Напоминание

"Сенсорные игры в младшей группе"


Автор: Зайнагабдинова Разина Фаритовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад №25 "Ромашка"
Населённый пункт: Нефеюганск
Наименование материала: Сенсорные игры в младшей группе
Тема: "Сенсорные игры в младшей группе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОЕКТ «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»

Актуальность проекта:

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования

представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение

в пространстве, а также запахе и вкусе. Успешность умственного, физического, здорового

развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от

того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир. Значение сенсорного

воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития,

развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой

для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть

новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение

сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на

расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой,

моторной, образной и др. видов памяти. Огромную роль в развитие сенсорных

способностей детей младшего возраста отводится дидактической игре, так как ребенок

практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют

функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.

Продолжительность проекта: в течение года

Тип проекта: познавательно – игровой.

Участники проекта: дети группы, воспитатели, родители.

Постановка проблемы:

Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе

показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в

основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла

необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение

сенсорной культуры детей младшего возраста.

Целью моей работы является - формирование сенсорной культуры у детей дошкольного

возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме,

величине предметов, расположении в пространстве, запахе, вкусе, звуках и т. д.)

Задачи:

Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-

игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете,

величине, форме, количестве).

Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения

целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной

задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и

т. д.).

Сенсорное воспитание осуществляю через разные формы работы:

- образовательную деятельность;

- игры – экспериментирования;

- художественное творчество;

- наблюдение;

Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу,

проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.

В ходе реализации своей работы я разработала подборку дидактических игр:

- Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:

- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета

Новизна.

Новизна заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно

осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.

Научная новизна состоит в том, что рассмотрен целостный педагогический процесс

сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста через использование

дидактических игр.

Ожидаемые результаты:

Решение поставленных задач обеспечат достижение цели:

1. Систематизацию материала по развитию сенсорных способностей у детей младшего

возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и

индивидуальными возможностями.

2. Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и

величины предметов.

3. Совершенствование умений обследовать предметы, учитывать их свойства при

действиях с ними.

4. Предметно-развивающая среда, обогащенная дидактическими играми и игрушками,

пособиями для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.

5. Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных

способностей у детей младшего возраста.

Продукт проекта:

· Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.

· Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.

· Развлечение. «В гостях у лесных зверей».

· Фотовыставка «Учимся играя».

Содержание проекта.

Этапы реализации проекта:

1 этап -подготовительный этап:

· Изучение современных требований к содержанию и организации работы по

сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОС.

· Проведение мониторинга.

· Анализ полученных результатов, выводы.

· Проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей

воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".

· Пополнение сенсорного центра новыми играми, сделанными своими руками и

руками родителей.

2 этап -основной этап:

Работа с детьми:

1. Непосредственная образовательная деятельность.

2.Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и

песок».

3. Дидактические игры с малышами:

-Для зрительного восприятия (свет, форма, величина, например: «Спрячем в домике»;

«Найди такой же…»; «Петушок», «Волшебное стеклышко», «Украсим елочку» и т. д.

-Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух):

«Постучим – погремим»; «Кто как кричит?» и т.д.

-Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец,

коробочки для проталкивания фигур, дидактические игрушки, включающие различные

виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии).

-Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру,

по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.

-Мозаика: настольная и напольная.

-Настольно-печатные дидактические игры.

-Самостоятельные игры малышей.

-Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и

сюжетных картинок.

Работа с родителями:

1.Консультации: «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста», «Сенсорное

развитие детей младшего дошкольного возраста»

2.Беседы о роли развивающих игр для малышей.

3.Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в

познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».

4.Участие м привлечение родителей в изготовлении дидактических игр и

демонстрационного материала и пособий для сенсорного развития детей.

5.Тематическое родительское собрание «Игра – спутник детства»

6.Творческий отчёт по теме «Использование дидактических игр в жизни детей»

7.Круглый стол «Значение дидактической игры для развития дошкольника»

3 этап - заключительный этап:

Анализ результатов проекта:

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование

дидактических игр.

У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.

Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков

сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации

по изготовлению дидактических игр.

Заключение:

Для детей младшего возраста сенсорное развитие имеет большое значение, т. к. оно

является фундаментом для развития мышления, способствует развитию речи, памяти и

внимания. В процессе сенсорного развития детей происходит реализация следующих

задач:

· постепенно формируются у детей представления о свойствах предметов: их форме,

размере, цвете, положении в пространстве;

· развивается восприятие окружающего мира;

· дети обучаются способам исследования окружающего мира: наложению,

прикладыванию, ощупыванию, группировке.

· развивается мелкая моторика рук.

Как известно, игра - ведущая деятельность детей, она пронизывает всю их жизнь. Игры по

сенсорному развитию имеют исключительное значение для формирования важных

качеств детской психики. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей –

накопление разнообразного сенсорного опыта, который позволит систематизировать

накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных

ситуациях и повседневной жизни. Прежде всего, у детей развивается умение

самостоятельно чем-то занять себя и производить с предметами целесообразные действия.

Например, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать складных матрешек,

катать шары, нанизывать кольца на стержень. При этом совершенствуется моторика рук,

глазомер. Посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать

и называть форму, величину, цвет предметов. Он ощущает, что один предмет твердый,

другой мягкий. Одни предметы прочные, другие легко разрушаются, рвутся, мнутся и т. д.

Действия детей с дидактическими игрушками, пособиями всегда ставят перед ребенком

умственную задачу: он старается добиться результата - собрать башенку, сложить

матрешку, подобрать красивые перышки для хвоста петуха и т. д. Так формируется

целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий.

Основная особенность дидактических игр - обучающая. Дидактическая игра помогает

сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Это

повышает познавательную активность ребенка. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает

того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него

мыслительной деятельности.

Поэтому эффективность дидактической игры как средства развития познавательной

активности детей дошкольного возраста очевидна. Уже на ранних и младших возрастных

ступенях именно с помощью дидактической игры дети имеют наибольшую возможность

быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения.

Проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с

общим ходом сенсорного обучения и воспитания малышей. Поэтому, дидактическая игра

в условиях современных образовательных стандартов даёт большую возможность для

развития познавательной деятельности детей с учетом индивидуализации и

дифференциации процессов воспитания, развития и обучения.

Диагностические методики:

«Цветные коврики»

Цель: определение особенностей зрительного восприятия, знание основных цветов.

Материал: 6 цветных карточек (красная, синяя, желтая, зеленая, оранжевая, голубая).

Ребенку предлагается выбрать поочередно карточки-«коврики» называемых цветов. Затем

взрослый поочередно показывает карточки и предлагает назвать их цвет. Для детей трех

лет достаточно правильного выбора 3-4 цветов и названия двух-трех карточек.

«Кружки»

Цель: выявление особенностей восприятия предметов по величине.

Материал: 3 кружка одного цвета.

Ребенку предлагают 3 кружка одного цвета, но разной величины, просят выбрать «самый

большой» или «самый маленький» кружок и назвать его («большой», «маленький»). Для

ребенка трех лет самостоятельное выполнение задания будет удовлетворительным.

«Фигуры»

Цель: выявление особенностей восприятия формы предмета.

Материал: два набора картонных геометрических фигур одинакового цвета.

Перед ребенком выкладывают две любые из пяти фигур. Затем предлагают еще одну из

своего набора и просят выбрать из своей пары ту, которая такая же, как образец.

Например: перед ребенком выкладывают круг и квадрат из первого набора, а затем –

квадрат из второго набора и т.п. Для ребенка трех лет допустимо путать овал и круг,

квадрат и прямоугольник.

Использованная литература:

1. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».

2. Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»

3. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» –

М.: Просвещение, 1995.

4. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию

дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.

5. Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство

«Мозаика» - Синтез 2009 г.



В раздел образования