"Коммуникативно-деятельностный подход к обучению русскому языку как одно из средств развития познавательной деятельности обучающихся"
Автор: Кубанеишвили Наталья Юрьевна Должность: учитель русского языка Учебное заведение: МБОУ г.Астрахани " СОШ № 61" Населённый пункт: г.Астрахань Наименование материала: статья Тема: "Коммуникативно-деятельностный подход к обучению русскому языку как одно из средств развития познавательной деятельности обучающихся" Раздел: среднее образование
Кубанеишвили Наталья Юрьевна
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение г. Астрахани
«Средняя общеобразовательная школа № 61»
КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ РУССКОМУ
ЯЗЫКУ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Понять содержание текста – одна из главных и сложных задач,
которая
ставится
перед
современным
школьником.
Без
анализа
ученику
иногда
бывает
непонятно
содержание
текста,
будь
то
параграф учебника или художественное произведение.
Поэтому учитель русского языка должен организовать ситуацию
на уроке, порождающую мотивации у учащегося:
-
к
чтению
и
письму,
без
которых
невозможно
развитие
речи
и
мышления;
-к изучению языковых средств, без которых не смогут сформироваться
языковая, коммуникативная, общекультурная компетенции.
В современной школе учителю предлагаются на выбор различные
методы,
в
частности,
метод
восхождения,
метод
наглядности,
коммуникативно-деятельностный метод обучения русскому языку и
литературе.
Коммуникативно-деятельностный
метод
-
система,
интегрирующая
уроки
русского
языка
и
литературы,
в
основу
метода
положен
принцип изучения языковых (фонетических, грамматических и др.)
явлений на материале текстов художественных произведений. Целью
уроков,
соединяющих
русский
язык
и
литературу,
является
формирование
языковой,
коммуникативной
и
литературной
компетенции,
а
также
развитие
языкового
чутья,
воспитание
эстетического чувства языка. Цель реализуется, если ученик освоил
конкретные лингвистические понятия, которые изучаются в школьном
курсе
русского
языка:
фонетико-синт аксиче ские;лексико-
семантические;
парадигматические
(понимает
роль
частей
речи
в
тексте); синтагматические (знает возможные варианты оформления
законченной мысли, понимает значение порядка слов в предложении);
стилистические(понимает
особенности
построения
текста
при
анализе и создании текста). Содержанием уроков становится анализ
языка
текста.
Текст
является
самой
крупной
единицей
языка
и
одновременно единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается
и как дидактическая единица в методике преподавания русского языка.
При работе над разделом «Синтаксис и пунктуация», начиная с
5-го
класса,
можно
использовать
такой
вид
работы.
как
восстановительное
списывание.
Ученикам
раздаются
небольшие
тексты, в которые следует вставить пропущенные слова. Учащиеся
делятся на группы по 3-4 человека. Через 5-7 минут каждая группа
предлагает свой вариант восстановленного художественного текста.
Текст произведения целиком проходится на уроках литературы. Все
варианты
обсуждаются,
выбирается
лучший.
Затем
варианты
сравниваются
с
исходным
текстом.
Можно
разделить
текст
на
отдельные
предложения,
каждая
группа
работает
с
одним
предложением.
Тогда
окончательный
текст
является
результатом
работы
всех
групп.
Такая
работа
занимает
много
времени,
но
активизирует
развитие
творческого
чутья,
закрепляет
навыки
постановки знаков препинания, приучает использовать в письменной
речи сложные синтаксические конструкции.
В 5 классе в силу возраста детям интересны соревнования.
Поэтому на уроках обобщения в 5 классе можно проводить конкурсы
на лучшее знание русского языка. Учащимся предлагается небольшой
(2-3 предложения) отрывок из художественного произведения. В
тексте необходимо расставить знаки препинания, объяснить
орфограммы в словах. Более сильные ученики группируют слова с
подчеркнутыми орфограммами. Проводится проверка задания, по
итогам выявляются победители, правильно выполнившие задание. И
среди слабо занимающихся учащихся отмечаются победители,
правильно назвавшие орфограмму, верно определившие место знаков
препинания.
Важно проводить в 5-х классах разные виды диктантов:
объяснительный, выборочный,зрительный диктант. К каждому виду
диктанта предлагаются разные виды языкового разбора. Для анализа
ученикам
предлагаются
не
только
фрагменты
прозы,
но
и
поэтические строки. Стихотворные строки выводятся на доску. Детям
предлагается выразительно прочитать строки, найти ключевые слова,
произвести
синтаксический
разбор
данных
строк
(задание
дается
ученикам послабее). При прохождении темы «Лексика» можно дать
задание:
определить
лексическое
значение
неизвестных
слов,
пользуясь
словарем;
найти
однозначные
и
многозначные
слова,
с и н о н и м ы
и
т . д .
Иногда можно предложить задание несколько иного характера:
из
данного
отрывка
выписать
предложения,
принадлежащие
перу
одного
автора,
предварительно
объясняя
орфограммы.
В
старших
класс ах
предложить
аргументировать
ответ,
и с п о л ь з уя
лингвистические
понятия.
Получается
игра,
в
которой
ученик
собирает
предложения
в
единое
целое.
Такие
задания
помогают
отрабатывать
коммуникативные
позиции
читателя,
критика
и
организатора коммуникации.
Такая работа требует затрат времени, но
ученик, не умеющий анализировать предложенный текст, не сможет
создать собственное речевое произведение.