Автор: Галичкина Татьяна Алексеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №88 "Улыбка"
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: статья
Тема: « Музыкально-дидактических игры в ДОУ и их влияние на формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста»
Дата публикации: 12.09.2023
Раздел: дошкольное образование
« Музыкально-дидактических игры в ДОУ и их влияние на
формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного
возраста»
музыкальный руководитель Галичкина Т.А.
МБДОУ д/с №88 « Улыбка»
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного
российского общества приобрела в последние годы особое значение.
Это связано прежде всего с его глубинными изменениями, которые
постепенно привели к осознанию научной, педагогической общественностью
и соответствующими государственными службами необходимости коренного
пересмотра не столько содержания, форм и методов образования, сколько
существующих
средств
и
методов
духовно-нравственного
воспитания
подрастающего поколения во всём образовательном пространстве России.
В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 07 мая
2018 года. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года», национальная цель
направлена на создание возможности для самореализации и развития
талантов. Целевой показатель, характеризующий достижение национальных
целей к 2023 году включает в себя создание условий для воспитания
гармонично развитой и социально ответственной личности на основе
духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально
культурных традиций.
Когда мы говорим о нравственном воспитании дошкольников, мы
исходим, прежде всего, из потребности сформировать у ребенка ценностные
ориентации его жизнедеятельности, приобщить к моральным ценностям
человечества
и
конкретного
общества.
Результатом
нравственного
воспитания являются появление и утверждение в личности определенного
набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества,
чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев
наблюдается у дошкольника, тем выше оценка его нравственности
со стороны окружающих.
Дошкольный возраст является периодом открытости к различным
социально-нравственным,
духовным
и
педагогическим
воздействиям
и готовности их принятию, именно на данном этапе наиболее ярко
и интенсивно развиваются нравственные качества ребенка.
Вопрос духовно-нравственного воспитания дошкольников стал на
сегодняшний день особо актуальным, поскольку каждая семья столкнулась с
влиянием на молодое поколение информационно-цифровых технологий.
Чтение книг, занятия изобразительной деятельностью или музыкальным
искусством, физическая культура и спорт, трудовая активность и помощь
взрослым все меньше и меньше заметны в детской среде. А ведь эти
увлечения
составляют
основу
духовно-нравственного
развития
подрастающего
поколения,
поэтому
вопросы
воспитания
становятся
важными для семьи, школы, государства и общества в целом.
В связи с этим большую значимость приобретает поиск эффективных
педагогических
средств
направленные
на
формирование
духовно-
нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Когда мы говорим о нравственном воспитании дошкольников, мы
исходим, прежде всего, из потребности сформировать у ребенка ценностные
ориентации его жизнедеятельности, приобщить к моральным ценностям
человечества и конкретного общества. Результатом нравственного вос-
питания являются появление и утверждение в личности определенного
набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества,
чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев
наблюдается у дошкольника, тем выше оценка его нравственности со сторо-
ны окружающих.
Музыкально-дидактические
игры
–
направлены
на
развитие
музыкальных способностей, углубленное представление детей о средствах
музыкальной выразительности.
Благодаря использованию музыкально-дидактических игр у детей
развиваются
музыкально-сенсорные,
а
также
и
общие
музыкальные
способности. Кроме этого, музыкально-дидактические игры значительно
активизируют
умственную
деятельность
дошкольников,
развивают
способности к
самовыражению и творчеству, что тоже важно для
становления личности ребёнка. Музыкально-дидактические игры могут
использоваться с целью формирования духовно-нраственных качеств детей
дошкольного возраста.
Для групповой работы с детьми можно использовать авторскую
музыкально-дидактическую игру «Музыкальная кепочка»
С помощью музыкальной кепочки мы поиграем в одну очень веселую и
очень полезную игру.
В игре мы будем передавать кепочку из рук в руки под музыку, а как
только песенка закончится и музыка остановится, тот, у кого в руках
окажется кепочка одевает ее на голову и выходит в круг. А мы с вами
полюбуемся и похлопаем в ладоши, а затем назовем одно положительное
качество этого человека.
Под музыкальное сопровождение ребята передают кепочку по кругу
«Ну, ребята, не зевайте, кепочку передавайте, только перестанут петь, надо
кепочку надеть. Тра-ла, тра-ля, тра-ля-ля (3 раза).
-Отдать
надо
кепочку
тому,
кого
хотел
бы
поблагодарить.
Игра продолжается с того человека, у кого в руках кепочка.
С целью формирования у детей вежливости, доброжелательности
использовали в работе с детьми авторскую музыкально-дидактическую
игру «Клубочек волшебных слов». Под музыкальное оформление, дети
передают клубок по кругу из рук в руки «Ты, катись, катись клубок, наш
клубок волшебных, слов», как только музыка останавливается, ребенок, в
чьих руках на этот момент оказался клубочек, говорит волшебное слово,
наматывая при этом в клубок нить. Далее звучит музыка и игра
продолжается.
Для
парной
работы
с
детьми
использовали
такую авторскую
музыкально-дидактическую
игру
как
«Оцени
поступок».
Цель:
с
помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и
плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать
чуткость, доброжелательность.
Каждой
паре
педагог
предлагал
сюжетную
картинку.
Дети
рассматривали картинку, описывали, что видят и оценивали поступок. Если
поступок плохой, то ребенок брал барабан и импровизировал музыкальный
фрагмент, давал развернутый устный ответ. Если на картинке изображен
добрый поступок, среди музыкальных инструментов, выбирал колокольчик и
проигрывал импровизированную мелодию.
Музыкально-дидактические
игры
нравственной
направленности
формируют у детей механизмы управления своим поведением, развивают
эмоциональный мир личности ребенка. В них реализуется потребность,
фантазировать, воображать себя в мнимой ситуации, создадут некую новую
реальность,
преображавшую
ту
с
которой
ребенок
сталкивается
каждодневно.
Использование в работе музыкально-дидактических игр влияет на
формирование
нравственных
качеств
личности
ребенка,
закладывает
первоначальные основы общей культуры будущего человека и позволяет
увидеть
выпускника
детского
сада
самостоятельного,
активного,
проявляющего инициативу в музыкальной деятельности, имеющего яркую
индивидуальность; эмоционально отзывчивого на состояние других детей,
красоту окружающего мира и произведения искусства.
В целях формирования у детей старшего дошкольного возраста
духовно-нравственных качеств применялся комплексный подход, который
включал в себя проведение праздников и развлечений. Участвуя в
праздничных
и
развлекательных
мероприятиях,
дети
знакомились
с
праздниками, их отличительными признаками, особенностями, народными и
национальными традициями. На этих праздниках формировались элементы
духовности,
патриотизм,
воспитывалась
национальная
культура
и
положительное отношение к ней. Кроме этого, содержание праздников
отражало такие темы как: «Добро и зло», «Забота о близких», «Любовь к
близким», «Любовь к Родине», «Любовь к природе», «Животные - наши
друзья», «Любимая игрушка», «Мои друзья всегда со мной» и т.д.
Выбирая персонажей для праздников и развлечений, нужно помнить,
что дети исполняли роли только положительных героев, а отрицательные
персонажи всегда появлялись только с поучительной, нравоучительной
целью, и в конце представления исправлялись и становились на путь
истинный.