Напоминание

От практики в школе к Делу в жизни


Автор: Плеханова Елена Сергеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия"
Населённый пункт: город Абакан Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: От практики в школе к Делу в жизни
Раздел: полное образование





Назад




Плеханова Елена Сергеевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Гимназия»

г. Абакан, Республика Хакасия

От практики в школе к Делу в жизни

Настоящая жизнь каждого человека начинается с дела… С маленького или большого,

но обязательно с Дела. Когда впервые малыш произносит что-то похожее на слово, родители

безмерно радуются результатам своих трудов, так и учителя, вкладывая в каждого своего

ученика, «растут» вместе с ним от маленьких побед к большим свершениям.

Аристотель писал: «Деяние есть живое единство теории и практики». Практики…

Какой смысл вкладывал в это слово древнегреческий философ. Практика может быть

определена как общественно-историческая, чувственно-предметная деятельность людей,

направленная на познание и преобразование мира, на создание материальных и духовных

ценностей, необходимых для функционирования общества. В процессе практики человек

создает новую реальность - мир человеческой культуры, формирует новые условия своего

существования, которые не даны ему природой в готовом виде.

Практика является источником познания, так как все знания вызваны к жизни

главным образом ее потребностями, практика выступает как основа познания и его

движущая сила, так как пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания.

Что тебя волнует? Что важно для тебя на данном этапе? В чем ты бы хотел

реализоваться? – спрашивает Учитель своего Ученика. В практике, какой бы она ни была,

учебно-исследовательской или социокультурной, огромное значение имеют положительные

эмоции от участия в работе над своим Делом, общении с другими людьми, что позволяет

избежать страха неудачи. Уверенный в себе Ученик получает крылья, а Учитель, наблюдая

полет мысли, направляет траекторию движения и на выходе большое количество детских

практик, первых Дел. Наиболее интересными среди индивидуальных, приближенных к

подлинному научному исследованию и заканчивающихся презентацией проекта и его

продукта, являются: «Адаптация в новой школе: мечты и реальность», «Русские богатыри и

японские самураи», «Князь Владимир – президент Владимир: параллели истории»; среди

коллективных - «Темперамент в наследство?», «Мои права – мое богатство». Также можно

выделить творческие Дела, пусть они не имеют детально проработанной структуры, но

результаты оформляются в продуманной завершенной форме: «А в Гимназии масленица!», а

также информационные, они имеют целью сбор информации по той или иной проблеме,

обработку,

анализ

и

ознакомление

с

ней

заинтересованных

лиц;

схожи

с

исследовательскими

проектами

и

требуют

презентации,

например

«Декабристы

в

Минусинском уезде».

Опосредованно практики является целью познания, так как они осуществляется в

конечном итоге ради преобразовательной деятельности. Задача состоит не только в том,

чтобы познавать и объяснять мир, а также в том, чтобы использовать полученные знания в

качестве «руководства к действию» по преобразованию окружающего мира. Это могут быть

практические

работы,

краткосрочные

задания,

которые

используются

для

текущей

проработки проблем, изучаемых тем и освоения первичных навыков исследовательской

деятельности, выполняются всеми учащимися. Более сложные формы исследовательских

работ – долгосрочные работы – рефераты, теоретические работы (с элементами прогноза),

например, «Туристические тропы Хакасии».

Со временем практики становятся движущей силой, они способствует формированию

ключевых

компетенций

(учебно-познавательных,

информационных,

личностного

самосовершенствования,

коммуникативных),

позволяют

учащимся

овладевать

рациональными приемами работы и необходимыми знаниями для их формирования.

Жан-Жак Руссо был прав, говоря, что час работы научит больше, чем день

объяснения. Учебно-исследовательские и социокультурные практики вызывают активную

поисковую деятельность Ученика, направленную на разрешение существующих проблем, на

самостоятельные открытия и на развитие коммуникативных компетенций. Результатом,

например, является представление собственного видения реалий современного мира в

опубликованных статьях учеников (например, «Фантастическая реальность утопии Р.

Бредбери «451 градус по Фаренгейту» в отражении современного общества»), а также

обращения к региональным властям, например к Министерству имущественных и земельных

отношений РХ с предложениями по совершенствованию законодательства в сфере

земельных отношений.

Практики… Школьники свободно говорят, спорят, совместно ищут пути решения

проблем, отстаивают свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе

признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей,

слушают собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению, высказывают,

аргументируют и в культурной форме отстаивают собственное мнение, стимулируют

собеседника к продолжению общения, грамотно разрешают конфликты в общении,

изменяют при необходимости свое речевое поведение, оценивают успешность ситуации

общения, корректно завершают ситуацию общения. Дискуссионный клуб «Точка зрения»,

действующий на базе гимназии активно этому способствует. Заседания клуба проводятся по

таким темам как «Настоящая жизнь начинается в школе?», «Самоуправление или

СОуправление» и др. В результате формируются умения работать в сотрудничестве, навыки

работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умения

использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями.

Мы всегда высоко ценим человека, который страстно увлечен достижением какой-

нибудь цели. Такой человек обычно обладает силой воли, и если у него достойная цель, то и

он сам, как правило, человек достойный. Целенаправленный человек - это настоящий

человек. Тратить жизнь на достижение многих целей - все равно, что разбить реку на

бесчисленное множество мелких ручейков, каждый из которых будет настолько мелок и

узок, что в нем не проплывет даже лодка.

Жизнь, посвященная одной цели, похожа на могучую реку, несущую к океану

множество кораблей, и цель эта – Дело.

Список литературы:

1.

Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития

человека. - М.: Смысл, 2007. – 526 с.

2.

Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. - М.:

ИЦПКПС, 2000. – 146с.

3.

Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:

пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с.

4.

Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – М.: СПб.: Киев:

Питер, 2011. – 448с.

5.

Психологическое сопровождение формирования и развития универсальных учебных

действий учащихся: проект / Сост. О. Б. Гильманова, М. И. Лысенко. - Казань, 2010. -

180 с.



В раздел образования