Автор: Волошедова Марина Сергеевна
Должность: директор школы
Учебное заведение: МОУ СОШ №2 п.Бабынино Калужской области
Населённый пункт: КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ, БАБЫНИНСКИЙ РАЙОН, БАБЫНИНО
Наименование материала: статья
Тема: Формирование информационно-коммуникативной компетентности старших школьников как основной мотив успешной самореализации в современном мире
Раздел: полное образование
Формирование информационно-коммуникативной компетентности
старших школьников как основной мотив успешной
самореализации в современном мире
В
современном
быстро
развивающемся
обществе
очевидна
необходимость
формирования таких качеств будущего гражданина страны, которые помогали бы ему
в освоении новых социальных навыков и ролей, в развитии культуры социального
поведения
с
учетом
открытости
общества,
его
быстрой
информатизации
и
роста
динамики
изменений,
то
есть
качеств,
которые способствовали бы успешной
самореализации.
Значимость самореализации личности подчеркивали многие исследователи (Е. А.
Александрова, Р. Ассаджоли, А. М. Бого- молов, Б. С. Гершунский, Л. А. Коростылева,
Г. К. Селевко, В. В. Сериков). Они отмечали, что процессы самоутверждения и са-
мовыражения личности, становления субъектности особо актуальны в старшем
школьном возрасте. Следует отметить важное значение поиска новых форм социально
значимой
деятельности,
которая
создала
бы
условия
для
самоутверждения
старшекласс- ников.
Юношеский
возраст
—
это
период
самоопределения
и
саморазвития. Главные новообразования в этот период, по мнению исследователей, —
это саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных
планов, готовность к самоопределению и сознательному построению собственной
жизни. Именно с этого возраста начинает развиваться способ- ность и возможность
совершенствоваться,
выражать,
проявлять
себя
в
значимом
деле,
осознавать
необходимость
ориентации
в
информационном
мире,
самореализовываться
в
социально значимой деятельности.
Критерий готовности личности к самореализации определяют, по нашему мнению,
следующие показатели:
—
осознанность цели деятельности;
—
навык рефлексии, позволяющий адекватно оценивать свои способности и
возможности в различных видах деятельности;
—
ценностное отношение к собственной личности;
—
эрудиция, широкий кругозор, развитая учебная мотивация, основанная на
познавательном интересе;
—
активность и инициатива в учебной и внеклассной деятельности;
—
умение быстро и качественно находить необходимую информацию, использовать
её
посредством
коммуникативной
деятельности для достижения определенных
жизненных задач;
—
понимание информации как основы интеллектуальной ценности, как средства для
успешной самореализации в современном мире;
—
стремление к самосовершенствованию.
Показатели критерия готовности старшеклассников к самореализации убеждают нас
в том, что успешная самореализация напрямую связана с коммуникативными,
информационными умениями, определенными качествами личности, влияющими на
продуктивность
процесса
самореализации.
Отсюда
следует,
что
самореализация
личности
невозможна
без
сформированных ключевых компетентностей, которые
оказывают влияние на эффективное решение старшеклассниками социальных, жизнен-
ных, а в будущем — профессиональных задач. Одной из таких ключевых
компетентностей
является
информационно-коммуникативная
компетентность,
интегрирующая в себе ключевые компетенции: умение самостоятельно искать, отбирать
необходимую информацию,
владеть информационными технологиями; использовать
различные способы передачи информации, готовность к взаимодействию с людьми,
сотрудничеству, владение различными социальными ролями в коллективе. Основным
мотивом
при
формировании
информационно-коммуникативной
компетентности
старшеклассников будет выступать осознание обучающимися необходимости ориентации
в информационном мире,
понимание информации как основы интеллектуальной
ценности, как средства для успешной самореализации в современном мире. Высокий
уровень
коммуникативных,
информационных
умений
даст
возможность
старшекласснику
чувствовать
себя
лидером,
полноценным
участником
образовательного
процесса,
инициатором
инновационных решений. Учащиеся со
сформированной информационно-коммуникативной компетентностью безбоязненно
вносят конструктивные предложения, реализовывают свои возможности на уровне
равноправного сотрудничества и сотворчества
со взрослыми. Повышается
самостоятельная активность и уровень ответственности учащихся. Это стимулирует их
на поиск и овладение знаниями, выходящими за рамки школьной программы и
требований учителя.
Кроме того, в данном возрастном периоде коммуникативные умения занимают
огромное
место
в
жизни
старших
школьников
и
представляют
для
них
самостоятельную ценность. Для ребят этого возраста важно не только быть вместе со
сверстниками, но и главное, занимать среди них удовлетворяющее их положение. Для
некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию
лидера, для других — быть признанным, любимым товарищем, для третьих —
непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае, оно является
ведущим мотивом поведения детей в старших классах. От способности организовать
коммуникативную деятельность в зависимости от различных задач и требований
жизни, способности ориентироваться в личных особенностях в качествах других
людей, способности сознательно подчиняться нормам, принятым в коллективе, будет
напрямую зависеть авторитет старшеклассника в коллективе сверстников, что также
станет одним из фак- торов успешной самореализации.
Анализ исследований по проблеме самореализации личности показал, что процесс
формирования информационно-коммуникативной компетентности старшеклассников
повышает мотивацию обучения, общения, а это, в свою очередь, влияет на про-
дуктивную самореализацию старшеклассников в учебной, социальной деятельности
1
.
К внешними показателями продуктивной самореализации старшеклассников отнесём
следующие:
—
сформированность
информационно-коммуникативной
компетентности,
аналитических умений, навыков критического осмысления действительности с
определением перспективных направлений развития;
—
позитивное ценностное отношение к окружающим одноклассникам, педагогам;
—
авторитет в коллективе сверстников, признание педагогическим сообществом;
—
активное участие в работе внутришкольных детских объединений, успешность в
учебной, исследовательской и внеклассной деятельности и степень удовлетворённости
старшеклассника её результатом.
К внутренним показателям готовности старшеклассников к самореализации отнесем:
—
познавательную потребность (потребность к получению знаний, составляющих
информативную основу коммуникации; владение умениями и навыками эффективной
коммуникации
и
поисковой
деятельности;
освоение
культуры
получения,
отбора,
хранения, воспроизведения, представления, передачи и интеграции информации);
—
стремление к успеху;
—
рефлексия.
Успешная самореализация, как видим, связана с личностными свойствами и
качествами школьника. Потребность к получению
информации
для
успешной
коммуникативной деятельности (познавательная потребность) является необходимым
условием формирования человека как личности. В процессе получения информации
формируется система знаний о мире, о человеке; вырабатывается шкала ценностей,
усваиваются нормы и законы построения отношений в коллективе. От уровня
познавательных потребностей
зависит
стремление
личности
к
саморазвитию,
к
самореализации в дальнейшем.
Д. А. Леонтьев следующим образом определяет познавательную потребность: это
соответствующее одному из модусов (разновидности) жизнедеятельности объективное
отношение между субъектом и миром, т. е. зависимость субъекта от окружающего
мира, требующая для своей реализации активности субъекта в форме его деятельности.
В таком понимании, считает Д. А. Леонтьев, потребность предстает не как негативная
характеристика
индивида,
определяемая
через
нужду,
а
как
позитивная
характеристика, отражающая форму взаимодействия индивида с миром, определённую
форму деятельности
1
.
Познавательная потребность — внутреннее качество учащегося. Исследование
психолого-педагогической литературы
2
, позволило закрепить такую точку зрения:
познавательная потребность личности является регулятором её поведения, ибо без
превращения
внешней
необходимости
во
внутреннюю
первая
так
и
не
трансформируется в потребность. Следовательно, став внутренней необходимостью,
познавательная потребность становится качеством личности.
Познавательная
потребность
может
стимулироваться
участниками
образовательного процесса. Проявляется она в отношении учащегося к потенциальным
источникам информации — другим людям, традиционным (печатные издания) и
новейшим (электронные источники) коммуникативным и информационным средствам.
Сформированная
познавательная
потребность
обеспечивает
мотивацию,
сопровождающуюся ощущением у учащихся чувства уверенности в достижении
результативности выполняемой деятельности и соответствующей волевой установкой
на пре- одоление трудностей в познавательной деятельности.
Возрастающий
поток
несистематизированной
массовой
информации
позволяет
подчеркнуть, что более важным, чем когда- либо, становится умение этим потоком
управлять. Если процесс изучения различных источников информации станет регуляр-
ным, то у старшеклассников выработается желание интегрировать вербальные и
визуальные каналы доступа к информации, сформируется познавательная потребность,
установка на понимание, знание, запоминание полученных сведений, хороший вкус и
избирательность в восприятии информации.
Следующим
внутренним
показателем
готовности
старшеклассников
к
самореализации является стремление к успеху в познавательной и коммуникативной
деятельности.
Мотивация
учащихся
к
достижению
успеха
вызывает
у
них
положительные эмоции, мобилизует внутренние ресурсы и концентрирует внимание.
С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин,— это переживание
состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась
личность
в
своей
деятельности,
либо
совпал
с
ее
ожиданиями,
надеждами,
либо
превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы
деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех
делается
устойчивым,
постоянным,
может
начаться
своего
рода
реакция,
высвобождающая
огромные,
до
поры
скрытые
возможности
личности
3
.
Старшеклассник, как взрослый, подходит к своему успеху или неудаче аналитически,
ищет
их
корни,
пытается
прогнозировать
свои
возможности.
В
основе
ожидания
успеха — стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое «Я», свою
позицию, сделать заявку на будущее.
Учащиеся,
мотивированные
на
избегание
неудач,
стремятся
не
к
достижению
успеха, а к недопущению неудачи. Такие учащиеся неуверены в себе, боятся критики,
не испытывают удовольствия от учебной деятельности. Они характеризуются неадек-
ватностью профессионального самоопределения, так как игнорируют объективную
информацию о своих возможностях и способностях. Учащиеся, избегающие неудачи,
свои успехи объясняют везением или легкостью задачи, а неудачу — отсутствием
способностей или невезением.
Проведенное
исследование
психолого-педагогической
литературы
позволяет
сделать вывод о том, что при формировании информационно-коммуникативной
компетентности у старшеклассников необходимо ориентироваться на развитие у них
стремления к успеху, которое является мотивом успешной самореализации.
Рефлексия рассматривается как условие формирования компетентности. В нашем
исследовании способность к рефлексии,
являющейся внутренним показателем
самореализации
старшеклассников,
становится
одним
из
факторов
успешного
формиро- вания информационно-коммуникативной компетентности.
Учебно-познавательная
деятельность
требует
от
старшеклассников
постоянного
саморазвития, самосовершенствования в рамках воспроизводства культуры, рефлексия
же обеспечивает возможность открытия новых смыслов как предпосылки адекватного
воспроизводства ценностей и характеризует содержательно-результативную сторону
формирования
информационно-коммуникативной
компетентности
старшеклассников.
Рефлексия как основной механизм саморазвития направлена на фиксацию субъектом
текущих
и
итоговых
изменений
(достижений),
а
также
прогнозирование
хода
формирования исследуемой компетентности.
Таким
образом,
определение
внешних
и
внутренних
показателей
готовности
старшеклассников к самореализации убеждает нас в том, что владение информационно-
коммуникативной
компетентностью
старшими
школьниками
позволит
существенно
влиять на положительный настрой учащихся, на мотивацию обучения, а значит, на
успешную самореализацию в современном мире.
Список литературы
1.
Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? — М.: Просвещение, 1991. –169 с.
2.
Березенцева А. И. Самореализация старшеклассников в условиях гимназической
среды: Автореф. дис.. канд. пед. наук:
13.00.01. — Тюмень, 2006.
3.
Гончарова Е. Б. Формирование мотивации учебной деятельности
подростков//Вопросы психологии, 2000. № 6.
4.
Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя.— Москва.- 1987.
5.
Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в
обучении.— Москва.- 1980.
6.
Фролов И. Н. Дидактические условия развития познавательный потребностей
старшеклассников на уроках информа- тики: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01.-
Курск, 2004.
7.
Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном
процессе.— Москва.- 1979.