Напоминание

Использование программы Finale в работе музыканта-концертмейстера


Автор: Шульгин Андрей Николаевич
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО Краснозерского района Новосибирской области "ДШИ"
Населённый пункт: р.п. Краснозерское Новосибирской области
Наименование материала: Статья
Тема: Использование программы Finale в работе музыканта-концертмейстера
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Краснозерского района Новосибирской области «Детская школа искусств»

Использование программы Finale в работе

музыканта-концертмейстера

Концертмейстер I категории

Шульгин Андрей Николаевич

С появлением компьютера, в музыке наступило время больших

возможностей. Теперь любой человек может воспроизводить на нем

звучание целого оркестра, монтировать звуковые файлы точь-в-точь как в

профессиональной студии, добавлять к ним всевозможные эффекты.

Компьютерные программы для нотации, которые стали возникать еще в

1970-х годах, довольно сильно усовершенствовавшись, сегодня имеют

широкое поле действия: творческое, учебное, производственное. Ими

пользуются издательства, они востребованы в киноиндустрии и на

телевидении (для подготовки партитур и отдельных инструментальных

партий), в них работают многие профессиональные композиторы и

аранжировщики, они прочно вошли в образовательные программы.

Нотные цифровые технологии настолько масштабно вошли в

действующую практику, что превратились в важную единицу музыкальной

культуры. При этом, цифровые ноты играют роль не только знаков на

экране, но непосредственно связаны со звуком и его тембрами

(электронные ноты звучат), они становятся мультимедийными учебными

материалами (аудио- и видео-ноты обучают музыке), автоматизированным

помощником (развернутые инструментальные нотные партитуры в

цифровом формате мгновенно транспонируются), встроенным цифровым

модулем (например, к аудио- или видео-редактору), и т.д.

Это внедрение нотных средств в смежные области творчества и

образования стало главным принципом развития нотно-цифровых

технологий XXI века, благодаря которым, возможности нотографии стали

доступны более широкому кругу пользователей.

Большинство людей, которые, так или иначе, связаны с набором нотного

текста, т.е. созданием различных аранжировок, нотных переложений и т.д.,

знакомы с программой Finale.

Это нотный редактор, разработанный компанией MakeMusic, в 1988 году.

В настоящее время является лидером в мировой индустрии музыки и во

многом диктует направление развития цифрового нотопечатания и

цифровых стандартов. Первую версию программы Finaleразработал Фил

Фэрренд, пианист, композитор, писатель, кинокритик. Данная программа

широко используется в профессиональном создании музыки для

издательских и образовательных учреждений, для кино, телевидения и

театра, позволяет вводить, редактировать и печатать нотный текст разной

сложности в диапозоне от простых мелодий, фортепианных пьес или

гитарных табулатур до симфонических партитур, специальной нотации (от

ранней музыки до авангарда) и нотных изданий.

Программа Finale глубоко внедрилась в образовательный процесс,

построенный на музыкально-компьютерных технологиях, что

предоставляет немалое количество по-разному настраиваемых заданий

музыкального образования: всевозможные карточки-задачи, головоломки,

упражнения и развернутый словарь музыкальных терминов.

Finale идеально подходит для образовательных целей, так как включает в

себя, помимо функций нотного редактора, еще и функции секвенсора,

проигрывателя для набранного нотного текста. Как правило,

компьютерный набор нотной информации происходит посредством

виртуальной клавиатуры (мышью). Приятное и очевидное управление этим

нотным редактором позволяет пользователю найти любую функцию с

помощью всего лишь нескольких кликов. Все объекты отображаются

графически прямо в файловом меню, поэтому разобраться в программе

сможет даже человек не очень хорошо владеющий английским языком.

В программе нотаторе Finale присутствует много дополнительных

алгоритмов, например, позволяющих создавать в нотах автоматическую

гармонизацию мелодии, распознавать сканированный текст, сохранять

изображение не только в растровом (TIFF), но и в веторном (EPS)

графическом формате (при этом возможна печать нотных партитур

абсолютно разного размера – от микроскопического до гигантского).

Finale - это тот нотный редактор, лицензионная версия которого доступна

по цене любому учебному заведению, а также соответствует всем

требованиям отечественной музыкальной науки.

Основная палитра инструментов редактора следующая:

- аккордовая цифровка;

- изменение ключа внутри партитуры (например, внутри такта);

- изменение знаков альтерации как при ключе (транспонирование), так и

внутри такта);

- атрибуты нотоносца и системы нотоносцев (ключ, акколада, текстовое

обозначение, транспозиция и т.д.);

- изменение количества тактов (добавить-удалить), изменение вида

тактовой черты; с помощью этого инструмента также расставляются

номера тактов в заданной области и многотактовые паузы;

- знаки реприз, вольты, фонари, сеньо;

- палитра умных графем – создание crescendo, diminuendo, пунктирной

лиги, глиссандо, трели и т.д.;

- нюансы, которые относятся ко всем голосам многоголосной партитуры к

конкретному нотоносцу или к произвольно выбранной группе нотоносцев;

- штрихи (staccato, акцент, фермата, форшлаг и т.д.);

- подтекстовка, лирика (текст в вокальной музыке).

Finale – сложная и непрерывно развивающаяся программа, поэтому

никакое пособие (не говоря уже о «фирменной документации») не может

дать ее полной и всеобъемлющей картины. Только в практических

экспериментах, на извилистой тропе проб и ошибок вы обретете

необходимые профессиональные навыки работы в одном из лучших (и

одновременно самых сложных) «нотаторов» XXI века.

Развитие современного образования тесно связано с широким

использованием информационно-коммуникативных технологий. Потому

введение компьютерных технологий в образовательный процесс детских

музыкальных школ, как для учащихся, так и для педагогов, является на

данный момент одной из самых актуальных проблем музыкального

образования. В данном случае речь пойдет о неизменности использования

этого нотного редактора в работе музыканта-концертмейстера.

Деятельность аккомпаниатора подразумевает обычно лишь концертную

работу, тогда как понятие «концертмейстер» включает в себя нечто

большее: разучивание с солистами их партий, умение контролировать

качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и причин

возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный

путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в

деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические

и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных,

концертных и конкурсных ситуациях. Работа концертмейстера уникальна и

увлекательна, его роль в учебном процессе детских школ искусств

неоспоримо велика, а владение в совершенстве «комплексом

концертмейстера» повышает востребованность пианиста в разных сферах

музыкальной деятельности от домашнего музицирования до музыкального

исполнительства.

Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера, помимо чтения

с листа, является умение транспонировать музыку в другую тональность.

Это входит в число непременных условий, определяющих его

профессиональную пригодность.

В современной практике музыкантов-исполнителей транспозиция

производится с целью:

- изменить регистр (например, если нужно, чтобы высокий голос исполнил

произведение, написанное для более низкого);

- изменить тональность, чтобы получить более удобную для того или иного

инструмента;

- облегчить чтение нот, перемести их в более привычную октаву (октавный

транспорт).

Самое главное в транспонировании, это практика и нотная тетрадь. Однако,

владение техникой работы в нотном редакторе Finale позволит

концертмейстеру значительно облагородить и облегчить наборную рутину

и сэкономить драгоценное время для более творческих задач.

В вокальном или хоровом классе концертмейстеру нередко могут

предложить сыграть аккомпанемент не в той тональности, в которой

напечатаны ноты. Это объясняется возможностями тесситуры и

состоянием голосового аппарата детей на данный момент. С помощью

всего лишь одного нажатия клавиши возможно транспонирование

произведения в любую тональность, на нужное количество тонов.

По мере овладения знаниями искусства концертмейстерства, перед

музыкантом открываются широкие возможности самостоятельного

творческого поиска. При всем разнообразии концертмейстерских навыков

и умений доминирующим звеном в работе музыканта-исполнителя

является точность выбора типа аккомпанемента.

Палитра инструментов в нотном редакторе Finale значительно упрощать

фактуру аккомпанемента, добиваясь более рационального способа его

изложения; умение грамотно облегчить трудные места – снятие

подголосков, украшений, удвоений, отказ от каких-либо гармонических

фигураций, настройка полей партитуры (формат страницы, нотной

системы, определить масштабирование нот), т.е. создать правильный и

красочный аккомпанемент к произведению.

Тщательно отработанная и откорректированная партия позволяет

концертмейстеру быстро ориентироваться в нотном тексте при визуальном

прочтении партитуры.

Можно с уверенностью сказать, что сегодня музыкальный звук и

нотография соединились в универсальном языке цифрового искусства и

образования. Ведь неслучайно, что интерес к его созданию часто

проявляли вовсе не программисты, а музыканты, обратившиеся к

компьютерным средствам и создавшие первые версии цифровых нотных

редакторов. Однако, несмотря на вышесказанное, не

стоит забывать, что для успешного аккомпанемента, концертмейстер

должен не только упрощать свою работу, но и обладать множеством

необходимых ему навыков – хорошо владеть инструментом, как в

техническом, так и в музыкальном плане, быстро ориентироваться в

нотном тексте, проявлять чуткость и внимание к фразировке солиста,

умение сразу охватить характер и настроение произведения и т.д.

Закончить хотелось бы мыслью М.Годыной: «Работу концертмейстера

очень трудно перевести на язык бумаги – она в пальцах, в душе».

Список литературы.

1. Концертмейстерский класс: Метод. Разработка по курсу/ Моск.ин-т

культуры. Сост. Курасова Т.И., Норинская Л.Д.- М.,1993. – 44 с.

2. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс: учебное пособие. – М., 2002.

– 192 с.

3. Лебедев С., Трубинов П. Русская книга о Finale. СПб «Композитор»

Санкт-Петербург,2003.208 с.

4. Музыкальный энциклопедический словарь/ под ред. Г.В.Келдыш.- 2-е

изд. – М., 1998.

5. Кононенко В. А. Искусство концертмейстера в профессиональном

образовании учителя музыки: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2008.

6. Вахрушев А. М. Инновационный аспект деятельности концертмейстера в

учреждении дополнительного образования детей. – Дом детского

творчества «Преображенский», г. Санкт-Петербург, Россия

7. Люблинский А.П. Теория и практика аккомпанемента:

Методологические основы. – Л.: Музыка, 1972

8. Островская Е.А. Концертмейстерское искусство: педагогика,

исполнительство, психология./ Научный журнал ISSN 1812-7339

Фундаментальные исследования №1 /Культура и искусство, 2009.



В раздел образования