся
учитель
в
диагностическом
листе
отмечает
знаком
«+/-»
утверждения,
присущие каждому ученику:
1. с полнотой и точностью выражает мысли в соответствии с задачей
общения;
2.
умеет
с
помощью
вопросов
получать
необходимые
сведения
от
партнера по общению;
3. умеет управлять партнером по общению (контролирует и оценивает
его действия);
4. умеет планировать взаимодействие (определяет его цель и способы),
учитывает интересы, позицию собеседника при общении;
5. преобладает монологическая речь в общении;
32
6. «не слышит» собеседника, имеет значение только своя точка зрения»
[Там же: 116].
Обработка
результатов:
за
каждый
«+»
на
утверждения
№1-4
и
на
каждое
«-»
утверждение
№5-6
начисляется
по
1
баллу
(6
баллов
максимально) [Там же: 117].
На
основе
двух
методик
был
разработан
диагностический
инструментарий
для
определения
уровня
обучающихся,
а
также
дана
характеристика
показателям
для
каждого
уровня
сформированности.
Результаты представлены в таблице .
Уровень
Характеристика
Способ
проверки
Высокий
Ученик:
― с полнотой и точностью выражает
мысли на иностранном языке в
соответствии с задачей общения;
― умеет задавать уточняющие вопросы
при необходимости дополнительной
информации;
― умеет контролировать, корректировать
и оценивать действия партнеров;
― учитывает разные точки зрения;
― умеет аргументировать свое мнение,
убеждать;
― проявляет уважение к партнерам и
выражает готовность оказывать им
помощь
1.
Учащиеся
в
минигруппе
создают
иллюстрацию
по
теме: «What can I do
to
help
our
environment».
2.
Учащиеся
в
минигруппах
работают
над
созданием
проекта
по
теме:
«My
adventurein…».
Их
задача:
прийти
к
общему
мнению
по
помощи
окружающей
среде,
описать
его
и
Средний
― преодолевает не все спорные моменты;
― не всегда может прийти к согласию;
33
― понимает смысл высказываний
партнеров, но испытывает трудности в
оформлении и выражении своей мысли на
иностранном языке;
― испытывает затруднения при контроле,
коррекции и оценке действий партнеров
по общению;
― иногда учитывает интересы и позиции
партнеров;
― редко задает уточняющие вопросы при
добывании недостающей информации;
выделить
преимущества
и
недостатки.
Учитель
наблюдает
за
процессом
группового
общения
и
отмечает
знаком
«+/-»
утверждения,
присущие
каждому
ученику по методике
А. А. Кудряшовой.
Низкий
― не пытается договориться или прийти к
согласию, настаивая на своем;
― не идет на контакт (молчит/ агрессивен
и т. д.);
― не может оформить и выразить свою
мысль на иностранном языке в
соответствии с задачей общения;
― не умеет контролировать и оценивать
действия партнеров по общению;
― не проявляет уважение к партнерам и
не выражает готовность оказывать им
помощь.
Используя
данный
диагностический
инструментарий,
мною
было
проведено предэкспериментальный срез, на уровень владения английским
языком учащихся 6 «А» и 6 «Б», результаты представлены в таблицах.
Результаты предэкспериментального среза у учащихся 6 «А»,
контрольного класса ( количество учащихся 14)
34
Уровень
сформированности
Количество учащихся
Процентное
соотношение, %
низкий
7
50%
средний
5
36%
высокий
2
14%
Результаты предэкспериментального среза у учащихся 6 «Б»,
экспериментального класса (количество учащихся 15)
Уровень
сформированности
Количество учащихся
Процентное
соотношение, %
низкий
8
53%
средний
4
27%
высокий
3
20%
Проведенная диагностика показала преобладание среднего и низкого
уровней,
что
свидетельствуют
о
том,
что
процесс
групповой
работы
протекает недостаточно эффективно.
Представляю
результаты
экспериментальной
работы,
основное
назначение
которой
доказать
эффективность
представленный
уроков
и
упражнений. Итак, на контрольном этапе опытной работы была проведена
повторная
диагностика
экспериментальной
и
контрольной
группы
с
использованием разработанного диагностического инструментария, однако с
отличными от предыдущих темами. В процессе экспериментальной работы
обучение учащихся контрольного класса ― 6 «А» велось по стандартной
программе без применения разработанных упражнений, в то время как в
экспериментальном
класса
―
6
«Б»
в
учебном
процессе
активно
применялись групповые формы работы.
Результаты экспериментального среза у учащихся 6 «А»,
контрольного класса ( количество учащихся 14)
35
Уровень
сформированности
Количество учащихся
Процентное
соотношение, %
низкий
5
36%
средний
6
43%
высокий
3
21%
Результаты экспериментального среза у учащихся 6 «Б»,
контрольного класса ( количество учащихся 15)
Уровень
сформированности
Количество учащихся
Процентное
соотношение, %
низкий
1
7%
средний
3
20%
высокий
11
73%
В
контрольной
группе
результаты
наблюдается
изменения
но
небольшие,
в
то
время
как
экспериментальной
группе
высокий
уровень
показателей на 53%, средний уровень увеличился на 7% и низкий уровень
изменился на 46%. Сравнительные данные входной и итоговой диагностики
экспериментальной группы представлены в диаграмме.
Сравнительные
данные
входной
и
итоговой
диагностики
экспериментальной группы представлены в диаграмме.
36
6«А» класс – контрольная группа
6 «Б» класс – экспериментальная группа
Таким образом, сравнительный анализ данных предэкспериментального
и итогового среза позволил сделать вывод о положительной динамике у
учащихся контрольного и экспериментального класса. В классах 6 «А» и 6
«Б»
проводились
групповые
работы.
Но,
положительную
динамику
мы
наблюдаем
больше
у
экспериментального
класса
где
проводились
дополнительные
групповые
упражнения
для
развития
универсальных
учебных действий.
0
10
20
30
40
50
итоговая диагностика
входная диагностика
низкий
средний
высокий
0
20
40
60
80
Итоговая диагностика
Входная диагностика
низкий
средний
высокий
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая в группах, у ребят появляется ответственность за порученное
дело, возникает чувство взаимопомощи. Школьники учатся аргументировать
свою точку зрения, логично строить
высказывания. Постепенно исчезает
боязнь говорить у ребят, которые ранее испытывали робость, неуверенность
в
себе,
застенчивость.
А
главное
–
групповая
работа
учит
школьников
самостоятельности в обучении.
Это
относительно
новая
форма
работы
на
уроке,
и
она
позволяет
разнообразить
урок.
Групповая
работа
может
представлять
из
себя
параллельную работу нескольких групп в классе, либо их последовательную
работу.
Чем
хороша
такая
работа?
Во-первых,
вы
экономите
время,
во-
вторых,
она
интересна
для
детей
и
особенно
для
подростков,
которым
интересно пообщаться с теми из их одноклассников, с которыми они до сих
пор мало общались, в-третьих, в ней участвуют все дети, в-третьих, этим
можно подружить класс.
Групповую работу можно очень эффективно использовать и в отработке
грамматических навыков.
И,
наконец,
работа
группами
очень
интересна
детям
при
освоении
навыков говорения. Но, как и в любом деле, групповой работой не стоит
злоупотреблять.
Лучше
применять
ее
в
меру,
и
там,
где
она
наиболее
эффективна.
Потенциал групповой работы для увеличения количества возможностей
языковой практики, для улучшения качества речи, для индивидуализации
обучения, для создания положительного аффективного климата в классе и
для повышения мотивации учащихся.
38
Список литературы:
1. H. Q. Mitchell Smart Junior 5 (аудио курс на 2 CD) / H. Q. Mitchell. - М.:
MM Publications, 2022. - 831 c.
2.
Ваулина
Ю.Е.
Английский
язык
6
класс:
учеб.
для
общеобразовательных учреждений/ Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко,
В. Эванс. – М: Просвещение, 2016. – 164с.
3.
В.Н.
Щербакова
Калейдоскоп
школьных
дел:
Методические
разработки:
Выпуск
1
Изд.
2-е,
перераб.,
испр.
/
В.Н.
Щербакова,
Н.Н.
Солдатенкова. - Москва: Машиностроение, 2020. - 80 c.
4.
Воронцов
А.Б.,
Цукерман
Г.А.
Рекомендации
по
организации
перехода
ребенка
от
одной
ступени
к
другой:
из
начальной
школы
в
основную.
Материалы
для
слушателей
курсов.
-
М.:
ЦПРО
«Развитие
личности», 2001. - 48 с.
5. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эль-
конина
-
В.В.
Давыдова.
Из
опыта
работы
ЭУК
«Школа
развития»
(подразделения школы № 1133 г. Москвы) / А.Б. Воронцов - М.: ЦПРО
«Развитие личности», 1998. - 360 с.
6.
Воронцов
А.Б.
Реализация
новых
образовательных
стандартов
в
начальной
школе
средствами
системы
Д.Б.
Эльконина
-
В.В.
Давыдова.
Пособие для учителя 1 класса / под ред. А.Б. Воронцова.
- М.: ОИРО,
Издательство «Вита-Пресс», 2010. - 168 с.
7. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам
– М.: АРКТИ. 2000. – 192с.
8. Гальскова
Н.Д.
Теория
обучения
иностранным
языкам:
Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Академия,
2004. – 336с.
9. Колесникова И.Л. Англо-русский терминологический справочник по
методике преподавания иностранных языков. - М.: ДРОФА, 2008. - 432с.
39
10. Ксензова Г.Ю. Перспективные образовательные технологии. - М.:
Педагогическое сообщество России, 2014. - 224с
11. Мои первые 1000 английских слов с героями Диснея. - М.: Астрель,
2017. - 923 c.
12. Пассов Е.И. Урок иностранного языка. - М.: Глосса-Пресс, 2010. –
640с.
13. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и
педагогических
колледжей
/
Под
ред.
П.И.
Пидкасистого.
-
М:
Педагогическое общество России, 1998. - С. 347-350.
14. Раннее обучение английскому языку: теория и практика. Сборник
научно – методических статей / под. ред. Н.А. Малкина. – СПб.: Детство –
Пресс, 2010. – 112с.
15.
Решетникова,
Е.Б.
Как
я
поддерживаю
интерес
школьников
к
английскому языку//Иностранные языки в школе. - 2003. - №2.- С.51
16.
Сравни
и
узнай.
Противоположности
на
русском
и
английском
языках (набор из 22 карточек). - М.: Искатель, 2021. - 22 c.
17. Танцоров С.П. Групповая форма работы в развивающем обучении /
С.П. Танцоров. - Рига: Педагогический центр «Эксперимен», 1997. - 32 с.
18. Технологии универсальных учебных действий учащихся в урочной и
внеурочной
деятельности:
учебно-методическое
пособие
/
под.
ред.
С.С.
Татарченковой. – СПб: КАРО, 2014 – 111с.
19. Т.В. Пукина Занимательный английский. 5-11 классы / Т.В. Пукина. -
М.: Учитель, 2017. - 96 c.
20. Чиханова О.В. Групповая форма организации урока введения нового
знания / О.В. Чиханова // Начальная школа плюс До и После. - 2003. - № 2. -
С. 36.