Автор: Северина Екатерина Эдуардовна
Должность: Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями
Учебное заведение: МБОУ СОШ 14 г.Азова
Населённый пункт: г.Азов
Наименование материала: Музей как центр патриотического воспитания
Тема: Музей Боевой Славы МБОУ СОШ № 14 г.Азова
Раздел: высшее образование
Школьный музей
МБОУ СОШ№14 – центр патриотического воспитания учащихся.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных
направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении
– готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в
формировании подрастающего поколения. И ныне как никогда особенно важным
фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого
народов
России.
Важность
гражданско-патриотического
воспитания
обусловлена
падением в последние годы уровня духовной культуры общества и подрастающего
поколения, снижением интереса к истории, углублением противоречий между старшим и
молодым поколениями. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству,
преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания
системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а
познавательной деятельности. Центром реализации такой системы становится школьный
музей.
Школьный музей обладает специфическими, только ему присущими особенностями
образовательно-воспитательного воздействия на учащихся, контакты с музеем обогащают
учебно-воспитательный процесс, расширяют диапазон средств, используемых школой.
Музей необходим для полноценного преподавания культуры и истории родного края, для
воспитания патриотизма.
Наш музей патриотического воспитания был открыт в сентябре 1999 году.
Музей играет особую роль в патриотическом воспитании учащихся. Этому способствует
всестороннее и многообразное отражение в музее жизни родного края, его прошлого и
настоящего. Музей – одно из самых действенных орудий воспитания патриотизма, любви
к своей земле и чувства гордости за нее. Для того, чтобы вырастить настоящих патриотов,
нужно решить следующие проблемы:
- Воспитание патриотизма и гражданственности;
- Развитие духовной культуры и нравственности личности;
- Повышение эрудиции, расширение кругозора.
Ученики школы с удовольствием посещают музей, внимательно слушают программные
экскурсии и становятся участниками нашей работы. Она ведётся по нескольким
направлениям.
Направления работы:
1. Военно-патриотическое.
Цель:
воспитание у учащихся уважения к боевым традициям нашего народа; знакомство с
героическим прошлым наших земляков.
Задачи:
1. Сбор и изучение материалов об участниках боевых действий в Великой Отечественной
войне, Чечне и Афганистане.
2. Встречи с ветеранами и участниками боевых действий.
3. Проведение уроков мужества посвященных Дням Воинской славы России.
2. Краеведческое направление.
Цель:
Изучение истории города и истории школы.
3. Изучение музейного дела.
Цель:
приобретение учащимися навыков работы в музее.
Задачи:
1.Сбор и изучение материалов по истории города.
2.Подготовка экспозиций.
3.Подготовкаэкскурсоводов.
4.Проведениэкскурсий.
5. Работа с фондами.
Не последнее место в работе музея отводится историко-краеведческой работе, ведь это
поиск, нередко поднимающийся до уровня исследования. Проведение экскурсий, походов
по родному краю не только обогащают учащихся, воспитывают у них чувство гордости за
свое Отечество, но и порой приводят к находкам, пусть маленьким, но для ребят
значительным открытиям. Дети составляют письменные работы на краеведческие темы:
«История моей школы» и мн.др. Систематическая историко-краеведческая работа
положительно влияет на развитие творческого мышления и практические навыки
учащихся, на воспитание чувства патриотизма. Богатый материал по истории края дают
этнографические исследования, проводимые участниками кружка «Моя малая Родина.
В
музее проводятся экскурсии, уроки, различные торжественные мероприятия.
Одновременно продолжается поиск новых экспонатов, ведется исследовательская работа
по изучению конкретного вопроса, темы. За время функционирования музея проделана
большая работа по составлению экспозиций, сбору материала, изготовлению альбомов,
стендов. Постоянно обогащаются экспозиции музея, совершенствуется его содержание,
формы и методы работы. В этом учебном году большое внимание уделяется
исследованию вопроса «Участие жителей города в Великой Отечественной войне»..
Важное место в патриотическом воспитании школьников занимает поисковая работа. . Не
секрет, что многие учащиеся не знают истории своей семьи, не интересуются, как и чем
жили их далёкие предки, не пытаются понять старшее поколение и не испытывают к ним
подобающего уважения. Мы стремимся исправить подобную ситуацию через изучение
истории своей семьи, учим детей следить за судьбой своих родных в истории нашей
Родины. Это позволяет сделать историю личностно значимой для ученика, открыть для
себя много интересных страниц в жизни страны и своей фамилии. По материалам музея
учащиеся пишут сочинения, эссе, доклады, рефераты, исследовательские работы. Дети,
даже самые маленькие, с большим интересом изучают прошлое родного края, знакомятся
с духовно-нравственными ценностями, этнографическим наследием родного города.
Именно эти мероприятия являются неисчерпаемым источником обогащения учащихся
знаниями о родном крае, воспитания у них любви к стране своего детства.
Дети
общаются с людьми разных поколений, профессий, интересов, воспринимают их опыт и
нравственные
ценности,
учатся
умению
преодолевать
трудности,
добиваться
поставленных целей, любви к Родине, близким. У них воспитывается чувство гордости за
свершенные дела поколениями прошлых лет. Да и сама обстановка в музее, его
многочисленные экспонаты имеют сами по себе воспитательное воздействие на
ребят. Важное место в патриотическом воспитании занимает пропаганда российской
символики. Изучению Гимна, истории российского Герба, Флага, посвящена целая серия
классных часов, которые проводятся в музее.
Таким образом, сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к
земле. Где родился и вырос, гордость за историческое свершения народа. Особое место в
патриотическом воспитании занимает формирование чувства единства, дружбы и
братства, объединяющих народов России. Нам исключительно важно, каким будет
человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина
и роль патриота. Нам есть чем гордиться, есть о чем рассказывать детям.
В заключение нельзя не признать, что работа педагогов, а самое главное, учащихся,
актива
совета
музея
несет
фундаментальную
закладку
в
духовно-нравственное
становление подростков. Ведь именно патриотизм, желание служить Отечеству, стараться
быть не только успешным человеком, но и приносить пользу стране, быть созидателем,
является основой всей воспитательной работы в любом образовательном учреждении.
ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ
Пояснительная записка
Повышение общественного интереса к проблеме формирования духовности и
духовной
личности
вызвано
сегодня,
прежде
всего,
негативными
явлениями,
характерными для последних десятилетий.
Преобразования общественной жизни,
развитие рыночных отношений, зачастую без моральных основ и правил, обусловили
повсеместное проникновение в общество псевдоценностных ориентиров, вступающих в
противоречие с общечеловеческой нравственной культурой.
Идеализация
силы
и
жестокости,
восхваление
образа
молодого
человека,
свободного от всех социальных запретов и требований общественной морали, пропаганда
свободной любви, коммерциализация общественных отношений наносят непоправимый
ущерб духовному и физическому здоровью подрастающих поколений. Идет фактическое
уничтожение
таких
смысловых
жизненных
ценностей,
как
гражданственность,
патриотизм, любовь, семья, дружба, целомудрие.
В новых исторических условиях развития российской государственности одной из
узловых проблем, требующей решения, является необходимость обеспечения единства и
целостности России. Отсюда вытекает необходимость формирования и пропаганды идей
духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирования
чувства патриотизма,
распространения
знаний об истории
и культуре
народов,
населяющих Российскую Федерацию.
Сегодня, в условиях, когда государство начинает определять новую идеологию,
формулирует государственно-общественный заказ образованию на формирование новой
личности («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»,
«Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации»,
«Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы» и др.),
становится ясно, что ключевыми характеристиками такой личности должны стать, прежде
всего, ее духовность, гражданственность, патриотизм, социальная активность, свобода.
Задача системы образования сегодня – не только формирование индивида с
широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем
знаний, но и духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного
уровня которой во многом зависит будущее общества.
Одним из средств духовно-нравственного воспитания традиционно являлся
школьный музей. В современных условиях его роль стала значительно возрастать. Во
многом это связано с тем, что направления работы школьных музеев достаточно
обширны,
что
позволяет
активно
включать
его
в
целостный
образовательный,
воспитательный процесс. Решение проблемы духовного воспитания учащихся является
одной из наиболее важных и актуальных в современной педагогической науке.
Проблема модернизации духовно-нравственного воспитания в системе образования
связана с выявлением и сохранением накопленных дореволюционной и советской школой
лучших традиций в воспитании подрастающего поколения, обновлением его содержания,
проектированием новых технологий, с обоснованием организационно-педагогических
условий повышения эффективности нравственного воспитания в образовательных
системах.
Духовно-нравственное воспитание рассматривается в настоящее время не только
на теоретическом уровне, но и как реальное социально-педагогическое явление. Основной
его целью является ориентация подрастающих поколений на ценности отечественной
культуры, формирование у них бережного отношения к Родине, ее культурно-
историческому прошлому. Патриотизм, как многогранное по своему содержанию понятие,
включает в себя:
– любовь к родным местам, почтение прошлого своей Родины, гордость за свой
народ;
– уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и
национальной неприязни;
– ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить, приумножить
богатства своей страны, готовность защищать Отечество и служить его интересам.
Учитывая данные теоретические позиции, можно сделать вывод о том, что
духовно-нравственное воспитание, как и воспитание вообще, должно основываться на
знании тех компонентов бытия, культуры, которые формируют в целом представления
учащихся о Родине, ее культурно-исторических традициях, достижениях и ценностях,
лучших ее представителях. Решению данной задачи могут служить не только содержание
образования (история, литература, отечественная культура, этика и т.д.), но и сама учебно-
познавательная
деятельность,
направленная
на
формирование
социально-активной
позиции, личное участие, поиск и постижение социального и духовного начала своей
Родины, народа.
Важное место в решении этой задачи занимает непосредственный
контакт
воспитанника
с
историческими
материалами,
элементами
культуры,
осуществляемый в условиях школьного музея.
В этой связи можно говорить о школьном музее одновременно не только как о
форме
организации
учебно-познавательной
деятельности
(включение
учащихся
в
поисковую, краеведческую работу на базе музея), но и как о средстве духовного
воспитания.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как
он
сохраняет
и
экспонирует
подлинные
исторические
документы.
Эффективное
использование
этого
потенциала
для
воспитания
учащихся
в
духе
высокой
нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших
задач школьного музея. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и
описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров,
конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской
деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и
музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами
многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. В зависимости
от профильной тематики школьного музея дети знакомятся с основными понятиями и
методиками генеалогии, археологии, источниковедения, этнографии, музееведения и т.п.
Организационная модель деятельности школьного музея
Цель – воспитание духовно-нравственных начал, идеалов, патриотизма.
Задачи:
Воспитание любви к своей Родине, своему народу, родному краю, городу, родным и
близким.
Педагогические средства формирования нравственной культуры в системе
работы школьного музея:
– представление культурно-исторических наследий и достижений нашей Родины, ее
народа;
– знакомство учащихся с культурно-историческими памятниками родного города;
– включение учащихся в поисковую, научно-исследовательскую, экскурсионную
деятельность, направленную на привлечение новых материалов для музея и их
использование в учебном процессе.
Основные направления деятельности школьного музея:
– краеведческое;
– этнографическое;
– экологическое движение;
– культурно-просветительская деятельность в школе;
– включение школьного музея в образовательный и воспитательный процесс школы;
– массовая экскурсионная работа;
– учебно-исследовательская деятельность;
– поисковая работа актива музея;
– осуществление охранных мероприятий по содержанию и хранению ценных
экспонатов;
– сбор материалов для издательской деятельности;
Формы работы школьного музея:
– экскурсии;
– уроки в музее;
– кружки по декоративно-прикладному творчеству;
– занятия с активом;
– тематические вечера;
конкурсы,классные часы;
– разработка заданий классным коллективам для пополнения фондов музея;
– проведение семейных, классных и школьных праздников.
Воспитательные мероприятия в музее
1.
Проведение массовых мероприятий, посвященных знаменательным датам, людям,
событиям в российской истории, истории своего края, города, народных
праздников.
2.
Помощь в подготовке рефератов, статей, дополнительных материалов к урокам.
3.
Методическая
работа
с
педагогическими
работниками
образовательных
учреждений города.
Методы музейно-педагогической деятельности:
– метод социальных ролей;
– метод создания игровых ситуаций;
– метод практического манипулирования с предметами;
– метод использования ассоциативных связей;
– метод театрализации;
– метод самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.
Педагогические подходы в музейной деятельности можно классифицировать как
две группы: связанные с целевой направленностью на развитие личности в процессе
формирования нравственности (личностно-ориентированный) и связанные со структурно-
содержательным построением педагогических процессов и явлений (интегративный).
Положения личностно-ориентированного подхода:
формирование социальных
свойств, качеств осуществляется не прямым воздействием на сознание, а через
формирование личностных мотивов, смыслов, интересов, лежащих в основе жизненной (а
вместе с ней и социальной) позиции.
Интегративный подход
предполагает как осуществление междисциплинарных
(межпредметных) связей, взаимообогащение знаний из различных областей, единство
знаний, так и преемственность различных ступеней образования, а также взаимодействие
процессов освоения теории и практического применения через разнообразные виды
деятельности школьного музея, в которые включаются не только учащиеся, но и педагоги,
учителя-предметники, классные руководители и др.
Указанные
выше
педагогические
подходы
обеспечивают
целостность,
гармоничность и органичность педагогических процессов, касающихся проектирования
деятельности
школьного
музея
в
процессе
формирования
духовно-нравственного
воспитания учащихся.
Воспитание духовности учащихся в процессе деятельности школьного музея имеет
вполне определенную цель – создание специальной обучающей и воспитывающей среды,
позволяющей школьнику формировать комплекс знаний гражданской направленности, а
также
умений,
навыков,
вовлечение
школьников
в
социально
значимые
виды
деятельности,
имеющие
воспитательную
направленность,
в
системе
музейной
и
краеведческой работы в школе.
Формирование патриотизма учащихся в процессе деятельности школьного
музея оценивается системой критериев эффективности указанной модели:
1) эффективность деятельности школьного музея как такового;
2) уровень интеграции музея с учебно-воспитательным процессом;
3) результативность работы по духовно-нравственному воспитанию школьников
как итоговый (обобщенный) критерий эффективности.
Таблица 1.
Критерии
и
показатели
эффективности
школьного
музея
как
средства
патриотического воспитания школьников
Критерии
Показатели
Количественные
Качественные
1.Эффективность
деятельности
школьного музея.
Развитие музейных экспозиций.
Рост
музейной
активности
(мероприятия музея в системе
патриотического
воспитания
в
школе).
Позитивная оценка работы
музея
участниками
образовательного процесса.
2.Уровень интеграции
музея
с
учебно-
воспитательным
процессом.
Развитие
форм
совместной
работы музея с педагогами и
школьниками.
Позитивная оценка работы
музея
участниками
образовательного процесса.
3.Результативность
работы по воспитанию
школьников.
Рост объема знаний, на основе
которых
формируются
нравственные ценности личности
(интеллектуальный уровень).
Оценочно-эмоциональный,
мировоззренческий
и
поведенческий
уровни
сформированности
нравственности
школьников.
Таблица 2.
Отношение участников образовательного процесса к школьному музею
Вопросы
Участники
Положительное
Затрудняются
с
ответом
Отрицательное
Общее
отношение к
школьному
музею
Педагоги,
%
100%
0
0
Учащиеся,
%
100%
0
0
Активность
участия
в
работе музея
Педагоги,
%
100%
0
0
Учащиеся,
%
100%
0
0
Использование организационной модели деятельности школьного музея позволяет
значительно повысить активность работы по развитию как самих музеев, так и педагогов
по использованию его потенциала в учебно-воспитательном процессе в целях духовно-
нравственного и патриотического воспитания школьников.
Разработка и внедрение,
представленной выше модели организации работы
воспитания учащихся, в общеобразовательном учреждении в процессе деятельности
школьного музея,
использование разнообразных форм работы музея в данном
направлении,
активизация
общественных
органов
самоуправления
(Совет
музея,
музейные группы, научно-методический совет школы, детский парламент и др.),
позволяют
значительно повысить оценку музея
со стороны основных участников
образовательного процесса (по итогам анкетирования).
Приоритетный национальный проект «Образование» возлагает на современного
учителя дополнительную
ответственность
и обязанности.
Наш педагогический
коллектив уделяет существенное внимание всем направлением деятельности
классного руководителя и особенно патриотическому воспитанию.
Основными задачами патриотического воспитания являются: формирование у
школьников чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за её прошлое, чувство
личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, стремление
участвовать в созидательной деятельности во имя Отечества, что в данный момент
наиболее востребовано в современном обществе.
Для
решения
поставленных
задач
учитывается сложившееся
социально-
педагогическое пространство школы, связанное с краеведением.
Школа сотрудничает с Домом детского творчества, с комитетом по делам молодёжи
при администрации города, с советом ветеранов, с домом культуры. Взаимодействие
осуществляется на уровне активного участия в городских, областных мероприятиях,
конференциях, смотрах, экскурсиях
Из книги отзывов: «С большим удовлетворением посетил музей. Окунулся в историю
края, где родился и вырос. Подобное трогает душу. Вспоминается детство и
юность очень светлые и чистые…» . И таких записей много у нас.
Школьный музей - это творческое сотрудничество учителей и учеников, он
соединяет воедино многие поколения учителей и выпускников разных лет, является
многолетним хранителем и продолжателем лучших традиций школьной жизни.
Связывая в ходе поисковой работы разные поколения, музей пробуждает в подростках
чувство милосердия к старшим, ветеранам войны и труда. Музей формирует в юном
гражданине чувство сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире,
стремление принять посильное участие в важных событиях, происходящих в России.
Вся воспитательная работа в рамках краеведения строится с учётом возрастного
критерия, в младших классах учащиеся
знакомятся
с краеведением
через
прослушивание и обсуждение определённых краеведческих тем, через встречи
экскурсии. Учащиеся исследует и то что их окружает, изучают родословную своей
семьи, своего дома. В 5-6 классах используется активное восприятие и участие в
краеведческой работе. Учащиеся этих классов изучают историю школы через
экскурсии и знакомством с архивом музея, выполняют разовые поисковые задания.
Учащиеся 7-8 классов готовят и проводят экскурсии по стендам музея, участвуют в
подготовке тематических классных часов по краеведению в младших классах,
выполняют поисковые задания в течение нескольких лет, собирают и записывают
воспоминания старожилов. Учащиеся 9-11 классов занимаются исследовательской
работой, обобщают имеющиеся материалы музея, изучают историю родного края,
проводят исследования по определённой краеведческой теме.
Опыт показывает, что школьный музей соединяет разные формы внеклассной работы
и позволяет выделить общую тенденцию: системность в работе, массовое
приобщение учащихся к истории, искусству, к углублённому изучению предметов,
интеграцию и творческое развитие личности.
Школьный музей выполняет следующие функции:
1. поисковая работа с учащимися
2. методическая работа с педагогическим коллективом
3. координационная работа с общественными организациями.
4. организованное проведение общешкольных мероприятий, объединяющих усилия
учащихся и учителей.
Поисковая работа с учащимися выражается в поисковых заданиях для классов как
разовых, так и перспективных в виде направления поиска на несколько лет, в
исследованиях и обобщении краеведческого материала в фондах школьного музея
старшеклассниками.
Систематизирован
материал
об участниках
Великой
Отечественной войны, проживающих в г. Азове, о вкладе азовчан в развитие космоса,
об учителях - ветеранах педагогического труда нашей школ, продолжается работа
по сбору материалов о деятельности интересных и талантливых земляков.
Методическая функция музея тесно связана с поисковой и объединяет педагогический
коллектив и учащихся в едином деле. Посредством музея создаётся обратная связь
между учеником и учителем, классом и классным руководителем, музей помогает
учителю в подборе необходимого материала для тематических классных часов,
разрабатывает тематические экскурсии по стендам музея, интегрированные уроки с
элементами краеведения, тематические экскурсии по родному краю, расширяет
кругозор учащихся, развивает у них познавательной интерес.
Музей организует и контролирует подготовку и празднование юбилея школы,
встречи с выпускниками, с ветеранами войны, гостями школы. Музейные фонды
широко используются в учебно - методической и воспитательной работе школы: при
написании школьных сочинений на темы: «Описание памятника», «Из семейного
архива», при проведении «Уроков мужества», «Уроков истории», при изучении тем о
войне. В музеи проходят воспитательные классные часы, встречи с ветеранами
Великой Отечественной войны и их семьями. По музейным материалам учащиеся
пишут исследовательские работы, организуют КТД.