Автор: Зайнагабдинова Разина Фаритовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад №25 "Ромашка"
Населённый пункт: Нефеюганск
Наименование материала: Сенсорные игры в младшей группе
Тема: "Сенсорные игры в младшей группе"
Раздел: дошкольное образование
ПРОЕКТ «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
Актуальность проекта:
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования
представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение
в пространстве, а также запахе и вкусе. Успешность умственного, физического, здорового
развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от
того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир. Значение сенсорного
воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития,
развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой
для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть
новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение
сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на
расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой,
моторной, образной и др. видов памяти. Огромную роль в развитие сенсорных
способностей детей младшего возраста отводится дидактической игре, так как ребенок
практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют
функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.
Продолжительность проекта: в течение года
Тип проекта: познавательно – игровой.
Участники проекта: дети группы, воспитатели, родители.
Постановка проблемы:
Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе
показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в
основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла
необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение
сенсорной культуры детей младшего возраста.
Целью моей работы является - формирование сенсорной культуры у детей дошкольного
возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме,
величине предметов, расположении в пространстве, запахе, вкусе, звуках и т. д.)
Задачи:
Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-
игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете,
величине, форме, количестве).
Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения
целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной
задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и
т. д.).
Сенсорное воспитание осуществляю через разные формы работы:
- образовательную деятельность;
- игры – экспериментирования;
- художественное творчество;
- наблюдение;
Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу,
проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.
В ходе реализации своей работы я разработала подборку дидактических игр:
- Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:
- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета
Новизна.
Новизна заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно
осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.
Научная новизна состоит в том, что рассмотрен целостный педагогический процесс
сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста через использование
дидактических игр.
Ожидаемые результаты:
Решение поставленных задач обеспечат достижение цели:
1. Систематизацию материала по развитию сенсорных способностей у детей младшего
возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и
индивидуальными возможностями.
2. Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и
величины предметов.
3. Совершенствование умений обследовать предметы, учитывать их свойства при
действиях с ними.
4. Предметно-развивающая среда, обогащенная дидактическими играми и игрушками,
пособиями для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.
5. Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных
способностей у детей младшего возраста.
Продукт проекта:
· Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.
· Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.
· Развлечение. «В гостях у лесных зверей».
· Фотовыставка «Учимся играя».
Содержание проекта.
Этапы реализации проекта:
1 этап -подготовительный этап:
· Изучение современных требований к содержанию и организации работы по
сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОС.
· Проведение мониторинга.
· Анализ полученных результатов, выводы.
· Проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей
воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".
· Пополнение сенсорного центра новыми играми, сделанными своими руками и
руками родителей.
2 этап -основной этап:
Работа с детьми:
1. Непосредственная образовательная деятельность.
2.Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и
песок».
3. Дидактические игры с малышами:
-Для зрительного восприятия (свет, форма, величина, например: «Спрячем в домике»;
«Найди такой же…»; «Петушок», «Волшебное стеклышко», «Украсим елочку» и т. д.
-Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух):
«Постучим – погремим»; «Кто как кричит?» и т.д.
-Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец,
коробочки для проталкивания фигур, дидактические игрушки, включающие различные
виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии).
-Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру,
по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.
-Мозаика: настольная и напольная.
-Настольно-печатные дидактические игры.
-Самостоятельные игры малышей.
-Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и
сюжетных картинок.
Работа с родителями:
1.Консультации: «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста», «Сенсорное
развитие детей младшего дошкольного возраста»
2.Беседы о роли развивающих игр для малышей.
3.Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в
познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».
4.Участие м привлечение родителей в изготовлении дидактических игр и
демонстрационного материала и пособий для сенсорного развития детей.
5.Тематическое родительское собрание «Игра – спутник детства»
6.Творческий отчёт по теме «Использование дидактических игр в жизни детей»
7.Круглый стол «Значение дидактической игры для развития дошкольника»
3 этап - заключительный этап:
Анализ результатов проекта:
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование
дидактических игр.
У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.
Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков
сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации
по изготовлению дидактических игр.
Заключение:
Для детей младшего возраста сенсорное развитие имеет большое значение, т. к. оно
является фундаментом для развития мышления, способствует развитию речи, памяти и
внимания. В процессе сенсорного развития детей происходит реализация следующих
задач:
· постепенно формируются у детей представления о свойствах предметов: их форме,
размере, цвете, положении в пространстве;
· развивается восприятие окружающего мира;
· дети обучаются способам исследования окружающего мира: наложению,
прикладыванию, ощупыванию, группировке.
· развивается мелкая моторика рук.
Как известно, игра - ведущая деятельность детей, она пронизывает всю их жизнь. Игры по
сенсорному развитию имеют исключительное значение для формирования важных
качеств детской психики. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей –
накопление разнообразного сенсорного опыта, который позволит систематизировать
накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных
ситуациях и повседневной жизни. Прежде всего, у детей развивается умение
самостоятельно чем-то занять себя и производить с предметами целесообразные действия.
Например, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать складных матрешек,
катать шары, нанизывать кольца на стержень. При этом совершенствуется моторика рук,
глазомер. Посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать
и называть форму, величину, цвет предметов. Он ощущает, что один предмет твердый,
другой мягкий. Одни предметы прочные, другие легко разрушаются, рвутся, мнутся и т. д.
Действия детей с дидактическими игрушками, пособиями всегда ставят перед ребенком
умственную задачу: он старается добиться результата - собрать башенку, сложить
матрешку, подобрать красивые перышки для хвоста петуха и т. д. Так формируется
целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий.
Основная особенность дидактических игр - обучающая. Дидактическая игра помогает
сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Это
повышает познавательную активность ребенка. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает
того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него
мыслительной деятельности.
Поэтому эффективность дидактической игры как средства развития познавательной
активности детей дошкольного возраста очевидна. Уже на ранних и младших возрастных
ступенях именно с помощью дидактической игры дети имеют наибольшую возможность
быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения.
Проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с
общим ходом сенсорного обучения и воспитания малышей. Поэтому, дидактическая игра
в условиях современных образовательных стандартов даёт большую возможность для
развития познавательной деятельности детей с учетом индивидуализации и
дифференциации процессов воспитания, развития и обучения.
Диагностические методики:
«Цветные коврики»
Цель: определение особенностей зрительного восприятия, знание основных цветов.
Материал: 6 цветных карточек (красная, синяя, желтая, зеленая, оранжевая, голубая).
Ребенку предлагается выбрать поочередно карточки-«коврики» называемых цветов. Затем
взрослый поочередно показывает карточки и предлагает назвать их цвет. Для детей трех
лет достаточно правильного выбора 3-4 цветов и названия двух-трех карточек.
«Кружки»
Цель: выявление особенностей восприятия предметов по величине.
Материал: 3 кружка одного цвета.
Ребенку предлагают 3 кружка одного цвета, но разной величины, просят выбрать «самый
большой» или «самый маленький» кружок и назвать его («большой», «маленький»). Для
ребенка трех лет самостоятельное выполнение задания будет удовлетворительным.
«Фигуры»
Цель: выявление особенностей восприятия формы предмета.
Материал: два набора картонных геометрических фигур одинакового цвета.
Перед ребенком выкладывают две любые из пяти фигур. Затем предлагают еще одну из
своего набора и просят выбрать из своей пары ту, которая такая же, как образец.
Например: перед ребенком выкладывают круг и квадрат из первого набора, а затем –
квадрат из второго набора и т.п. Для ребенка трех лет допустимо путать овал и круг,
квадрат и прямоугольник.
Использованная литература:
1. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
2. Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»
3. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» –
М.: Просвещение, 1995.
4. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию
дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.
5. Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство
«Мозаика» - Синтез 2009 г.