Напоминание

Развивающие игры «Мягкой педагогики» как средство развития сенсорного опыта малышей


Автор: Стаценко Вера Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 17
Населённый пункт: г.Амурск
Наименование материала: статья
Тема: Развивающие игры «Мягкой педагогики» как средство развития сенсорного опыта малышей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: Развивающие игры «Мягкой педагогики»

как средство развития сенсорного опыта малышей

В.А.Стаценко, воспитатель

МБДОУ № 17 г. Амурска

Познание

окружающего

мира

начинается

в

младенчестве и строится на активном участии различных анализаторов: зрительных,

слуховых, осязательных, двигательных. Н.Д. Ушинский отмечал, что дитя мыслит

образами, звуками, красками. Сенсорное развитие в раннем детстве служит основой для

формирования всех линий развития ребёнка, поэтому сенсорному воспитанию уделяется

приоритетное внимание. Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и

формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,

положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Поэтому дошкольный этап детства

считается периодом сенсомоторного развития («сенсо» – чувство, «мото» – движение), как

базы, на основе которой формируются ментальные функции: память, речь, восприятие,

мышление. Психологи считают, что в дошкольном возрасте важно активно обогащать те

стороны развития, к которым каждый возраст наиболее чувствителен, наиболее

восприимчив. Особенно актуально это в раннем возрасте, когда ребёнок ещё не владеет

речью в достаточной мере, поэтому основными средствами выражения мысли и чувств

являются непосредственные действия.

Для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития

у детей, необходимо создавать условия, которые позволят обеспечить накопление

разнообразных

зрительных,

слуховых,

осязательных

впечатлений,

сформировать

элементарные представления об основных разновидностях величины, цвета, размера.

Для накопления сенсорного опыта малышей широко используются разные виды

пирамидок, игрушек «вкладышей»,

«сортеров», бизибордов, а также современные

игровые развивающие технологии: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и др., которые

способствуют знакомству детей с цветом, формой, размером.

Для развития сенсорики можно использовать любые мягкие материалы: лоскутки,

шнурки, веревочки, всё, что есть, вплоть до подушек. Именно эти предметы и будут

создавать мягкую среду, где ребенок получает первый опыт встречи с разными

материалами и накапливает сенсорные впечатления.

Понятие «мягкая игрушка» знакомо всем, а вот о термине «Мягкая педагогика»

слышали немногие. Основы «Мягкой педагогики» заключены в самом значении слова

«мягкий». У него есть синонимы: пластичный, податливый, пушистый, нежный, тонкий,

учтивый, вежливый, благоприятный. Идеи «Мягкой педагогики» основаны на желании

взрослого быть с ребенком дружелюбным, быть ему товарищем по игре, весело

коммуницировать и получать от игры удовольствие. Тогда ребенок обязательно

откликнется на предложение взрослого поиграть, он будет расположен к общению и

начнет доверять взрослому, а ведь самый важный базовый навык — это доверие к миру.

Развивающие игры «Мягкой педагогики» – это сенсорно-тактильные предметы

игрового обихода из текстиля:

- «Вязаная графика»;

- «Шифоновая радуга»;

-«Фетровая история»;

- «Волшебные рукавички»;

-«Вязаные шапочки»;

- «Мнушки».

Главным достоинством этих пособий является их интегративное содержание, их

можно использовать как:

- спокойные сенсорные сказки;

- тренажеры для развития моторной ловкости пальцев и кистей рук;

- средства для релаксации;

- дидактический материал на занятиях и в свободной деятельности;

- для индивидуальной и групповой работы с детьми.

Игры с мягкими предметами полезны для формирования личности ребенка по всем

основным

направлениям

и

обладают

разными

аспектами:

сенсорными,

терапевтическими, коммуникативными, игровыми, творческими.

При использовании тканевых материалов ребенок получает своеобразный опыт

переживаний, развивает сенсорные навыки малыша и ощущение безопасности. Легкий,

мягкий, гладкий материал дает ребенку приятные ощущения «поглаживания».

Реализуя образовательную программу дошкольного образования «Теремок», для

накопления у детей сенсорного опыта, изготовила интересные, яркие, развивающие

«мягкие игры».

Такие игры как «Вязаная графика», «Шифоновая радуга»

незаменимы в художественно-творческом развитии детей, когда

дети

с

помощью

текстильных

карандашей

или

шифоновых

платочков изображают на большом холсте элементы сюжетов

стихов, потешек или сказок. В процессе творческой деятельности

решаются задачи не только художественно-эстетического развития,

но и познавательного, речевого, а также развития крупной и мелкой

моторики, формирования пространственных представлений (вниз, вверх), координации,

точности движений.

Например, используя «Шифоновую радугу» предлагала детям

выложить из желтой ткани солнышко, из синего - облачко, из

зеленого - травку или листик и т. д., а также сложить из ткани ту

или иную геометрическую фигуру, подобрать одинаковые по цвету

лоскуты, сделать коврик заданного цвета и т. п. Используя игру

«Вязаная графика», детям предлагала рисование по контуру в

цветном или в черно-белом изображении, а затем по образцу или

самостоятельно по своему желанию (мячик, елочка, дорожка, домик, круг, квадрат,

треугольник).

Игры с «Мнушками» (вязаные шарики разных цветов,

размеров,

вязаные

дорожки

разной

длины)

используются

в

совместной

деятельности

и

на

занятиях

для

формирования

представления об основных сенсорных признаках (основные цвета,

размер – большой, маленький, длинный, короткий, особенность

поверхностей – мягкий, гладкий, мнется), а также для развития и

обогащения словаря, развития мелкой моторики рук, ручной

умелости и т.д. Например, в игре «Дорожка-колобок-пенек»

- колобок катится по

дорожке (ребенок прокатывает мнушку – шарик по полоске), сворачиваем пенек, колобок

садится на пенек и т.д.), дети сопровождают свои действия речью. Играя с детьми в игры

«Собери для друзей клубочки», «Выложи дорожку такого цвета», «Большие и маленькие»

и др., малыши знакомятся с цветом, формой, размером, что помогает им накапливать

опыт восприятия ближайшего пространственного окружения.

Развивающая игра «Волшебные варежки» помогает в

социально-коммуникативном развитии, побуждает детей к

общению со взрослыми и друг с другом. Игры с «Волшебными

варежками» используются при организации различных видов

деятельности, в том числе режимных моментов, например: в

утренних ритуалах приветствия и вечером, когда дети уходят

домой, выбирая и надевая варежку на руку определенного

цвета, показывая какое у них настроение: желтая варежка символизирует отличное

настроение, зеленая - грустное.

Мягкие фетровые книги («Огород», «Времена года»), «Сезонное

дерево» использую в разных формах работы с детьми: во время

непосредственно

образовательной,

совместной

и

самостоятельной

деятельности.

Детям предлагаю, например, такие игры, как: «Собери

красные яблоки», «Желтые листочки», «Большие и маленькие», «Укрась

елку» и т.д. Эти игры помогают формировать у детей умение определять

цвет, форму, величину, количество предметов, закреплять знания о временах года, об

овощах и фруктах,

развивать внимание, наблюдательность, творческое

воображение.

Игры с «Вязаными шапочками» чаще используются для решения

задач познавательно-речевого развития, в таких видах деятельности как:

пальчиковые игры, игры в театр, чтение художественной литературы,

ситуативные беседы, игровые ситуации. А играя в игры, например: «Найди

шарфик по цвету шапочки», «Посмотри на цвета варежек и надень такие

же шапочки на руку», «Надень на пальчики шапочки тех же цветов» и т. д, малыши легко

запоминают цвета, знакомятся с каждым пальчиком на руке и понятиями «право» и

«лево».

Хочется отметить, что использование игр «Мягкой педагогики» в работе с детьми

раннего возраста способствует не только развитию сенсорного опыта детей, но и

развитию ребёнка в целом.

Список используемой литературы:

1. Демина Е.С., Казюк Н.В. «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ»

учеб.- метод. пособие/ Творческий центр «Сфера», 2006.

2. Лыкова И.А. Арт-методики для развития малышей: Методическое пособие для

реализации комплексной образовательной программы «Теремок» (от 2 месяцев до 3 лет) –

Москва: Издательский дом «Цветной мир», 2018.

3. Сакулина Н.П., Поддьякова Н.Н. «Сенсорное воспитание в детском саду»

Метод. Указание - М.: Просвещение, 2001.

4. Файзулаева Е.Д. «Мягка педагогика». Воспитание детей раннего возраста:

Учебно-методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы

«Теремок»/ Под ред. И.А. Лыковой. М.: «Цветной мир», 2021.

5.Файзулаева Е.Д. Практическая нейропсихология для педагогов (с использованием

сенсорно-тактильных пособий «ТАФИ»): методическое пособие / Е.Д. Файзулаева, А.И.

Сергеева – Томск: ООО «Академия счастливого детства», 2018.



В раздел образования