Автор: Светлана Валентиновна Авцина
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: КГА ПОУ "ДИТК"
Населённый пункт: г.Дальнегорск
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с исторической картой на уроках истории"
Раздел: среднее профессиональное
Методические рекомендации по работе с картой на уроках истории
История – предмет, при изучении которого происходящие события
рассматриваются как во времени, так и пространстве. Представление об
историческом
пространстве
относится
к
важнейшим
компонентам
исторических знаний.
Картографические знания находятся в тесном единстве со знаниями
историческими. Умение пользоваться исторической картой является не
самоцелью, а средством для более осознанного восприятия событий и
явлений истории.
Исторические карты создаются на географической основе и
представляют
собой
уменьшенные
обобщенные
образно
–
знаковые
изображения исторических событий или периодов. Самые древние карты
созданы в Вавилонии и Египте в III – I тысячелетиях до нашей эры.
Специальные учебные карты появились в России в конце XVIII века.
Историческая карта – это условно – графическое пособие, которое
позволяет изучать исторические события и явления общественной жизни в
условиях
географически
определенного
места,
устанавливать
влияние
географической среды на общественную жизнь, осмысливать локальные
исторические связи и закономерности общественного развития.
Сами исторические карты различаются по охвату территории. по
содержанию, по своему масштабу.
Обобщающие или, основные карты, например «Русское государство в XV
в.», отражают все важнейшие исторические события, и явления данного
времени
в
определенных
природных
условиях.
Тематические
карты
охватывают более узкий круг событий. Например, карта «Русско-японская
война 1904 – 1905 гг.» показывает на определенной местности только те
события, которые раскрывают причины, ход и результаты войны.
По мнению В.В. Шогана, исторические карты относятся к
аналитическим средствам наглядности, так как они способствуют созданию
образа – представления между субъектами истории в историческом явлении.
В преподавании истории используются следующие виды карт:
1) Настенная историческая карта. Это школьная карта в самом прямом
смысле термина, так как используется только в школах или других учебных
заведениях. Из-за своего размера она применяется в первую очередь в
демонстрационных
целях.
Настенные
карты
обычно
изображают
относительно
большое
пространство,
содержат
сведения
о
довольно
длительных исторических периодах и о различных аспектах исторического
процесса. С дидактической точки зрения основное назначение настенной
карты – способствовать проведению обзорных занятий (или обзорных
элементов урока). Настенные карты могут содержать и дополнительные
карты (карты-врезки), посвященные отдельным темам или каким-либо
подробностям.
2) Карта в историческом атласе.
3) Карта в учебнике. Она, в отличие от карты в атласе, является дополнением
к тексту и другим элементам учебника.
4)
Карта-диапозитив.
Такие
карты
существуют
и
в
составе
серий
диапозитивов (диафильмов), и отдельно. Проекция диапозитива на экране
может заменить настенную карту.
5) Самодельная карта, или карта-схема. Учителя занимаются изготовлением
самодельных пособий не только от плохой жизни. Хорошо исполненные
карты и схемы, будь то рисунок на доске или прозрачной пленке, ксерокопия
или изображение на картоне, на плотной бумаге, восполняют упомянутые
пробелы в существенном наборе картографических пособий лучше, чем
любые карты массового изготовления, соответствуют способностям и
знаниям отдельных учеников.
Кроме
вышеперечисленных
видов
школьных
карт,
можно
выделить
следующие новые формы исторических карт:
6) цифровые карты, проекция на экране может заменить «старомодную»
стенную карту,
7)
интерактивные
карты,
которые
позволяют
изменять
их
самим
пользующимся,
выполнять
на
их
основе
массу
развивающих,
контролирующих заданий,
8) анимированные карты, в которых события можно наблюдать в динамике.
Таким образом, существует большое разнообразие исторических карт,
которые могут быть использованы при изучении различных тем. Применение
этих карт – залог более глубокого и основательного усвоения учащимися
исторических знаний.
В отечественной методике преподавания истории отмечено, что карты
выполняют множество функций в учебном процессе. Они выступают как:
форма локализации исторических событий и явлений в пространстве;
источник исторической информации;
наглядная
основа
для
осмысления
связей
между
историческими
явлениями;
инструмент обобщения и систематизации исторического материала;
средство проверки знаний и умений учащихся.
Говоря о работе с историческими картами на уроках истории, следует
подчеркнуть, что это не дополнительная нагрузка, а важная и необходимая
часть изучения предмета.
Одной из важнейших задач общего среднего образования является
формирование картографической грамотности учащихся, что прописано в
федеральном компоненте государственного образовательного стандарта
основного общего образования по истории: «уметь соотносить, показывать
на исторической карте территории расселения народов, границы государств,
города, места значительных исторических событий».
Работа с картой это один из элементов развития системно-деятельностного
подхода к преподаванию истории, это один из возможностей организации
самостоятельного добывания информации обучающимися.
Вся разбивка изучения, формирования, выработки и совершенствования
умений работы с исторической картой дается согласно распределения
программного материала по линейной системе, рекомендуемой Историко-
культурным стандартом.
В итоге, такой традиционный инструмент историка, как карта, может быть на
уроке не только второстепенным или вспомогательным средством усвоения
информации, но способен взять на себя ведущую роль и помочь ребёнку
мыслить, искать, находить.
Также обращаем внимание на необходимость соблюдения следующего
алгоритма при чтении исторических карт:
1.
Прочитай название карты (в нём содержится информация о
территории, изображённой на карте и времени, к которому относится
изображение);
2.
Ознакомься с легендой карты (это условные знаки, которые позволят
тебе прочитать информацию, изображённую на карте);
3.
Чтение информации на карте начинай с самых крупных объектов и
постепенно двигайся к более мелким.
Процесс формирования у учащихся картографических умений по
нахождению историко-географического объекта и его показу на карте
состоит из нескольких этапов: демонстрация этого умения учителем,
разъяснение из каких операций оно состоит, а затем выполнение
школьниками тренировочных упражнений для овладения этим умением. На
первых двух этапах используются демонстрационные карты. Они могут быть
традиционными настенными или цифровыми – статичными и
анимированными. Но для закрепления умения необходимы либо контурные
карты, либо карты-тренинги.
Любой историко-географический объект на карте необходимо определять
в системе с другими объектами. Например, знакомясь с новым городом, его
место необходимо «связывать» в представлении учащихся с рекой, морем,
другими городами. Например, не только найти на карте город Новгород, а
сразу определить реку Волхов, на берегах которой он расположен, и озеро, в
которое впадает эта река. От общей карты перейти к тематической. Для
успешного овладения любым действием необходимо его многократное
повторение. Для этого и используется работа в контурных картах и
картографические тренинги. Бумажные варианты таких картографических
пособий для учителей привычнее. Но выполнить в них задание можно только
один раз, что для большинства учащихся недостаточно для формирования
умения. В отличие от контурных карт, задания тренингов ориентированы на
подготовку к экзаменам, ученики могут выполнять их неограниченное
количество раз, как на уроке, так и в качестве домашнего задания.
Еще одно типичное затруднение, которое встречается у выпускников
школы в ходе итоговой аттестации – это неумение соотносить даты событий,
их место, участников, итоги. Для развития у школьников таких смысловых
связок лучше всего использовать таблицы. Например, известную всем
учителям истории таблицу–хронотоп (дата–событие–место), надо дополнить
двумя графами: участники события и результат (итоги).
Предлагаемые приемы позволяют органично и целенаправленно
использовать историческую карту на всех этапах учебного занятия,
организуя учебную деятельность учащихся через работу с исторической
картой как источником изучаемого фактического материала. Не претендуя на
единственно правильный подход, отметим, что систематическая работа в
течение всего процесса обучения истории позволит гораздо лучше
подготовиться ученикам к сдаче экзаменов, чем простое «прорешивание»
ими заданий.
Таким образом, формирование картографической грамотности
является неотъемлемой частью обучения истории в общеобразовательных
учреждениях.
Картографическая
грамотность
подразумевает
знание
действительности в определенный хронологический период; умение узнавать
и называть изображенное на карте географическое пространство; определять
последовательность и время, отображенных на карте событий; правильно
читать и описывать словами отраженную на карте действительность;
передавать содержание карты графическими средствами; сопоставлять
обозначенные на карте явления; сравнивать размеры территорий; находить
на карте и называть включенные в легенду знаки; находить изображенную на
небольшой
карте
территорию
на
картах,
охватывающих
большое
пространство; сравнивать расстояния на карте с известными расстояниями;
выделять изменения в территории; применять карту при анализе причин и
следствий событий; анализировать социально-экономическое, политическое
развитие народов мира; сопоставлять разномасштабные карты и планы;
читать карты и картосхемы.
Требования школы XXI в. к картографической грамотности выпускников
подразумевают, прежде всего, наличие практических картографических
умений, необходимых в повседневной жизни.