Автор: Колодникова Елена Викторовна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 32
Населённый пункт: Кемеровская область-Кузбасс, Белово
Наименование материала: внеурочная деятельность
Тема: Анализ лекарственных средств на подлинность
Раздел: полное образование
1
Анализ лекарственных средств и вспомогательных веществ на подлинность
Химическое
соединение
в
медицине
в
основном
используется
в
качестве
минеральной
добавки
при гипокальциемии
.
Выпускается
в
форме
таблеток
и
растворов для инъекций. Отпускается без рецепта врача.
Препарат восполняет
дефицит ионов Ca
2+
, необходимого для осуществления процесса передачи нервных
импульсов,
сокращения
скелетных
и
гладких
мышц,
деятельности миокарда,
формирования костной ткани, свертывания крови
.
Для определения молекулярной и структурной формул этого соединения решите
задачу.
Формат задания № 33(ЕГЭ)
Органическое вещество содержит 33,49% углерода, 5,1% водорода и 9,3% кальция
по массе и кислород. Известно, что при взаимодействии этого вещества с хлоридом
железа (III) образуется комплексное соединение светло-зеленого цвета.
На основании данных условия задания:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых
физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического
вещества;
2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает
порядок связи атомов в его молекуле;
3) напишите уравнение реакции получения этого вещества при взаимодействии
кислоты и гидроксида кальция (используйте структурные формулы органических
веществ).
Этот лекарственный препарат называется ___________________________
2
Эксперимент
Растворимость.
Разотрите в ступке таблетку лекарственного препарата. Перенесите в две пробирки по
0,1 г (примерно 1/5 часть таблетки). Добавьте в одну пробирку 2 мл дистиллированной
воды,
а в другую
– 2 мл
этилового спирта. Нагрейте на спиртовке пробирки
с
растворами. Что наблюдаете? Сравните растворимость лекарства в воде и спирте.
Подлинность.
А) В пробирку с водным раствором лекарственного препарата по каплям прилейте
раствор хлорида железа (III). Что наблюдаете? Отметьте изменения.
Б) В пробирку с водным раствором лекарственного препарата по каплям прилейте
раствор серной кислоты, добавьте по
каплям этиловый спирт. Что наблюдаете?
Отметьте изменения.
Отчет
Название работы:
Анализ лекарственных средств и вспомогательных веществ на подлинность (_____)
Цель работы:
____________________________________________________________________
Ход работы:
____________________________________________________________________
Опишите исследуемое лекарственное средство:
1. Физические свойства препарата (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость).
2. Химическая формула, название химического соединения, класс вещества.
3. Качественные реакции (подлинность), уравнения химических реакций.
Почему препарат несовместим с этанолом, карбонатами, салицилатами, сульфатами?
Вывод:
____________________________________________________________________