Напоминание

« Музыкально-дидактических игры в ДОУ и их влияние на формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста»


Автор: Галичкина Татьяна Алексеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №88 "Улыбка"
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: статья
Тема: « Музыкально-дидактических игры в ДОУ и их влияние на формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста»
Дата публикации: 12.09.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




« Музыкально-дидактических игры в ДОУ и их влияние на

формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного

возраста»

музыкальный руководитель Галичкина Т.А.

МБДОУ д/с №88 « Улыбка»

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного

российского общества приобрела в последние годы особое значение.

Это связано прежде всего с его глубинными изменениями, которые

постепенно привели к осознанию научной, педагогической общественностью

и соответствующими государственными службами необходимости коренного

пересмотра не столько содержания, форм и методов образования, сколько

существующих

средств

и

методов

духовно-нравственного

воспитания

подрастающего поколения во всём образовательном пространстве России.

В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 07 мая

2018 года. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития

Российской Федерации на период до 2024 года», национальная цель

направлена на создание возможности для самореализации и развития

талантов. Целевой показатель, характеризующий достижение национальных

целей к 2023 году включает в себя создание условий для воспитания

гармонично развитой и социально ответственной личности на основе

духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально

культурных традиций.

Когда мы говорим о нравственном воспитании дошкольников, мы

исходим, прежде всего, из потребности сформировать у ребенка ценностные

ориентации его жизнедеятельности, приобщить к моральным ценностям

человечества

и

конкретного

общества.

Результатом

нравственного

воспитания являются появление и утверждение в личности определенного

набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества,

чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев

наблюдается у дошкольника, тем выше оценка его нравственности

со стороны окружающих.

Дошкольный возраст является периодом открытости к различным

социально-нравственным,

духовным

и

педагогическим

воздействиям

и готовности их принятию, именно на данном этапе наиболее ярко

и интенсивно развиваются нравственные качества ребенка.

Вопрос духовно-нравственного воспитания дошкольников стал на

сегодняшний день особо актуальным, поскольку каждая семья столкнулась с

влиянием на молодое поколение информационно-цифровых технологий.

Чтение книг, занятия изобразительной деятельностью или музыкальным

искусством, физическая культура и спорт, трудовая активность и помощь

взрослым все меньше и меньше заметны в детской среде. А ведь эти

увлечения

составляют

основу

духовно-нравственного

развития

подрастающего

поколения,

поэтому

вопросы

воспитания

становятся

важными для семьи, школы, государства и общества в целом.

В связи с этим большую значимость приобретает поиск эффективных

педагогических

средств

направленные

на

формирование

духовно-

нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Когда мы говорим о нравственном воспитании дошкольников, мы

исходим, прежде всего, из потребности сформировать у ребенка ценностные

ориентации его жизнедеятельности, приобщить к моральным ценностям

человечества и конкретного общества. Результатом нравственного вос-

питания являются появление и утверждение в личности определенного

набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества,

чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев

наблюдается у дошкольника, тем выше оценка его нравственности со сторо-

ны окружающих.

Музыкально-дидактические

игры

направлены

на

развитие

музыкальных способностей, углубленное представление детей о средствах

музыкальной выразительности.

Благодаря использованию музыкально-дидактических игр у детей

развиваются

музыкально-сенсорные,

а

также

и

общие

музыкальные

способности. Кроме этого, музыкально-дидактические игры значительно

активизируют

умственную

деятельность

дошкольников,

развивают

способности к

самовыражению и творчеству, что тоже важно для

становления личности ребёнка. Музыкально-дидактические игры могут

использоваться с целью формирования духовно-нраственных качеств детей

дошкольного возраста.

Для групповой работы с детьми можно использовать авторскую

музыкально-дидактическую игру «Музыкальная кепочка»

С помощью музыкальной кепочки мы поиграем в одну очень веселую и

очень полезную игру.

В игре мы будем передавать кепочку из рук в руки под музыку, а как

только песенка закончится и музыка остановится, тот, у кого в руках

окажется кепочка одевает ее на голову и выходит в круг. А мы с вами

полюбуемся и похлопаем в ладоши, а затем назовем одно положительное

качество этого человека.

Под музыкальное сопровождение ребята передают кепочку по кругу

«Ну, ребята, не зевайте, кепочку передавайте, только перестанут петь, надо

кепочку надеть. Тра-ла, тра-ля, тра-ля-ля (3 раза).

-Отдать

надо

кепочку

тому,

кого

хотел

бы

поблагодарить.

Игра продолжается с того человека, у кого в руках кепочка.

С целью формирования у детей вежливости, доброжелательности

использовали в работе с детьми авторскую музыкально-дидактическую

игру «Клубочек волшебных слов». Под музыкальное оформление, дети

передают клубок по кругу из рук в руки «Ты, катись, катись клубок, наш

клубок волшебных, слов», как только музыка останавливается, ребенок, в

чьих руках на этот момент оказался клубочек, говорит волшебное слово,

наматывая при этом в клубок нить. Далее звучит музыка и игра

продолжается.

Для

парной

работы

с

детьми

использовали

такую авторскую

музыкально-дидактическую

игру

как

«Оцени

поступок».

Цель:

с

помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и

плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать

чуткость, доброжелательность.

Каждой

паре

педагог

предлагал

сюжетную

картинку.

Дети

рассматривали картинку, описывали, что видят и оценивали поступок. Если

поступок плохой, то ребенок брал барабан и импровизировал музыкальный

фрагмент, давал развернутый устный ответ. Если на картинке изображен

добрый поступок, среди музыкальных инструментов, выбирал колокольчик и

проигрывал импровизированную мелодию.

Музыкально-дидактические

игры

нравственной

направленности

формируют у детей механизмы управления своим поведением, развивают

эмоциональный мир личности ребенка. В них реализуется потребность,

фантазировать, воображать себя в мнимой ситуации, создадут некую новую

реальность,

преображавшую

ту

с

которой

ребенок

сталкивается

каждодневно.

Использование в работе музыкально-дидактических игр влияет на

формирование

нравственных

качеств

личности

ребенка,

закладывает

первоначальные основы общей культуры будущего человека и позволяет

увидеть

выпускника

детского

сада

самостоятельного,

активного,

проявляющего инициативу в музыкальной деятельности, имеющего яркую

индивидуальность; эмоционально отзывчивого на состояние других детей,

красоту окружающего мира и произведения искусства.

В целях формирования у детей старшего дошкольного возраста

духовно-нравственных качеств применялся комплексный подход, который

включал в себя проведение праздников и развлечений. Участвуя в

праздничных

и

развлекательных

мероприятиях,

дети

знакомились

с

праздниками, их отличительными признаками, особенностями, народными и

национальными традициями. На этих праздниках формировались элементы

духовности,

патриотизм,

воспитывалась

национальная

культура

и

положительное отношение к ней. Кроме этого, содержание праздников

отражало такие темы как: «Добро и зло», «Забота о близких», «Любовь к

близким», «Любовь к Родине», «Любовь к природе», «Животные - наши

друзья», «Любимая игрушка», «Мои друзья всегда со мной» и т.д.

Выбирая персонажей для праздников и развлечений, нужно помнить,

что дети исполняли роли только положительных героев, а отрицательные

персонажи всегда появлялись только с поучительной, нравоучительной

целью, и в конце представления исправлялись и становились на путь

истинный.



В раздел образования