Напоминание

Современный урок: проблемы, подходы, решения.


Автор: Джаферова Бановша Агамирза
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ СОШ №31 г. Сыктывкара
Населённый пункт: г.Сыктывкар
Наименование материала: Статья
Тема: Современный урок: проблемы, подходы, решения.
Раздел: начальное образование





Назад




Современный урок: проблемы, подходы, решения.

"Урок является той главной сферой интеллектуальной жизни

воспитанников, в которой повседневно происходит духовное обогащение

наставника и его питомцев"

(В.А. Сухомлинский)

Наше время – это время перемен.

В современной российской системе

образования

наблюдается

переход

на

использование

Федерального

государственного образовательного стандарта (ФГОС). Новый ФГОС вносит

значительные изменения в содержание и структуру образования, которые

отражены в учебных программах и методиках преподавания. Он направлен

на развитие компетенций и обеспечение уровня знаний, необходимых для

успешной адаптации и профессиональной деятельности в современном

информационном обществе. Основной целью нового стандарта является

формирование

у

обучающихся

системного

образования,

развитие

их

творческого

и

критического

мышления,

а

также

умения

применять

полученные знания на практике. ФГОС также уделяет внимание развитию

личностных качеств и социальных навыков, необходимых для успешного

взаимодействия в современном обществе. Ввод ФГОС является важным

шагом в развитии образования и способствует повышению качества

образовательных программ и достижению более высоких результатов

учащихся.

В современном образовательном процессе были предприняты

многочисленные реформы, изменяющие цели и содержание обучения, а

также внедряющие новые методы и технологии обучения. Тем не менее, урок

всегда остается неизменным и основным средством передачи знаний.

Несмотря на внедрение инноваций, встречающихся на уроке учитель и

ученик, они остаются ключевыми участниками образовательного процесса.

На протяжении сотен и тысяч лет между ними стоят океан знаний и рифы

противоречий, что является естественным явлением.

Учитель играет ключевую роль в компьютеризации и дистанционном

образовании, направляя учеников через все препятствия и преподавая им

необходимые знания и навыки. Он остается незаменимым наставником на

уроках, так как обладает мудростью и опытом, которые невозможно

заменить. Уроки представляют большой потенциал для решения новых

проблем, но зачастую используемые методы не приводят к ожидаемым

результатам. Поэтому необходимо искать новые подходы к обучению,

которые

помогут

учителю

и

его

ученикам

достичь

положительных

результатов.

В современном обществе и государстве, школе предъявляются

требования быть социальным заказчиком, внося изменения в методику

подготовки подрастающего поколения. Чтобы быть успешным и адекватным

в современном мире, учитель должен обладать определенными качествами.

Гармоничное существование с самим собой и окружающими, а также

полезность для общества являются ключевыми аспектами успеха.

Сегодняшняя

задача

общеобразовательной

школы

состоит

в

подготовке учащихся к жизни, труду и творчеству, что приводит к

модернизации методики работы учителя и отхода от традиционных форм

обучения и воспитания. Роль учителя не только в учении учащихся, но и в

формировании их личности, направленной на саморазвитие.

Участники образовательного процесса признают, что интерес к уроку

возникает, когда он соответствует текущим требованиям и является

актуальным.

Актуальность

урока определяется его значимостью для

современного общества, его связью с прошлым, а также его способностью

быть эффективным и актуальным в сегодняшней реальности. Более того,

современный урок должен положить основу для будущих достижений.

Важно отметить, что современный урок отличается от традиционного в том,

что

он

позволяет

ученикам

активно

участвовать

в

образовательной

деятельности. С каждым годом требования к урокам постепенно изменяются

и

развиваются,

чтобы

соответствовать

современным

потребностям

и

ожиданиям.

Особенности современного урока.

Современные

подходы

к

уроку:

личностно-ориентированный,

деятельностный, компетентностный

Ситуация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим,

характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной,

исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком

свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не

сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный

урок.

Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее

отношение ребенка к самому, а также учителя к своей собственной личности.

Цели современного урока:

Цели деятельности учителя: цели, ориентированные на развитие личности

ребёнка и формирование УУД; предметные цели

Цели деятельности учащихся

Виды УУД:

- личностные

-познавательные

-регулятивные

-коммуникативные

Личностные:

обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и

умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение

соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд);

желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и

умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те

или иные знания.

Регулятивные,

обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.

- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того,

что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

-планирование

как

способность

самостоятельно

определять

последовательность выполнения действий;

- контроль как способность сличения способа действия и его результата с

заданными эталонами;

- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в

нужный момент;

-

коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные

результаты своих действий, а также возможные ошибки;

- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё

нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.

Коммуникативные

-

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

(например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной

работе);

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- умение разрешать конфликтные ситуации,

принимать решение, брать

ответственность на себя.

Познавательные:

включают

действия

исследования,

поиска

и

отбора

необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого

содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Нетрадиционные виды уроков

1. «Путешествие», «экскурсия в музей», «турнир»,

2. «Презентация», «круглый стол».

3. Видеоуроки

4. Уроки самоопределения, уроки самореализации

5. Урок-дискуссия, урок проблемных поисков, урок интеллектуальных раздумий

7. Модульный урок.

Дидактические требования к современному уроку:

• четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных

элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.

Определение места в общей системе уроков;

• определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием

учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и

подготовленности учащихся;

• прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний,

сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его

этапах;

• выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения,

стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе

урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание

различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и

максимальную самостоятельность в учении учащихся;

•реализация на уроке всех дидактических принципов;

•создание условий успешного учения учащихся.

Психологические требования к уроку:

Психологическая цель урока:

1. Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного

учебного предмета и конкретного урока;

2. Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и

результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3. Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического

воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Организованность учащихся:

1. отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень

умственного развития;

2. возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих

обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и

фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

1. планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными

особенностями учащихся;

2. проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

3. дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

Каждый учитель должен строить свой урок по своему, исходя из этих

требований. У каждого учителя свой стиль урока, свои подходы.

Урок, представляющий собой форму, содержание и результат, можно

сравнить с природным алмазом в своей ценности. Чем больше стадий и

этапов прохождения урока, тем большую ценность приобретает результат.

«Однажды собрались вместе люди, чтобы решить, кто из них достоин

права называться лучшим. Вышел первый. И спел он песню о любви, счастье

и мире. Его голос поразил всех, и все решили, что он самый лучший. Вышел

второй. Он подарил людям свой танец. Не произнеся не слова, он в танце

рассказал о том, как рождается и умирает любовь, и все решили, он самый

лучший. Потом выходили другие. Они пели, танцевали, слагали стихи. И

каждый был достоин права называться лучшим. Но был среди этих людей

ещё один человек. Все знали, что умеет он и петь, и танцевать, и слагать

стихи.

Но не стал этого делать. За него это сделали его ученики. Один спел

так, что ветер замер в облаках, слушая его. Другой станцевал – и все, кто

смотрел на него, не смогли удержаться и вместе с ним пустились в пляс. И

тогда решили все, что он -учитель – достоин называться самым лучшим.

Непросто научиться петь, танцевать, рисовать – любить мир, но ещё труднее

научить этому других. И если Ты смог это сделать, значит, выполнил самую

главную цель своей жизни».



В раздел образования