Автор: Шаталова Елена Вениаминовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ "ПККИ"
Населённый пункт: г.Владивосток
Наименование материала: Статья
Тема: Колокольность в творчестве С.В.Рахманинова на примере хора "Пантелей-целитель"
Раздел: среднее профессиональное
Колокольность в творчестве С.В.Рахманинова на примере
четырехголосного хора «Пантелей – целитель»
Пантелей-государь ходит по полю,
И цветов и травы ему по пояс,
И все травы пред ним расступаются,
И цветы все ему поклоняются.
И он знает их силы сокрытые...
А.Толстой
Серге
́
й Васи
́
льевич Рахма
́
нинов— русский композитор, пианист,
дирижёр. Синтезировал в своём творчестве принципы
петербургской и московской композиторских школ (а также
смешение традиций западноевропейской и ближневосточной
музыки) и создал свой оригинальный стиль.
Колокольный звон…
Когда слышишь его – сразу представляешь купола церквей,
стекающихся к молитве прихожан. В памяти всплывают просторы
родной земли! Колокольный звон со времени Крещения Руси стал
одной из самых ярких и узнаваемых черт русской культуры.
Колокол возвещал о начале церковной службы, был
провозвестником и печальных событий: пожаров, войн. Многие
композиторы обращались в своих произведениях к звучанию
колоколов.
Колокола и колокольный звон занимают особое место в творчестве
С.В. Рахманинова.
Колокольность в его музыке стала звукообразом, символом земного
ощущения России и выражением размеренной поступи времени. Его
давно интересовала семантика колокольных звонов, что не
удивительно, ведь тогда колокола сопровождали русского человека
от колыбели до могилы. Начиная с прелюдии до-диез минор
(сочиненной композитором в 19 лет), характерной особенностью
Рахманиновской музыки лирико-психологического плана станет
претворение образа колоколов и колокольных звучаний. С первого
до последнего сочинения «колокольность» пронизывает все
творчество Рахманинова, присутствуя в различных музыкальных
вариантах. Колокольный звон становится сквозным образом стиля
композитора.
Самым ярким произведением в котором используется
изобразительность колокольного звона являtтся симфоническая
поэма «Колокола».
Использование интонаций колокольного звона ярко прослеживается
в смешанном четырехголосном хоре «Пантелей-целитель»
написанного на текст поэмы А.Толстого в сатирическом жанре.
Произведение создано в 1900 году в тональности ми минор.
В связи с тем, что в хоре встречаются divisi во всех партиях ,
произведение может исполнятся только полным смешанным хором.
В этом произведении слышны интонации колокольного звона. В
кульминационных моментах очень активно и призывно звучат слова
«Государь! Пантелей! Ты и нас пожалей, свой чудесный елей в
наши раны излей», «помоги им своими ты травами», «чего не было
встарь». «И на этих людей, государь Пантелей, палки ты не жалей
суковатыя!» на фортиссимо, в широком расположении, что
подчеркивает изображение колоколов.
Многократное повторение одних и тех же аккордов, использованных
в триольном ритме с акцентами на каждой ноте напоминают
колокольный набат.
Колокольные звоны, как неотъемлемый атрибут жизни русских
городов и сел, с самого детства оказывали особое влияние на жизнь
и творчество любого русского композитора. В своих воспоминаниях
о детских музыкальных впечатлениях Сергей Васильевич писал:
"Одно из самых дорогих воспоминаний детства связано с четырьмя
нотами, вызванивающимися колоколами Новгородского Софийского
собора... Четыре ноты складывались во вновь и вновь
повторяющуюся тему, четыре серебряные плачущие ноты... У меня с
ними всегда ассоциируется мысль о слезах".