Напоминание

Формирование информационно-коммуникативной компетентности старших школьников как основной мотив успешной самореализации в современном мире


Автор: Волошедова Марина Сергеевна
Должность: директор школы
Учебное заведение: МОУ СОШ №2 п.Бабынино Калужской области
Населённый пункт: КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ, БАБЫНИНСКИЙ РАЙОН, БАБЫНИНО
Наименование материала: статья
Тема: Формирование информационно-коммуникативной компетентности старших школьников как основной мотив успешной самореализации в современном мире
Раздел: полное образование





Назад




Формирование информационно-коммуникативной компетентности

старших школьников как основной мотив успешной

самореализации в современном мире

В

современном

быстро

развивающемся

обществе

очевидна

необходимость

формирования таких качеств будущего гражданина страны, которые помогали бы ему

в освоении новых социальных навыков и ролей, в развитии культуры социального

поведения

с

учетом

открытости

общества,

его

быстрой

информатизации

и

роста

динамики

изменений,

то

есть

качеств,

которые способствовали бы успешной

самореализации.

Значимость самореализации личности подчеркивали многие исследователи (Е. А.

Александрова, Р. Ассаджоли, А. М. Бого- молов, Б. С. Гершунский, Л. А. Коростылева,

Г. К. Селевко, В. В. Сериков). Они отмечали, что процессы самоутверждения и са-

мовыражения личности, становления субъектности особо актуальны в старшем

школьном возрасте. Следует отметить важное значение поиска новых форм социально

значимой

деятельности,

которая

создала

бы

условия

для

самоутверждения

старшекласс- ников.

Юношеский

возраст

это

период

самоопределения

и

саморазвития. Главные новообразования в этот период, по мнению исследователей, —

это саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных

планов, готовность к самоопределению и сознательному построению собственной

жизни. Именно с этого возраста начинает развиваться способ- ность и возможность

совершенствоваться,

выражать,

проявлять

себя

в

значимом

деле,

осознавать

необходимость

ориентации

в

информационном

мире,

самореализовываться

в

социально значимой деятельности.

Критерий готовности личности к самореализации определяют, по нашему мнению,

следующие показатели:

осознанность цели деятельности;

навык рефлексии, позволяющий адекватно оценивать свои способности и

возможности в различных видах деятельности;

ценностное отношение к собственной личности;

эрудиция, широкий кругозор, развитая учебная мотивация, основанная на

познавательном интересе;

активность и инициатива в учебной и внеклассной деятельности;

умение быстро и качественно находить необходимую информацию, использовать

её

посредством

коммуникативной

деятельности для достижения определенных

жизненных задач;

понимание информации как основы интеллектуальной ценности, как средства для

успешной самореализации в современном мире;

стремление к самосовершенствованию.

Показатели критерия готовности старшеклассников к самореализации убеждают нас

в том, что успешная самореализация напрямую связана с коммуникативными,

информационными умениями, определенными качествами личности, влияющими на

продуктивность

процесса

самореализации.

Отсюда

следует,

что

самореализация

личности

невозможна

без

сформированных ключевых компетентностей, которые

оказывают влияние на эффективное решение старшеклассниками социальных, жизнен-

ных, а в будущем — профессиональных задач. Одной из таких ключевых

компетентностей

является

информационно-коммуникативная

компетентность,

интегрирующая в себе ключевые компетенции: умение самостоятельно искать, отбирать

необходимую информацию,

владеть информационными технологиями; использовать

различные способы передачи информации, готовность к взаимодействию с людьми,

сотрудничеству, владение различными социальными ролями в коллективе. Основным

мотивом

при

формировании

информационно-коммуникативной

компетентности

старшеклассников будет выступать осознание обучающимися необходимости ориентации

в информационном мире,

понимание информации как основы интеллектуальной

ценности, как средства для успешной самореализации в современном мире. Высокий

уровень

коммуникативных,

информационных

умений

даст

возможность

старшекласснику

чувствовать

себя

лидером,

полноценным

участником

образовательного

процесса,

инициатором

инновационных решений. Учащиеся со

сформированной информационно-коммуникативной компетентностью безбоязненно

вносят конструктивные предложения, реализовывают свои возможности на уровне

равноправного сотрудничества и сотворчества

со взрослыми. Повышается

самостоятельная активность и уровень ответственности учащихся. Это стимулирует их

на поиск и овладение знаниями, выходящими за рамки школьной программы и

требований учителя.

Кроме того, в данном возрастном периоде коммуникативные умения занимают

огромное

место

в

жизни

старших

школьников

и

представляют

для

них

самостоятельную ценность. Для ребят этого возраста важно не только быть вместе со

сверстниками, но и главное, занимать среди них удовлетворяющее их положение. Для

некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию

лидера, для других — быть признанным, любимым товарищем, для третьих —

непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае, оно является

ведущим мотивом поведения детей в старших классах. От способности организовать

коммуникативную деятельность в зависимости от различных задач и требований

жизни, способности ориентироваться в личных особенностях в качествах других

людей, способности сознательно подчиняться нормам, принятым в коллективе, будет

напрямую зависеть авторитет старшеклассника в коллективе сверстников, что также

станет одним из фак- торов успешной самореализации.

Анализ исследований по проблеме самореализации личности показал, что процесс

формирования информационно-коммуникативной компетентности старшеклассников

повышает мотивацию обучения, общения, а это, в свою очередь, влияет на про-

дуктивную самореализацию старшеклассников в учебной, социальной деятельности

1

.

К внешними показателями продуктивной самореализации старшеклассников отнесём

следующие:

сформированность

информационно-коммуникативной

компетентности,

аналитических умений, навыков критического осмысления действительности с

определением перспективных направлений развития;

позитивное ценностное отношение к окружающим одноклассникам, педагогам;

авторитет в коллективе сверстников, признание педагогическим сообществом;

активное участие в работе внутришкольных детских объединений, успешность в

учебной, исследовательской и внеклассной деятельности и степень удовлетворённости

старшеклассника её результатом.

К внутренним показателям готовности старшеклассников к самореализации отнесем:

познавательную потребность (потребность к получению знаний, составляющих

информативную основу коммуникации; владение умениями и навыками эффективной

коммуникации

и

поисковой

деятельности;

освоение

культуры

получения,

отбора,

хранения, воспроизведения, представления, передачи и интеграции информации);

стремление к успеху;

рефлексия.

Успешная самореализация, как видим, связана с личностными свойствами и

качествами школьника. Потребность к получению

информации

для

успешной

коммуникативной деятельности (познавательная потребность) является необходимым

условием формирования человека как личности. В процессе получения информации

формируется система знаний о мире, о человеке; вырабатывается шкала ценностей,

усваиваются нормы и законы построения отношений в коллективе. От уровня

познавательных потребностей

зависит

стремление

личности

к

саморазвитию,

к

самореализации в дальнейшем.

Д. А. Леонтьев следующим образом определяет познавательную потребность: это

соответствующее одному из модусов (разновидности) жизнедеятельности объективное

отношение между субъектом и миром, т. е. зависимость субъекта от окружающего

мира, требующая для своей реализации активности субъекта в форме его деятельности.

В таком понимании, считает Д. А. Леонтьев, потребность предстает не как негативная

характеристика

индивида,

определяемая

через

нужду,

а

как

позитивная

характеристика, отражающая форму взаимодействия индивида с миром, определённую

форму деятельности

1

.

Познавательная потребность — внутреннее качество учащегося. Исследование

психолого-педагогической литературы

2

, позволило закрепить такую точку зрения:

познавательная потребность личности является регулятором её поведения, ибо без

превращения

внешней

необходимости

во

внутреннюю

первая

так

и

не

трансформируется в потребность. Следовательно, став внутренней необходимостью,

познавательная потребность становится качеством личности.

Познавательная

потребность

может

стимулироваться

участниками

образовательного процесса. Проявляется она в отношении учащегося к потенциальным

источникам информации — другим людям, традиционным (печатные издания) и

новейшим (электронные источники) коммуникативным и информационным средствам.

Сформированная

познавательная

потребность

обеспечивает

мотивацию,

сопровождающуюся ощущением у учащихся чувства уверенности в достижении

результативности выполняемой деятельности и соответствующей волевой установкой

на пре- одоление трудностей в познавательной деятельности.

Возрастающий

поток

несистематизированной

массовой

информации

позволяет

подчеркнуть, что более важным, чем когда- либо, становится умение этим потоком

управлять. Если процесс изучения различных источников информации станет регуляр-

ным, то у старшеклассников выработается желание интегрировать вербальные и

визуальные каналы доступа к информации, сформируется познавательная потребность,

установка на понимание, знание, запоминание полученных сведений, хороший вкус и

избирательность в восприятии информации.

Следующим

внутренним

показателем

готовности

старшеклассников

к

самореализации является стремление к успеху в познавательной и коммуникативной

деятельности.

Мотивация

учащихся

к

достижению

успеха

вызывает

у

них

положительные эмоции, мобилизует внутренние ресурсы и концентрирует внимание.

С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин,— это переживание

состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась

личность

в

своей

деятельности,

либо

совпал

с

ее

ожиданиями,

надеждами,

либо

превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы

деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех

делается

устойчивым,

постоянным,

может

начаться

своего

рода

реакция,

высвобождающая

огромные,

до

поры

скрытые

возможности

личности

3

.

Старшеклассник, как взрослый, подходит к своему успеху или неудаче аналитически,

ищет

их

корни,

пытается

прогнозировать

свои

возможности.

В

основе

ожидания

успеха — стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое «Я», свою

позицию, сделать заявку на будущее.

Учащиеся,

мотивированные

на

избегание

неудач,

стремятся

не

к

достижению

успеха, а к недопущению неудачи. Такие учащиеся неуверены в себе, боятся критики,

не испытывают удовольствия от учебной деятельности. Они характеризуются неадек-

ватностью профессионального самоопределения, так как игнорируют объективную

информацию о своих возможностях и способностях. Учащиеся, избегающие неудачи,

свои успехи объясняют везением или легкостью задачи, а неудачу — отсутствием

способностей или невезением.

Проведенное

исследование

психолого-педагогической

литературы

позволяет

сделать вывод о том, что при формировании информационно-коммуникативной

компетентности у старшеклассников необходимо ориентироваться на развитие у них

стремления к успеху, которое является мотивом успешной самореализации.

Рефлексия рассматривается как условие формирования компетентности. В нашем

исследовании способность к рефлексии,

являющейся внутренним показателем

самореализации

старшеклассников,

становится

одним

из

факторов

успешного

формиро- вания информационно-коммуникативной компетентности.

Учебно-познавательная

деятельность

требует

от

старшеклассников

постоянного

саморазвития, самосовершенствования в рамках воспроизводства культуры, рефлексия

же обеспечивает возможность открытия новых смыслов как предпосылки адекватного

воспроизводства ценностей и характеризует содержательно-результативную сторону

формирования

информационно-коммуникативной

компетентности

старшеклассников.

Рефлексия как основной механизм саморазвития направлена на фиксацию субъектом

текущих

и

итоговых

изменений

(достижений),

а

также

прогнозирование

хода

формирования исследуемой компетентности.

Таким

образом,

определение

внешних

и

внутренних

показателей

готовности

старшеклассников к самореализации убеждает нас в том, что владение информационно-

коммуникативной

компетентностью

старшими

школьниками

позволит

существенно

влиять на положительный настрой учащихся, на мотивацию обучения, а значит, на

успешную самореализацию в современном мире.

Список литературы

1.

Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? — М.: Просвещение, 1991. –169 с.

2.

Березенцева А. И. Самореализация старшеклассников в условиях гимназической

среды: Автореф. дис.. канд. пед. наук:

13.00.01. — Тюмень, 2006.

3.

Гончарова Е. Б. Формирование мотивации учебной деятельности

подростков//Вопросы психологии, 2000. № 6.

4.

Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя.— Москва.- 1987.

5.

Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в

обучении.— Москва.- 1980.

6.

Фролов И. Н. Дидактические условия развития познавательный потребностей

старшеклассников на уроках информа- тики: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01.-

Курск, 2004.

7.

Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном

процессе.— Москва.- 1979.



В раздел образования