Напоминание

Колокольность в творчестве С.В.Рахманинова на примере хора "Пантелей-целитель"


Автор: Шаталова Елена Вениаминовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ "ПККИ"
Населённый пункт: г.Владивосток
Наименование материала: Статья
Тема: Колокольность в творчестве С.В.Рахманинова на примере хора "Пантелей-целитель"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Колокольность в творчестве С.В.Рахманинова на примере

четырехголосного хора «Пантелей – целитель»

Пантелей-государь ходит по полю,

И цветов и травы ему по пояс,

И все травы пред ним расступаются,

И цветы все ему поклоняются.

И он знает их силы сокрытые...

А.Толстой

Серге

́

й Васи

́

льевич Рахма

́

нинов— русский композитор, пианист,

дирижёр. Синтезировал в своём творчестве принципы

петербургской и московской композиторских школ (а также

смешение традиций западноевропейской и ближневосточной

музыки) и создал свой оригинальный стиль.

Колокольный звон…

Когда слышишь его – сразу представляешь купола церквей,

стекающихся к молитве прихожан. В памяти всплывают просторы

родной земли! Колокольный звон со времени Крещения Руси стал

одной из самых ярких и узнаваемых черт русской культуры.

Колокол возвещал о начале церковной службы, был

провозвестником и печальных событий: пожаров, войн. Многие

композиторы обращались в своих произведениях к звучанию

колоколов.

Колокола и колокольный звон занимают особое место в творчестве

С.В. Рахманинова.

Колокольность в его музыке стала звукообразом, символом земного

ощущения России и выражением размеренной поступи времени. Его

давно интересовала семантика колокольных звонов, что не

удивительно, ведь тогда колокола сопровождали русского человека

от колыбели до могилы. Начиная с прелюдии до-диез минор

(сочиненной композитором в 19 лет), характерной особенностью

Рахманиновской музыки лирико-психологического плана станет

претворение образа колоколов и колокольных звучаний. С первого

до последнего сочинения «колокольность» пронизывает все

творчество Рахманинова, присутствуя в различных музыкальных

вариантах. Колокольный звон становится сквозным образом стиля

композитора.

Самым ярким произведением в котором используется

изобразительность колокольного звона являtтся симфоническая

поэма «Колокола».

Использование интонаций колокольного звона ярко прослеживается

в смешанном четырехголосном хоре «Пантелей-целитель»

написанного на текст поэмы А.Толстого в сатирическом жанре.

Произведение создано в 1900 году в тональности ми минор.

В связи с тем, что в хоре встречаются divisi во всех партиях ,

произведение может исполнятся только полным смешанным хором.

В этом произведении слышны интонации колокольного звона. В

кульминационных моментах очень активно и призывно звучат слова

«Государь! Пантелей! Ты и нас пожалей, свой чудесный елей в

наши раны излей», «помоги им своими ты травами», «чего не было

встарь». «И на этих людей, государь Пантелей, палки ты не жалей

суковатыя!» на фортиссимо, в широком расположении, что

подчеркивает изображение колоколов.

Многократное повторение одних и тех же аккордов, использованных

в триольном ритме с акцентами на каждой ноте напоминают

колокольный набат.

Колокольные звоны, как неотъемлемый атрибут жизни русских

городов и сел, с самого детства оказывали особое влияние на жизнь

и творчество любого русского композитора. В своих воспоминаниях

о детских музыкальных впечатлениях Сергей Васильевич писал:

"Одно из самых дорогих воспоминаний детства связано с четырьмя

нотами, вызванивающимися колоколами Новгородского Софийского

собора... Четыре ноты складывались во вновь и вновь

повторяющуюся тему, четыре серебряные плачущие ноты... У меня с

ними всегда ассоциируется мысль о слезах".



В раздел образования