Рабочая программа по организации жизнедеятельности воспитанников 5-6 лет старшей группы.
Автор: Демидова Юлия Григорьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 25 "Ромашка" Населённый пункт: г. Нефтеюганск, Тюменская область, ХМАО-Югра Наименование материала: Рабочая программа. Тема: Рабочая программа по организации жизнедеятельности воспитанников 5-6 лет старшей группы. Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города
Нефтеюганска «Детский сад №14 «Умка»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
на педагогическом часе приказом заведующего
протокол от __________ №__ от__________ №____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВОСПИТАННИКОВ 5-6 ЛЕТ
СТАРШЕЙ ГРУППЫ «В» «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»
(составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного
образования «ОткрытиЯ», образовательной программы ДОУ)
Срок реализации: 2015-2016год.
Авторы:
Воспитатели
Демидова Ю.Г.
Трифонова Т.В.
г. Нефтеюганск, 2015
1
СОДЕРЖАНИЕ
I.Целевой раздел
Пояснительная записка...............................................................................................3
Введение.......................................................................................................................3
Цели и задачи...........................................................................................................3- 4
Принципы и подходы…….......................................................................................4-5
Значимые для разработки и реализации рабочей программы
характеристики…………………………………………………………………….5-7
Возрастные и индивидуальные особенности детей старшей группы................5-7
Особенности организации образовательного процесса в группе………………7-8
Планируемые результаты освоения Программы образовательного
процесса…………………………………………………………………………..8-10
II.Содержательный раздел
Учебный план……………………………………………………………………….11
Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе…….11-15
Взаимодействие с семьей………………………………………………………15-19
Планирование работы с детьми
Годовое планирование тематических проектов………………………............20-22
Планирование заданий в центрах активности в рамках реализации
тематического проекта………………………………………………………….22-24
Вариативная часть………………………………………………………………24-26
III.Организационный раздел
Оформление предметно-пространственной среды в группе………………...27-28
Режим дня……………………………………………………………………….28-29
Расписание непосредственно образовательной деятельности…....................29-30
Схема закаливания……………………………………………………………...30-31
Двигательный режим………………………………………………………………31
Модель календарного планирования воспитателя………………………........32-33
Перечень методических пособий………………………………………………33-35
Система мониторинга развития воспитанников……………………………...35-40
2
I. Целевой раздел
1.1.
Пояснительная записка
Введение
Рабочая программа по организации жизнедеятельности воспитанников
старшей группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной
программой МБДОУ «Детский сад №14 «Умка», в соответствии с введением в
действие ФГОС дошкольного образования.
Рабочая программа
по организации жизнедеятельности воспитанников
старшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до
6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным
направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному,
речевому и художественно – эстетическому.
Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего
и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Данная
программа
разработана
в
соответствии
со
следующими
нормативными документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
-приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30
августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
– образовательным программам дошкольного образования»;
-приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября
2013
г.
№1155
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»;
-постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13
«Санитарно
эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию
и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
-Устав учреждения.
Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ.
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком
дошкольного
детства,
формирование
основ
базовой
культуры
личности,
всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с
возрастными
и
индивидуальными
особенностями,
подготовка
к
жизни
в
современном
обществе,
к успешному
вхождению
ребенка
в
ситуацию
школьного
обучения,
обеспечение
безопасности
жизнедеятельности
дошкольника.
Задачи (обязательная часть):
3
-Охрана
жизни
и
укрепление
физического
и
психического
здоровья
воспитанников.
-Обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-
эстетического и физического развития воспитанников.
-Во спит ание,
с
учётом
возрастных
категорий
в о с п и т а н н и ко в ,
гражданственности,
уважения
к
правам
и
свободам
человека,
любви
к
окружающей природе, Родине, семье.
-Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или)
психическом развитии воспитанников.
-Взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения их полноценного
развития.
-Оказание
консультативной
и
методической
помощи
родителям
(законным
представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития воспитанников.
Принципы
и
подходы в
организации
образовательного
процесса:
-Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости.
-Соответствие критериев принципу полноты, необходимости и достаточности
(позволяет
решать
поставленные
цели
и
задачи
только
на
необходимом
и
достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»).
-Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
процесса образования детей дошкольного возраста.
-Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями
образовательных областей.
-Комплексно-тематический Принцип построения образовательного процесса;
-Принцип сбалансированности совместной деятельности взрослого и детей,
самостоятельной
деятельности
детей
в
непосредственно
образовательной
деятельности и в проведении режимных моментов.
-Принцип
построения образовательного процесса на адекватных возрасту
формах работы с детьми, где основной формой работы с детьми дошкольного
возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
-Принцип
развивающего
образования
предполагает,
что
образовательное
содержание предъявляется ребёнку с учетом его актуальных и потенциальных
возможностей усвоения
этого содержания и совершения им тех
или иных
действий, с учетом его интересов, склонностей и способностей.
-Принцип позитивной социализации ребёнка предполагает освоение ребёнком в
процессе сотрудничества с обучающим взрослым и сверстниками культурных
норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и
общения с другими людьми.
-Принцип
возрастной
адекватности
образования
предполагает
подбор
педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с
возрастными особенностями детей.
-Принцип
личностно-ориентированного
взаимодействия
лежит
в
основе
образования детей дошкольного возраста.
4
-Принцип
индивидуализации
дошкольного
образования
предполагает:
постоянное наблюдение за развитием ребёнка, сбор данных о нем, анализ его
деятельности
и
создание
индивидуальных
программ
развития;
помощь
ребёнку в сложной ситуации; предоставление ребёнку возможности выбора в
разных видах деятельности, акцент на инициативность, самостоятельность и
личную активность.
Содержание психолого-педагогиче ской
работы
ориентировано
н а
разностороннее
развитие
дошкольников
с
учетом
их
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
по
основным
направлениям
развития
и
образования
детей:
социально-коммуникативное
развитие,
познавательное
развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое
развитие.
Значимые
для
разработки
и
реализации
рабочей
программы
характеристики.
Количество воспитанников в группе: 31 ребенок, из них: 13 девочек, 18
мальчиков.
Четыре
ребёнка
имеют I группу здоровья, 25 детей – II группу
здоровья и 2 человека III группу.
Возрастные особенности воспитанников:
Показатели
Содержание
Ведущая деятельность
Ролевая игра и игры с правилами
Собственный
широкий
кругозор,
хорошо
развитая речь
Познавательная деятельность
Условия успешности
развития
ребенка
н а
данном этапе
Новые
предметы,
о
которых
слышал
или
видел.
Объект познания
Новые
предметы,
о
которых
слышал
или
видел.
Способ познания
Познавательное
общение
со
взрослыми
и
сверстниками;
самостоятельная
деятельность,
экспериментирование
Мышление
Наглядно-образное мышление
Образно-схематическое мышление
Восприятие
Возрастает осознанное восприятие.
Воображение
Творческое
(возрастает
целенаправленность
воображения
ребенка,
устойчивость
его
замыслов
–
увеличение
продолжительности
игры на одну тему)
Произвольность
познавательных
процессов
Развитие целенаправленного запоминания.
Личностные особенности
5
Форма общения
Внеситуативно-деловое
+
внеситуативно-
личностное (В этот период ребенок особенно
стремиться
поделиться
своими
знаниями
и
впечатлениями со сверстниками - появляется
познавательная мотивация в общении)
О т н о ш е н и я
с о
сверстниками
Углубление интереса как к партнеру по играм,
предпочтения в общении
Отношения со взрослыми
Источник информации, собеседник.
Эмоции
Преобладание
ровного
оптимистического
настроения
Речь
Формирование
планирующей
функции
речи
(т.е.
ребенок
учится
п о с л ед о ват е л ь н о
логически
выстраивать
свои
действия,
рассказывать об этом) Через планир-ую фун-ю
речи идет дальнейшее развитие мышления.
Ведущая потребность
Потребность
в
общении,
в
творческой
активности
Новообразования
- Предвосхищение результата деятельности.
-Активная планирующая функция речи.
-Внеситуативно-деловая
форма
общения
со
сверстником.
Индивидуальные особенности группы
У
воспитанников
старшей
«В»
группы
сформированы
культурно-
гигиенические
навыки.
Дети
обращают
внимание
на
аккуратность
своего
внешнего вида, замечают неопрятность у других. Соблюдают элементарные
правила гигиены и приема пищи. Развиты навыки трудовой деятельности и
самообслуживания. Ребята с удовольствием помогают взрослым (дежурство,
трудовые
поручения
в
группе
и
на
участке).
Самостоятельно
одеваются,
раздеваются, складывают и убирают одежду, приводят ее в порядок.
Воспитанники последовательно, с использованием фраз приближенных к
тексту – пересказывают прочитанное им произведение. Могут назвать любимую
сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку. Понимают
и
употребляют
слова-антонимы.
Умеют
выделять
первый
звук
в
слове.
Рассказывают
о
содержании
сюжетной
картинки.
Проявляют
интерес
к
рассматриванию
иллюстрированных
изданий
детских
книг.
Драматизируют
(инсценируют) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).
Дети умеют пользоваться средствами рисования: передают несложный
сюжет,
объединяя
в
рисунке
несколько
предметов.
В
лепке
используют
усвоенные приемы. Умеют вырезать сложные фигуры, аккуратно наклеивают,
располагают рисунок на листе, проявляют творчество.
Дети любят играть самостоятельно в центрах активности. Мальчики с
большим
удовольствием
конструируют,
строят,
ремонтируют,
играют
с
6
машинками и спортивным инвентарем. Девочки – рисуют, складывают пазлы,
играют с куклами, в различные сюжетно-ролевые игры. При самостоятельной
организации
могут
распределить
роли
и
уладить
конфликты.
Понимают
и
принимают правила игры, следят за их выполнением. В настольно-печатных
играх могут выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры.
Задают и отвечают на вопросы: для чего? как? почему? Умеют отбирать
нужную информацию (с помощью взрослого) запоминают её.В информации об
объектах выделяют признаки и замечают изменения с помощью взрослого.
Поддерживают беседу по определенной теме.Применяют способы познания в
соответствии с ситуацией с помощью взрослого и самостоятельно (работа с
книгой, обращение к другим людям, наблюдения, опыты, эксперименты).
Особенности организации образовательного процесса в группе
При
организации
образовательного
процесса
учитываются
климатические особенности региона. Ханты-Мансийский Автономный округ –
север России: зима здесь суровая и продолжительная с устойчивым снежным
покровом,
лето
короткое
и
сравнительно
тёплое.
Для
переходных
сезонов
(весна,
осень)
характерны
поздние
весенние
и
ранние
о с енние
заморозки. Продолжительность светового дня невелика. В холодное время года
пребывание детей на открытом воздухе регулируется температурным режимом.
В
теплое
время
года
–
жизнедеятельность
детей,
преимущественно,
организуется
на
открытом
воздухе.
Обязательным
в
режиме
дня
группы
являются:
бодрящая
гимнастика,
дыхательная
гимнастика,
упражнения
для
профилактики
плоскостопия
и
сколиоза.
Исходя
из
климатических
особенностей
региона,
график
образовательного
процесса
составляется
в
соответствии с выделением двух периодов.
1.Холодный период - учебный год (сентябрь-май, составляется определенный
режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности);
2.Теплый период (июнь-август, для которого составляется другой режим дня).
Демографические
особенности:
анализ
социального
статуса
семей
выявил, что в дошкольном учреждении воспитываются дети из полных семей -
84 %, из неполных - 16 %, и многодетных 13 %. Основной состав родителей –
средне обеспеченные, с высшим образованием 70 % , со средне – специальным
25 % и у 5% среднее образование.
Национально
–
культурные
особенности:
этнический
состав
воспитанников группы: русские, татары, украинцы, но основной контингент –
дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется
на русском языке.
Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство
с национально-культурными особенностями ХМАО-Югры. Знакомясь с родным
краем,
его
достопримечательностями,
ребенок
учится
осознавать
себя,
живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных
условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы,
тематические экскурсии, встречи с коренными жителями, посещение музеев,
реализацию проектов («Край, в котором я живу», «Мой город Нефтеюганск»).
7
1.2.Планируемые
результаты
освоения
Программы (в
виде
ключевых
компетентностей,
где
критерии
и
показатели
соответствуют
целевым
ориентирам)
К концу года воспитанник способен:
Способность
Показатели
Контролировать свое
поведение
1.Делится с другими.
2.Спрашивает разрешения на пользование чужими
вещами, аккуратно с ними обращается.
3.Обосновывает
свои
суждения
с
помощью
взрослого: почему лгать и присваивать чужие вещи
плохо, а защищать малышей и помогать им хорошо.
4.Решает
конфликты
разными
способами
с
помощью взрослого (самостоятельно).
Формулировать свой
интерес, предпочтение,
намерение
1.Выбирает центры активности, деятельность,
материал, способ действия, партнера с помощью
взрослого.
2.Критически оценивает и анализирует результаты
(достижения и ошибки) с помощью взрослого.
3Предлагает, высказывает свое мнение с помощью
наводящих вопросов.
4.Словами свои мысли, планы, чувства, желания,
потребности.
5.Формулирует причины своих чувств.
6.Аргументирует
свою точку зрения с помощью
взрослого.
7.Представляет свое достижения по наглядному
алгоритму.
Анализировать и
комментировать свои
действия
1.Отвечает на вопросы взрослого: у тебя получается
(не получается) и почему?
2.Комментирует 3-5 действий.
Выполнять простые
правила,
договариваться о
правилах
1.Устанавливает и выполняет 4-5 правил поведения.
Организовывать свою
работу
1.Повторяет учебную задачу и выполняет.
2.Определяет границы собственного
знания/незнания
с помощью взрослого (предметная, социальная
область).
3.Определяет замысел и реализует его
(описывает результат, отбирает нужный материал,
8
планирует
три
-
пять
действий,
обнаруживает
ошибки,
оценивает
результат
по
двум
заданным
критериям).
4.Оценивает способ действия как ошибочный или
приводящий к результату, пробует другой путь с
помощью взрослого.
5.Выполняет действия по словесной инструкции и
схемам.
6.Применяет способы познания в соответствии с
ситуацией с помощью взрослого и самостоятельно
(работа
с
книгой,
обращение
к
другим
людям,
наблюдения,
обследовательские
действия,
опыты,
эксперименты).
7.Выполняет 7-12 операций.
8.Доводит действия до результата.
9.Кооперируется со сверстниками для достижения
результата (работа в паре).
Задавать вопросы и
отвечать на вопросы
Задает и отвечает на вопросы: для чего? как?
почему?
Работать с
информацией
1Называет источники знаний, (взрослый, сверстник,
книги, собственный опыт, СМИ).
2.Отбирает
нужную
информацию
(с
помощью
взрослого); присваивает (запоминает, изображает).
3.В информации об объектах выделяет признаки и
замечает изменения с помощью взрослого.
4.Предоставляет информацию с помощью вопросов
взрослого и самостоятельно с опорой на схемы.
Высказываться в
пределах темы
1.Поддерживает беседу по определенной теме.
2.Делает спонтанные высказывания в пределах
определенной заранее темы.
3.Делает подготовленные высказывания с помощью
взрослого.
Использовать
элементарные нормы
общения
1. Внимательно слушает взрослого и сверстника по
напоминанию.
2.Вступает в контакты с незнакомыми людьми.
3.Хвалит, поддерживает, приходит на помощь и
обращается за помощью по побуждению взрослого.
4.Знает и говорит слова приветствия и
благодарности.
Сотрудничать со
взрослыми,
сверстниками, детьми
разного возраста
1.Договаривается, распределяет действия, действует
согласованно и приходить к общему результату в
парах с помощью взрослого.
2.Инициирует взаимодействие со сверстниками.
3.Участвует
в
групповых
играх
с
принятием
9
совместных
решений,
распределением
ролей,
соблюдением правил с помощью взрослого.
II. Содержательный раздел
10
2.1.Учебный план
1.Базовая часть (инвариантная)федеральный компонент
Совместная интегрированная
деятельность в центрах
активности
Ежедневно в 1 половину дня
До 95 мин.
НОД предметной направленности
Музыкальное развитие
2
Физическое развитие
1-физкультурный зал
1-занятие в бассейне
1-на прогулке
2.Вариативная часть
Занятия в детских
объединениях, студиях
1
Обучение грамоте
1
Итого НОД
8
2.2. Формы, способы, методы реализации программы с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их
образовательных потребностей и интересов
«Социально-коммуникативное развитие»
Задачи
Ф о р м ы
о б р а з о в а т е л ь н о й
деятельности
Присвоение общепринятых норм,
моральных и нравственных
ценностей
Акции
Формирование готовности к
совместной деятельности со
сверстниками
Совместные
задания
для
работы
в
микрогруппе
Дежурство
Поручение
Работа
над
конечным
продуктом
в
тематическом проекте
Развитие общения и взаимодействия
Коммуникативные игры
11
ребёнка с взрослыми и сверстниками
Диалог
Презентация конечного продукта
Мастер-класс
Формирование представлений об
основных источниках опасности в
быту, на улице, в природе
Просмотр и анализ мультфильмов,
видеофильмов, телепередач
Решение проблемных ситуаций
Освоение способов безопасного
поведения в быту, на улице, в природе
Смоделированные ситуации с детьми
Формирование позитивных установок
к различным видам труда и
творчества
Экскурсии
Просмотр и анализ мультфильмов,
видеофильмов, телепередач
Чтение и анализ литературных
произведений
Ситуативный разговор
Дежурство
Уборка в центрах активности
Настольно-печатные игры
Формирование элементарных
навыков самообслуживания
Игра
Чтение
Практические действия
«Познавательное развитие»
Задачи
Формы образовательной
деятельности
Развитие любознательности и
познавательной мотивации,
формирование познавательных
действий
Теоретические исследования
Эксперименты
Опыты
Экскурсии
Формирование первичных
представлений о себе и других людях
Теоретические исследования
Работа со схемами и моделями
Работа над конечным продуктом в
тематическом проекте
Формирование представлений об
объектах и явлениях окружающего
мира, их свойствах и отношениях
Исследовательская деятельность
Эксперименты
Развивающие игры
Экскурсия
Чтение
Работа со схемами и моделями
Сюжетно-ролевые игры
Просмотр и анализ видеофильмов,
телепередач
Работа над конечным продуктом в
12
тематическом проекте
Формирование представлений о
малой родине и Отечестве,
представлений о социокультурных
ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и
праздниках
События
Настольно-печатные игры
Режиссерские игры
С о с т а в л е н и е
и
р а з г а д ы в а н и е
кроссвордов
Составление картографов
Теоретические исследования
Изготовление тематических альбомов,
книг, макетов, плакатов
Постановка спектаклей
Формирование представлений о
планете Земля как общем доме людей,
об особенностях её природы,
многообразии стран и народов мира
Исследовательская деятельность
Эксперименты
Развивающие игры
Экскурсия
Чтение
Работа со схемами и моделями
Просмотр и анализ видеофильмов,
телепередач
Подвижные игры
Работа над конечным продуктом
«Речевое развитие»
Задачи
Формы образовательной
деятельности
Обогащение активного словаря
Просмотр видеофильмов, телепередач
Теоретические исследования
Развитие связной грамматически
правильной диалогической и
монологической речи;
Презентация конечного продукта
Мастер-класс
Совместные
задания
для
работы
в
микрогруппе
Решение проблемных ситуаций
Речевые игры (технология ТРИЗ)
Составление рассказов, писем
Развитие звуковой и интонационной
культуры речи, фонематического
слуха
Игры - драматизации
Формирование звуковой аналитико-
синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте.
Кроссворды
«Художественно-эстетическое развитие»
13
Задачи
Формы образовательной
деятельности
Развитие предпосылок ценностно-
смыслового восприятия и понимания
произведений словесного,
музыкального, изобразительного
искусства
Рассматривание произведений
искусства
Экскурсия (музей, выставки)
Формирование элементарных
представлений о видах искусства
Просмотр видеофильмов,
презентаций
Посещение концертов, выставок
Реализация
с а м о с т о я т е л ь н о й
творческой
деятельности
детей
(изобразительной,
конструктивно-
модельной, музыкальной, и др.).
Организация выставок
Создание коллекций
Концерты
Литературные гостиные
Конкурсы
«Физическое развитие»
Задачи
Формы образовательной деятельности
Накопление и
обогащение
двигательного опыта
(развитие основных
движений), воспитание
культуры движений
Соревновательные состязания
Эстафеты
Развитие физических
качеств
Формирование
начальных
представлений о
некоторых видах спорта
Просмотр видеофильмов и презентаций
Овладение
элементарными нормами
и правилами здорового
образа жизни
Развивающие игры
Ситуативный разговор
Тематический досуг
14
2.3. План работы с родителями по участию в образовательном
процессе
№
п\п
Название
мероприятия
Цель
Ответственные
Сроки
1.
Родительское
собрание
«Возрастные
особенности
детей 5-6 лет»
Ознакомление
родителей с
возрастными
особенностями детей
и планом работы
на год.
Воспитатели,
педагог-
психолог
сентябрь
2.
Фотовыставка
«Летнее
путешествие»
Обмен знаниями и
техникой
изготовления и
оформления
фотографий в
различных стилях.
Воспитатели,
родители
сентябрь
3.
Акция
«Внимание,
дети!»
Объединение усилий
родителей по
формированию у
детей безопасного
поведения на дорогах
и улицах города.
Воспитатели
сентябрь
4.
Неделя добрых
дел.
Изготовление
кормушек для
птиц.
Привлечение
родителей к
экологическому
воспитанию детей,
совместному труду,
сплочению в общем
деле, по поиску
информации для
изготовления самых
необычных
кормушек.
Воспитатели,
родители
октябрь
5.
Акция
«Осторожно,
огонь».
Объединение усилий
родителей
по закреплению
знаний детей о
правилах пожарной
безопасности.
Воспитатели
октябрь
6.
Фотовыставка
«Мой родной
город».
Привлечение
родителей к
патриотическому
воспитанию детей,
Воспитатели,
родители
октябрь
15
привитие любви к
родному городу.
Обмен знаниями и
техникой
изготовления и
оформления
фотографий в
различных стилях,
7.
Выставка
поделок из
природного
материала
«Волшебство
леса»
Приобщение
родителей к
художественно-
эстетическому
воспитанию, к поиску
необходимой
информации из
нескольких
источников. Умение
выбирать.
Воспитатели,
родители
октябрь
8.
Экскурсия в
детскую
библиотеку
Дача знаний о
важности развития
речи и возрождение
традиции семейного
чтения. Воспитание
активности
родителей.
Воспитатели,
родители
ноябрь
9.
Родительское
собрание:
«Приобщение
дошкольников к
ЗОЖ»
Формирование у
родителей мотивации
здорового образа
жизни,
ответственности за
свое здоровье и
здоровье своих детей,
повышение
мастерства родителей
по использованию
здоровьесберегающи
х технологий в
домашних условиях.
Воспитатели
декабрь
10.
Акция «Ёлочка»
Объединение усилий
родителей по
воспитанию
экологической
культуры детей ,
стремление самим
Воспитатели
декабрь
16
беречь природные
богатства и
призывать к этому
окружающих.
11.
Фотовыставка
«Зимушка-зима»
Обмен знаниями и
техникой
изготовления и
оформления
фотографий в
различных стилях.
Воспитатели,
родители
декабрь
12.
Совместное
выстраивание с
родителями
стратегии дома
по решению
задач развития
на ребенка
Активное участие
родителей в
определении целей
развития своих детей.
Воспитатели
декабрь
13.
Публичные
выступления
Повышение
заинтересованности
родителей в
результатах развития
социальной
компетентности
своего ребенка.
Воспитатели
январь
14.
Фотовыставка
«Мой папа в
армии служил»
Привлечение
родителей к военно-
патриотическому
воспитанию детей,
опираясь на личный
опыт дедов и отцов
по защите родной
страны. Обмен
знаниями и техникой
изготовления и
оформления
фотографий в
различных стилях.
Воспитатели,
родители
февраль
15.
«Неделя детской
книги»
Привлечение к
чтению нечитающих
и поощрение
читающих.
Воспитатели
февраль
16.
Мой мир
(фестиваль
проектов)
Оказание поддержки
родителей в
самореализации
Воспитатели
февраль
17
личностных
познавательно-
творческих
способностей своих
детей.
17.
Фоторепортаж с
рассказом:
«Движение – это
жизнь!»
Формирование
культуры ЗОЖ и
приобщение к
активному отдыху,
спорту. Обмен
опытом.
Воспитатели,
родители
март
18.
Родительское
собрание: «Дом,
в котором мы
живем!»
Информирование
родителей об успехах
детей на конец
учебного года, о
летнем режиме
работы сада,
подготовка родителей
к началу следующего
года.
Воспитатели,
родители,
медицинская
сестра
апрель
19.
Фотовыставка
«Домашние
питомцы»
Объединение усилий
родителей по
привитию и
воспитанию
заботливого и
внимательного
отношения к
животным и птицам,
бережного отношения
к природе. Обмен
знаниями и техникой
изготовления и
оформления
фотографий в
различных стилях.
Воспитатели,
родители
апрель
20.
Акция «За
здоровье и
безопасность»
Пропаганда ЗОЖ
Воспитатели
апрель
Социальные
практики «Земля
– наш дом»
Обучение родителей
методам и приемам
по формированию
социальной
активности детей.
Воспитатели
апрель
21.
Акция «Живи и
Поддержание
Воспитатели
май
18
помни»
стремления
родителей в
воспитании
патриотических
чувств детей
посредством
ознакомления с
историческими
событиями нашей
страны.
22.
Интерактивные
площадки «Мы
в заботах
круглый год,
посмотри на нас
народ!»
Мотивация
родителей по
использованию опыта
педагогов со своими
детьми в домашних
условиях.
Воспитатели
май
23.
Совместное
выстраивание с
родителями
стратегии дома
по решению
задач развития
на ребенка
Активное участие
родителей в
определении целей
развития своих детей.
Воспитатели
май
24.
ВД с
родителями
относительно
развития
ребенка
Оказание поддержки
родителям в
использовании
приемов для
дальнейшего
развития ребенка в
соответствии с его
возможностями и
индивидуальными
особенностями.
Воспитатели
в течение
года
2.4. Планирование работы с детьми в группе
Годовое планирование тематических проектов
№п/
п
Тема проекта
Краткое содержание
Предполагаемые
продукты
1.
«Профессии
наших
родителей»
Название профессий.
Назначение профессии.
П р о ф е с с и и
н а ш е г о
Кроссворд.
Мини-спектакль.
Публичное
19
города.
выступление.
2.
«Наша Родина»
История России.
Символика страны.
Т р а д и ц и и
р у с с к о г о
народа.
Выставка рисунков.
Викторина.
3.
«Бытовые
приборы»
Виды бытовой техники.
Назначение.
Применение.
Фотоальбом
« П о м о щ н и к и
в
моем доме».
Кроссворд.
4.
« К а к а я
б ы в а е т
одежда»
Виды тканей.
Сезонная одежда.
Одежда народов севера.
П о к а з
м о д е л е й
«Наряд для куклы».
Выставка
традиционной
одежды
н а р од о в
ханты и манси.
5
«Волшебница-
зима»
Зимние явления.
Растения
и
животные
зимой.
Труд людей.
Традиции встречи зимних
праздников.
Истории праздников.
Здоровье зимой.
Правила
поведения
на
улице зимой.
Выставка
аппликаций.
Публичное
выступление.
Ко н к у р с
ч т е ц о в
«Стихи
о
зиме».
Постройка фигур из
снега
совместно
с
родителями.
6.
«В
гости
к
Деду
Морозу»
Деды
Морозы
разных
стран.
Д ом
Д ед а
Мо р о з а
в
Великом Устюге.
Что любит Дед Мороз.
Выставка
открыток
и
писем
для
Деда
Мороза.
П о д е л к и
и з
бросового
материала.
7.
« Б е р е г и
с в о е
здоровье»
Виды витаминов.
Правильные продукты.
Физкультура и спорт.
Подвижные
игры
для
укрепления здоровья.
Журнал «Где живут
витамины».
Модель
«Пирамида
правильного
питания».
Организация
игр
н а р од о в
х а н т ы -
манси.
8.
«Наша армия»
И с то р и я
Р о с с и й с ко й
армии.
Военные специальности.
Рода войск.
Макет
« В о е н н а я
техника
на
страже
Отечества».
Выставка
рисунков
( с
п р и м е н е н и е м
20
различных
техник:
набрызг, печатание).
9.
«Дорогие
мамы
и
бабушки»
Правила
вежливости
и
уважения.
Я мамин помощник.
В группе – гость.
Выставка
весенних
цветов.
О р г а н и з а ц и я
и
приготовление
праздничного
блюда.
Книга рецептов.
10.
«Весна красна»
Признаки весы.
П т и ц ы
и
н а с е ко м ы е
весной.
Труд людей.
Выставка поделок.
Домашнее задание.
11.
«Тайны
космических
далей»
Звезды. Планеты.
«День
ко смонавтики».
Первый космонавт.
Космические
п о д е л к и
и з
пластилина
«Солнечная
система».
12.
«Давно
отгремела
война»
История ВО войны.
Участники и труженники
тыла.
Города – герои.
Инсценировка
военной песни.
Выставка «Письмо с
фронта».
13.
«Животные жарких
стран»
Виды животных.
Среда обитания.
Ф о т о а л ь б о м
с
кратким описанием.
Модель по теме.
14.
« Х л е б
-
в с е м у
голова»
Виды
х л е б о бул оч н ы х
изделий.
Хлеб разных стран.
Пословицы и поговорки о
хлебе.
Публичное
выступление
«Путь
хлеба».
Картограф
«Состав
теста».
П о д е л к и
и з
соленого теста.
16.
« Д р у ж и м
с о
спортом»
Виды спорта.
Спортивный
инвентарь.
Значимо сть
спорта
в
жизни. Правила здорового
п и т а н и я .
П р а в и л а
гигиены и закаливания.
Режим дня.
Вредные привычки.
О р г а н и з а ц и я
и
показ
спортивного
р а з в л е ч е н и я
с
привлечение
детей
и з
г р у п п ы
«Ромашки».
17.
«Моя
семья
-
мой
мир»
Члены семьи.
Традиции семьи.
Родственные
отношения.
З н а ч и м о с т ь
с е м ь и .
Домашнее задание
Фотоколлаж «Это я,
это я,
это вся моя
семья».
21
Родословная.
Семейные
традиции и обычаи.
18.
«Край, в котором я
живу»
Географическое
расположение. Население.
Быт
и
нравы.
История.
Праздники
и
традиции.
Игры
народов
ханты
и
манси.
Растительный
и
животный
мир
Югры.
Обозначение
орнаментов.
Го р од
Н е ф т е ю г а н с к .
Памятники и скульптуры.
Здания. Символика.
«Инсценировка
хантыйской сказки».
Викторина
«Я
–
житель Югры».
Изготовление
картографа.
Примерные задания в центрах активности в рамках реализации
тематических проектов
Центры активности
Задания
Грамотность
Сочинение
сказок,
рассказов,
стихов,
загадок,
пословиц, дразнилок.
Придумывание сценариев для театрализованных
игр-инсценировок.
«Напиши письмо…».
«Книжка- малышка».
С о с т а в л е н и е
и
о т г а д ы в а н и е
з а г а д о к ,
кроссвордов.
Рабочие листы с заданиями.
Настольно-печатные,
словесные
(в
том
числе
народные) игры.
Работа со схемами и моделями.
Работа с мнемотаблицами.
Математика
Рабочие листы с заданиями,.
Лото, логико-математические игры.
Опыты,
конструирование,
настольные
игры,
пазлы,
Работа с перфокартами.
Интеллектуальные
развивающие
и г р ы :
головоломки,
лабиринты,
смекалки,
задачи-
шутки, ребусы, кроссворды, шарады.
Настольно-печатные игры.
Решение проблемных задач.
Измерение.
Сравнение.
Счет.
22
Наука и природа
Эксперименты, опыты.
Развивающие игры.
Работа со схемами и моделями.
Просмотр и анализ видеофильмов.
Изготовление
тематических
альбомов,
книг,
макетов, плакатов.
Работа с перфокартами.
Работа с «умными книгами».
Создание коллекций.
Поделки из бросового и природного материала.
Изготовление картографов.
Создание
символов,
схем,
чертежей,
моделей,
макетов, алгоритмов.
Драматизация
Рисование (гуашь, акварель, мелки, сангина,
пастель, тушь); лепка (глина, пластилин,
пластика).
Аппликация (бумага, ткань, природные
материалы): по замыслу, на заданную тему.
Художественный труд (поделки из бумаги,
картона, поролона, ткани; природного,
бросового материала и др.) Изготовление
украшений к праздникам, поделки для выставок
детского творчества.
Сюжетно-ролевые игры.
Игры – драматизации.
Режиссерские игры.
Чтение по ролям, в лицах.
Инсценировки.
Искусство
Рассматривание репродукций картин,
произведений искусства.
Создание коллекций.
Рисование, лепка, аппликация.
Составление коллажей.
Составление узоров.
Поделки из бросового и природного материала.
Рисование иллюстраций к литературным и
музыкальным произведениям.
Создание коллажей, панно иллюстраций.
Движения
Организация эстафет.
Выполнение общеразвивающих упражнений.
Выполнение основных видов движений.
23
Придумывание подвижных игр и их
организация.
Подвижные игры с правилами.
Подвижные игры,
Игры с элементами спорта, игры-соревнования.
Игры- имитации, хороводные игры.
Народные подвижные игры.
Пальчиковые игры.
Спортивные упражнения.
Строительство
Выполнение построек по схемам и моделям, по
замыслу.
Зарисовка схем и постройка по ней.
Конструирование из бумаги: по выкройке, схеме
(оригами). Свободное конструирование из
природного материала (постройки из песка и
снега).
Работа со схемами и моделями.
Кулинария
Составление журналов, книг с рецептами
Эксперименты
Приготовление блюд (бутерброды, салаты,
морсы)
Чтение рецептов по схеме.
Составление схем приготовления.
В ы п о л н е н и е
н е с л о ж н ы х
к у х о н н ы х
обязанностей.
Опыты-эксперименты.
Рассматривание
и
изготовление
карточек
–
этикеток.
2.5. Вариативная часть
Вариативная часть программы
направлена на поддержку образовательных
областей обязательной части программы и представлена:
1). Дополнительными программами.
В рамках реализации дополнительных программ «Полет творчества»
(автор С.Х. Вострикова)
и «Обучение грамоте» (авторы Л.Е. Журова, Н.С.
Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская), с воспитанниками группы проводятся
занятия: по изобразительному искусству в изостудии и по обучению грамоте
один раз в неделю.
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста», (авторы
Авдеева
Н.Н.,
Князева
Н.Л.),
направленная
на
формирование
основ
экологической
культуры,
ценностей
здорового
образа
жизни,
осторожного
обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице. В рамках
24
реализации данной
программы с детьми организуются
игры, тренинги,
занятия в малых группах, ситуативные беседы.
2).Традициями группы.
В группе существуют традиции, которые направлены на социализацию
воспитанников:
Название традиции
Содержание (задачи)
Дни рожденья
Вызывает
положительные
эмоции
у
воспитанников,
подчеркивает
значимость
каждого ребенка в группе.
В з а и м о д е й с т в и е
м е ж д у
группами
Способствует
формированию
социальной
компетентности,
у
детей
формируются
умения договариваться, распределять роли,
согласованно
действовать,
оказывать
помощь.
А у нас сегодня гость
В качестве гостей в группе приглашаются
родители или другие люди, представители
разных
профессий
или
почетные
гости
(ветераны
войны,
труда).
Благодаря
в с т р е ч а м
у
д е т е й
р а з в и в а е т с я
л ю б о з н а т е л ь н о с т ь ,
ф о р м и р у ю т с я
представления
о
других
людях
и
разных
профессиях.
Организация
и
проведение
мероприятий
в
соответствии
с
календарем
праздничных
дат:
День
знаний,
День
здоровья,
День воспитателя, День матери,
Новый год и т.д.
В
процессе
подготовки
и
проведения
праздников
дети
объединяются
общими
переживаниями,
у
них
воспитываются
основы
коллективизма;
произведения
фольклора,
песни
и
стихи
о
Родине,
о
родной
природе,
труде
фо рмиру ют
патриотиче ские
чувства;
участие
в
праздниках
и
развлечениях
формирует
у
дошкольников
дисциплинированность,
культуру поведения. Родителей включают в
подготовительную
работу
и
организацию
праздников.
3).Региональным компонентом.
В вариативной части программы организовывается образовательная
деятельность по реализации регионального компонента, как в самостоятельной,
так и совместной деятельности с детьми в течение дня, которая осуществляется
через знакомство с национально-культурными особенностями ХМАО-Югры.
Знакомясь
с
родным
краем,
его
достопримечательностями,
ребенок
учится
осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных
25
этнокультурных
условиях.
Данная
информация
реализуется
через
целевые
прогулки, беседы, тематические экскурсии, встречи с коренными жителями,
посещение музеев, реализацию проектов («Край, в котором я живу», «Мой
город Нефтеюганск»).
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие
1.Использовать знания о родном крае в игровой деятельности.
2.Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям Югры,
стремление сохранять национальные ценности.
Познавательное развитие
1.Развивать
у
детей
познавательный
интерес
к
родному
городу,
Ханты-
М а н с и й с к о м у
а в т о н о м н о м у
о к р у г у .
2.Развивать способности чувствовать красоту природы своей малой родины и
э м о ц и о н а л ь н о
о т к л и к а т ь с я
н а
н е е .
3.Развивать
представления
детей
об
особенностях
и
культурных
традициях
ж и т е л е й
р о д н о г о
к р а я .
Речевое развитие
1 . О в л а д е н и е
р е ч ь ю
к а к
с р е д с т в о м
к у л ь т у р ы .
2.
Обогащение
активного
словаря
с
учетом
региональной
тематики.
Художественно-эстетическое развитие
1.Развивать интерес детей к народной культуре (устному народному творчеству,
н а р о д н о й
м у з ы к е ,
т а н ц а м ,
и г р а м ) .
2. Формировать умение отражать полученные знания, умения в разных видах
х у д о ж е с т в е н н о - т в о р ч е с к о й
д е я т е л ь н о с т и .
3. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
Физическое развитие
1.Развивать эмоциональную свободу, физическую
выносливость, смекалку,
ловкость через традиционные игры и забавы народов ХМАО-Югры.
Решение
задач
по
региональному
компоненту
осуществляется
через
целевые прогулки, беседы, экскурсии, проекты: «Край, в котором я живу»,
«Мой город Нефтеюганск».
Время
реализации вариативной части Программы составляет: 150 мин (2,5
часа), 25%
III. Организационный раздел
3.1.Оформление развивающей предметно-пространственной среды в
группе
Развивающая предметно-пространственная среда
в
группе
ДОУ
соответствует
требованиям СанПиН
2.4.1.3049-13 и обеспечивает
развитие
26
.
ребенка
по
направлениям:
познавательному,
речевому,
художественно-
эстетическому, социально - коммуникативному, физическому развитию.
Пространство группы организованно в виде хорошо разграниченных зон
(«центры
активности»),
оснащенных
большим
количеством
развивающих
материалов
(книги,
игрушки,
материалы
для
творчества,
развивающее
оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать
интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает
возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом
индивидуальных особенностей детей.
Оснащение центров активности меняется в соответствии с тематическим
планированием образовательного процесса.
В группе созданы центры:
-Математика
-Искусство
-Наука и природа
-Драматизация
-Кулинария
-Строительство
-Грамотность
-Песок и вода
-Движение
Для
детей
и
родителей
в
группе
создана
широкая
и
открытая
информационная среда.
Для детей - информационная стена расположена на месте утреннего сбора и
хорошо просматривается детьми. На информационной стене находятся:
-
календарь погоды, природы;
-
модели недели, месяца;
-
правила группы;
-
распорядок дня;
-
темы проектов и конечные продукты (обозначены крупными буквами);
-
продукты детской деятельности (рисунки, поделки, альбомы и т.д.)
-
учебные таблицы и плакаты в соответствии с темой проекта.
Рядом с информационной стеной находится полочка с пособиями для
проведения группового сбора.
С центром кулинарии находится стенд «деловые хлопоты», в котором
отражены социальные роли для вовлечения каждого ребенка в создание для
себя
обязанностей
в
группе
(официант,
точильщик
карандашей,
счетовод,
миротворец, библиотекарь, метеоролог).
Информационная среда для родителей оформлена в приемной группы,
чтобы зрительно подтвердить внимание к каждому ребенку в группе.
Здесь оформлено:
1.
Плакетки с именами ребенка и родителей на шкафчиках.
27
2.
Модель трех вопросов – вопросы и высказывания, рассуждения детей о том,
что их интересует, тревожит, занимает.
3.
Портфолио дошкольника.
4.
Плакаты ко дню рождения «Звезда недели».
5.
Объявления для родителей.
6.
«Поле
благодарности»
–
благодарность
родителям
за
участие
в
образовательном процессе детского сада.
7.
«Облако успеха» - виды успеха и критерии по системе успешности детского
сада.
8.
«Избушка дел»
(информация о важных делах, проходящих в группе и
детском саду в ближайшие три месяца).
9.
«Мое настроение» - помогает ребенку определиться с каким настроением он
пришел в детский сад.
В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной
активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек,
дети
обеспечены
игрушками,
побуждающими
к
двигательной
игровой
деятельности
(мячи,
обручи,
скакалки),
смена
игрушек,
стимулирующих
двигательную активность, несколько раз в день.
Развивающая среда соответствует санитарно-гигиеническим требованиям
и обеспечивает все направления развития детей.
3.2.Режим дня
Режим дня строится с учетом сезонных изменений. В теплый период года
увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе,
сокращается количество непосредственно образовательной деятельности; при
наличии условий, некоторые режимные моменты переносятся на прогулочный
участок (занимательные игры, гимнастика, закаливание).
При осуществлении основных моментов режима важен индивидуальный
подход к ребенку: сон может быть у детей разным по длительности; в рационе
питания могут быть замены блюд и др.
Режимные моменты
Время проведения
Прием
детей
на
воздухе,
игры,
с о вм е с т н а я
( и н д и в и д у а л ь н а я ,
подгрупповая),
самостоятельная
деятельность, утренняя гимнастика
7.00-8.15
Подготовка к завтраку, завтрак
8.15-8.45
Утренний сбор
8.45-9.00
Работа
в
центрах
активности
по
выбору детей, физическое развитие,
музыкальное
развитие,
обучение
грамоте (старшие группы)
9.00-10.35
28
Подготовка
к
прогулке,
прогулка
(«открытая площадка»), физкультура
на воздухе, возвращение с прогулки
10.35-12.30
Подготовка к обеду, обед
12.30-12.50
Гигиенические
процедуры,
дневной
сон
12.50-15.00
Постепенный подъем, закаливающие
процедуры
15.00-15.15
Подготовка к полднику, полдник
15.15-15.40
Игры,
деятельность
в
центрах
активности, студиях, самостоятельная
деятельность, вечерний сбор
15.40-16.25
Подготовка к ужину, ужин
16.25-17.00
Подготовка
к
прогулке,
прогулка,
игры
с
детьми
по
интересам,
уход
детей домой.
17.00-19.00
3.3.Расписание НОД, занятий в кружках, студиях и совместной
деятельности взрослых и детей
День недели
Нод
Время
понедельник
Утренний сбор
Работа в центрах
активности
Вечерний сбор
8.45-9.00
9.00-10-35
16.15-16.30
Музыка
9.50 – 10.15
вторник
Утренний сбор
Работа в центрах
активности
Вечерний сбор
8.45-9.00
9.00-10-35
16.15-16.30
Бассейн
Изостудия
№ 1. 9.00 – 9.25
№ 2. 9.35 – 10.00
№ 1. 15.10 – 15.35
№ 2. 15.40 – 16.05
среда
Утренний сбор
8.45-9.00
29
Работа в центрах
активности
Вечерний сбор
9.00-10-35
16.15-16.30
Физкультура на
прогулке
10.45 – 11.10
четверг
Утренний сбор
Работа в центрах
активности
Вечерний сбор
8.45-9.00
9.00-10-35
16.15-16.30
Грамота
Музыка
№ 1. 9.00 – 9.25
№ 2. 9.30 – 9.55
15.20 – 15.45
пятница
Утренний сбор
Работа в центрах
активности
Вечерний сбор
8.45-9.00
9.00-10-35
16.15-16.30
Физкультура
Изостудия
9.20 – 9.45
№ 1. 15.10 – 15.40
№ 2. 15.45 – 16.15
Продолжительность совместной деятельности
по реализации
тематических проектов
1).Групповые сборы-15 мин.
2).Работа в центрах активности-старшая группа-до 95 мин.
3.4. Система закаливания
Элементы закаливания осуществляются в повседневной жизни —
умывание,
мытье
рук
до
локтя,
мытьё
шеи.
Специальные
закаливающие
процедуры проводятся в виде воздушных ванн и водных воздействий.
В и д ы
з а-
каливания
Местное воздействие
Общее воздействие
Начальная
температура
Конечная
температура
Начальная
температура
Конечная
температур
а
Воздушные
ванны
+23 С/+22 С
+16 С/+18 С
+22 С /+20 С
+19 С
3.5. Режим двигательной активности
30
раздел
№
п/
п
Организованны
е формы
двигательной
деятельности
Длите
льность
Понеде
льник
Вторни
к
Сред
а
Четвер
г
Пятн
ица
1 – 4 гр.зд.
Совместная деятельность
1.
Непосредствен
но
образовательна
я деятельность
1
п о л о в и н а
дня:
ФИЗО
25
25
25
25
МУЗО
10
10
10
2.
Физ. минутки
5
5
5
5
5
5
3.
Утренняя
гимнастика
10
10
10
10
10
10
5.
Гимнастика
после сна
5
5
5
5
5
5
«Дорожка
здоровья»
3
3
3
3
3
3
6.
Прогулка
(подвижные
и г р ы
и
физические
упражнения)
1 половина дня
25
25
25
25
25
25
2 половина дня
15
15
15
15
15
15
ИТОГО В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ
80
95
80
95
95
ИТОГО В ТЕЧЕНИЕ НЕДЕЛИ
395 мин (6ч. 35 мин)
3.6. Календарное планирование
Режимные
моменты
Содержание
Время
Время реализации
ООП
31
Обязател
ьная
часть
Вариативн
ая
часть
Прием детей,
игры, совместная
(индивидуальная)
,
самостоятельная
деятельность
Утренняя
гимнастика
Подготовка к завтраку, завтрак
Самостоятельная
деятельность
детей
Утренний сбор
Работа в центрах
активно сти
по
выбору детей
Н О Д
п о
физическому/
музыкальному
развитию,
обучение грамоте
П о д г о т о в к а
к
прогулке,
прогулка
(«открытая
площадка»),
физкультура
на
воздухе
Возвращение с прогулки, подготовка к
обеду, обед
Гигиенические процедуры, дневной сон
Постепенный подъем, закаливающие
процедуры
Подготовка к полднику, полдник
С о в м е с т н а я
деятельность
(индивидуальная,
подгрупповая,
г р у п п о в а я
в
форме «вечернего
сбора»),
32
самостоятельная
деятельность
Подготовка к ужину, ужин
П о д г о т о в к а
к
прогулке,
прогулка,
уход
домой
Объем реализации образовательной
программы
Итого
3.7.Перечень
методических
пособий,
обеспечивающих
реализацию
образовательной деятельности в группе
Направление
развития
Методические пособия
Наглядно - дидактические
пособия
Физическое развитие
Игры-забавы на участке
детского сада.
Э.Я.Степаненкова
«Сборник подвижных
игр».
Е.Н. Вареник
«Утренняя гимнастика
в детском саду».
Е.А. Сочеванова «Зимние
виды спорта и
спортивные
дисциплины», «Летние
виды спорта и
спортивные дисциплины»
(2 части).
Т.А. Гусева, Т.О. Иванова
«Спортивный инвентарь»
Культурно-гигиенические
и трудовые навыки.
С. Вохринцева «Зимние
виды спорта», «Летние
виды спорта».
Гигиена и здоровье.
Внутренние органы
человека.
Береги здоровье.
Познавательное
развитие
Н. Сотникова «100
загадок от А до Я».
Н.Г. Пантелеева
«Знакомим детей с
малой Родиной».
Т.А. Шорыгина
«Беседы о Вов»,
«Беседы о
электроприборах».
Л.Л. Тимофеева, Н.И.
Две столицы.
Профессии.
Игрушки.
Школьные
принадлежности.
Удивительный мир театра.
Одежда. Обувь. Головные
уборы.
Животные разных широт.
Весна. Зима. Родная
33
Королева
«Формирование
культуры
безопасности».
Познание предметного
мира по программе «От
рождения до школы».
природа.
Инструменты.
Как наши предки
выращивали хлеб.
Автомобильный
транспорт.
Водный транспорт.
Животные средней
полосы.
Животные жарких стран.
Птицы домашние. Осень.
Государственные символы
РФ.
Инструменты домашнего
мастера.
Космос. Музыкальные
инструменты.
Рептилии и амфибии.
Ягоды садовые. Овощи.
Грибы. Комнатные
растения.
Электроприборы.
Профессии.
Города – герои. День
Победы.
Защитники Отечества.
Перелетные птицы.
Дорожные знаки.
Славянская семья.
Бытовая техника. Птицы.
Домашние животные.
Одежда.
Средства передвижения.
Продукты питания.
Городские птицы.
Животные Севера.
Лесные животные.
Речевое развитие
Н.Э. Теремкова «Я
учусь пересказывать» (3
части).
С.Ю. Кондратьева
«Развитие
математического
словаря детей старшего
Образный строй речи
дошкольника.
Н.В. Нищева «Глагольный
словарь дошкольника».
34
дошкольного возраста в
процессе составления
рассказа по картинке».
Социально-
коммуникативное
развитие
З.А. Михайлова, А.С.
Каменная, О.Б.
Васильева
«Образовательные
ситуации в детском
саду».
Б.С. Волков, Н.В.
Волкова «Развитие у
дошкольников
способностей к
рефлексии».
Л.Л. Тимофеева
«Формирование
культуры
безопасности»
(парциальная
программа).
И.А. Лыкова, В.А.
Шипунова «Опасные
явления в природе».
Социальная безопасность.
Пожарная безопасность.
С.В. Конкевич «День
матери», «День отца».
Л.Б. Дерягина «С днем
России», «День
защитника Отечества».
Детская безопасность.
Безопасность дома и на
улице.
Главные праздники
страны.
Детский сад.
ОБЖ. Режим дня.
Художественно-
эстетическое
развитие
Т.Б. Сержантова «366
моделей оригами».
Е. Румянцева
«Аппликация».
Народные промыслы.
О.А. Ботянова
«Традиционный костюм в
культуре народов
России».
Хохлома.
Декоративное. Полхов-
Майдан.
3.8.Система мониторинга развития детей
Для того чтобы добиться эффективного баланса между индивидуальными
интересами и потребностями детей, с одной стороны, и образовательными
задачами, которые ставит перед собой педагог, с другой стороны, нужно, знать
каковы
эти
интересы
и
потребности,
и
как
они
изменяются
со
временем.
Программа,
ориентированная
на
ребенка,
нацелена
на
индивидуальное
раскрытие и развитие каждого ребенка.
35
Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития
каждого
ребенка
и
планирования
соответствующих
видов
деятельности,
которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха.
Наблюдение за развитием ребенка осуществляется ежедневно, в течение года.
По
итогам
наблюдений
проводится
2
раза
в
год
оценка
развития
каждого
ребенка и заполняется карта.
Карта наблюдений и оценки развития детей 5-6 лет.
(старшая группа)
Ф.И. ребенка______________________________________
Дата оценки
1._______________
2._______________
Способность
Показатели
1
2
Контролировать
свое поведение
1.Делится с другими.
2.Спрашивает
разрешения
на
пользование
чужими
вещами,
аккуратно с ними обращается.
3.Обосновывает свои суждения
с помощью взрослого : почему
лгать и присваивать чужие вещи
плохо,
а
защищать
малышей
и
помогать им хорошо.
4.Решает
конфликты разными
с п о с о б а м и
с
п о м о щ ь ю
взрослого (самостоятельно).
.
Формулировать
свой интерес,
предпочтение,
намерение
1.Выбирает центры активности,
деятельность, материал, способ
действия, партнера с
помощью взрослого.
2. Критически оценивает и
анализирует результаты
(достижения и ошибки) с
помощью взрослого.
3 .Предлагает,
высказывает
свое
мнение
с
помощью
наводящих вопросов.
4. словами свои мысли, планы,
чувства , желания, потребности.
5.Формулирует
причины
своих
чувств.
6. Аргументирует
свою точку
36
зрения с помощью взрослого.
7.Представляет свое достижения
по наглядному алгоритму.
Анализировать
и
комментировать
свои действия
1.Отвечает на вопросы
взрослого: у тебя получается (не
получается) и почему?
2.Комментирует 3-5 действий.
Выполнять
простые
правила,
договариваться
о правилах
1.Устанавливает и выполняет 4-
5 правил поведения.
Организовывать
свою работу
1. Повторяет учебную задачу и
выполняет .
2. Определяет границы
собственного знания/незнания
с помощью взрослого
(предметная, социальная
область).
3.Определяет
замысел
и
реализует его
(описывает
результат,
отбирает
нужный
материал,
планирует
т р и
-
п я т ь
д е й с т в и й ,
о б н а р у ж и в а е т
о ш и б к и ,
оценивает
результат
по
двум
заданным критериям).
4. Оценивает
способ
действия
к а к
о ш и б о ч н ы й
и л и
приводящий
к
р е з ул ьт а т у,
пробует другой путь с помощью
взрослого.
. 5 В ы п ол н я е т
д е й с т в и я
п о
словесной инструкции и схемам.
6.Применяет способы познания
в соответствии с ситуацией
с
п о м о щ ь ю
в з р о с л о г о
и
самостоятельно
( р а б о т а
с
книгой,
обращение
к
другим
л ю д я м ,
н а б л ю д е н и я ,
обследовательские
действия,
опыты, эксперименты).
7.Выполняет 7-12 операций.
37
8.Доводит действия до
результата.
9.Кооперируется со
сверстниками для достижения
результата (работа в паре).
Задавать
вопросы и
отвечать на
вопросы
Задает и отвечает на вопросы:
для чего? как? почему?
Работать с
информацией
1Называет
источники
знаний,
(взрослый,
сверстник,
книги,
собственный опыт, СМИ ).
2. Отбирает
н у ж н у ю
информацию
( с
п о м о щ ь ю
в з р о с л о г о ) ; присваивает
(запоминает, изображает).
3.В
информации
об
объектах
выделяет признаки и замечает
и з м е н е н и я
с
п о м о щ ь ю
взрослого.
4.Предоставляет
информацию
с
помощью вопросов взрослого и
самостоятельно
с
опорой
на
схемы .
Высказываться
в пределах темы
1. Поддерживает беседу по
определенной теме.
2.Делает спонтанные
высказывания в пределах
определенной заранее темы.
3.Делает подготовленные
высказывания с помощью
взрослого.
Использовать
элементарные
нормы общения
1. Внимательно слушает
взрослого и сверстника по
напоминанию.
2.Вступает в контакты с
незнакомыми людьми .
3.Хвалит, поддерживает,
приходит на помощь и
обращается за помощью по
побуждению взрослого .
4. Знает и говорит слова
приветствия и
благодарности.
Сотрудничать со
1. Договаривается,
38
взрослыми,
сверстниками,
детьми разного
возраста
р а с п р е д е л я е т
д е й с т в и я ,
действует
согласованно
и
п р и х о д и т ь
к
о б щ е м у
результату в парах с помощью
взрослого.
2.Инициирует
взаимодействие
со сверстниками.
3.Участвует в групповых играх с
принятием совместных решений,
р а с п р е д е л е н и е м
р о л е й ,
с о б л ю д е н и е м
п р а в и л
с
помощью взрослого.
Шкала оценки:
0 баллов - способность не проявляется;
1 балл – способность проявляется иногда;
2 балла – способность проявляется периодически;
3 балла – способность проявляется.
Полученная информация позволяет выработать индивидуальные задачи для
дальнейшего
развития
ребенка,
оказать
ему
поддержку
на
основе
его
индивидуальных интересов, возможностей и особенностей.
Индивидуальный учебный план
Ф.И. ребенка___________________________
Возраст ребенка________________________
Воспитатели____________________________
Дата ______________________
Основные достижения за предыдущий
период______________________________________________________________
___________
____________________________________________________________________
___________
____________________________________________________________________
___________
____________________________________________________________________
___________
Задачи
развития_____________________________________________________________
__
39
____________________________________________________________________
___________
____________________________________________________________________
___________
____________________________________________________________________
___________
Стратегии (действия)
В детском саду Дома
40