Автор: Мельникова Наталья Алексеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Новохоперский центр развития ребенка "Пристань детства"
Населённый пункт: г Новохоперск, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование творческих способностей дошкольников в музыкально-театральной деятельности
Дата публикации: 08.09.2023
Раздел: дошкольное образование
Формирование творческих способностей дошкольников
в музыкально-театральной деятельности
Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда,
когда он живёт в мире сказок,
творчества, воображения, фантазий,
а без этого он засушенный цветок.
В. Сухомлинский
Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный
педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной
культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления
творческой личности ребёнка, формирование интересов, потребностей,
эстетического отношения к музыке, передачи им опыта в музыкальной
деятельности. Проблема развития творческих способностей очень актуальна
в наши дни, ведь из скованных, неуверенных в себе детей вряд ли смогут
вырасти действительно творческие личности. А самая главная задача –
воспитать людей неравнодушных, ищущих, способных к преобразующей
деятельности.
Творческие способности детей дошкольного возраста наиболее ярко
проявляются в интересной и доступной для них театрализованной
деятельности. Она воздействует на воображение ребёнка словом, действием,
изобразительным искусством. Она позволяет удерживать внимание детей на
высоком уровне и через интерес повышает умственную активность ребят,
помогает достичь быстрых и качественных результатов в развитии
творческих способностей детей. Театральное искусство близко и понятно
детям, ведь в основе лежит игра, а потребность в игре у детей дошкольного
возраста, несомненно, велика. Даже самые маленькие с удовольствием
включаются в творческий процесс, если он связан с игрой. Рождение
творческой инициативы может служить свидетельством подлинной
эстетической зрелости. Дети немного волшебники, они умеют менять мир по
своему “хотению” и потом жить и действовать в этом воображаемом мире.
Важно использовать всесильную детскую фантазию, направить её в
творческое русло.
Решая задачу развития творческих способностей в театрализованной
деятельности, рекомендуется:
1. Во второй младшей группе формировать у детей простейшие образно-
выразительные умения (в частности – умение имитировать характерные
движения животных).
2. В средней группе обучать элементам художественно-образных средств
(интонации, мимике, пантомиме).
3. В старшей группе совершенствовать художественно-образные
исполнительские умения.
4. В подготовительной группе развивать творческую самостоятельность в
передаче художественного образа, выразительность речевых и
пантомимических действий.
Задача театрализованной деятельности не только в том, чтобы учить
изображать героев или выражать те или иные эмоции, а в том, чтобы дать
детям возможность выразить себя, показать свои способности.
Н.А. Ветлугина выделяет основные этапы развития детского творчества:
- на первом этапе выдвигается задача, при решении которой дети активно
подражают способам действий;
- задача второго этапа – сформировать у детей способы действий, которые
стимулируются уже лишь косвенным образом; создание простейших
примеров творчества, внесение изменений, вариаций в знакомый материал;
- на третьем этапе ставится задача, требующая от детей самостоятельных
действий без применения образцов.
Чтобы привить детям любовь и интерес к музыке и театрализованной
деятельности, необходимо использовать яркие, выразительные произведения,
рекомендованные программой, а также и те, которые не предназначены
специально для детей. Ребёнок очень восприимчив ко всему подлинному,
прекрасному, у него ещё не сложились принятые в обществе стереотипы
мышления, вкусов. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах
мирового искусства (П. Чайковский, С. Прокофьев, Д. Кабалевский, Э.
Григ), расширять представления детей о музыке разных времён и народов.
Изучая проблему развития творческих способностей, П.Б. Ермолаева
предлагает следующие рекомендации:
- внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой
активности детей;
- изменить внутренний настрой по отношению к каждому ребёнку (видеть
потенциальные творческие способности в каждом);
- формирование достаточно высокой самооценки;
- воспитание педагогом своей креативности.
В своей работе не забывайте основной закон детского творчества -
ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в
самом процессе творчества. Важно не то, что создадут дети, важно то, что
они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его
воплощении.
Театральные игры рассчитаны на активное участие ребёнка, поэтому новые
знания преподносите в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и
взрослого совместных активных поисков. В основу театрально-игровой
деятельности положен индивидуальный подход, уважение к личности
ребёнка, вера в его способности и возможности. Поэтому отмечая и поощряя
каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи,
стремитесь воспитать в детях самостоятельность и уверенность в своих
силах. Театральные занятия (репетиция) строятся по самым разным
сценариям в зависимости от времени занятий, погодных условий,
психического состояния и настроения детей.
Работа над спектаклем:
Создание спектакля с детьми - очень увлекательное занятие. В ходе
подготовки к спектаклю нужно стараться соблюдать несколько основных
правил:
- не перегружать детей;
- не позволять одним детям вмешиваться в действие других;
- предоставлять детям возможность попробовать себя в разных ролях.
При соблюдении этих основных условий дети ждут репетиции с
нетерпением, работают с желанием и радостью.
Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть
эмоционально насыщена, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки,
которые дают “на редкость яркий, широкий, многозначительный образ
мира”. Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и
превращениями очень близок ребёнку. Сказки пробуждают в детях умение
сострадать, желание понять другого человека, чувство справедливости,
стремление делать добро и бороться со злом.
Выбирая материал для инсценировки, отталкивайтесь от возрастных
возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащайте их
жизненный опыт, старайтесь пробуждать интерес к новым знаниям,
расширять творческие возможности. Исходя из опыта работы, можно
выделить десять основных этапов работы над спектаклем:
1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми;
2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми;
3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным
текстом;
4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов,
постановка танцев, разучивание вокальных номеров;
5. Переход к тексту пьес: работа над эпизодами;
6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в
сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;
7. Репетиции отдельных картин с деталями декорации и реквизита (можно
условными), с музыкальным оформлением;
8. Репетиция всей пьесы с элементами костюмов, реквизита и декораций.
Назначение ответственных за смену декораций и реквизита;
9. Премьера спектакля. Обсуждение с детьми.
Премьера – это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое,
праздничное настроение. Дети начинают понимать, что такое коллективность
театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого
исполнителя зависит успех спектакля.
Считаю, что не следует проводить обсуждение сразу после выступления, так
как дети слишком возбуждены. Но уже в беседе на следующий день можно
выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной
игре. Мы, педагоги, в свою очередь, должны направлять беседу своими
вопросами в такое русло, чтобы указать на основные промахи и недостатки,
но в то же время похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные
моменты выступления.
10. Повторные показы спектакля. Подготовка стенда или альбома с
фотографиями.
Список используемой литературы:
1. Буренина А.И. «Театр всевозможного». Вып.1: От игры до спектакля:
учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и док. СПб., 2002. –114 с.
2. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. –М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 160 с. (Театр и дети).
3. Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для
педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками:
Программно-методическое пособие /Под ред. С.И. Мерзляковой. – М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 216 с.