Учите детей правильно произносить и различать звуки
Автор: Спрыгина Наталия Георгиевна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 11" Населённый пункт: Энгельс Наименование материала: Статья Тема: Учите детей правильно произносить и различать звуки Раздел: дошкольное образование
У многих детей к 5 годам не сформирована как звуковая, так и
смысловая сторона речи. Это отрицательно сказывается на овладении
различными навыками и умениями.
Наиболее
распространенными
у
детей
дошкольного
возраста
являются фонетико-фонематические недостатки.
При
нормальном
развитии
речи
формирование
ее
звуковой
стороны происходит в двух взаимосвязанных направлениях: усвоение
артикуляции звуков (движений и позиций органов речи, требуемых
для произношения) и системы признаков звуков, необходимых для их
различения. Дифференциация звуков речи как при восприятии, так и
п р и
п р о и з н о ш е н и и
п р о и сход и т
н а
о с н о ве
в ы д е л е н и я
опознавательных признаков и отличия их от несущественных, не
имеющих фонематического значения.
Дети с недостатками речи испытывают значительные затруднения
при
восприятии
на
слух
близких
звуков,
определении
из
акустического
и
артикуляционного
сходства
и
различия,
не
учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах.
Затруднения
в
выработке
звуковой
дифференциации
чаще
проявляются либо в замене одного звука другим, либо в смешении
звуков.
Замены
и
смешения
звуков
наблюдаются
внутри
определенных фонетических групп. Все это усложняет формирование
устойчивых представлений о звуковом составе слова. Если детям
своевременно
не
оказать
помощь,
то
они
не
смогут
полноценно
овладеть грамотой, а в дальнейшем и письменной речью.
Далее
приводятся
примеры
игр,
которые
способствуют
формированию фонетико-фонематических процессов, предпосылок к
овладению навыками чтения и письма (различение оппозиционных
звуков, звукобуквенный анализ и синтез). Все игры способствуют
развитию
мыслительных
операций
(анализа,
синтеза,
обобщения,
классификации),
устойчивости
и
концентрации
внимания,
целенаправленности деятельности, а также обогащению словарного
запаса,
развитию
связной
речи
и
коммуникативных
умений
(рассуждения и доказательства в процессе выполнения заданий).
Назови картинки, в названии которых есть звук Р.
Покажи, где коза, а где коса (лук – люк, крыса – крыша, лак
– рак).
Помоги Вале и Фоме разобрать свои вещи. У Вали
предметы, в названии которых есть звук В, а у Фомы
предметы, в названии которых есть звук Ф.
Определи
сколько звуков в слове кот
(мак, муха, бант и т.п.)