Напоминание

Формирование творческих способностей дошкольников в музыкально-театральной деятельности


Автор: Мельникова Наталья Алексеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Новохоперский центр развития ребенка "Пристань детства"
Населённый пункт: г Новохоперск, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование творческих способностей дошкольников в музыкально-театральной деятельности
Дата публикации: 08.09.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование творческих способностей дошкольников

в музыкально-театральной деятельности

Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда,

когда он живёт в мире сказок,

творчества, воображения, фантазий,

а без этого он засушенный цветок.

В. Сухомлинский

Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный

педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной

культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления

творческой личности ребёнка, формирование интересов, потребностей,

эстетического отношения к музыке, передачи им опыта в музыкальной

деятельности. Проблема развития творческих способностей очень актуальна

в наши дни, ведь из скованных, неуверенных в себе детей вряд ли смогут

вырасти действительно творческие личности. А самая главная задача –

воспитать людей неравнодушных, ищущих, способных к преобразующей

деятельности.

Творческие способности детей дошкольного возраста наиболее ярко

проявляются в интересной и доступной для них театрализованной

деятельности. Она воздействует на воображение ребёнка словом, действием,

изобразительным искусством. Она позволяет удерживать внимание детей на

высоком уровне и через интерес повышает умственную активность ребят,

помогает достичь быстрых и качественных результатов в развитии

творческих способностей детей. Театральное искусство близко и понятно

детям, ведь в основе лежит игра, а потребность в игре у детей дошкольного

возраста, несомненно, велика. Даже самые маленькие с удовольствием

включаются в творческий процесс, если он связан с игрой. Рождение

творческой инициативы может служить свидетельством подлинной

эстетической зрелости. Дети немного волшебники, они умеют менять мир по

своему “хотению” и потом жить и действовать в этом воображаемом мире.

Важно использовать всесильную детскую фантазию, направить её в

творческое русло.

Решая задачу развития творческих способностей в театрализованной

деятельности, рекомендуется:

1. Во второй младшей группе формировать у детей простейшие образно-

выразительные умения (в частности – умение имитировать характерные

движения животных).

2. В средней группе обучать элементам художественно-образных средств

(интонации, мимике, пантомиме).

3. В старшей группе совершенствовать художественно-образные

исполнительские умения.

4. В подготовительной группе развивать творческую самостоятельность в

передаче художественного образа, выразительность речевых и

пантомимических действий.

Задача театрализованной деятельности не только в том, чтобы учить

изображать героев или выражать те или иные эмоции, а в том, чтобы дать

детям возможность выразить себя, показать свои способности.

Н.А. Ветлугина выделяет основные этапы развития детского творчества:

- на первом этапе выдвигается задача, при решении которой дети активно

подражают способам действий;

- задача второго этапа – сформировать у детей способы действий, которые

стимулируются уже лишь косвенным образом; создание простейших

примеров творчества, внесение изменений, вариаций в знакомый материал;

- на третьем этапе ставится задача, требующая от детей самостоятельных

действий без применения образцов.

Чтобы привить детям любовь и интерес к музыке и театрализованной

деятельности, необходимо использовать яркие, выразительные произведения,

рекомендованные программой, а также и те, которые не предназначены

специально для детей. Ребёнок очень восприимчив ко всему подлинному,

прекрасному, у него ещё не сложились принятые в обществе стереотипы

мышления, вкусов. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах

мирового искусства (П. Чайковский, С. Прокофьев, Д. Кабалевский, Э.

Григ), расширять представления детей о музыке разных времён и народов.

Изучая проблему развития творческих способностей, П.Б. Ермолаева

предлагает следующие рекомендации:

- внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой

активности детей;

- изменить внутренний настрой по отношению к каждому ребёнку (видеть

потенциальные творческие способности в каждом);

- формирование достаточно высокой самооценки;

- воспитание педагогом своей креативности.

В своей работе не забывайте основной закон детского творчества -

ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в

самом процессе творчества. Важно не то, что создадут дети, важно то, что

они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его

воплощении.

Театральные игры рассчитаны на активное участие ребёнка, поэтому новые

знания преподносите в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и

взрослого совместных активных поисков. В основу театрально-игровой

деятельности положен индивидуальный подход, уважение к личности

ребёнка, вера в его способности и возможности. Поэтому отмечая и поощряя

каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи,

стремитесь воспитать в детях самостоятельность и уверенность в своих

силах. Театральные занятия (репетиция) строятся по самым разным

сценариям в зависимости от времени занятий, погодных условий,

психического состояния и настроения детей.

Работа над спектаклем:

Создание спектакля с детьми - очень увлекательное занятие. В ходе

подготовки к спектаклю нужно стараться соблюдать несколько основных

правил:

- не перегружать детей;

- не позволять одним детям вмешиваться в действие других;

- предоставлять детям возможность попробовать себя в разных ролях.

При соблюдении этих основных условий дети ждут репетиции с

нетерпением, работают с желанием и радостью.

Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть

эмоционально насыщена, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки,

которые дают “на редкость яркий, широкий, многозначительный образ

мира”. Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и

превращениями очень близок ребёнку. Сказки пробуждают в детях умение

сострадать, желание понять другого человека, чувство справедливости,

стремление делать добро и бороться со злом.

Выбирая материал для инсценировки, отталкивайтесь от возрастных

возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащайте их

жизненный опыт, старайтесь пробуждать интерес к новым знаниям,

расширять творческие возможности. Исходя из опыта работы, можно

выделить десять основных этапов работы над спектаклем:

1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми;

2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми;

3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным

текстом;

4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов,

постановка танцев, разучивание вокальных номеров;

5. Переход к тексту пьес: работа над эпизодами;

6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в

сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;

7. Репетиции отдельных картин с деталями декорации и реквизита (можно

условными), с музыкальным оформлением;

8. Репетиция всей пьесы с элементами костюмов, реквизита и декораций.

Назначение ответственных за смену декораций и реквизита;

9. Премьера спектакля. Обсуждение с детьми.

Премьера – это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое,

праздничное настроение. Дети начинают понимать, что такое коллективность

театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого

исполнителя зависит успех спектакля.

Считаю, что не следует проводить обсуждение сразу после выступления, так

как дети слишком возбуждены. Но уже в беседе на следующий день можно

выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной

игре. Мы, педагоги, в свою очередь, должны направлять беседу своими

вопросами в такое русло, чтобы указать на основные промахи и недостатки,

но в то же время похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные

моменты выступления.

10. Повторные показы спектакля. Подготовка стенда или альбома с

фотографиями.

Список используемой литературы:

1. Буренина А.И. «Театр всевозможного». Вып.1: От игры до спектакля:

учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и док. СПб., 2002. –114 с.

2. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности

дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. –М.:

Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 160 с. (Театр и дети).

3. Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для

педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками:

Программно-методическое пособие /Под ред. С.И. Мерзляковой. – М.:

Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 216 с.



В раздел образования