Напоминание

"Значение работы с текстом на уроках русского языка"


Автор: Рябова Татьяна Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ р.п.им. В.И.Ленина
Населённый пункт: р.п. им. Ленина МО "Барышский район", Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: "Значение работы с текстом на уроках русского языка"
Раздел: полное образование





Назад




ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Рябова Татьяна Алексеевна

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ р.п. им. В.И.Ленина

МО «Барышский район», Ульяновская обл.

Русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения

школьников к её неисчерпаемым богатствам. Приобщение ребёнка к культуре происходит под

влиянием того, что он читает, слышит, с кем общается, одним словом, под влиянием той

речевой среды, в которую он погружён, от которой так или иначе постоянно зависит.

Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком,

умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство

комфорта, уверенности в себе.

По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного

общения

человек

должен

располагать

целым

рядом

умений:

быстро

и

правильно

ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать

содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь.

Считаю, что особую роль на уроках русского языка и литературы играет работа с

текстом. Текст — сочетание предложений, связанных между собой по смыслу одной темой.

Предложения, даже сложные, почти никогда не употребляются в речи изолированно. Они

связаны с другими предложениями по смыслу и грамматически и, объединяясь с ними,

образуют текст. В отличие от предложения, которое позволяет выразить мысль, текст

обеспечивает развитие мысли, развитие повествования. Каждое последующее предложение не

только повторяет тему предыдущего, но и развивает его мысль, добавляя к высказанному

нечто новое.

Чтобы научить учащихся

созданию текста, в работе по развитию связной речи

использую разные приёмы:

• анализ текстов (устных и письменных);

• составление композиционной схемы, плана, рабочих материалов;

• редактирование текстов;

• установка на определенную речевую ситуацию (то есть уточнение задачи адресата,

обстоятельств высказывания);

• обсуждение первых вариантов устных и письменных высказываний и другое.

Одна из особенностей указанных приемов состоит в том, что многие из них являются

одновременно и предметом обучения (например, составление плана ) и приемом обучения, и

способ деятельности обучающегося, которым он пользуется при создании своего речевого

произведения).

Вторая особенность этих приемов — в широком сочетании их с таким дидактическим

средством, как текст.

Задания, которые используются при этом можно условно разделить на пять групп.

Задания аналитического характера по готовому тексту. Например, определить

основную мысль высказывания, сформулированную автором; часть, в которой содержится

пример, в которой дается описание того-то; найти в тексте лишнее; часть, которую следовало

бы расширить; неудачно введенные в тексты цитаты; озаглавить отрывок словами текста;

проследить зависимость употребления таких-то языковых средств (от задачи, замысла,

высказывания; сопоставить исходный текст в конспекте, что в них общего, чем отличаются и

так далее.

Задания аналитико-синтетического характера по готовому тексту. Эти задания требуют

анализа готового текста и создания на его базе элементов текста, но не текста в целом.

Например, сформулировать основную мысль автора; озаглавить текст; подобрать эпиграф;

составить композиционную схему текста и так далее.

Задания на переработку готового текста в плане его совершенствования. Например,

устранить такие-то недочеты в содержании и речевом оформлении высказывания; ввести в

текст цитаты, подтверждающие такие-то суждения.

Задания, требующие создания нового текста на основе данного. Например, изложить

подробно, сжато такую-то часть текста или весь текст; подготовить устное сообщение на

такую-то тему на основе данного текста; дополнить текст своими рассуждениями по существу

обсуждаемого в нем вопроса: записать услышанный рассказ и так далее.

Задания, требующие создания своего текста. Например, составить тезисы выступления,

написать заметку, написать отзыв о сочинении товарища; подготовить доклад на такую-то

тему. Тексты можно использовать для написания диктантов: свободных, творческих,

выборочных; при написании изложений и сочинений.

Таким образом работа с текстом позволила мне достичь результатов:

• у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация изучения

русского языка и литературы;

• более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков

учащихся,

формируется

умение

творческого

подхода

к

решению

учебных

задач,

совершенствуется речевое развитие;

• повышается культурный уровень, что позволяет учащимся добиваться реальных

успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах;

• повысился уровень коммуникативной компетенции



В раздел образования