Напоминание

"ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРИ НАРУШЕНИЯХ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ"


Автор: София Львовна Границкая
Должность: Студент
Учебное заведение: ГБОУ ВО РК "Крымский инженерно педагогический университет им Февзи Якубова"
Населённый пункт: Симферополь
Наименование материала: статья
Тема: "ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРИ НАРУШЕНИЯХ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ"
Раздел: полное образование





Назад




Бекирова М.И, преподаватель

Границкая С.Л., студентка 2 курса

кафедра специального-дефектологического образования

ГБОУВО «Крымский инженерно-педагогический университет

имени Февзи Якубова»

sofia

.

granitska

15@

inbox

.

ru

г.Симферополь, Республика Крым

Особенности коррекционной работы при нарушениях слоговой структуры

слова у детей с моторной алалией.

Features of correctional work for violations of the syllabic structure of the word

in children with motor alalia

Аннотация. В статье рассмотрена коррекционная работа по формированию

слоговой структуры слова у детей с моторной алалией.

Наиболее точные

исследования особенностей развития слоговой структуры слова у детей с

моторной алалии затрагивали конец XIX и на XX веков. Было разработано

множество теорий образования слогов. Алалия – системное недоразвитие

речевой деятельности. К 3-м годам у ребенка появляются все основные звуки

родного языка. Именно к этому времени ребенок способен воспроизводить

слоговую

структуру

любой

степени

сложности.

Алалия

наступает

во

внутриутробном или раннем периоде развития ребенка, до формирования речи

(до 1–2 лет). Под «моторной алалией» понимается языковое расстройство,

которое характеризуется нарушением усвоения языковых единиц и правил их

функционирования. Выделяется следующий ряд особенностей нарушения

слоговой структуры слов: сокращение согласных при стечении; сокращение

числа слогов в слове; трудности в переключении с одного слога на другой;

уподобление слогов друг другу; стереотипное повторение слогов. Содержание

коррекционной работы имеет определенную специфику, которая в свою очередь

строится на определенных подходах.

Ключевые слова: логопедия, моторная алалия, слог, слоговая структура

слова, органическое поражение, нарушения слоговой структуры слова

Annotation. The article considers the correctional work on the formation of the

syllabic structure of the word in children with motor alalia. The most accurate studies

of the features of the development of the syllabic structure of the word in children

with motor alalia affected the end of the XIX and XX centuries. Many theories of

syllable formation have been developed. Alalia is a systemic underdevelopment of

speech activity. By the age of 3, the child has all the basic sounds of his native

language. It is by this time that the child is able to reproduce the syllabic structure of

any degree of complexity. Alalia occurs in the prenatal or early period of the child's

development, before the formation of speech (up to 1-2 years). "Motor alalia" refers

to a language disorder characterized by a violation of the assimilation of language

units and the rules of their functioning. The following number of features of the

violation of the syllabic structure of words are highlighted: reduction of consonants at

the confluence; reduction of the number of syllables in a word; difficulties in

switching from one syllable to another; assimilation of syllables to each other;

stereotypical repetition of syllables. The content of correctional work has certain

specifics, which in turn is based on certain approaches.

Keywords: speech therapy, motor alalia, syllable, syllabic structure of the word,

organic lesion, violations of the syllabic structure of the word

Как говорится, речь это самая незаменимая вещь в нашей жизни. Именно

благодаря нашей речи, мы можем выражать собственные мысли и чувства,

общаться друг с другом, доносить свои чувства и мнение до собеседника. Звуки

речи при нормальном развитии начинают формироваться еще на первом году

жизни. В основном приблизительно к 3-м годам, при правильном подходе в

воспитании и обучении, у ребенка появляются все основные звуки родного

языка, именно к этому времени ребенок способен воспроизводить слоговую

структуру любой степени сложности.

Основным предпосылкам для формирования правильной речи: сохранное

функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, а также наличие

полноценной окружающей речевой среды. В процессе речевого развития

формируются высшие психические формы познавательной деятельности,

способность к понятийному мышлению.

Наибольшее количество речевых

нарушений выявляется именно при поступлении в детское дошкольное

образовательное

учреждение,

наиболее

распространенными

речевыми

нарушениями является: ЗРР, дислалия, заикание, ТНР.

Нередко у детей

встречается такое нарушение как «алалия». Алалия является одним из наиболее

тяжелых

дефектов

речи,

при

котором

речь

самостоятельно

и

без

логопедической помощи не формируется.

Т.Б. Филичева

как и другие исследователи изучала механизмы

проявления алалии. Также она одна из первых ученых кто дал определение

термину «алалия». Алалия, по мнению Т.Б. Филичевой, – это отсутствие или

системное недоразвитие речевой, языковой и речемыслительной деятельности

вследствие

органического

поражения

структур

головного

мозга

во

внутриутробном

или

раннем

(доречевом)

периоде

развития

ребенка

с

нормальным слухом и интеллектом [2, с.115].

Под «моторной алалией» понимается языковое расстройство, которое

характеризуется

нарушением

усвоения

языковых

единиц

и

правил

их

функционирования,

что

проявляется

в

невозможности

грамматических,

лексических и фонематических операций при относительной сохранности

смысловых и артикуляционных операций. Большинству детей с моторной

алалией доступно понимание и выполнение только простых одноступенчатых

инструкций, сопровождаемых жестом, а многоступенчатые инструкции дети не

выполняют, теряются и отказываются от действий.

Для моторной алалии специфично нарушение всех подсистем языка:

синтаксической, морфологической, лексической и фонематической. Специфика

моторной алалии заключается в своеобразных проявлениях: наличием в речи

аграмматизмов, расстройством поиска слов, трудностями выбора фонем и

установления порядка их следования, нарушениями слоговой структуры слов

[1, с.105].

Отмечаются типичные особенности нарушения слоговой структуры у

детей: элизии (сокращения, пропуск слогов) («апельсин – писин, телевизор –

тизий, капуста – пута»); итерации (увеличение числа слогов за счет добавления

слогообразуемой

гласной)

(«чемодан

чиманадан,

трава

-

тарава»);

антиципации (уподобление одного слога другому) («автомат – татамат),

отдельные перестановки слогов и звуков («малоток – маталок, тамалок»);

сокращение стечений согласных звуков («шкаф – каф, бант – бат»); искажения

многосложного

слогового

состава

незнакомого

слова

(«магнитофон

-

мигифон», папоротник - папиик)

Необходимо акцентировать внимание ребенка на одном и том же слове, в

котором каждый раз проявляются нарушения. Если ребенок переставляет слоги

во многих словах, даже простых, (например, произносит «онга» вместо нога,

«каада» вместо карандаш) возрастает необходимость заниматься с ребенком

именно по преодолению этого нарушения.

Искажение слоговой структуры очень тесно связано с патологией

становления и функционирования всех компонентов языковой системы –

фонетики, лексики и грамматики. Вследствие искажения слоговой структуры у

детей, нарушается и функции общения не только со взрослыми, но и со

сверстниками, хуже усваивается звуковой анализ, что в дальнейшем оказывает

негативное влияние на развитие грамоты.

Работа по устранению слоговой структуры слова - это процесс, который

включает в себя использование различных методов в логопедическом и

нейропсихологическом подходах. Коррекционная работа по исправлению

нарушений слоговой структуры слова у детей включает 3 этапа.

Первый этап - подготовительный, нацелен на подготовку ребенка к

освоению ритмической структуры слов. В рамках этого этапа проводится

работа с невербальным и вербальным материалом.

Второй этап - основной, нацелен на непосредственную коррекцию

дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка. Работа ведется

только с вербальным материалом.

Третий этап - заключительный, нацелен на отработку слоговой структуры

слов на материале чистоговорок, потешек, прибауток, стихов. Структура

многих пословиц, поговорок, прибауток, потешек, загадок, скороговорок

способствует к формированию у детей ярких интерсенсорных образов,

оживляет пучки разномодальных ассоциаций.

Один из таких методов - это использование образовательных и игровых

техник. Эти методы помогают воздействовать на сенсомоторные компоненты

речевой системы и формировать серийную организацию движений и действий.

Другой важный аспект работы по устранению слоговой структуры слова -

это развитие пространственных представлений, а также формирование и

развитие концентрации внимания, слухового восприятия и воспроизведения

ритма

являются

важными

аспектами

работы

по

устранению

слоговой

структуры слова.

Библиографический список:

1.

Емельянова И.Д., Маркова С.В. Развитие речи в условиях дизонтогенеза:

учебное пособие. – Елец: ФГБОУ ВО «Елецкий государственный

университет им. И.А. Бунина», 2019. – 182 с.

2.

Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов

пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева,

Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.



В раздел образования