Напоминание

Чтение 3 класс


Автор: Сагалакова Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ТСШ №2"
Населённый пункт: Республика Хакасия, село Таштып
Наименование материала: Адаптированная рабочая программа
Тема: Чтение 3 класс
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Таштыпская общеобразовательная средняя школа №2»

РАССМОТРЕНО:

Методическим объединением

учителей

Протокол №___ от «___»

______20___г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по учебной

работе

____________/_________/

«___»___________20______г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

______/Н.В. Архипова/

«___»___________20_____г.

Рабочая программа

по предмету «Чтение»

3в класс

Учитель: Сагалакова Ольга Александровна

Квалификационная категория: первая

2023- 2024 учебный год

Аннотация к адаптированной рабочей программе по чтению 3 класс

Адаптированная рабочая программа по чтению для 3 класса реализуется в

общеобразовательном классе, исходя из особенностей психического развития и

индивидуальных возможностей обучающихся и составлена на основе, примерной

адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с

умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями).

Преподавание ведется по учебнику «Чтение» 3 класса для общеобразовательных

организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы,

авторы С.Ю. Ильина, А.А.Богданова

,

Москва, Просвещение.

Рабочая программа рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в год.

Рабочая программа включает в себя следующие разделы: пояснительную записку,

содержание учебного предмета, планируемые результаты, тематическое планирование с

конкретным распределением учебных часов по разделам курса, поурочное планирование,

формы учета рабочей программы.

Программа по чтению направлена на развитие речемыслительных способностей

обучающихся, формирование нравственных позиций поведения и всестороннее развитие и

социализацию личности, учитывает особенности познавательной деятельности.

Программа предполагает реализацию дифференцированного и деятельностного подхода к

обучению и воспитанию ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями). Предмет имеет коррекционную направленность. Необходимость

коррекции познавательной и речевой деятельности обусловлена трудностями овладения

ими русской (родной) фонетикой, своеобразием их общего и речевого развития,

неполноценности их психического развития. Ведущим коррекционным принципом,

объединяющим и организующим все разделы программы по данному предмету, является

развитие речи школьников, особенно её коммуникативной функции. В 3 классе

закладываются основы формирования навыков чтения и развития связной речи в процессе

выполнения различных упражнений. В содержание материала включены короткие

рассказы, стихотворения и загадки о жизни детей в семье, в школе, о школьных

обязанностях, о дружбе и взаимопомощи, о временах года, о жизни животных. В основе

расположения произведений лежит тематический принцип. В этой связи некоторые

задания выполняются с помощью учителя, с опорой на различные виды наглядности.

Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом

зависит успешность всего школьного обучения. Его направленность на социализацию

личности умственно отсталого ребёнка, на формирование нравственных позиций

поведения ещё раз подчёркивает практическую значимость обучения чтению

обучающихся с нарушениями интеллекта.

В процессе изучения дисциплины используются технологии развивающего обучения, ИКТ

технологии, а также здоровьесберегающие технологии.

Пояснительная записка

Рабочая программа

по чтению для 3в класса, разработана в соответствии с ФГОС

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

разработана на основе программы для специальных (коррекционных ) образовательных

учреждений под редакцией В.В. Воронковой, допущенной Министерством образования

Российской Федерации, выбранной с учетом особенностей учащихся (для обучающихся с

легкой умственной отсталостью), с учетом учебного плана МБОУ «Таштыпская

общеобразовательная средняя школа № 2» на 2023-2024 учебный год. Рабочая программа

ориентирована на учебник «Чтение» 3класс/, Ильина С.Ю., Богданова А.А,М.:

Просвещение.

Цель:

закрепление навыков правильного, сознательного и выразительного чтения, коррекция

и развитие речемыслительных способностей и нравственных позиций поведения.

Задачи:

воспитывать у детей интерес к уроку чтения и к чтению как процессу;

формировать у них технику чтения: правильного (без искажения звукового состава

слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение

постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом;

формировать у детей навыки сознательного чтения: читать доступный пониманию

текст вслух, шёпотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание

прочитанного, сопереживать героям произведения;

развивать у учащихся интерес общения на уроке чтения: отвечать на вопросы

учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться

впечатлениями о прочитанном;

дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно

обсуждать предполагаемый ответ.

Направления коррекционной работы:

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному

плану и работать в общем темпе;

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;

принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев,

корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников

спорной ситуации.

развивать речь, овладевать техникой речи;

расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря;

развивать память, внимание, мышление.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Согласно учебному плану на изучение чтения для 3в класса отводится 4 учебных часа в

неделю, 136 учебных часов в год.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ЭЛЕМЕНТА НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ

В системе образования актуальна проблема формирования, развития личности, способной

усвоить несколько культур, готовой к этническому самоопределению, саморазвитию в новых

социальных условиях на основе сотрудничества и диалога. Поэтому одним из важных принципов

в образовании становится принцип этнокультурного воспитания, который заключается в опоре на

культурные ценности, национальные традиции, нравственно- этические правила своего народа, а

также на понимание и уважение духовного наследия других этносов, живущих в Республике

Хакасия. Этнокультурный компонент на уроках литературного чтения предполагает обратиться к

изучению устного народного творчества хакасского, русского народов к их сказкам, пословицам и

поговоркам.

Устное народное творчество хакасов возникло в глубокой древности и предшествовало

развитию литературы. Через произведения устного народного творчества от поколения к

поколению передавалась духовная культура народа.

В сказках отражены труд и быт народов в условиях суровой природы, мечты о победе над

стихией, над злом. В них прославляются мужество, находчивость, упорство, мастерство человека,

выражен народный оптимизм. В хакасских народных сказках мораль всегда справедлива,

осуждает глупость, жестокость, об этом свидетельствуют народные сказки. Во многих хакасских

сказках есть признаки мифа, т.е. объяснение мира. В мифологии хакасского народа есть духи леса,

воды. Человек должен жить с ними в мире, не нарушать покой природы, так детям с малых лет

внушалась идея гармонии человека и природы. Добрые духи показывают свою силу живущим на

земле, а это противоестественное желание.

Изучение литературы Хакасии начинается немыслимо без изучения народных пословиц и

загадок. Хакасские народные пословицы имеют аналоги и в русском фольклоре.

В пословицах отражается огромный жизненный опыт, обобщаются многолетние наблюдения над

жизнью. Хакасские народные загадки представляют замысловатое описание предмета или

явления, предлагаемые с целью испытания сообразительности, они развивают способность к

поэтической выдумке.

Сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни выражают глубокую народную идею - победу

добра над злом, в фольклоре народов нашего региона отражаются национальные черты характера:

спокойный нрав, уважение к старшим, любовь к родной земле, трудолюбие, смелость,

находчивость, ум и т.д.

Особенности организации работы в 3в классе

В 3в классе обучение осуществляется по АООП для детей с умственной отсталостью

(нарушением интеллекта) В соответствии с данными психологической диагностики,

психологический климат в классе в целом, благоприятный. В классе обучаются дети, которые

имеют заключение ПМПК. Все дети имеют разный уровень подготовки по предмету. Самым

важным условием работы в классе является планирование работы с учётом ряда следующих

особенностей: уровня подготовки учащихся и навыков самостоятельной работы. Необходимо

учитывать степень сложности изучаемого или повторяемого материала. Урок в классе имеет

свою

специфику.

Для

работы

в

классе

необходимо

чередовать

коллективную

и

самостоятельную работу, широко использовать опоры, памятки, схемы, карточки и т.д.

Учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз, упражнений для глаз,

используется

артикуляционная

и

дыхательная

гимнастика.

Для

каждого

учащегося

выбирается оптимальный темп деятельности. Мышление детей тесно связано с конкретной

ситуацией, творческое мышление находится на начальной стадии формирования. Учить

умению высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, оценивать учебные

действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу

(составлять план, извлекать информацию из схем, иллюстраций.

Содержание учебного предмета 3 класс

Раздел

Содержание

Количество

часов

1

Здравствуй,

школа!

Рассказы, стихотворения, о жизни детей в

школе, следующих авторов: М.Садовский,

В.Берестов, Э.Шим.

9

2

Осень

наступила.

Чтение и разбор произведений, способствуют

расширению знаний об изменениях природы.

Знакомство с поэтическими произведениями

развивает эстетические представления о красоте

русской природы.

12

3

Учимся

трудиться.

Чтение и разбор произведений, способствует

воспитанию любви к труду. Читая произведения

учащиеся знакомятся с различными

профессиями, расширяют представления о

значении труда в жизни человека.

12

4

Ребятам о

зверятах.

Произведения направлены на расширение

знаний детей об особенностях животных и

растений , их роли в жизни человека, на

привитие детям любви и бережного отношения к

природе следующих авторов: Г.Снегирева,

В.Лиившец,А.Барто,Е.Благининой.

15

5

Чудесный мир

сказок.

Небольшие по обьему произведения устного

народного творчества: сказки. Которые учат

добру, справедливости.

12

6

Зимушка- зима.

Произведения о красоте природы, зимнего леса,

об особенности жизни диких животных и птиц в

зимний период, о закономерности смены времен

года, изменениях погодных условий следующих

авторов: С.Маршак,Н.Сладков,Е.Михайлова.

14

7

Так нельзя, а

так можно.

Произведения о хороших и плохих поступках

детей, умении правильно оценивать себя и

других, видеть положительные и отрицательные

качества персонажей, следующих авторов:

В.Осеевой, В.Хомченко, Л.Пантелеева.

19

8

Весна в окно

стучится.

Рассказы и стихотворения о весне: ее характерных

признаках, о погодных условиях в весеннее время года,

жизни животных, птиц следующих авторов: Ю.Коринец,

Е.Серовой, Ю.Коваль.

16

9

Веселые

истории.

Отрывки из произведений: О.Григорьева,

Э.Успенского, Г.Остера о забавных случаях из

жизни людей и животных, развивающих чувство

8

юмора.

10

Родина

любимая.

Произведения о родной земле, закрепление

знания названия страны, в которой мы живем,

столицы, главной площади столицы, значения

слов «Родина», «Отчизна».

6

11

Здравствуй

лето!

Рассказы, стихотворения и загадки о лете,

которые способствуют уточнению, расширению

представлений о лете как о времени года, об

изменениях в природе, в жизни людей,

животных и птиц.

9

Резерв

4

Всего

136

В конце учебного года предусмотрена промежуточная аттестация, которая будет

проводиться в форме устного зачета.

Планируемые результаты освоения учебного предмета чтение

3 класс

Минимальный уровень:

- читать по слогам короткие тексты;

-слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;

-по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем читали или слушали

.

- должны знать наизусть 3—5 коротких стихотворений, отчетливо читать их перед

классом.

Достаточный уровень:

-осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами;

-отвечать на вопросы по прочитанному; высказывать свое отношение к поступку героя,

событию;

-пересказывать содержание прочитанного; разговаривать на темы, близкие интересам

учащихся.

-определять основную мысль текста;

- должны знать наизусть 6—8 стихотворений

Календарно-тематическое планирование по чтению

урока

Тема урока

Дата

Примечание

План

Факт

1

Стихотворение. М. Садовский «Сентябрь»

2

В. Воскобойников«Веселая улица»

3

В. Берестов «Первое сентября»

4

По В. Драгунскому «Завтра в школу»

5

Э. Шим «Пятерки»

6

Смешинка. В. Берестов «Котенок хочет в школу»

7

В. Бирюков «Кто лучшим будет»

8

В. Хомченко «Обида»

9

А. Аксенова «Наша учительница»

10

О. Высотская «Осень»

11

Ю. Коваль «Последний лист»

12

А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный

сад…»

13

Н. Сладков «Сентябрь на дворе»

14

В. Степанов «Воробей»

15

А. Барков«Лето на веревочке»

16

Е. Благинина «Улетают, улетели…»

17

Смешинка. По Э. Шиму «Ворона и синица»

18

Г. Ладонщиков «В октябре»

19

Н. Сладков «Страшный невидимка»

20

А. Плещеев «Осень наступила»

21

По Н. Абрамцевой «Сказка об осеннем ветре»

Н. Майданик «Доскажи словечко» (Осенние

загадки)

22

Ю. Тувим «Все для всех»

23

По Д. Габе «Работа»

24

В. Орлов «Мои помощники»

25

А. Потапова «Бабушка и внучка»

26

Б.Заходер «Повара»

27

М. Дружинина «Сюрприз»

28

М. Дружинина «Сюрприз»

29

В. Хомченко «Пуговица»

30

Г. Ладонщиков «Портниха»

31

В.Осеева «Пуговица»

32

В. Голявкин «Как я помогал маме мыть пол»

33

С. Баруздин «Как Алешке учиться надоело»

34

Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»

35

Е. Чарушин«Лисята»

36

Н. Сладков «Лисица и еж»

37

М. Пришвин«Еж»

38

Г. Снегирев «Белек»

39

А. Барков «Материнская забота»

40

Е. Тараховская «Заяц»

41

Б. Житков «Галка»

42

В. Гаранжин «Куринный воспитанник»

43

М. Тарловский «Добрый волк»

44

М. Тарловский «Добрый волк»

45

По Н. Носову «Живая шляпа»

46

По Н. Носову «Живая шляпа»

47

По Н. Павловой «Котята»

48

В. Берестов «Кошкин щенок»

49

По М. Пляцковскому «Сердитый дог Буль»

50

По М. Пляцковскому «Сердитый дог Буль»

51

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

52

Русская народная сказка

«Храбрый баран»

53

Русская народная сказка

«Храбрый баран»

54

Русская народная сказка

«Лиса и тетерев»

55

Русская народная сказка

«Лиса и тетерев»

56

Украинская народная сказка

«Овечка и волк»

57

Башкирская народная сказка

«Медведь и пчелы»

58

Таджикская народная сказка

«Тигр и лиса»

59

Французская народная сказка

«Лиса и куропатка»

60

Французская народная сказка

«Лиса и куропатка»

61

Абхазская народная сказка

«Куцый хвост»

62

Удмуртская народная сказка

«Глупый котенок»

63

Русская народная песня «Ой ты, зимушка-зима!»

64

По В. Бианки «Заяц, Косач, Медведь и Дед

Мороз»

65

М. Садовский «Декабрь»

66

По Л. Воронковой «Как елку наряжали»

67

По Л. Воронковой «Как елку наряжали»

68

С. Попов «В новогоднюю ночь»

69

По А. Усачеву «Как Дед Мороз сделал себе

помощников»

70

По А. Потаповой «Такой вот герой»

71

По А. Потаповой «Такой вот герой»

72

С. Есенин «Зима»

73

С. Суворова «Подарок»

74

По В. Голявкину «У Ники новые лыжи»

75

В. Шевчук «С прогулки»

76

По М. Быковой «Неудачная находка»

77

И. Суриков «Детство»

78

И. Суриков «Детство»

79

По Э. Шиму «Не стучать – все спят»

80

По Э. Шиму «Не стучать – все спят»

81

В Степанов «Зайка»

82

По Н. Сладкову «Еловая каша»

83

З. Александрова «Снежок»

84

По Е. Баруздину «Коллективная печка»

85

По А. Ягафаровой «Снегирь и Синица»

86

По А. Ягафаровой «Снегирь и Синица»

87

По В. Хомченко «Птица-синица»

88

Г. Ладонщиков «Дельный совет»

89

По Л. Толстому «Косточка»

90

По С. Георгиеву «Праздничный стол»

91

В. Берестов «За игрой»

92

С. Баруздин «Бревно»

93

А. Седугин «Как Артемка котенка спас»

94

По В. Осеевой «Подвиг»

95

По В. Бирюкову «Лесные доктора»

96

По В. Бирюкову «Лесные доктора»

97

Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

98

По В. Бирюкову «Весенняя песня»

99

Украинская народная песня «Веснянка»

100

По Э. Шиму «Сосулька»

101

Русская народная песня «Выгляни, солнышко»

102

С. Вербова «Мамин портрет»

103

П. Синявский «Разноцветный подарок»

104

А. Седугин «Тихо-тихо»

105

Р. Сеф «Лицом к весне»

106

С. Вербова «Ледоход»

107

По Р. Фархади «Сон медвежонка»

108

Г. Ладонщиков «Медведь проснулся»

109

По В. Бианки «Заяц на дереве»

110

С. Погореловский «Наши гости»

111

По Г. Скребицкому «Скворушка»

112

И. Белоусов «Весенняя гостья»

113

По К. Ушинскому «Пчелки на разведках»

114

По А. Баркову «Тюльпаны»

115

Р. Фархади «Перепутаница»

116

По Г. Остеру «Эхо»

117

В. Шибаев «Кто кем становится»

118

А. Усачев «Волшебный барабан»

119

М. Пляцковский «Шишки»

120

По Ю. Степанову «Портрет»

121

М. Бородицкая «Булочная песенка»

122

Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине»

123

По К. Ушинскому «Наше Отечество

124

М. Ильин «Главный город страны»

125

В. Степанов «Песня»

126

В. Степанов «Песня»

127

А. Усачев «день Победы»

128

По С. Баруздину «Страшный клад»

129

По С. Алексееву «Тульские пряники»

130

А. Усачев «Что такое лето?»

131

По Л. Воронковой «Что сказала бы мама?»

132

Промежуточная аттестация

133-

136

Резерв



В раздел образования