Напоминание

Психологические основы воспитания личности в юношеском возрасте


Авторы: Костюк Наталья Владимировна, Трофимов Евгений Евгеньевич
Должность: воспитатели
Учебное заведение: СПб Училище олимпийского резерва №1
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Психологические основы воспитания личности в юношеском возрасте
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Методическая разработка.

Психологические основы воспитания личности в юношеском возрасте

Когнитивные функции – это процессы в головном мозге, которые

задействуют при изучении нами окружающей среды.

Информация, которая поступает через наши анализаторы, подвергается

обработке. Мы её интерпретируем и переводим в знания. Они хранятся в

памяти, накапливаются со временем становясь жизненным опытом.

Юность как явление культуры.

Юность, или юношеский возраст, — это временной период, отделяющий

подростка от взрослого. Данный отрезок жизни человека чаще всего

ограничивается возрастным интервалом — от 17 лет до 21 года для юношей

и от 16 до 20 лет у девушек. Разница в наступлении и окончании юношеского

возраста между юношами и девушками, в данном случае обусловлена

физиологическими особенностями развития людей разных полов. При этом

нередко обозначаются и другие временные границы юношеского возраста. В

культурных традициях многих народов юность рассматривается как

самостоятельный и высокоценный период жизни человека. Начиная со

второй половины XX в., и практически по сей день, первые годы юношеского

возраста для большинства людей совпадают со временем обучения в старших

классах школы. Поэтому нередко в психологической и практически всегда в

педагогической литературе начало юношеского возраста называют ранней

юностью или старшим школьным возрастом.

Когнитивному развитию в юности характерны: формально-операциональное,

формально-логическое мышление. Это теоретическое, абстрактное

мышление, имеющее связь с определенными условиями окружающей среды,

существующей в данный момент. В период юношеского возраста значимое

новообразование интеллектуальной сферы - теоретическое мышление,

процесс его развития. Юноши и девушки формируют свои моральные

идеалы и гражданскую позицию. А так же учатся быть самостоятельными и

не зависеть от родителей. По свидетельствам психологических исследований,

к периоду юношеского возраста основные умственные способности уже

сформированы. Однако процесс развития когнитивной сферы личности

продолжается и в этом возрасте, и на протяжении всей жизни человека. У

юношеского возраста имеются свои особенности. Особенно успешно юноши

и девушки овладевают сложными интеллектуальными операциями.

Умственная деятельность более эффективна по сравнению с такой же

деятельностью подростков. Для данного возраста характерно интенсивное

развитие специальные способностей. В этот период в жизни интересы

приобретают ярко выраженную направленность.

Специализации интересов различны и индивидуальны. Усложнение

мыслительных действий оказывает важное внимание на все прочие стороны

жизни, включая эмоции. Ученые веделяют особенный юношескмий

эгоцентризм. Ассимилируя весь окружающий мир в свои универсальные

схемы-теории, юноша ведёт себя так, словно весь мир подчиняется его

теоретическим построениям, а не теоретические построения

действительности. Эти особенности оказывают существенное влияние на

обучение и воспитание юношей. В результате исследований ученые выявили,

что свои умственнные способности юноши часто применяют выборочно.

Интенсивно проявляя их в тех сферах деятельности, которые представляются

им наиболее значимыми и интересными.

Для приобретения взрослого статуса молодому человеку нужно:

самоопределиться, то есть определить своё место в мире взрослых,

сформировать некоторый план по его достижению, сделать первые шаги по

его реализации. Основные задачи развития в период взросления: принятие

собственной внешности, эффективное использование своего тела (работа,

спорт, повседневность). Усвоение мужской или женской роли; Установление

более зрелых отношений с ровесниками обоих полов; Завоевание

эмоциональной независимости от родителей и дргуих взрослых; Подготовка

к профессиональной карьере; Подготовка к деятельности на благо общества,

формирование социально общественного поведения, то есть роль

гражданина. Общий результат - достижение того уровня психосоциальной

зрелости, которая позволит успешно выполнять все функции полноправного

члена общества.

Отношения с родителями: стадия взаимозависимости, когда пересмотру

подвергаются властные полномочия между родителями и детьми.

Ведущая деятельность - учебно-профессиональная подготовка. Подросток не

только формирует свои ценности и идеалы, но и предпринимает попытки их

реализации.

Когнитивное развитие. Стадия формальных мыслительных операций: умение

абстрагироваться от "здесь и сейчас" позволяет размышлять о возможностях

и рассматривать лишь как один их вариантов возможного. Способность

строить в юности идеальные модели и сравнивать их с реальным состоянием

дел в сочетании с отсутствием жизненного опыта. По видимому, является

причиной свойственного этому возрасту критического отношения к

старшему поколению, сложившейся системе социальных ценностей, своей

семье - юношеский максимализм, идеализм, а иногда негативизм.

Профессиональное самоопределение сейчас должно происходить не позднее

старших классов школы. Выбор профессии - выбор личностный,

подразумевающий уникальность конкретной жизни человека. К нему

большинство состаршеклассников не готовы.

Можно сделать вывод, что выбор профессии зачастую осуществляется

незрелым способом - под влиянием случайных внешних обстоятельств, по

подсказке родителей или друзей, поэтому приходится доопределяться

впоследствии. Если это не удается, то тогда человеку приходится искать в

себе силы искать профессию, либо всю жизнь жаловаться на судьбу. Поэтому

считается полезным для молодого человека попробовать свои силы в разных

сферах деятельности, не делая выбора сразу.



В раздел образования