Напоминание

"Развитие функциональной грамотности на уроках физики"


Автор: Глухова Ольга Ивановна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Сусанино
Населённый пункт: с. Сусанино, Ульчского района, Хабаровского края
Наименование материала: Презентация
Тема: "Развитие функциональной грамотности на уроках физики"
Раздел: полное образование





Назад




Развитие функциональной

грамотности на уроках

физики

Выполнила учитель физики

МБОУ СОШ с. Сусанино: Глухова Ольга Ивановна

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения

с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и

функционировать в ней.

Основные направления модернизации системы

образования

анализировать

структурировать

самостоятельно

добывать

эффективно использовать информацию для

максимальной самореализации и полезного

участия в жизни общества

Функциональная грамотность через призму физики

Функциональная грамотность

ФИЗИКА

Читательская

грамотность

Естественно-

научная

грамотность

Математическая

грамотность

Креативное

мышление

Инструменты учителя на уроках физики

На формирование функциональной грамотности предлагаются задания из

учебника, учебных пособий, банка заданий на цифровой платформе РЭШ.

Типы заданий:

Задания на работу с текстом

Проведение экспериментов и опытов

Решение ситуационных и практико-

ориентированных задач

Решение контекстных задач на

реальных примерах

Работа с информацией в

нетекстовом виде

Инструментарий:

Учебник

Тетрадь-тренажер

Тетрадь-экзаменатор

Тетрадь-практикум

Задачник

Банк заданий РЭШ

Сайт ФИПИ

«Решу ОГЭ, ЕГЭ» Д. Гущина.

Читательская грамотность

− способность человека понимать, использовать, оценивать

тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои

знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Типы текстов с физическим содержанием

1. Текст с описанием различных физических явлений

или процессов, наблюдаемых в природе

или в повседневной жизни

2. Тексты с описанием наблюдения или опыта

по одному из разделов школьного курса физики

3. Тексты с описанием технических устройств,

принцип работы которых основан на использовании

каких-либо законов физики

4. Тексты, содержащие информацию

о физических факторах загрязнения окружающей среды

или их воздействии на живые организмы и человека

5. Тексты общекультурного содержания.

6. Сюжетная (текстовая) задача

Например:

1 Цвета неба и заходящего Солнца

2 Опыты Птолемея по преломлению света

3 Принцип работы СВЧ-печи

4 Ультрафиолетовое излучение

5 Атмосферное электричество

6 Дорожные видеокамеры, безопасность

мобильных телефонов

Естественнонаучная грамотность- способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для

понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, также для принятия соответствующих решений.

Какие компетенции и умения мы можем сформировать на уроке?

научное объяснение

явлений

понимание

особенностей

естественно-

научного

исследования

интерпретация

данных и

использование

научных

доказательств для

получения

выводов

Научное объяснение явлений

Применить соответствующие естественнонаучные знания для

объяснения явления

Научное объяснение явлений

Делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления

Понимание особенностей естественнонаучного исследования

Выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки

Понимание особенностей естественнонаучного исследования

Распознавать и формулировать цель данного исследования

1.

На каждом ли уроке мы можем формировать такой набор

умений?-К сожалению, НЕТ

Почему?

1. В основу работы на уроке ложится предметное содержание,

поэтому основной упор делаем на предметный результат.

2. Каждый урок по физике обладает «своим» набором

компетентностных умений из области естественнонаучной

грамотности.

3. На уроке можно формировать и отрабатывать в среднем от 3

до 5 компетентностных умений. Сформировать все невозможно

(ограничение по времени)

4. В рамках урока невозможно рассмотреть задание уровня

PISA, поскольку время урока ограничено.

5. В рамках урока можно брать задания «поэлементно».

Спасибо за внимание



В раздел образования