Автор: Джаферова Бановша Агамирза
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ СОШ №31 г. Сыктывкара
Населённый пункт: г.Сыктывкар
Наименование материала: Статья
Тема: Современный урок: проблемы, подходы, решения.
Раздел: начальное образование
Современный урок: проблемы, подходы, решения.
"Урок является той главной сферой интеллектуальной жизни
воспитанников, в которой повседневно происходит духовное обогащение
наставника и его питомцев"
(В.А. Сухомлинский)
Наше время – это время перемен.
В современной российской системе
образования
наблюдается
переход
на
использование
Федерального
государственного образовательного стандарта (ФГОС). Новый ФГОС вносит
значительные изменения в содержание и структуру образования, которые
отражены в учебных программах и методиках преподавания. Он направлен
на развитие компетенций и обеспечение уровня знаний, необходимых для
успешной адаптации и профессиональной деятельности в современном
информационном обществе. Основной целью нового стандарта является
формирование
у
обучающихся
системного
образования,
развитие
их
творческого
и
критического
мышления,
а
также
умения
применять
полученные знания на практике. ФГОС также уделяет внимание развитию
личностных качеств и социальных навыков, необходимых для успешного
взаимодействия в современном обществе. Ввод ФГОС является важным
шагом в развитии образования и способствует повышению качества
образовательных программ и достижению более высоких результатов
учащихся.
В современном образовательном процессе были предприняты
многочисленные реформы, изменяющие цели и содержание обучения, а
также внедряющие новые методы и технологии обучения. Тем не менее, урок
всегда остается неизменным и основным средством передачи знаний.
Несмотря на внедрение инноваций, встречающихся на уроке учитель и
ученик, они остаются ключевыми участниками образовательного процесса.
На протяжении сотен и тысяч лет между ними стоят океан знаний и рифы
противоречий, что является естественным явлением.
Учитель играет ключевую роль в компьютеризации и дистанционном
образовании, направляя учеников через все препятствия и преподавая им
необходимые знания и навыки. Он остается незаменимым наставником на
уроках, так как обладает мудростью и опытом, которые невозможно
заменить. Уроки представляют большой потенциал для решения новых
проблем, но зачастую используемые методы не приводят к ожидаемым
результатам. Поэтому необходимо искать новые подходы к обучению,
которые
помогут
учителю
и
его
ученикам
достичь
положительных
результатов.
В современном обществе и государстве, школе предъявляются
требования быть социальным заказчиком, внося изменения в методику
подготовки подрастающего поколения. Чтобы быть успешным и адекватным
в современном мире, учитель должен обладать определенными качествами.
Гармоничное существование с самим собой и окружающими, а также
полезность для общества являются ключевыми аспектами успеха.
Сегодняшняя
задача
общеобразовательной
школы
состоит
в
подготовке учащихся к жизни, труду и творчеству, что приводит к
модернизации методики работы учителя и отхода от традиционных форм
обучения и воспитания. Роль учителя не только в учении учащихся, но и в
формировании их личности, направленной на саморазвитие.
Участники образовательного процесса признают, что интерес к уроку
возникает, когда он соответствует текущим требованиям и является
актуальным.
Актуальность
урока определяется его значимостью для
современного общества, его связью с прошлым, а также его способностью
быть эффективным и актуальным в сегодняшней реальности. Более того,
современный урок должен положить основу для будущих достижений.
Важно отметить, что современный урок отличается от традиционного в том,
что
он
позволяет
ученикам
активно
участвовать
в
образовательной
деятельности. С каждым годом требования к урокам постепенно изменяются
и
развиваются,
чтобы
соответствовать
современным
потребностям
и
ожиданиям.
Особенности современного урока.
Современные
подходы
к
уроку:
личностно-ориентированный,
деятельностный, компетентностный
Ситуация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим,
характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной,
исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком
свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не
сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный
урок.
Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее
отношение ребенка к самому, а также учителя к своей собственной личности.
Цели современного урока:
Цели деятельности учителя: цели, ориентированные на развитие личности
ребёнка и формирование УУД; предметные цели
Цели деятельности учащихся
Виды УУД:
- личностные
-познавательные
-регулятивные
-коммуникативные
Личностные:
обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и
умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение
соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд);
желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и
умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те
или иные знания.
Регулятивные,
обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.
- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того,
что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
-планирование
как
способность
самостоятельно
определять
последовательность выполнения действий;
- контроль как способность сличения способа действия и его результата с
заданными эталонами;
- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в
нужный момент;
-
коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные
результаты своих действий, а также возможные ошибки;
- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё
нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Коммуникативные
-
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
(например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной
работе);
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- умение разрешать конфликтные ситуации,
принимать решение, брать
ответственность на себя.
Познавательные:
включают
действия
исследования,
поиска
и
отбора
необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого
содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Нетрадиционные виды уроков
1. «Путешествие», «экскурсия в музей», «турнир»,
2. «Презентация», «круглый стол».
3. Видеоуроки
4. Уроки самоопределения, уроки самореализации
5. Урок-дискуссия, урок проблемных поисков, урок интеллектуальных раздумий
7. Модульный урок.
Дидактические требования к современному уроку:
• четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных
элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.
Определение места в общей системе уроков;
• определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием
учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и
подготовленности учащихся;
• прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний,
сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его
этапах;
• выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения,
стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе
урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание
различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и
максимальную самостоятельность в учении учащихся;
•реализация на уроке всех дидактических принципов;
•создание условий успешного учения учащихся.
Психологические требования к уроку:
Психологическая цель урока:
1. Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного
учебного предмета и конкретного урока;
2. Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и
результатов, достигнутых в предшествующей работе;
3. Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического
воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
Организованность учащихся:
1. отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень
умственного развития;
2. возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих
обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и
фронтальной форм работы учащихся на уроке.
Учет возрастных особенностей учащихся:
1. планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными
особенностями учащихся;
2. проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
3. дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.
Каждый учитель должен строить свой урок по своему, исходя из этих
требований. У каждого учителя свой стиль урока, свои подходы.
Урок, представляющий собой форму, содержание и результат, можно
сравнить с природным алмазом в своей ценности. Чем больше стадий и
этапов прохождения урока, тем большую ценность приобретает результат.
«Однажды собрались вместе люди, чтобы решить, кто из них достоин
права называться лучшим. Вышел первый. И спел он песню о любви, счастье
и мире. Его голос поразил всех, и все решили, что он самый лучший. Вышел
второй. Он подарил людям свой танец. Не произнеся не слова, он в танце
рассказал о том, как рождается и умирает любовь, и все решили, он самый
лучший. Потом выходили другие. Они пели, танцевали, слагали стихи. И
каждый был достоин права называться лучшим. Но был среди этих людей
ещё один человек. Все знали, что умеет он и петь, и танцевать, и слагать
стихи.
Но не стал этого делать. За него это сделали его ученики. Один спел
так, что ветер замер в облаках, слушая его. Другой станцевал – и все, кто
смотрел на него, не смогли удержаться и вместе с ним пустились в пляс. И
тогда решили все, что он -учитель – достоин называться самым лучшим.
Непросто научиться петь, танцевать, рисовать – любить мир, но ещё труднее
научить этому других. И если Ты смог это сделать, значит, выполнил самую
главную цель своей жизни».