Напоминание

Дмитрий Петрович Ознобишин.


Автор: Аршинова Светлана Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Губернаторский лицей 100" г.Ульяновска
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: реферат
Тема: Дмитрий Петрович Ознобишин.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Содержание:

1.

Жизнь и творчество Д.П. Ознобишина…………………………………..

2.

Променад по Симбирску с Д.П. Ознобишиным…………………………

3.

Семейная библиотека Ознобишиных…………………………………….

4.

Приложение………………………………………………………………..

5.

Литература…………………………………………………………………

1.Жизнь и творчество Д.П. Ознобишина.

Семья Ознобишиных произошла из старинного польского рода, известного с 1423 года.

Предки Дмитрия отличились при осаде Смоленска, в их честь одна из башен была названа

Ознобишинской. Дмитрий Петрович родился 4 октября (по ст. стилю 21 сентября) в1804

году в селе Троицком (в наследственном поместье отца) Карсунского уезда в двух

километрах от Инзы. Его отец Петр Никанорович был директором коммерческого банка в

Астрахани, мать Александра Ивановна была дочерью Ивана Андреевича Варваци

(известного благотворителя и эмигранта-миллионера).

Родители поэта рано ушли из жизни, детство мальчика прошло под опекой его дедушки в

Троицком. «Впечатления детства глубоко запали в тонкую поэтическую душу будущего

поэта. В своем творчестве он не раз возвращался к чарующим картинам родной природы. В

родном имении прошла большая часть:

Туда меня мечта моя манит,

С тем краем все поэта думы слиты»[ 8].

В 1804г Дмитрий отправляется в Петербург к своему родственнику А.В. Казадаеву,

который был командиром Горного кадетского корпуса, литератором и сенатором. Благодаря

своему дяде, Дмитрий Петрович получает блестящее домашнее образование. С 1819 года

поэт продолжил получать образование уже в Московском университетском благородном

пансионе. С младших классов отличался своей активностью, был задействован во всех

литературных собраниях и кружках. Его первая публикация появилась там же в пансионском

альманахе «Каллиопа» №4 ,в нём поэт публикует перевод стихотворения с французского

«Трубадур».

В 1821 году в «Вестнике Европы» были напечатаны интересные произведения поэта :

«Старец», «Утренний гимн», «Послание к Титову».

В это же время Ознобишин становится членом Казанского и Московского обществ

любителей российской словесности .

После окончания пансиона, с 24 года Ознобишин служит цензором французских газет и

журналов в Московском почтамте. В эти годы Дмитрий Петрович близко сходится с А.И.

Писаревым, М.П. Погодиным, В.Ф.Одоевским и другими.

Также в это время им было создано около 60 стихов, которые привлекли внимание А.А.

Бестужева( создателя «Полярной звезды»).

С раннего детства поэт интересовался Востоком, с удовольствием изучал восточные языки,

брал уроки арабского. Дмитрию Петровичу давались языки, он хорошо владел франц.,

немецким, шведским, испанским, итальянским, греческим, татарским, чувашским.

Ознобишин был великолепным переводчиком, за свою жизнь перевёл огромное количество

литературы с разных языков. «Неслучайно его псевдонимом стало персидское «Дел-е-

берадер»- «Сердце брата». Своё же поэтическое кредо поэт прекрасно выразил в стихах:

Сжать Запад с Востоком в объятьях моих»[ 3].

В 1824 году Д.П. Ознобишин вместе с Раичем создаёт альманах «Северная лира», в котором

печатает свои восточные переводы, которые подверглись несправедливой критике со

стороны Вяземского, Пушкина.

В конце 20-х годов поэт теряет брата и сестру, оставляет службу и возвращается на свою

родину в Троицкое.

В родном крае он становится смотрителем Корсунского уездного училища и исполняет эту

обязанность 6 лет. Позже Ознобишин был избран дворянском попечителем Симбирской

гимназии.

В 1830 году выходит книга поэта «Селам, или Язык цветов»

. («Н

есмотря на восточный

колорит и эпиграф, взятый из книги арабского автора, сам текст словаря не имеет отношения

к арабской литературе. В основе его лежит немецкая книжечка «Язык цветов». Оригинал

содержит

детали,

указывающие

на

его

принадлежность

к

немецкой

культуре

и

возникновение в Германии, которые переводчик заменил реалиями русской культуры») [3].

Дмитрий Петрович любил путешествовать ,выезжал в Казань, Москву, Чебоксары, на

Кавказ. Часто бывал в Симбирске у своих друзей Языковых. Ознобишин интересовался

фольклором татар, чувашей, мордвы. Также, поэт был создателем и соредактором журнала

археологии, истории, словесности и сравнительных костюмов «Русский зритель».

Журнал упрочнил его интерес к фольклору. Ознобишин первый среди фольклористов

обратил внимание на творчество народов Поволжья и записал чувашские и мордовские

песни. В 1833 году была напечатана чувашская народная песня « Кукушка кукует на елке» в

журнале «Заволжский муравей», это была первая опубликованная запись чуваского

фольклора.

Дмитрия Петровича всегда отличала активная жизненная позиция. Его дружба с учеными,

декабристами откладывала свой отпечаток не только на творчество, но и на общественную

деятельность. «Неизгладимый след в сердце Ознобишина оставило восстание декабристов. В

стихотворении «Поэт и светский человек» он писал:

Нет, как свободный звучный стих

Свобода-жизнь, душа Поэта» [3].

В 1835 году поэт женится на Елизавете Александровне Рогановской, в браке у них

рождается сын Иван. В это время Дмитрий Петрович пишет свои лучшие произведения :

«Упование», «Рождение арфы», «Письмо» посвященные жене; был создан кавказский цикл.

В 1846 году супруги поэта не стало. Д.П. Ознобишин сильно переживал потерю. После

смерти жены отправился за границу вместе с сыном. «Поездка по Европе, занявшая почти

год, оставит глубокий след в душе и подарит новую волну вдохновения» [3].

В 1860 г. поэт женился вторично на юной Таисии Константиновне Сенявиной (год

рождения 1835). После свадьбы, супруги обосновались в Троицком. Дмитрий Петрович

занял должность мирового судьи по Карсунскому уезду, принимал активное участие в

проведении крестьянской реформы 1861г. В это время близко дружил с семьями Ахматовых,

Аксаковых, Языковых.

Второй брак тоже оказался трагическим для поэта, он стал искать спасение в религии.

После смерти жены , Дмитрий Петрович селится в Симбирске, в котором он становится

почетным

членом

комитета

Карамзинской

библиотеки

,

его

волновали

проблемы

просвещения в крае. В Симбирске занимается общественной деятельностью, призывал

дворян губернии заняться строительством школ для крестьянских детей.

За службу Д.П. Ознобишин был награжден орденом Святой Анны 2 степени, Святого

Владимира 3 степени, медалями. В 1875 году получает чин действительного статского

советника, но жить ему оставалось недолго. В 1877 г. поэт погибает в Кисловодске.

Захоронили поэта в родном имении в ограде Христорождественской церкви.

2.

Променад по Симбирску с Д.П. Ознобишиным.

« Полтора века отделяют нас от того времени, когда Дмитрий Петрович Ознобишин

проживал в Симбирске, бродил по его улицам и площадям, восторгался его красотой,

принимал деятельное участие в общественной жизни города, рассказывал о ней в своих

произведениях» [5].

В центре города и сейчас находится здание Мариинской женской гимназии , на пересечении

Большой Саратовской и Покровской улиц ( сейчас это улицы Гончарова и Л.Толстого ), где

часто бывал поэт. Известен факт, что Дмитрий Петрович в 1860 году присутствовал на

торжественном выпускном акте.

Также сохранились документы, которые свидетельствуют о пребывании Д.П. Ознобишина

после пожара 1864 года, в котором сгорел его дом,

в квартире главного доктора

Александровской больницы. Здание Александровской больницы сохранилось, сейчас она

является частью областной больницы №1.

Поэт часто бывал в доме Бычковых, где после пожара 1864г находилась губернаторская

резиденция, сейчас здесь на улице Кузнецова находится гарнизонная поликлиника .

Также Ознобишин часто посещал Гостиный двор, где он любил покупать книги.

До наших дней сохранились здание губернской типографии и дом И.А. Гончарова, в

которых бывал поэт. В типографии Д.П. Ознобишин держал корректуру своих статей,

которые издавались в « Симбирских губернских ведомостях», а в доме И.А. Гончарова в то

время находился магазин, в котором продавали музыкальные инструменты и учебники.

Неоднократно поэт бывал в доме Городской управы, когда занимал должность мирового

судьи. Сейчас в этом здании на улице Гимова находится музыкальное училище.

Неоднократно бывал он и в доме Языковых на ул. Советской 22. В Комсомольском

переулке до сих пор стоит дом Д.П. Ознобишина, который был восстановлен после пожара

1864 года.

Часто бывал Дмитрий Петрович и в Симбирской мужской гимназии исполняя обязанности

почетного смотрителя Карсунского уездного училища.

«Не перечесть всех домов и улиц Симбирска, где бывал Ознобишин в течении жизни.

Самым же любимым местом его всегда оставался высокий Венец с видом на величавую

Волгу, не единожды воспетый поэтом» [5].

3. Семейная библиотека Ознобишиных.

Ознобишины очень серьезно относились к собиранию книг, свидетельством служат

тысячи томов, которые стоят на полках Дворца книги, и воспоминания современников.

Первое приобретение книги, которое отражено документально, относится к 17 веку. В

марте 1664 г в лавке Московского печатного двора была куплена Библия 1663 года издания

прадедом Дмитрия Петровича. Начало библиотеке положил дед поэта Иван Михайлович,

который был очень богат. Он стремился к знаниям ,просвещению, всё это способствовало

собирательству книг, им было приобретено 1,5-2 десятка томов (например, среди них редкое

иллюстрированное издание петровских времен «учение и практика артиллерии..» и др.).

Большую часть старинных книг( около 60 томов) собрал отец Дмитрия- Никанор Иванович.

Он покупал книги везде, где это было возможно: в Петербурге, Москве; собирать в

провинции книги было очень трудно, так как стоили дорого и новинки ,которые выходили в

столице, успевали состариться, прежде чем попадали в провинцию.

Библиотека, которая перешла к Дмитрию Петровичу поначалу была разрознена. Вскоре

поэт собрал всю библиотеку в Троицком, она насчитывала несколько тысяч томов и

приводила в восторг друзей Дмитрия Петровича. К 1896 году в библиотеке Ознобишиных

было уже около 28 тысяч томов. Поэт покупал книги в Москве, просил друзей привезти ему

ту или иную книгу, заказывал по каталогу в известных зарубежных и русских книготорговых

фирмах. Дмитрия Петровича Ознобишина по праву можно назвать создателем данной

библиотеки.

4.Приложение

«Более века понадобилось нам для того, чтобы осознать роль, которая была предназначена

историей Дмитрию Петровичу Ознобишину….

Человек широчайшего творческого диапазона, полиглот, переводчик, фольклорист, он

воплотил миросозерцание многих народов. Не скрывая восторга перед их языком,

духовностью и бытом, Ознобишин оставался православным христианином и главные

понятия- Бог, народ, Родина- отстаивал в каждой строке стихов, переводных сочинений, в

многочисленных статьях и очерках. Веротерпимость поэта, его искреннее подвижничество в

деле укрепления духовно-нравственного опыта и развития самосознания разных народов-

яркое подтверждение тому, что русская культура всегда была стержнем отечественной

многонациональной культуры» [2].

Ольга Шейпак

Литература:

1.

Русские писатели 1800-1917,биограф. словарь под ред. П.А. Николаева,

Т4,М 1999 с 411-415

2.

Статья «Отмеченный богом поэт Д.П. Ознобишин» Ольшанская Н,

Мономах-1997-№3-с22-23

3.

Статья «Да золотую лиру вновь услышит свет!» Морозова В, Мономах-2004-

№2-с4-7

4.

Сатья «Семейная библиотека Ознобишиных» Морозова В, Мономах-2004-

№2-с23-24

5.

Статья « Прогулка по городу с Д.П. Ознобишиным» Трофимов Ж, Мономах-

2004-№2-с34-37

6.

Статья «Д.П. Ознобишин- переводчик» Гиривенко А., Мономах-2004-№2-

с14-15

7.

Статья «В лучах солнца русской поэзии» Трофимов Ж, Мономах-2004-№2-

с30-31

8.

Статья «Малиновый край» Кошечкин Д, Мономах-2004-№2



В раздел образования