Автор: Рябова Татьяна Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ р.п.им. В.И.Ленина
Населённый пункт: р.п. им. Ленина МО "Барышский район", Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: "Значение работы с текстом на уроках русского языка"
Раздел: полное образование
ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Рябова Татьяна Алексеевна
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ р.п. им. В.И.Ленина
МО «Барышский район», Ульяновская обл.
Русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения
школьников к её неисчерпаемым богатствам. Приобщение ребёнка к культуре происходит под
влиянием того, что он читает, слышит, с кем общается, одним словом, под влиянием той
речевой среды, в которую он погружён, от которой так или иначе постоянно зависит.
Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком,
умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство
комфорта, уверенности в себе.
По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного
общения
человек
должен
располагать
целым
рядом
умений:
быстро
и
правильно
ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать
содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь.
Считаю, что особую роль на уроках русского языка и литературы играет работа с
текстом. Текст — сочетание предложений, связанных между собой по смыслу одной темой.
Предложения, даже сложные, почти никогда не употребляются в речи изолированно. Они
связаны с другими предложениями по смыслу и грамматически и, объединяясь с ними,
образуют текст. В отличие от предложения, которое позволяет выразить мысль, текст
обеспечивает развитие мысли, развитие повествования. Каждое последующее предложение не
только повторяет тему предыдущего, но и развивает его мысль, добавляя к высказанному
нечто новое.
Чтобы научить учащихся
созданию текста, в работе по развитию связной речи
использую разные приёмы:
• анализ текстов (устных и письменных);
• составление композиционной схемы, плана, рабочих материалов;
• редактирование текстов;
• установка на определенную речевую ситуацию (то есть уточнение задачи адресата,
обстоятельств высказывания);
• обсуждение первых вариантов устных и письменных высказываний и другое.
Одна из особенностей указанных приемов состоит в том, что многие из них являются
одновременно и предметом обучения (например, составление плана ) и приемом обучения, и
способ деятельности обучающегося, которым он пользуется при создании своего речевого
произведения).
Вторая особенность этих приемов — в широком сочетании их с таким дидактическим
средством, как текст.
Задания, которые используются при этом можно условно разделить на пять групп.
Задания аналитического характера по готовому тексту. Например, определить
основную мысль высказывания, сформулированную автором; часть, в которой содержится
пример, в которой дается описание того-то; найти в тексте лишнее; часть, которую следовало
бы расширить; неудачно введенные в тексты цитаты; озаглавить отрывок словами текста;
проследить зависимость употребления таких-то языковых средств (от задачи, замысла,
высказывания; сопоставить исходный текст в конспекте, что в них общего, чем отличаются и
так далее.
Задания аналитико-синтетического характера по готовому тексту. Эти задания требуют
анализа готового текста и создания на его базе элементов текста, но не текста в целом.
Например, сформулировать основную мысль автора; озаглавить текст; подобрать эпиграф;
составить композиционную схему текста и так далее.
Задания на переработку готового текста в плане его совершенствования. Например,
устранить такие-то недочеты в содержании и речевом оформлении высказывания; ввести в
текст цитаты, подтверждающие такие-то суждения.
Задания, требующие создания нового текста на основе данного. Например, изложить
подробно, сжато такую-то часть текста или весь текст; подготовить устное сообщение на
такую-то тему на основе данного текста; дополнить текст своими рассуждениями по существу
обсуждаемого в нем вопроса: записать услышанный рассказ и так далее.
Задания, требующие создания своего текста. Например, составить тезисы выступления,
написать заметку, написать отзыв о сочинении товарища; подготовить доклад на такую-то
тему. Тексты можно использовать для написания диктантов: свободных, творческих,
выборочных; при написании изложений и сочинений.
Таким образом работа с текстом позволила мне достичь результатов:
• у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация изучения
русского языка и литературы;
• более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков
учащихся,
формируется
умение
творческого
подхода
к
решению
учебных
задач,
совершенствуется речевое развитие;
• повышается культурный уровень, что позволяет учащимся добиваться реальных
успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах;
• повысился уровень коммуникативной компетенции