Напоминание

Охрана природы. Особо охраняемые природные территории.


Автор: Зарецких Елена Валериевна
Должность: Учитель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ 80"
Населённый пункт: Ижевск
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Охрана природы. Особо охраняемые природные территории.
Раздел: полное образование





Назад




Технологическая карта урока «Охрана природы. Особо охраняемые природные

территории»

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления

Дидактическая цель урока: (для учителя):

1.

Формировать у учащихся элементы экологического мышления и здорового образа

жизни;

2.

Воспитывать у учащихся любовь, бережное отношение к живой природе, научить

их гармонично сочетать интересы человека с законами природы;

3.

Показать необходимость создания Красной книги, заповедников, заказников,

национальных парков, памятников природы.

Задачи урока:

Образовательная: познакомиться с понятиями «заповедник», «заказник», «национальный

парк»; «памятник природы», «природные богатства».

Развивающая: развивать

речь

учащихся,

пополнять

словарный

запас,

развивать

произвольное внимание и память, навыки контроля и самоконтроля, обогащать кругозор

учащихся. Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных.

Называть

примеры

животных,

нуждающихся

в

охране.

Объяснять

значение

особоохраняемых

природных

территорий.

Воспитательная: прививать любовь к Родине и к родной природе; воспитывать бережное

отношение к богатствам природы, потребность общаться с природой, прививать интерес к

предмету.

Планируемый результат (для учащихся):

Предметные результаты: познакомить учащихся с богатствами природы, понятиями

заповедник, заказник, национальный парк и памятник природы. Учить понимать

взаимосвязь в природе, обосновывать необходимость принятия мер по охране живой

природы, объяснять роль растений и животных в жизни человека, соблюдать правила

поведения в природе.

Метапредметные

результаты

:

работать

в

соответствии

с

поставленной

задачей,

участвовать в совместной деятельности, работать с текстом и его компонентами.

Личностные:

Понимать целостность картины мира. Формирование коммуникативной

компетентности

Универсальные учебные действия:

Познавательные УУД: формирование умений объяснять как люди помогают жить

животным

и

растениям,

научить

анализировать

текст,

научить

ставить

проблему. Анализировать

и

выявлять

причинно-следственные

связи

между

изучаемыми

объектами

Регулятивные УУД: управление своей деятельностью, планирование целей, контроль и

коррекция,

инициативность

и

самостоятельность

Коммуникативные

УУД:

умение

слушать

и

вступать

в

диалог;

участвовать

в

коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить

продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с

достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и

условиямикоммуникации.

Личностные

УУД: осознание

ценности

здорового

и

безопасного

образа

жизни,

формирование основ экологической культуры, умение анализировать и синтезировать

знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения

Оборудование: учебник

«Биология. 5 класс» под редакцией В.В. Пасечника, компьютер,

интерактивная доска, презентация «Охрана природы. Особо охраняемые природные

территории».

Основные понятия: заповедник, заказник, национальный парк и памятник природы

Ход урока

№ Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Формируемые

УУД

1

Организацион

ный момент.

Мотивация к

учебной

деятельности

Обеспечивает нормальную

обстановку для работы на уроке.

Психологически готовит учащихся

к общению.

Проверяют наличие

учебных

инструментов и

материалов для

работы на уроке.

Приветствуют

учителя и учащихся

Личностные УУД:

самоопределение;

Коммуникативные

УУД:

Планирование

учебного

сотрудничества

с учителем и

сверстниками,

оценивание

настроя на

работу.

2

Актуализация

Мы с вами прошлые два урока

путешествовали по различным

природным зонам России. Давайте

вспомним этот материал. Я читаю

утверждение, если вы с ним

согласны хлопаем в ладоши, если

нет – молчим.

А сейчас прошу вас составить цепь

питания из тех объектов, кого вы

видите на экране.

Вы отлично справились!!!

Молодцы!!!

Работают с

утверждением

Составляют цепь

питания

Познавательные

УУД:

- поиск и

выделение

необходимой

информации на

основе

изученного

материала

Регулятивные

УУД:

- самоконтроль и

самооценка

полученных

результатов.

3

Формировани

е темы урока,

постановка

цели

А сейчас предлагаю заслушать

стихотворение и ответить на

вопрос: «О чём идёт речь» (слайд 9)

Слушают

стихотворение

Познавательные

УУД:

- умение

анализировать и

На

земле

исчезают

цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше

радости

и

красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровение

цветов

луговых

Нами

понято

было

едва

ли.

Беззаботно

топтали

мы

их

И

безумно,

безжалостно

рвали.

В нас молчало безумное «стой!»

Нам казалось всё мало, всё мало.

А

потом

в

толчее

городской

Мы охапки тащили устало.

И

не

видели,

как

из-под

ног

Молчаливо,

дыша

еле-

еле,

Обречённо

глядел

василёк,

Безнадёжно гвоздики глядели…

Ребята, как вы думайте о чём идёт

речь в этом стихотворении?

А

что

нужно

делать

чтобы

прекратить

это

бездумное

использование?

Правильно!

Как вы думайте о чём пойдёт речь

сегодня на уроке?

Тема

нашего

урока

сегодня:

«Охрана

природы.

Особо

охраняемые

природные

территории»

Отвечают на вопрос

(бездумное

использование

природных богатств

человеком)

Отвечают на вопрос

(охранять природу)

Формулируют тему и

цели урока

Записывают тему

урока в тетради

делать выводы

- умение

выделить

главное

- построение

логической цепи

рассуждений;

- выдвижение

гипотез;

- умение

формулировать

и высказывать

мысли.

4

Усвоение

Ребята, откройте стр. 152 в

Работают с текстом

Познавательные

материала

учебнике и прочитайте текст

«Охрана природы» и ответьте на

вопрос: «Какие способы охраны

природы существуют?»

Одним из способов охраны

природы является создание особо

охраняемых природных

территории.

Что такое особо охраняемые

природные территории?

На стр. 153 прочитайте текст

«Особо охраняемые природные

территории» до слова «Заповедник»

и найдите определение особо

охраняемых территорий и сравните

с вашим определением

Выделяют следующие виды ООПТ:

1.Заповедник

2. Заказник

3. Национальный парк

4.Памятник природы

Сейчас мы с вами совершим

путешествие по уникальным

районам России и Удмуртии,

познакомимся с примерами

заповедников, заказников,

национальных парков и памятников

природы.

Я предлагаю сейчас поработать в

паре. Вы выбираете из моих рук

бумажку, где написана особо

охраняемая территория, которую вы

будете изучать. На стр. 153 -154

находите своё определение, учим и

рассказываем в паре друг другу

Первая охраняемая территория,

которую мы изучим – это

учебника на стр.152 -

153, отвечают на

вопрос

Отвечают на вопрос

Записывают в тетради

виды ООПТ

Работают с текстом

учебника,

пересказывают друг

другу.

УУД:

Смысловое

чтение,

извлечение из

текста

необходимой

информации,

установление

причинно-

следственных

связей

Коммуникативн

ые УУД:

- включаемость в

коллективное

обсуждение

вопросов,

учет

позиции

других

людей.

заповедник.

Что такое заповедник?

У нас в России на 2023 год

насчитывают 112 государственных

заповедников. Об одном из них мы

услышим из доклада Софии.

Что такое заказник?

В чём отличие заповедника от

заказника?

Правильно!

У нас в Удмуртии 14 заказников.

Предлагаю заслушать доклад

Миланы. Она расскажет нам об

одном из них.

Следующая особо охраняемая

природная территория – это

национальный парк.

Что такое национальный парк?

В чём отличие заповедника от

национального парка?

Заслушаем доклад Полины по

одному из национальных парков.

Ответ на вопрос

София озвучивает

доклад, ребята

слушают.

Отвечают на вопрос

Отвечают на вопрос

(в заказнике

хозяйственная

деятельность человека

не запрещена, а лишь

ограничена)

Милана докладывает,

ребята слушают

Отвечают на вопрос

Отвечают на вопрос

(в нац.парке

разрешено посещение

туристов, а также

частично

хозяйственная

деятельность)

Ребята слушают

Познавательные

УУД:

- Анализ,

обобщение,

подведение под

понятие,

-смысловое

чтение

-осознанное и

произвольное

построение

речевого

высказывания

Ещё один объект, требующий

охраны – это памятник природы.

Что это такое?

Предлагаю познакомиться с

примером такого памятника

природы, заслушав доклад Элины.

Кроме того, велика роль

ботанических садов и зоопарков,

задача которых сохранение и

разведение редких видов животных

и растений.

Подошёл к концу наш урок-

путешествие по ООПТ России и

Удмуртии.

Ребята подводя итог скажите,

пожалуйста, что нового мы узнали?

доклад.

Отвечают на вопрос

Элина докладывает,

ребята слушают.

Отвечают на вопрос,

обощают

5

Закрепление

учебного

материала

У вас на столах есть карточки.

Подпишите, пожалуйста, фамилию

и класс. Вам нужно сопоставить

термин в первом столбце и

определение во втором. Ответы

записать в таблицу ниже.

Понятие

Определение

1.Заповедник

А. Территория, на

которой частично

ограничена

хозяйственная

деятельность человека

для сохранения

отдельных видов

2.Заказник

Б. Охраняемая

природная территория,

которая предназначена

для туризма в

просветительских

целях

3.Националь

ный парк

В. Небольшие по

площади особо

охраняемые природные

территории или

отдельные объекты

4.Памятник

природы

Г. Территория, на

которой запрещена

любая хозяйственная

деятельность

Работа с таблицей

Коммуникативн

ые УУД:

-

у

мение

аргументировать

свою

точку

зрения.

Познавательные

УУД:

-извлечение из

текста

необходимой

информации,

- подведение под

понятие,

развитие

познавательных

интересов,

учебных

мотивов

.

Регулятивные

УУД:

-

Оценка

действий

человека.

-

Контроль

и

оценка

Поменяйтесь

своими таблицами и проверяем друг

у дуга.

Оценка пять если всё верно.

Четыре – если одна ошибка. Три –

если две.

А сейчас оцените нашу с вами

работу вместе. Возьмите тот

смайлик, который на ваш взгляд

отражает ваше настроение сейчас.

Оценивают работу

одноклассников

Оценка урока

результатов

деятельности.

-Оценка

как

выделение

и

осознание

того,

что уже освоено

и

что

еще

подлежит

усвоению,

осознание

качества

и

уровня усвоения.

6

Информация

о домашнем

задании

1.

Параграф 25 прочитать,

знать термины «заповедник»,

«заказник», национальный

парк» и «памятник природы»

(обязательная часть)

2.

создать памятку под

названием «Личный вклад в

охрану природы» (на выбор)

Записывают

домашнее задание в

дневник

Познавательные

УУД:

-Использование

знаково-

символических

средств,

Регулятивные

УУД

-волевая

саморегуляция

1

2

3

4

ФИ______________________Класс_____

Понятие

Определение

1.

Заповедник

А. Территория, на которой частично ограничена

хозяйственная деятельность человека для сохранения

отдельных видов

2.

Заказник

Б. Охраняемая природная территория, которая

предназначена для туризма в просветительских целях

3.

Национальный парк

В. Небольшие по площади особо охраняемые

природные территории или отдельные объекты

4.

Памятник природы

Г. Территория, на которой запрещена любая

хозяйственная деятельность

ФИ______________________Класс_____

Понятие

Определение

1.

Заповедник

А. Территория, на которой частично ограничена

хозяйственная деятельность человека для сохранения

отдельных видов

2.

Заказник

Б. Охраняемая природная территория, которая

предназначена для туризма в просветительских целях

3.

Национальный парк

В. Небольшие по площади особо охраняемые

природные территории или отдельные объекты

4.

Памятник природы

Г. Территория, на которой запрещена любая

хозяйственная деятельность

ФИ______________________Класс_____

Понятие

Определение

1.

Заповедник

А. Территория, на которой частично ограничена

хозяйственная деятельность человека для сохранения

отдельных видов

2.

Заказник

Б. Охраняемая природная территория, которая

предназначена для туризма в просветительских целях

3.

Национальный парк

В. Небольшие по площади особо охраняемые

природные территории или отдельные объекты

4.

Памятник природы

Г. Территория, на которой запрещена любая

хозяйственная деятельность

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4



В раздел образования