Автор: Пчелина Ольга Алексеевна Должность: преподаватель истории и обществознания Учебное заведение: Министерство образования МО "ГГТУ "Социально-Технологический техникум" Населённый пункт: г.о. Орехово-Зуево Наименование материала: Методическая разработка урока Тема: "Семья и брак" Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования Московской области.
Государственное образовательное учреждение высшего образований
Московской области
« Государственный гуманитарно-технологический университет»
«Социально - технологический техникум»
(ГГТУ СТТ»)
«Согласовано»
методист
__________________ Г.Н. Грушевская
План-конспект
урока по обществознанию по теме « Семья и брак»
Подготовила
преподаватель
высшей категории
Пчелина О.А.
Рассмотрено и одобрено
на заседании цикловой комиссии
протокол №-__________________
Председатель ЦК____________ Балашова М.С.
г.о. Орехово – Зуево
2016 год
Эпиграф:
« Любовью дорожить умейте,
С годами дорожить вдвойне…»
С.Щипачев
«Жениться это значит наполовину уменьшить свои права
и вдвое увеличить свои обязанности»
Шопенгауэр А., философ
Дата: 09.06.2016
Группа ПКК.14
Уровень усвоения 2
Тема урока: «Брак и семья»
Методическая цель: демонстрация
коллегам опыта применения на уроках
обществознания технологии критического мышления.
Цель урока: овладение обучающимися новым материалом
о личностной и
социальной
ценности
семьи,
важности
законодательного
регулирования
семейных отношений.
Задачи:
- познакомить с понятием « семья», ее назначением в жизни человека и
общества;
- научить работать с нормативными документами, регулирующими семейные
отношения;
- развивать логическое мышление и умение решать ситуационные задачи;
- воспитывать личную ответственность за взаимоотношения в будущей семье.
Компетенции и результаты освоения учебной дисциплины:
личностные:
ответственное
отношение
к
созданию
семьи
на
основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни;
метапредметные: умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения с учетом гражданских и нравственных
ценностей;
предметные:
владение
умениями
применять
полученные
знания
в
повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
сформированность
навыков
оценивая
социальной
информации,
умение
поиска
информации
в
источниках
различного
типа
для
реконструкции
недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов общественного развития;
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.
Форма урока: комбинированный
Педагогические
технологии:
технология
формирования
критического
мышления: компьютерная, групповая, игровая, личностно-ориентированная,
работа с кейсом (Дж. Дьюи и Чикагская лабораторная школа Цирлина Т.В.).
Метод
урока:
Беседа.
Работа
с
презентацией,
работа
с
нормативными
документами, работа с
карточками - заданиями, работа с учебником «
Обществознание
для
профессий
и
специальностей
социально
–
экономического профиля» А.А. Горелов и Т.А. Горелова. М.- Издательский
центр «Академия». 2014год, параграф 34, стр.191-192, работа с кейсами.
Средства обучения: Ноутбук, экран, принтер; «Конституция РФ» (принята
всенародным
голосованием
12.12.1993
(с
учетом
поправок
внесенных
Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12. 2008 №7- ФКЗ, ОТ
05.02. 2О14 № 2-ФКЗ, ОТ 21, 07 № 11- ФКЗ, «Семейный кодекс РФ» от
29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. От 30.12 2015); карточки – задания, учебник «
Обществознание
для
профессий
и
специальностей
социа льно-
экономического
профиля»
А.А.
и
Т.А.
Горелова.
М.
Издательский
центр
«Академия. 2014 год. Параграф 34; Методическое пособие по курсу правовых
знаний. Издательство «Вита» М. 1999; презентация.
Посадка обучающихся по группам за 4 стола (распределяет преподаватель),
командира группы выбирают обучающиеся группы.
Использовано время двух уроков: 45 минут + 45 минут
организационный момент: 3 минуты;
вызов: 29 минут;
осмысление: 29 минут;
рефлексия: 24 минуты;
оценки за урок: 2 минуты;
домашнее задание: 3 минуты.
Ход урока
Организационный момент – приветствие, отметка обучающихся в журнале,
проверка готовности к уроку (наличие рабочих тетрадей), выбор командира в
группах, сообщение темы, цели и задач урока (показ слайдов презентации) с
записью в тетради (3 мин.).
Основная часть: (29 минут)
Вступительное слово преподавателя: «Эпиграфом к нашему уроку, я
взяла строчки
поэта Степана Щипачева: «Любовью дорожить умейте, с
годами дорожить вдвойне…». Приходит время, когда наступает весна вашей
жизни, когда вы влюбляетесь, а, может быть, и любите, и задумываетесь о
создании своей семьи.
О
семье
и
ее
происхождении,
о
том,
что
нет
более
древнего
образования,
чем
семья
мы
поговорим
сегодня
на
нашем
уроке.
Семья
появилась намного раньше, чем государство и с тех пор прошло много веков
и понятие «семья» тоже изменилось, но эти изменения меньше, чем
те,
которые претерпело государство.
1.
Вызов.
Определение ключевых понятий слова
Попробуйте определить ключевое понятие слова - «Семья» (ответы
обучающихся в устной форме - устный кластер) (Семья-это мои родные, с
кем проживаю. – Семья - это забота о близких, любовь, уважение, защита от
неприятностей…).
Отгадывание ребуса: на слайде изображены два кольца, цифра 7 и лавки, 7 –
я. Обучающимся предлагается определить: о чем идет речь....
Работа индивидуальная с учебником:
Запись определения понятия «семья» из учебника параграф 34 (А. А. Горелов
и
Т.А
Горелова
«Обществознание
для
профессий
и
специальностей
социально-технологического профиля» - М. Издательский центр « Академия»
2014. Параграф 34, стр.191.
(Семья - это основанная на браке, кровном
родстве или усыновлении малая социальная группа, члены которой связаны
общностью быта, взаимной юридической и моральной ответственностью,
взаимопомощью и особыми чувствами любви и потребностями друг в друге).
Составление кластера
Составьте
кластер
в
виде
ромашки
по
определению
функции
семьи
индивидуально в тетрадях (стр.192-193 учебника).
Составление общего кластера
Составьте
общий
кластер
по
определению
функции
семьи
в
группах
(отдельном листе, используя кластеры индивидуального задания). Старшие
групп докладывают о создании группового кластера во всех группах.
Составление общего кластера на доске (учитель фиксирует на доске функции
семьи).
2.
Осмысление и первичная проверка знаний (29 минут)
Вопросы к обучающимся:
Почему столь живучим оказался институт семьи?
Зачем человеку семья?
Что семья дает человеку? (Что семья дает государству?
Работа в группах:
Две группы обучаемых готовят ответ на вопрос. Что дает государство семье?
Две другие группы ищут ответ на вопрос, что семья дает государству?
Подведение промежуточного контроля (словесная оценка).
Составление
схемы
-
символа
генетики
на
доске
совместно
учителя
с
обучающимися:
Выявим состав семьи:
С
помощью
пиктограмм
на
доске
учитель
изображает
членов
семьи:
родителей, детей, бабушек, дедушек.
Вопросы к обучающимся:
Что объединяет членов семьи?
Что же тогда есть семья?
Что считать семьей?
Юристы считают. Что семья - это круг лиц, связанных собой правами и
обязанностями, вытекающими из зарегистрированного брака и родства.
Как
Вы
думаете,
находится
семья
под
защитой
государства?
Попробуем
разобраться, что это означает, находиться под защитой государства.
Защита государства – это значит, что с помощью законов и норм права
регулируются
правоотношения в семье. Законы защищают того,
кто в
первую очередь нуждается в помощи.
Прежде всего - это дети, их интересы всегда первостепенны. Государство
накладывает
на
родителей
обязанность
заботиться
о
детях.
И
хотя
подавляющее
большинство
родителей
делают
без
всякого
принуждения,
государство не остается в стороне, если ребенок лишен внимания родителей.
Оно защищает имущественные интересы детей в случае развода родителей.
В
защите
государства
нуждаются
нетрудоспособные
супруги
в
случае
развода. В защите могут нуждаться престарелые родители. Закон обязывает
детей о них заботиться. И большинство делает это не по закону, а по совести,
но бывает, что без вмешательства закона не обойтись.
Преподаватель: прочесть статью 38 « Конституции РФ»
Итак, государство охраняет, защищает семью с помощью закона. Какой это
закон? (Обучающимся предлагается познакомиться с ним).
«Семейный кодекс» отвечает на вопрос. С чего начинается семья? Любое
правоотношение возникает на основании юридического факта.
Работа с Семейным кодексом. ( 2 минуты)
Прочтите первый закон Семейного кодекса стр. 1. О чем он?
Юридическим фактом в семейном праве является брак. Вот почему семья
начинается с брака.
Что такое брак?
Посмотреть стр.3 статью 10.
По семейному праву брак это союз мужчины и женщины, заключенный в
органах
записи
актов
гражданского
состояния
(ЗАГС),
основанный
на
чувстве взаимной любви и уважении, взаимопомощи и ответственности.
Записать определение в тетрадь.
Брак – это союз мужчины и женщины, заключенный в органах записи актов
гражданского состояния (ЗАГС), Основанный на чувстве взаимной любви и
уважения, взаимопомощи и ответственности.
С помощью права вновь образованная семья официально заявляет о своем
существовании и получает признание своей законности со стороны общества
и государства. Только официальная регистрация союза между мужчиной и
женщиной порождает супружеские права и обязанности.
Препятствие – это обстоятельства, при наличии которых заключение брака
не допускается.
Самостоятельная работа с карточками
Чтобы
заключенный
между
мужчиной
и
женщиной
союз
был
действительным, закон требует соблюдать определенный порядок и условие
заключения брака.
Задание в карточках: найти в тексте условия, обязательные для вступления в
брак, отметить знаком +, а обстоятельства, препятствующие вступлению в
брак, знаком -.
Первое
условие
–
взаимное
добровольное
согласие
будущих
супругов
вступить в брак. Это
означает, что мужчина и женщина должны принять
решение о вступлении в брак самостоятельно, без принуждения, по своей
воле.
Второе
условие
связано
с
брачным
возрастом.
В
России,
он
для
обоих
составляет 18 лет. В ряде субъектов федерации брачный возраст может быть
иным.
Третье условие: брак не может быть заключен, если хотя бы одна из сторон
состоит в другом браке.
Четвертое условие: не допускаются браки между близкими родственниками
Пятое условие: отсутствие у лиц, вступающих в брак, душевной болезни или
слабоумия, в результате чего кто-то из них признан судом недееспособным
Контроль - взаимопроверка выполненного задания .
Опережающее задание.
Процедура
заключения
брака.
Опережающее
задание.
Ф.И.О.
обучающегося - Липатова Юлия Сергеевна
Регистрация брака должна по закону проходить в назначенный день и час.
Присутствие жениха и невесты при регистрации обязательно. Под записью
регистрации брака в книге актов гражданского состояния молодожены ставят
свои подписи. А затем эта подпись скрепляется подписью должностного лица
загса. В паспортах жены и мужа делается соответствующая отметка. После
этого супругам выдается свидетельство о регистрации брака.
После заключения брака у супругов появляются по отношению друг к другу
определенные
права
и
обязанности.
Они
разделяются
на
личные
имущественные и неимущественные. Муж и жена в браке равноправны.
Обязанности супругов сводятся к тому. Чтобы строить свои отношения в
семье в духе взаимоуважения, взаимопомощи, содействовать благополучию
семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.
В соответствии со своими личными правами супруги имеют возможность по
личному желанию и взаимному согласию избирать фамилию одного из них.
Фамилия становиться общей, но муж и жена могут оставить и свои прежние
фамилии.
Супруги
имеют
право
на
выбор
занятий,
профессии,
места
жительства.
При
определении
имущественных
прав
супругов
«Семейный
кодекс»
говорит о «Законном режиме имущества супругов» и «Договорном режиме
имущества супругов».
При «Законном режиме имущества супругов» правила состоят в том, что все
имущество, которое было у мужа или жены до вступления в брак, остается их
личным имуществом. Личным имуществом остаются и приобретенные в
браке вещи индивидуального пользования (одежда, обувь...). исключение-
предметы роскоши Личное имущество- полученное в дар и по наследству.
Все
остальное
имущество
–
их
общая
совместная
собственность,
при
законном
режиме
имущества
супругов
доли
каждого
из
них
равны
независимо от того, что кто-то из них работал, а кто-то занимался домашним
хозяйством.
Разделить
имущество
можно
во
время
брака,
во
время
его
расторжения или в течение трех лет после расторжения брака. Делить можно
как добровольно, так и через суд.
Таковы имущественные права супругов при законном режиме имущества.
Работа в группах: «учимся вместе»:
1.
Личные неимущественные права супругов (выбор фамилии, имени ребенка,
работы в ночные смены) Представить, что это происходит с вами.
В реализации своих личных имущественных прав и обязанностей муж и жена
равноправны. Супруги имеют право:
-на выбор занятий, профессии, места жительства;
-на гражданство:
-на воспитание и образование детей;
--на отцовство и материнство;
Придумайте ситуацию и представьте ее по теме.
Пример для усвоения материала:
После регистрации брака Сергей запретил своей жене посещать работу, т. к.
она связана с ночными дежурствами. Мужу это не нравиться.
2.
Личные имущественные права (что является личным имуществом супругов).
Представить
«законный
режим
имущества
супругов»
(имущество,
приобретенное
до
брака,
вещи
индивидуального
пользования,
предметы
роскоши). Представьте, что это происходит с вами.
При определении имущественных прав супругов Семейный кодекс различает
«Законный режим супругов» и «Договорной режим имущества супругов»
супругов»
Пример для усвоения материала:
Супруги Волошины решили произвести раздел их совместного имущества.
Супруга заявила, что драгоценности она с супругом делить не будет, так как
она их носит, что дом будет принадлежать ей, а автомашина мужу. С таким
разделом муж не согласился.
3.
Подготовить вопросы к 1 заданию (личные неимущественные права) Прав ли
Смирнов, почему?
Ответ: Нет, Смирнов не прав, т.к. нарушает личные права своей жены.
4.
Подготовить вопросы ко 2 заданию (личные имущественные права). Куда им,
супругам Волошиным, необходимо обратиться?
Ответ:
Супругам
Волошиным
необходимо
обратиться
в
суд.
Имущество,
нажитое в браке по закону делиться на
две равные доли, драгоценности
подлежат разделу.
Использовать оценочный лист.
Контроль: оценка с помощью смайликов.
Опережающее задание: подготовила Мамажанова Шахсанам
Брачный договор.
Но закон разрешает супругам менять законный режим имущества. Супруги
заключают
Брачный
договор
-
это
соглашение
мужчины
и
женщины
( собирающихся вступить в брак, или уже состоящих в браке) о том, какие
имущественные
права
будет
иметь
каждый
из
них
в
браке
или
при
расторжении брака.
В Брачном договоре можно решить судьбу вещей как уже имеющихся у
супругов,
так
и
тех
вещей.
Которые
они
когда-нибудь
приобретут,
предусмотреть обязанность одного оказывать материальную помощь другому
супругу
в
случае
расторжения
брака,
изменить
доли
в
случае
раздела
имущества.
Брачный
договор
-
это
решение
имущественных
отношений
супругов. Личные права и обязанности супругов в Брачном договоре не
фиксируются.
Найти в Семейном кодексе статью о Брачном договоре и зачитать ее.
Пример для усвоения материала:
При
составлении
брачного
договора
между
супругами
Ивановыми
жена
предложила внести пункт, что муж будет ее материально содержать в случае
их развода. Так как она будет домохозяйкой и заниматься воспитанием детей.
Законно ли требование жены?
Ответ:
Требование жены законно так как в брачный договор включаются любые
положения. Касающиеся имущественных отношений супругов.
Развод:
Грустная история: расторжение брака. Трагедия для всех и особенно для
детей.
Во многих районах страны распадается каждый третий брак, а в некоторых
даже каждый второй. Право мужа расторгнуть брак по закону невозможен
только в одном случае - во время беременности жены и в течение года после
рождения ребенка. Во всех остальных случаях расторгнуть брак можно. Это
осуществляется через органы загса и суды.
Причинами разводов являются:
-эгоизм одного из супругов;
-неуважение, отсутствие заботы;
-супружеская неверность;
-грубость, расточительство;
-неумение вести домашнее хозяйство;
-пьянство, наркомания.
Расторжение и заключение брака подлежат государственной регистрации в
органах загса. Супруги в обоих случаях получают документ: «Свидетельство
о браке» или «Свидетельство о расторжении брака»
Заключительная часть:
Рефлексия: (24 минуты)
Решение ситуационных задач в группах по карточкам. ( Кейсы)
Преподаватель:
предлагается
определить,
какие
ситуации,
изложенные
в
эпизодах, имеют отношение к нормам Семейного кодекса?
Кейс 1: Гражданин Котов подал губернатору жалобу на отдел ЗАГСа, указав в
ней. Что сотрудники этого учреждения отказались регистрировать его брак с
гражданкой Семеновой, которая живет в другом городе, но прислала в ЗАГС
письменное согласие на брак, заверенное у нотариуса.
Кейс 2:» Вдруг я заболею», сказала жена своему мужу, когда мне потребуется
от тебя материальная помощь. Давай заключим
брачный договор. Где
укажем (если ты не возражаешь) твое обязательство в случае моей болезни
оказывать мне регулярно финансовую помощь». На это муж возразил:» Э-Э-
Э… поезд поезд уже ушел. Надо было заключать брачный договор до брака.
А теперь поздно»
Кейс 3: Муж говорит своей жене: «Я решил, что мы в следующем месяце
переедем в город Днепропетровск, как бы ты к этому не относилась, все
равно тебе придется ехать со мной, потому что ты как жена обязана следовать
за мужем туда, куда он хочет».
Кейс 4:В ходе бракоразводного процесса гражданин Воронов ходатайствовал
о выделении ему части сервиза. Полученного его супругой в подарок к
своему тридцатилетию. Ссылаясь на то, что по закону имущество, нажитое в
браке, принадлежит им в равных долях.
Прав ли гражданин Воронов?
Кейс 5:Супруги Уваровы включили в брачный договор пункт, в соответствии
с которым, жена обязуется постоянно оказывать матери мужа знаки внимания
и уважения, даже если она будет груба с нею. А муж, обязуется отдавать жене
всю зарплату, кроме небольшой суммы на карманные расходы.
Что в этом договоре не соответствует Семейному праву?
Кейс 6.В период брака Сергей создал свою фирму. Во время бракоразводного
процесса Ольга, его супруга, поставила вопрос о разделе имущества, в том
числе и фирмы, принадлежащей Сергею. Правомерны ли требования Ольги?
Кейс 7. В ходе рассмотрения вопроса о разделе имущества между бывшими
супругами Ириной и Андреем: Ирина просила суд о выделении ей большей
доли в имуществе, чем Андрею. Она мотивировала свою просьбу тем, что
Андрей, постоянно играет в карты, злоупотребляет спиртными напитками,
т.е. он тратит все деньги, которые зарабатывает, только на свои нужды. Семья
всегда существовала на деньги, заработанные Ириной, на эти же деньги и
было приобретено то имущество, которое теперь должен разделить суд. Какое
решение должен принять суд?
Кейс 8. Олег до вступления в брак купил дом в деревне. После вступления в
брак им был построен сарай. Что является личным имуществом Олега, а что
совместным имуществом супругов?
Кейс 9. После регистрации Смирнов запретил своей жене посещать работу, т.
к. она связана с ночными дежурствами. Прав ли он?
Правильно ответили на 9 вопросов оценка – оценка «отлично» «5»;
Правильно ответили на 6 - 7- 8 вопросов – оценка «хорошо» «4»;
Правильно ответили на 4 -5 вопросов – оценка «удовлетворительно» «3»;
Ответили ниже 3 и ниже вопросов – оценка « неудовлетворительно» «2»
Оценку занести в оценочный лист.
Подведение итогов
Как Вы оцениваете урок? Оценка смайликами. (2 минуты)
На
этом
уроке
вы
получили
представление
о
личностной
и
социальной
ценности
семьи,
важности
законодательного
регулирования
семейных
отношений.
И я предлагаю Вам выставить оценки себе за урок с учетом выставленных
оценок в оценочном листе. Оцените урок самостоятельно, по пятибалльной
шкале (если больше 5, то 5; если больше 4, то 4; если больше 3, то 3).
0\______\1_____\2_____\3______\4_____\_5
Домашнее задание (в презентации): (3 минуты)
1.Составить кластер по параграфу 34.
2.Написать мини - сочинение на тему « Счастливая семья».