Напоминание

История России в лицах


Автор: Авдеенкова Людмила Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №46" г. Брянска
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: учебная программа элективного курса
Тема: История России в лицах
Раздел: полное образование





Назад




Элективный курс: « История России в лицах»

1. Пояснительная записка

Составлена на основе федерального компонента стандарта среднего (полного)

общего образования по истории и в соответствии с задачами модернизации содержания

образования Рабочая программа элективного курса предназначена для учащихся 10

класса и рассчитана на 17 часов.

Актуальность.

Для понимания русской истории, как и любой другой, важен учет влияния на эту

историю личностей. История населена людьми, личностями. Огромную роль в истории

любого государства, в т.ч. и нашего, играют лидеры. Чем сильнее они вторгаются в жизнь

общества, тем более сильное влияние они оказывают на судьбу страны. Учитывая

сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно

будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве

общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть,

влияние на судьбы других людей. Важно научить учащихся понимать, насколько

личность, ее идеи, достоинства и недостатки влияют на формирование исторического

процесса в государстве. Этому и способствует данный элективный курс. Кроме этого, он

пополняет и расширяет запас знаний уч-ся по истории Отечества, заставляет размышлять

о

судьбах,

воспитывает

патриотизм

и

уважение

к

родной

стране,

продолжает

формирование учебных навыков: участие в дискуссии, анализ исторических документов,

работа с дополнительной литературой и т.п. Актуальность определяется важностью

изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое

значение – подготовку к успешной итоговой аттестации.

Место данной дисциплины в системе исторического и обществоведческого

образования: данный элективный курс дополняет и углубляет программу по истории

России.

Цель курса:

Формирование исторического мышления учащихся через изучение роли личности в

истории России.

Задачи:

1.углубление знаний уч-ся об отдельных исторических деятелях России;

2.развитие критического мышления;

3.воспитание патриотизма и любви к Родине на примере жизни выдающихся людей нашей

страны;

4.совершенствование учебно-исследовательской деятельности через семинарские занятия,

разработку проектов способствовать развитию гражданственности учащихся, приучая

их к диалогическому многомерному восприятию общественной деятельности,

сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей,

государства, общества;

5.формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению

работать в группе, вести дискуссию;

6.создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических

умений в изучении истории;

Методы: проблемное обучение, частично-поисковый, исследовательский.

Программа предусматривает семинары, призванные формировать историческое

мышление учащихся, совершенствовать навыки работы с различными видами

исторических источников, а также анализ проблемных, дискуссионных вопросов при

изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого,

прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий.

В процессе изучения курса происходит формирование общеучебных умений:

*анализ и сопоставление фактов

*работа с учебной, научно – популярной и художественной литературой

*анализ документов

*оформление сообщений

*умение работать в системе Internet

Содержание программы предоставляет возможность , помимо формирования

общеучебных умений, на основе специфического исторического материала развивать

у учащихся специальные предметные умения и навыки

*определять достоверность исторических фактов

*устанавливать последовательность, синхронность исторических событий

*сравнивать предлагаемы исторические события, исторические личности,

анализировать, оценивать, выявляя сходства и различия

*высказывать суждения об изученном материале, версиях, существующих в

различных источниках по поводу исторических событий, фактов, личностей.

Методика работы со старшеклассниками предполагает в проведении элективного

курса следующие формы и приемы:

*лекция с последующим опросом

*лекция с обсуждением документов

*беседы

*семинары

*практические работы

2.Требования к знаниям и умениям уч-ся:

учащиеся должны освоить навыки поиска, обработки, представления информации,

решение познавательных и практических проблемных задач; участия в дискуссии, анализа

исторических документов, определение характеристик изучаемого объекта, сравнение,

сопоставление его признаков; использование ИКТ;

овладеть различными видами публичных выступлений.

оценивать

деятельность исторических личностей и аргументировано представлять

собственное отношение к ним.

Измерителем обученности учащихся может быть:

*исторический диктант, в котором учащиеся должны уметь правильно соотнести

исторический факт с указанием на доске названиями, историческую личность и ее

деятельностью

*деформированный текст, в котором учащимся нужно вставить пропущенные слова ,

даты

*обобщающие вопросы и задания

*текст с ошибками, в котором учащиеся должны исправить ошибки

3.Содержание программы

Раздел 1. Земля русская (4 часа)

Тема 1. Первые князья и их роль в становлении русского государства (1 ч.)

Легендарное и реальное в «призвании варягов». Рюрик. Норманнская теория, её роль в

русской истории. Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси.

Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути «из

варяг в греки». Значение общего похода на Царьград. Древняя Русь и её соседи при Игоре

Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга. Реформа управления и налогообложения при

Ольге. Крещение Ольги. Князь – воин. Святослав – «Александр Македонский Восточной

Европы». Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава.

Тема 2. Владимир Святой и Ярослав Мудрый (1 ч.)

Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая

междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Причины провала языческой

реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Оборона Руси от

печенегов. Междоусобица на Руси после смерти Владимира Святославича. Расцвет Руси

при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение.

«Русская правда» – княжий закон. Что охранялось законом. Политическое наследие.

Причины усобиц.

Тема 3. Владимир Мономах- великий киевский князь (1 ч.)

Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха, его

образование, литературный дар, хозяйственные заботы и быт. Организация обороны

южных рубежей. Княжеские съезды. Расширение династических связей в пределах

Европы.

Тема 4. Александр Невский (1 ч.)

Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против

шведских и немецких рыцарей.

Раздел 2. Московская Русь (3 часа)

Тема 5. От Ивана Калиты до Дмитрия Донского (1 ч.)

Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской

династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский

ярлык. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений.

Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Политическое

первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном.

Тема 6. Иван III и образование единого государства (1 ч.)

Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси.

Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог - супруга Московского великого

князя. «Москва – Третий Рим». Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.

Тема 7. Иван IV Грозный и его современники (1 ч.)

Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий,

Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани.

Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и

власть. Стоглав и «Домострой». Опричнина как средство утверждения самодержавной

деспотии. Культура и быт.

Раздел 3. Россия в XVII веке (2 часа)

Тема 8. Борис Годунов и Смутное время(1 ч.)

Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие

барщины и закрепощение крестьян.

Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных

ополчений. Изгнание интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь

общества.

Тема 9. Первые Романовы (1 ч.)

Возрождение

страны

после

смуты.

Царь

Алексей

Михайлович

(Тишайший).

Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства.

XVII век – «бунташное время». Народные восстания. Рост нетерпимости и инакомыслия.

«Священство выше царства». «Друзья-враги»: патриарх Никон, протопоп Аввакум.

Боярыня Морозова. Староверы.

Раздел 4. Россия в XVIII веке (4 часа)

Тема 10. Петр Первый и его современники (1 ч.)

Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра.

Путешествие за границу. Реформы Петра Первого. Победы на театре войны. Итоги

экономического развития. Дело царевича Алексея.

«Птенцы гнезда Петрова».

Борис

Петрович Шереметев. Петр Андреевич Толстой. Алексей Васильевич Макаров. Александр

Данилович Меншиков.

Тема 11. Женщины на престоле (1 ч.)

Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок.

Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов.

Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета.

Тема 12. Екатерина Великая (1 ч.)

Екатерина II и её окружение. «Просвещенный абсолютизм». Усиление крепостничества.

Золотой век российского дворянства.

Тема 13. Великие полководцы и флотоводцы XVIII века (1 ч.)

Победы на суше и на море. Русское военное искусство. Румянцев и Суворов. Спиридов и

Ушаков.

Раздел 5. Россия в XIXвеке – эпоха великих реформаторов (3 часа)

Тема 14. Трагедия семей декабристов (1 ч.)

Страницы декабристского движения, судьбы участников восстания декабристов, казнь

декабристов, ссылка в Сибирь, история жен декабристов.

Тема 15. Судьбы реформаторов в России первой половины XIX века. (1 ч.)

Сперанский М.М., Новосильцев Н.Н.,Аракчеев А.А.,Канкрин Е.Ф. (на выбор учащихся)

Тема 16. Александр II и эпоха великих реформ(1ч.)

Александр II. Отмена крепостного права. Реформы в системе управления. Военная

реформа. Внешняя политика. Покушения на царя.

Итоговое повторение (1 ч.)

4.Учебно-тематический план

п/п

Название темы, раздела

Количество

часов

Дата по плану Дата по факту

Раздел 1. «Земля русская»

4

1.

Первые князья. Рюрик Олег. Игорь. Княгиня

Ольга. Святослав

1

2.

Владимир Святой и Ярослав Мудрый

1

3.

Владимир Мономах – великий киевский князь

1

4.

Александр Невский

1

Раздел 2. Московская Русь

3

5.

От Ивана Калиты до Дмитрия Донского

1

6.

Иван III и образование единого государства

1

7.

Иван Грозный и его современники

1

Раздел 3. Россия в XVII веке

2

8.

Борис Годунов и Смутное время

1

9.

Первые Романовы

1

Раздел 4. Россия в XVIII веке

4

10.

Петр I и его современники

1

11.

Женщины на российском престоле

1

12.

Екатерина Великая

1

13.

Великие полководцы и флотоводцы XVIII века.

1

Раздел 5. Россия в XIX веке

3

14.

Трагедия семей декабристов

1

15.

Судьбы реформаторов в России 1 половины

XIX века.

1

16.

Александр II и эпоха великих реформ

1

17.

Итоговое повторение

1

5.Учебно-методическое обеспечение

1.

Великие государственные деятели России. - М., 1996.

2.

Древнерусская литература: книга для чтения. - М., 1993.

3.

Иоанн Грозный. Петр Великий. Меншиков. Потемкин. Демидовы:

биографические повествования. – Челябинск, 1994.

4.

История государства Российского: жизнеописания. IX-XVI вв. - М., 1996.

5.

История государства Российского: жизнеописания. XVII век. - М., 1997.

6.

История Отечества в лицах: с древнейших времен до конца XVII века:

биографическая энциклопедия. - М., 1993.

7.

Карамзин, Н. М. История государства Российского. Т. I-XII.-Калуга, 1993.

8.

Ключевский, В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. - М.,

1990.

9.

Костомаров, Н. И. Господство дома святого Владимира: Русская история в

жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М., 1993.

10. Кучкин, В. А. Дмитрий Донской // Вопросы истории. - 1995.- №5-6.

11. Кучкин, В. А. Юрий Долгорукий // Вопросы истории. - 1996.- №10.

12. Морозова, Л. Е., Демкин, А. В. История России в лицах: государственные деятели

XVI века. - М., 2001.

13. Перхавко, В. Б. История России в лицах: Х-начало XVII в. - М., 2000.



В раздел образования