Напоминание

"Работа с исторической картой на уроках истории"


Автор: Светлана Валентиновна Авцина
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: КГА ПОУ "ДИТК"
Населённый пункт: г.Дальнегорск
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с исторической картой на уроках истории"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Методические рекомендации по работе с картой на уроках истории

История – предмет, при изучении которого происходящие события

рассматриваются как во времени, так и пространстве. Представление об

историческом

пространстве

относится

к

важнейшим

компонентам

исторических знаний.

Картографические знания находятся в тесном единстве со знаниями

историческими. Умение пользоваться исторической картой является не

самоцелью, а средством для более осознанного восприятия событий и

явлений истории.

Исторические карты создаются на географической основе и

представляют

собой

уменьшенные

обобщенные

образно

знаковые

изображения исторических событий или периодов. Самые древние карты

созданы в Вавилонии и Египте в III – I тысячелетиях до нашей эры.

Специальные учебные карты появились в России в конце XVIII века.

Историческая карта – это условно – графическое пособие, которое

позволяет изучать исторические события и явления общественной жизни в

условиях

географически

определенного

места,

устанавливать

влияние

географической среды на общественную жизнь, осмысливать локальные

исторические связи и закономерности общественного развития.

Сами исторические карты различаются по охвату территории. по

содержанию, по своему масштабу.

Обобщающие или, основные карты, например «Русское государство в XV

в.», отражают все важнейшие исторические события, и явления данного

времени

в

определенных

природных

условиях.

Тематические

карты

охватывают более узкий круг событий. Например, карта «Русско-японская

война 1904 – 1905 гг.» показывает на определенной местности только те

события, которые раскрывают причины, ход и результаты войны.

По мнению В.В. Шогана, исторические карты относятся к

аналитическим средствам наглядности, так как они способствуют созданию

образа – представления между субъектами истории в историческом явлении.

В преподавании истории используются следующие виды карт:

1) Настенная историческая карта. Это школьная карта в самом прямом

смысле термина, так как используется только в школах или других учебных

заведениях. Из-за своего размера она применяется в первую очередь в

демонстрационных

целях.

Настенные

карты

обычно

изображают

относительно

большое

пространство,

содержат

сведения

о

довольно

длительных исторических периодах и о различных аспектах исторического

процесса. С дидактической точки зрения основное назначение настенной

карты – способствовать проведению обзорных занятий (или обзорных

элементов урока). Настенные карты могут содержать и дополнительные

карты (карты-врезки), посвященные отдельным темам или каким-либо

подробностям.

2) Карта в историческом атласе.

3) Карта в учебнике. Она, в отличие от карты в атласе, является дополнением

к тексту и другим элементам учебника.

4)

Карта-диапозитив.

Такие

карты

существуют

и

в

составе

серий

диапозитивов (диафильмов), и отдельно. Проекция диапозитива на экране

может заменить настенную карту.

5) Самодельная карта, или карта-схема. Учителя занимаются изготовлением

самодельных пособий не только от плохой жизни. Хорошо исполненные

карты и схемы, будь то рисунок на доске или прозрачной пленке, ксерокопия

или изображение на картоне, на плотной бумаге, восполняют упомянутые

пробелы в существенном наборе картографических пособий лучше, чем

любые карты массового изготовления, соответствуют способностям и

знаниям отдельных учеников.

Кроме

вышеперечисленных

видов

школьных

карт,

можно

выделить

следующие новые формы исторических карт:

6) цифровые карты, проекция на экране может заменить «старомодную»

стенную карту,

7)

интерактивные

карты,

которые

позволяют

изменять

их

самим

пользующимся,

выполнять

на

их

основе

массу

развивающих,

контролирующих заданий,

8) анимированные карты, в которых события можно наблюдать в динамике.

Таким образом, существует большое разнообразие исторических карт,

которые могут быть использованы при изучении различных тем. Применение

этих карт – залог более глубокого и основательного усвоения учащимися

исторических знаний.

В отечественной методике преподавания истории отмечено, что карты

выполняют множество функций в учебном процессе. Они выступают как:

форма локализации исторических событий и явлений в пространстве;

источник исторической информации;

наглядная

основа

для

осмысления

связей

между

историческими

явлениями;

инструмент обобщения и систематизации исторического материала;

средство проверки знаний и умений учащихся.

Говоря о работе с историческими картами на уроках истории, следует

подчеркнуть, что это не дополнительная нагрузка, а важная и необходимая

часть изучения предмета.

Одной из важнейших задач общего среднего образования является

формирование картографической грамотности учащихся, что прописано в

федеральном компоненте государственного образовательного стандарта

основного общего образования по истории: «уметь соотносить, показывать

на исторической карте территории расселения народов, границы государств,

города, места значительных исторических событий».

Работа с картой это один из элементов развития системно-деятельностного

подхода к преподаванию истории, это один из возможностей организации

самостоятельного добывания информации обучающимися.

Вся разбивка изучения, формирования, выработки и совершенствования

умений работы с исторической картой дается согласно распределения

программного материала по линейной системе, рекомендуемой Историко-

культурным стандартом.

В итоге, такой традиционный инструмент историка, как карта, может быть на

уроке не только второстепенным или вспомогательным средством усвоения

информации, но способен взять на себя ведущую роль и помочь ребёнку

мыслить, искать, находить.

Также обращаем внимание на необходимость соблюдения следующего

алгоритма при чтении исторических карт:

1.

Прочитай название карты (в нём содержится информация о

территории, изображённой на карте и времени, к которому относится

изображение);

2.

Ознакомься с легендой карты (это условные знаки, которые позволят

тебе прочитать информацию, изображённую на карте);

3.

Чтение информации на карте начинай с самых крупных объектов и

постепенно двигайся к более мелким.

Процесс формирования у учащихся картографических умений по

нахождению историко-географического объекта и его показу на карте

состоит из нескольких этапов: демонстрация этого умения учителем,

разъяснение из каких операций оно состоит, а затем выполнение

школьниками тренировочных упражнений для овладения этим умением. На

первых двух этапах используются демонстрационные карты. Они могут быть

традиционными настенными или цифровыми – статичными и

анимированными. Но для закрепления умения необходимы либо контурные

карты, либо карты-тренинги.

Любой историко-географический объект на карте необходимо определять

в системе с другими объектами. Например, знакомясь с новым городом, его

место необходимо «связывать» в представлении учащихся с рекой, морем,

другими городами. Например, не только найти на карте город Новгород, а

сразу определить реку Волхов, на берегах которой он расположен, и озеро, в

которое впадает эта река. От общей карты перейти к тематической. Для

успешного овладения любым действием необходимо его многократное

повторение. Для этого и используется работа в контурных картах и

картографические тренинги. Бумажные варианты таких картографических

пособий для учителей привычнее. Но выполнить в них задание можно только

один раз, что для большинства учащихся недостаточно для формирования

умения. В отличие от контурных карт, задания тренингов ориентированы на

подготовку к экзаменам, ученики могут выполнять их неограниченное

количество раз, как на уроке, так и в качестве домашнего задания.

Еще одно типичное затруднение, которое встречается у выпускников

школы в ходе итоговой аттестации – это неумение соотносить даты событий,

их место, участников, итоги. Для развития у школьников таких смысловых

связок лучше всего использовать таблицы. Например, известную всем

учителям истории таблицу–хронотоп (дата–событие–место), надо дополнить

двумя графами: участники события и результат (итоги).

Предлагаемые приемы позволяют органично и целенаправленно

использовать историческую карту на всех этапах учебного занятия,

организуя учебную деятельность учащихся через работу с исторической

картой как источником изучаемого фактического материала. Не претендуя на

единственно правильный подход, отметим, что систематическая работа в

течение всего процесса обучения истории позволит гораздо лучше

подготовиться ученикам к сдаче экзаменов, чем простое «прорешивание»

ими заданий.

Таким образом, формирование картографической грамотности

является неотъемлемой частью обучения истории в общеобразовательных

учреждениях.

Картографическая

грамотность

подразумевает

знание

действительности в определенный хронологический период; умение узнавать

и называть изображенное на карте географическое пространство; определять

последовательность и время, отображенных на карте событий; правильно

читать и описывать словами отраженную на карте действительность;

передавать содержание карты графическими средствами; сопоставлять

обозначенные на карте явления; сравнивать размеры территорий; находить

на карте и называть включенные в легенду знаки; находить изображенную на

небольшой

карте

территорию

на

картах,

охватывающих

большое

пространство; сравнивать расстояния на карте с известными расстояниями;

выделять изменения в территории; применять карту при анализе причин и

следствий событий; анализировать социально-экономическое, политическое

развитие народов мира; сопоставлять разномасштабные карты и планы;

читать карты и картосхемы.

Требования школы XXI в. к картографической грамотности выпускников

подразумевают, прежде всего, наличие практических картографических

умений, необходимых в повседневной жизни.



В раздел образования