Напоминание

«Использование когнитивных технологий в образовательном процессе как инструмента достижения метапредметных результатов обучения»


Автор: Рычкова Ольга Валерьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ гимназия г. Слободского
Населённый пункт: Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: «Использование когнитивных технологий в образовательном процессе как инструмента достижения метапредметных результатов обучения»
Раздел: полное образование





Назад




«Использование когнитивных технологий в образовательном процессе как

инструмента достижения метапредметных результатов обучения»

Для достижения высокого качества образования школьников современный

педагог призван осваивать новые педагогические технологии, основанные на учете их

познавательных и личностных особенностей, таких как мнозадачность, клиповость

мышления, доминирование визуального канала восприятия, нацеленность на решение

жизненных задач. В процессе инновационной деятельности в гимназии нами были

освоены и апробированы когнитивные технологии, организующие взаимодействие

школьника с учебной информацией. Раскрою свой инновационный опыт их применения.

Приведу примеры заданий из ОГЭ по математике, взятых с сайта Решу_ОГЭ.

Задача 1.

Один из углов параллелограмма равен 41°. Найдите больший угол этого

параллелограмма. Ответ дайте в градусах.

Задача 2.

В треугольнике одна из сторон равна 10, а опущенная на нее высота  — 5.

Найдите площадь треугольника.

В подобных заданиях прилагаемый чертеж не несет дополнительной информации

к словесной формулировке задачи. При постановке задачи визуализирован «основной»

термин. Это убеждает меня как учителя в необходимости использования приемов

визуализации в учебном процессе.

Осознание данной необходимости заставляет меня менять систему работы с

задачным материалом. Например, при изучении геометрического материала сначала

предлагаю ученикам только задачи на готовых чертежах по данной теме, после чего

отрабатываю умение построения чертежа по словесной формулировке задачи.

Ученик должен получать тексты новой природы, которые характеризуются

открытостью,

рассчитаны

на

рефлексию

и

обсуждение

другими

участниками

коммуникации, направлены на соединение научного и художественного подходов.

Примером текстов новой природы может быть инфографика.

Проиллюстрирую применение инфографики на своих уроках и внеурочных

занятиях.

С учениками девятых классов на внеурочных занятиях провожу работу с

использованием инфографики в несколько этапов:

1.

Работа с готовой инфографикой на этапе текстовой деятельности.

Этап текстовой деятельности предполагает обучение умению читать (воспринимать и

понимать) тексты, представленные в виде инфографики. На данном этапе ученикам

предлагаю следующие типы заданий:

а) Задания множественного выбора (приём «верно/неверно»).

б) Поиск и целенаправленное извлечение информации. Различение основной и

второстепенной информации.

в) Задания на перенос информации/перекодирование информации.

г) Oбобщение и интерпретация содержания текста.

2.

Работа по созданию собственного инфографического продукта.

На втором этапе девятиклассники получили сплошной текст, включающий

перечень предметов, которые можно сдавать в форме ОГЭ, а также основные требования

(продолжительность экзамена, что разрешено использовать на экзамене). Ученики по

сплошному тексту на тему «ОГЭ» создали инфографику. Каждый отдельный продукт

показывает, в каком виде наиболее комфортно выглядит и воспринимается информация

конкретным учеником, демонстрирует его личные предпочтения. На рисунках 1 – 2

представлены работы учеников.

Рис. 1

Рис. 2

Рассмотрим инфографику как способ форматирования учебной информации в

мультитекст: сжатие текста; замена словесных конструкций на знаковые (символы,

стрелки, рисунки, графики, диаграммы).

Пример: случаи решения квадратных уравнений (алгебра, 8 класс) можно

представить в виде инфографики, опираясь на которую, ученик может устно

рассказать алгоритм решения и решить конкретное уравнение.

ах

2

+bx+c=0, а≠0

ах

2

+bx=0 ах

2

+c=0 ах

2

+bx+c=0

x(ax+b)=0 x

2

= -c/a D=b

2

- 4ac

x= 0; x= -b/a -c/a >0, х=±

с

/

а

D>0,

x

=

b ±

D

2a

-c/a <0, ᴓ D=0,

x

=

b

2 a

с=0, х=0 D<0, ᴓ

После изучения темы «Четырехугольники» в виде инфографики в своих рабочих

тетрадях ученики представили все изученные свойства фигур. Каждый ребенок

использовал удобное для него чередование, оформление учебного материала, что

облегчает его дальнейшее запоминание.

Таким образом, образовательная инфографика – это не цель обучения, а

эффективный инструмент для достижения дидактических задач. Информативность в

сочетании с привлекательностью реализует мотивационную функцию инфографики. Её

когнитивная функция проявляется в структурировании и систематизации информации;

целостности восприятия; стимуляции анализа и синтеза информации; активизации

ассоциаций.

Необходимость визуализации учебного материала для учеников заставляет менять

формы работы. Пример: проектное задание на применение теоремы Пифагора ученики 8

класса выполняют с использованием виртуальной доски, позволяющей совместно

работать с документом.

Предлагаю детям придумать (подобрать) сюжетные задачи, которые решаются с

помощью

теоремы

Пифагора.

Одновременно

с

постановкой

задания

ученикам

предлагается заготовка виртуальной доски (см. Рис. 3), на которой будут размещены

задачи подобно стене объявлений.

Рис. 3

Такая альтернатива бумажному оформлению принимается учениками с бóльшим

интересом. Каждый ученик самостоятельно размещает текст своей задачи и иллюстрацию

к ней. На следующем рисунке показан фрагмент доски, наполненной задачами учеников.

Рис. 4

Логическим завершение данной работы является решение на следующем уроке

задач, взятых с данной «доски объявлений».

Ещё один пример использования виртуальной доски. Тема «Многогранники»

(геометрия, 10 класс).

Рис. 5

Это задание также для совместной (командной) работы на уроке, в процессе

которой каждый ученик из команды заполняет своё поле.

Приемом форматирования сплошных текстов может служить сжатие объемов

текста с увеличением информационной нагрузки на его единицу; изменение объема

информации за счет приема гипертекстуальности.

Пример: конспект по теме «Многогранники» для ученика в электронном виде

(геометрия, 10 класс) может выглядеть следующим образом:

МНОГОГРАННИКИ

ВЫПУКЛЫЕ

НЕВЫПУКЛЫЕ

ПРИЗМА

ПИРАМИДА

ПРАВИЛЬНЫЕ

МНОГОГРАННИКИ

понятие

примеры

Понятие

Понятие

понятие

Элементы

Элементы

виды

виды:

виды:

правильный тетраэдр

наклонная

общий вид

правильный октаэдр

прямая

правильная

правильный икосаэдр

правильная

усеченная

правильный гексаэдр

площадь

поверхности

площадь

поверхности

правильный додекаэдр

Теорема Эйлера:

Л. Эйлер

теорема

Примеры многогранников в окружающей жизни

Развертки многогранников

Фильм «Тайный код жизни. Фигуры»

Это интересно

Образцы решения опорных задач

Учебный материал изложен в виде гиперссылок, среди которых есть переходы на

расширенный конспект каждого блока информации с чертежами и иллюстрациями.

(эти расширенные материалы могут хранится в папке дистанционного обучения на

сайте гимназии); присутствуют ссылки на Википедию; могут быть включены переходы

на

страницы

ученического

сообщества

в

социальной

сети,

где

выполнены

индивидуальные задания по теме в виде выложенных постов и т. п.

Таблица заменяет оглавление изучаемого раздела и уже на первом уроке дает

ученику

представление

об

общей

структуре

содержания

темы.

Материал,

размещенный в виде ссылок, избыточен по сравнению с обязательным минимумом

содержания и обеспечивает индивидуальные учебные запросы учащихся.

Мною показаны лишь отдельные примеры визуализации учебного материала.

Идеи визуализации учебной информации могут быть реализованы на разных учебных

предметах не зависят от предмета и помогают:

улучшить навыки систематизации и структурирования информации,

развить творческие способности,

усовершенствовать умения, связанные с подготовкой докладов, выполнением

проектов,

повысить информационную компетентность за счет овладения компьютерными

программами,

развить коммуникативную компетентность в ходе выполнения групповых заданий.

Применение визуализации формирует общеучебные умения, универсальные

учебные действия учеников, связанных с восприятием, переработкой и обменом

информацией, выводя, таким образом, на метапредметные результаты обучения.

Литература.

Казакова Е.И. Тексты новой природы: закономерности и технологии развития

современной грамотности в условиях качественной модернизации современного текста

[Текст] / Е.И.Казакова // На путях к новой школе [Текст]. – 2014. – № 1.



В раздел образования