Напоминание

Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится».


Автор: Тонкова Виктория Ильинична
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №72"
Населённый пункт: Кемеровская область, г.Новокузнецк
Наименование материала: Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс.
Тема: Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится».
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока

учителя начальных классов МБОУ СОШ №72

Тонковой В.И.

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2

Дата: 26.02.2022

Тема урока - Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром

злится».

Тип урока – открытие новых знаний.

Цель урока - Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром

злится.

Задачи урока:

Обучающие:

- формирование у детей навыков осознанного чтения;

- формирование навыков работы над поэтическим произведением: разбор

поэтических приемов.

- расширение лексических знаний о слове.

Развивающие:

- расширить знания об окружающем мире.

Воспитательные:

- воспитание чувства прекрасного на примерах произведений поэтов и

художников.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Примечания

1.Организационный

момент. Создание

учебной мотивации.

Метод: слово

учителя

Прием:

приветственное

слово учителя:

- Здравствуйте

ребята, сегодня у нас

необычный урок.

Метод: слушание.

Прием: глобальное,

неоценочное,

нерефлексивное

слушание.

Заранее написать на

доске пословицы.

Метод: слово

учителя

Прием: ведущее

слово учителя:

Прочитайте

пословицы, которые

записаны на доске.

- Весна цветы

рассыпает, зима

снега расстилает.

- Как не злись

метелица, всё весной

провеется.

- Вода потекла,

весну принесла.

- Май, май, да шубу

не снимай.

- Март морозом на

нос садится.

- Какой теме они

посвящены?

Образец устного

ответа ученика:

- Эти пословицы о

приходе весны.

Метод: слово

учителя

Прием: ведущее

слово учителя:

Как вы понимаете

смысл пословиц

«Май, май, да шубу

не снимай. Март

морозом на нос

садится»?

Образец устного

ответа ученика:

- Даже в мае бывает

похолодание,

приходится надевать

зимние вещи.

Весной погода очень

переменчива, то

тепло, то снова

холодно.

2. Актуализация

опорных знаний

учащихся.

Метод: слово

учителя.

Прием: ведущее

слово учителя.

- Как вы думаете, а

могло ли

наступление весны

вдохновить кого-

нибудь на сочинение

стихотворения?

Вспомните, чьи

произведения на эту

тему мы читали.

Образец устного

ответа ученика:

- Да, многие

русские поэты

посвящали свои

стихи весне.

Клычков, Есенин,

Некрасов.

Приготовить

портрет

Ф.И.Тютчева.

Метод: слово

учителя.

Прием: ведущее

слово учителя,

просмотр портрета

писателя.

- Сегодня на уроке

Образец устного

ответа ученика:

- Внимательный

взгляд, очки говорят

о том, что он умный

и начитанный

человек. Морщинки

мы познакомимся с

творчеством

замечательного

русского поэта

Федора Ивановича

Тютчева, который

посвятил свое

стихотворение

весне. Посмотрите

внимательно на

портрет этого

человека. Говорят,

что по внешности

можно определить

некоторые черты

характера. Каким вы

себе представляете

Тютчева?

на щеках говорят о

том, что он часто

улыбается, значит,

имеет добрый

характер. Высокий

лоб говорит о

развитом уме,

целеустремленности.

Метод: слово

учителя.

Прием: ведущее

слово учителя.

- Ф. И. Тютчев

родился 5 декабря

1803 года в

Орловской губернии

Стихи он начал

писать в раннем

возрасте, 5 – 6 лет.

Федор Иванович рос

очень болезненным

ребенком, поэтому

много времени

проводил в

родительской

библиотеке или на

прогулках в

сопровождении

своего воспитателя

Н. Афанасьева.

Светлую любовь к

своей Родине, к

русскому раздолью

полей и лесов

пронес Тютчев через

всю свою жизнь.

Долгие годы поэт

проводит за

границей в Италии и

Германии, но и

оттуда присылает

стихи о русской

Метод: слушание.

Прием: глобальное,

неоценочное,

нерефлекчивное

слушание.

природе.

3. Открытие новых

знаний.

Метод: Слово

учителя.

Прием: ведущее

слово учителя.

- Ребята давайте

послушаем

стихотворение

Ф.И.Тютчева «Зима

недаром злится».

- Выразительное

прочтение

стихотворение

учителем.

Метод: слушание.

Прием: глобальное,

неоценочное,

нерефлекчивное

слушание.

Метод: Слово

учителя.

Прием: ведущее

слово учителя.

- Что привлекло

ваше внимание в

этом стихотворении?

Что запомнилось?

Образец устного

ответа ученика:

- Автор написал

стихотворение о

борьбе зимы и

весны. Он описал,

как приходит весна,

только в сказочной

форме.

4. Лексическая

работа над словами.

Метод: Слово

учителя.

Прием: ведущее

слово учителя.

- Прочитайте

стихотворение про

себя.

Метод: Чтение про

себя.

Метод: Слово

учителя.

Прием: ведущее

слово учителя.

- Какие непонятные

слова вам

встретились в

произведении?

- Давайте попробуем

объяснить смысл

этих слов.

Образец устного

ответа ученика:

- Нудит. Подняли

трезвон.

- Нудит – вынуждает

уйти, выгоняет.

Подняли трезвон –

звонко запели.

5. Анализ

стихотворения.

Метод: Слово

учителя.

Прием: ведущее

слово учителя.

- О чем хотел

рассказать поэт в

своем

стихотворении?

- Какие два

персонажа созданы

автором?

Образец устного

ответа ученика:

- Зима и Весна

оживают у поэта. Он

наделяет их

человеческими

качествами.

Метод: Слово

учителя.

Прием: ведущее

слово учителя.

- Вспомните, как

называется

литературный

прием, когда

происходит

одушевление

явлений природы.

Образец устного

ответа ученика:

- Олицетворение.

Метод: Слово

учителя.

Прием: ведущее

слово учителя.

- Прочитайте, как

поэт рисует

поведение зимы. С

кем он ее

сравнивает?

Образец устного

ответа ученика:

Зима – старая злая

ведьма («взбесилась

ведьма злая»). Она

не хочет уходить и

уступать свое место

Весне.

Метод: Слово

учителя.

Прием: ведущее

слово учителя,

анализ текста.

- Найдите и

прочитайте строки, в

которых Тютчев

рассказывает о

весне. Какой он

представляет нам

весну? Как вы

думаете, страшна ли

зима для весны?

Образец устного

ответа ученика:

- Весна в

стихотворении

молодая красивая

девушка.

Метод: Слово

учителя.

Прием: ведущее

слово учителя.

- Почему Весна -

молодая девушка, а

Зима-старушка?

Образец устного

ответа ученика:

- Весной

пробуждается от

зимнего сна

природа, все вокруг

оживает. Зима

подходит к концу,

она состарилась за

время своего

правления природой.

Метод: Слово

учителя.

Прием: ведущее

слово учителя.

- Сравните описание

главных героев, на

чьей стороне

Метод: устный

ответ.

Прием: развернутый

ответ на

поставленный

вопрос.

природа в этой

борьбе?

6. Физкульминутка.

7. Работа над

выразительным

чтением.

Метод: Слово

учителя.

Прием: ведущее

слово учителя.

Подготовимся к

выразительному

чтению. Что значит

прочитать

стихотворение

выразительно?

Образец устного

ответа ученика:

- Делать паузы,

ставить логическое

ударение,

определить темп

чтения, тон.

- Использование

приема «эхо» -

чтение за учителем с

повтором его

интонации и пауз.

Метод: Слово

учителя.

Прием: ведущее

слово учителя.

Расставьте

логическое ударение

и отметьте паузы в

стихотворении.

Метод:

самостоятельная

работа.

Прием: работа в

парах над заданием.

Метод: Слово

учителя.

Прием: ведущее

слово учителя.

- Ребята, теперь

давайте попробуем

прочитать

стихотворение вслух

(по желанию).

Метод: чтение.

Прием: чтение вслух

перед всем классом.

8. Закрепление.

Метод: Слово

учителя.

Прием: ведущее

слово учителя.

- Что помогло

Тютчеву создать

такую яркую

картину смены

времен года?

Образец устного

ответа ученика:

- Образные слова,

прием

олицетворения,

фантазия поэта, его

литературный

талант.

Подготовить

музыкальную

композиция П. И.

Чайковского

«Времена года.

Март»

Подготовить на

слайдах

репродукции

картин: А.

К.Саврасов «Грачи

прилетели»,

И.Левитан «Большая

вода».

Метод: Слово

учителя.

Прием: ведущее

слово учителя.

- Какими способами

еще может человек

может в своем

творчестве передать

радостные чувства

от прихода весны?

Художники рисуют

картины,

композиторы

сочиняют музыку.

Метод: Слово

Метод: слушание.

учителя.

Прием: ведущее

слово учителя,

прослушивание

аудиозаписи.

- Я предлагаю вам

сейчас прослушать

произведение

великого русского

композитора П. И.

Чайковского

«Времена года.

Март» и

познакомиться с

картинами русских

художников о весне.

Прием: детальное,

неоценочное,

нерефлекчивное

слушание.

Метод: Слово

учителя.

Прием: ведущее

слово учителя.

- Расскажите, какие

чувства вы сейчас

испытали? Что вам

особенно

понравилось?

Почему?

Метод: устный

ответ.

Прием: развернутый

устный ответ на

вопрос.

9. Итог урока.

Рефлексия

Метод: Слово

учителя.

Прием: ведущее

слово учителя.

- Что нового и

интересного вы

узнали сегодня на

уроке?

- Какое задание

оказалось самым

трудным?

- Чему нам надо еще

учиться на уроках

литературного

чтения?

Метод: устный

ответ.

Прием: развернутый

устный ответ на

вопрос.

Записать на доске

задание на дом.

Метод: Слово

учителя.

Прием: ведущее

слово учителя.

- Выберете

домашнее задание

по - своему

желанию.

1.Кто хочет, может

выучить

стихотворение

Дети выбирают

домашнее задание и

записывают в

дневник.

наизусть.

2.Кто хочет, может

нарисовать

иллюстрацию к

этому

стихотворению.

3.Кто хочет, может

попробовать

сочинить свое

стихотворение или

рассказ о приходе

весны.

Метод: Слово

учителя.

Прием:

заключительное

слово учителя.



В раздел образования