Авторы: Костюк Наталья Владимировна, Трофимов Евгений Евгеньевич
Должность: воспитатели
Учебное заведение: СПб Училище олимпийского резерва №1
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Психологические основы воспитания личности в юношеском возрасте
Раздел: среднее профессиональное
Методическая разработка.
Психологические основы воспитания личности в юношеском возрасте
Когнитивные функции – это процессы в головном мозге, которые
задействуют при изучении нами окружающей среды.
Информация, которая поступает через наши анализаторы, подвергается
обработке. Мы её интерпретируем и переводим в знания. Они хранятся в
памяти, накапливаются со временем становясь жизненным опытом.
Юность как явление культуры.
Юность, или юношеский возраст, — это временной период, отделяющий
подростка от взрослого. Данный отрезок жизни человека чаще всего
ограничивается возрастным интервалом — от 17 лет до 21 года для юношей
и от 16 до 20 лет у девушек. Разница в наступлении и окончании юношеского
возраста между юношами и девушками, в данном случае обусловлена
физиологическими особенностями развития людей разных полов. При этом
нередко обозначаются и другие временные границы юношеского возраста. В
культурных традициях многих народов юность рассматривается как
самостоятельный и высокоценный период жизни человека. Начиная со
второй половины XX в., и практически по сей день, первые годы юношеского
возраста для большинства людей совпадают со временем обучения в старших
классах школы. Поэтому нередко в психологической и практически всегда в
педагогической литературе начало юношеского возраста называют ранней
юностью или старшим школьным возрастом.
Когнитивному развитию в юности характерны: формально-операциональное,
формально-логическое мышление. Это теоретическое, абстрактное
мышление, имеющее связь с определенными условиями окружающей среды,
существующей в данный момент. В период юношеского возраста значимое
новообразование интеллектуальной сферы - теоретическое мышление,
процесс его развития. Юноши и девушки формируют свои моральные
идеалы и гражданскую позицию. А так же учатся быть самостоятельными и
не зависеть от родителей. По свидетельствам психологических исследований,
к периоду юношеского возраста основные умственные способности уже
сформированы. Однако процесс развития когнитивной сферы личности
продолжается и в этом возрасте, и на протяжении всей жизни человека. У
юношеского возраста имеются свои особенности. Особенно успешно юноши
и девушки овладевают сложными интеллектуальными операциями.
Умственная деятельность более эффективна по сравнению с такой же
деятельностью подростков. Для данного возраста характерно интенсивное
развитие специальные способностей. В этот период в жизни интересы
приобретают ярко выраженную направленность.
Специализации интересов различны и индивидуальны. Усложнение
мыслительных действий оказывает важное внимание на все прочие стороны
жизни, включая эмоции. Ученые веделяют особенный юношескмий
эгоцентризм. Ассимилируя весь окружающий мир в свои универсальные
схемы-теории, юноша ведёт себя так, словно весь мир подчиняется его
теоретическим построениям, а не теоретические построения
действительности. Эти особенности оказывают существенное влияние на
обучение и воспитание юношей. В результате исследований ученые выявили,
что свои умственнные способности юноши часто применяют выборочно.
Интенсивно проявляя их в тех сферах деятельности, которые представляются
им наиболее значимыми и интересными.
Для приобретения взрослого статуса молодому человеку нужно:
самоопределиться, то есть определить своё место в мире взрослых,
сформировать некоторый план по его достижению, сделать первые шаги по
его реализации. Основные задачи развития в период взросления: принятие
собственной внешности, эффективное использование своего тела (работа,
спорт, повседневность). Усвоение мужской или женской роли; Установление
более зрелых отношений с ровесниками обоих полов; Завоевание
эмоциональной независимости от родителей и дргуих взрослых; Подготовка
к профессиональной карьере; Подготовка к деятельности на благо общества,
формирование социально общественного поведения, то есть роль
гражданина. Общий результат - достижение того уровня психосоциальной
зрелости, которая позволит успешно выполнять все функции полноправного
члена общества.
Отношения с родителями: стадия взаимозависимости, когда пересмотру
подвергаются властные полномочия между родителями и детьми.
Ведущая деятельность - учебно-профессиональная подготовка. Подросток не
только формирует свои ценности и идеалы, но и предпринимает попытки их
реализации.
Когнитивное развитие. Стадия формальных мыслительных операций: умение
абстрагироваться от "здесь и сейчас" позволяет размышлять о возможностях
и рассматривать лишь как один их вариантов возможного. Способность
строить в юности идеальные модели и сравнивать их с реальным состоянием
дел в сочетании с отсутствием жизненного опыта. По видимому, является
причиной свойственного этому возрасту критического отношения к
старшему поколению, сложившейся системе социальных ценностей, своей
семье - юношеский максимализм, идеализм, а иногда негативизм.
Профессиональное самоопределение сейчас должно происходить не позднее
старших классов школы. Выбор профессии - выбор личностный,
подразумевающий уникальность конкретной жизни человека. К нему
большинство состаршеклассников не готовы.
Можно сделать вывод, что выбор профессии зачастую осуществляется
незрелым способом - под влиянием случайных внешних обстоятельств, по
подсказке родителей или друзей, поэтому приходится доопределяться
впоследствии. Если это не удается, то тогда человеку приходится искать в
себе силы искать профессию, либо всю жизнь жаловаться на судьбу. Поэтому
считается полезным для молодого человека попробовать свои силы в разных
сферах деятельности, не делая выбора сразу.