Автор: Шульгин Андрей Николаевич
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО Краснозерского района Новосибирской области "ДШИ"
Населённый пункт: р.п. Краснозерское Новосибирской области
Наименование материала: Статья
Тема: Использование программы Finale в работе музыканта-концертмейстера
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Краснозерского района Новосибирской области «Детская школа искусств»
Использование программы Finale в работе
музыканта-концертмейстера
Концертмейстер I категории
Шульгин Андрей Николаевич
С появлением компьютера, в музыке наступило время больших
возможностей. Теперь любой человек может воспроизводить на нем
звучание целого оркестра, монтировать звуковые файлы точь-в-точь как в
профессиональной студии, добавлять к ним всевозможные эффекты.
Компьютерные программы для нотации, которые стали возникать еще в
1970-х годах, довольно сильно усовершенствовавшись, сегодня имеют
широкое поле действия: творческое, учебное, производственное. Ими
пользуются издательства, они востребованы в киноиндустрии и на
телевидении (для подготовки партитур и отдельных инструментальных
партий), в них работают многие профессиональные композиторы и
аранжировщики, они прочно вошли в образовательные программы.
Нотные цифровые технологии настолько масштабно вошли в
действующую практику, что превратились в важную единицу музыкальной
культуры. При этом, цифровые ноты играют роль не только знаков на
экране, но непосредственно связаны со звуком и его тембрами
(электронные ноты звучат), они становятся мультимедийными учебными
материалами (аудио- и видео-ноты обучают музыке), автоматизированным
помощником (развернутые инструментальные нотные партитуры в
цифровом формате мгновенно транспонируются), встроенным цифровым
модулем (например, к аудио- или видео-редактору), и т.д.
Это внедрение нотных средств в смежные области творчества и
образования стало главным принципом развития нотно-цифровых
технологий XXI века, благодаря которым, возможности нотографии стали
доступны более широкому кругу пользователей.
Большинство людей, которые, так или иначе, связаны с набором нотного
текста, т.е. созданием различных аранжировок, нотных переложений и т.д.,
знакомы с программой Finale.
Это нотный редактор, разработанный компанией MakeMusic, в 1988 году.
В настоящее время является лидером в мировой индустрии музыки и во
многом диктует направление развития цифрового нотопечатания и
цифровых стандартов. Первую версию программы Finaleразработал Фил
Фэрренд, пианист, композитор, писатель, кинокритик. Данная программа
широко используется в профессиональном создании музыки для
издательских и образовательных учреждений, для кино, телевидения и
театра, позволяет вводить, редактировать и печатать нотный текст разной
сложности в диапозоне от простых мелодий, фортепианных пьес или
гитарных табулатур до симфонических партитур, специальной нотации (от
ранней музыки до авангарда) и нотных изданий.
Программа Finale глубоко внедрилась в образовательный процесс,
построенный на музыкально-компьютерных технологиях, что
предоставляет немалое количество по-разному настраиваемых заданий
музыкального образования: всевозможные карточки-задачи, головоломки,
упражнения и развернутый словарь музыкальных терминов.
Finale идеально подходит для образовательных целей, так как включает в
себя, помимо функций нотного редактора, еще и функции секвенсора,
проигрывателя для набранного нотного текста. Как правило,
компьютерный набор нотной информации происходит посредством
виртуальной клавиатуры (мышью). Приятное и очевидное управление этим
нотным редактором позволяет пользователю найти любую функцию с
помощью всего лишь нескольких кликов. Все объекты отображаются
графически прямо в файловом меню, поэтому разобраться в программе
сможет даже человек не очень хорошо владеющий английским языком.
В программе нотаторе Finale присутствует много дополнительных
алгоритмов, например, позволяющих создавать в нотах автоматическую
гармонизацию мелодии, распознавать сканированный текст, сохранять
изображение не только в растровом (TIFF), но и в веторном (EPS)
графическом формате (при этом возможна печать нотных партитур
абсолютно разного размера – от микроскопического до гигантского).
Finale - это тот нотный редактор, лицензионная версия которого доступна
по цене любому учебному заведению, а также соответствует всем
требованиям отечественной музыкальной науки.
Основная палитра инструментов редактора следующая:
- аккордовая цифровка;
- изменение ключа внутри партитуры (например, внутри такта);
- изменение знаков альтерации как при ключе (транспонирование), так и
внутри такта);
- атрибуты нотоносца и системы нотоносцев (ключ, акколада, текстовое
обозначение, транспозиция и т.д.);
- изменение количества тактов (добавить-удалить), изменение вида
тактовой черты; с помощью этого инструмента также расставляются
номера тактов в заданной области и многотактовые паузы;
- знаки реприз, вольты, фонари, сеньо;
- палитра умных графем – создание crescendo, diminuendo, пунктирной
лиги, глиссандо, трели и т.д.;
- нюансы, которые относятся ко всем голосам многоголосной партитуры к
конкретному нотоносцу или к произвольно выбранной группе нотоносцев;
- штрихи (staccato, акцент, фермата, форшлаг и т.д.);
- подтекстовка, лирика (текст в вокальной музыке).
Finale – сложная и непрерывно развивающаяся программа, поэтому
никакое пособие (не говоря уже о «фирменной документации») не может
дать ее полной и всеобъемлющей картины. Только в практических
экспериментах, на извилистой тропе проб и ошибок вы обретете
необходимые профессиональные навыки работы в одном из лучших (и
одновременно самых сложных) «нотаторов» XXI века.
Развитие современного образования тесно связано с широким
использованием информационно-коммуникативных технологий. Потому
введение компьютерных технологий в образовательный процесс детских
музыкальных школ, как для учащихся, так и для педагогов, является на
данный момент одной из самых актуальных проблем музыкального
образования. В данном случае речь пойдет о неизменности использования
этого нотного редактора в работе музыканта-концертмейстера.
Деятельность аккомпаниатора подразумевает обычно лишь концертную
работу, тогда как понятие «концертмейстер» включает в себя нечто
большее: разучивание с солистами их партий, умение контролировать
качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и причин
возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный
путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в
деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические
и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных,
концертных и конкурсных ситуациях. Работа концертмейстера уникальна и
увлекательна, его роль в учебном процессе детских школ искусств
неоспоримо велика, а владение в совершенстве «комплексом
концертмейстера» повышает востребованность пианиста в разных сферах
музыкальной деятельности от домашнего музицирования до музыкального
исполнительства.
Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера, помимо чтения
с листа, является умение транспонировать музыку в другую тональность.
Это входит в число непременных условий, определяющих его
профессиональную пригодность.
В современной практике музыкантов-исполнителей транспозиция
производится с целью:
- изменить регистр (например, если нужно, чтобы высокий голос исполнил
произведение, написанное для более низкого);
- изменить тональность, чтобы получить более удобную для того или иного
инструмента;
- облегчить чтение нот, перемести их в более привычную октаву (октавный
транспорт).
Самое главное в транспонировании, это практика и нотная тетрадь. Однако,
владение техникой работы в нотном редакторе Finale позволит
концертмейстеру значительно облагородить и облегчить наборную рутину
и сэкономить драгоценное время для более творческих задач.
В вокальном или хоровом классе концертмейстеру нередко могут
предложить сыграть аккомпанемент не в той тональности, в которой
напечатаны ноты. Это объясняется возможностями тесситуры и
состоянием голосового аппарата детей на данный момент. С помощью
всего лишь одного нажатия клавиши возможно транспонирование
произведения в любую тональность, на нужное количество тонов.
По мере овладения знаниями искусства концертмейстерства, перед
музыкантом открываются широкие возможности самостоятельного
творческого поиска. При всем разнообразии концертмейстерских навыков
и умений доминирующим звеном в работе музыканта-исполнителя
является точность выбора типа аккомпанемента.
Палитра инструментов в нотном редакторе Finale значительно упрощать
фактуру аккомпанемента, добиваясь более рационального способа его
изложения; умение грамотно облегчить трудные места – снятие
подголосков, украшений, удвоений, отказ от каких-либо гармонических
фигураций, настройка полей партитуры (формат страницы, нотной
системы, определить масштабирование нот), т.е. создать правильный и
красочный аккомпанемент к произведению.
Тщательно отработанная и откорректированная партия позволяет
концертмейстеру быстро ориентироваться в нотном тексте при визуальном
прочтении партитуры.
Можно с уверенностью сказать, что сегодня музыкальный звук и
нотография соединились в универсальном языке цифрового искусства и
образования. Ведь неслучайно, что интерес к его созданию часто
проявляли вовсе не программисты, а музыканты, обратившиеся к
компьютерным средствам и создавшие первые версии цифровых нотных
редакторов. Однако, несмотря на вышесказанное, не
стоит забывать, что для успешного аккомпанемента, концертмейстер
должен не только упрощать свою работу, но и обладать множеством
необходимых ему навыков – хорошо владеть инструментом, как в
техническом, так и в музыкальном плане, быстро ориентироваться в
нотном тексте, проявлять чуткость и внимание к фразировке солиста,
умение сразу охватить характер и настроение произведения и т.д.
Закончить хотелось бы мыслью М.Годыной: «Работу концертмейстера
очень трудно перевести на язык бумаги – она в пальцах, в душе».
Список литературы.
1. Концертмейстерский класс: Метод. Разработка по курсу/ Моск.ин-т
культуры. Сост. Курасова Т.И., Норинская Л.Д.- М.,1993. – 44 с.
2. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс: учебное пособие. – М., 2002.
– 192 с.
3. Лебедев С., Трубинов П. Русская книга о Finale. СПб «Композитор»
Санкт-Петербург,2003.208 с.
4. Музыкальный энциклопедический словарь/ под ред. Г.В.Келдыш.- 2-е
изд. – М., 1998.
5. Кононенко В. А. Искусство концертмейстера в профессиональном
образовании учителя музыки: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2008.
6. Вахрушев А. М. Инновационный аспект деятельности концертмейстера в
учреждении дополнительного образования детей. – Дом детского
творчества «Преображенский», г. Санкт-Петербург, Россия
7. Люблинский А.П. Теория и практика аккомпанемента:
Методологические основы. – Л.: Музыка, 1972
8. Островская Е.А. Концертмейстерское искусство: педагогика,
исполнительство, психология./ Научный журнал ISSN 1812-7339
Фундаментальные исследования №1 /Культура и искусство, 2009.