Автор: Татьяна Леонидовна Варганова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №25
Населённый пункт: город Бор
Наименование материала: статья
Тема: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Дата публикации: 16.09.2023
Раздел: среднее профессиональное
«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и такой
фундамент — это патриотизм.… Это уважение к своей истории и традициям,
духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и
уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории
России».
В.В. Путин.
По словам С. Михалкова, только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохранное предшествующим поколением, может любить
Родину, узнать ее стать подлинным патриотом. Тот, кто во имя своих
желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не
станет настоящим человеком.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из самых
важнейших звеньев системы воспитательной работы. Начинать работу по
патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой и уютной
атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен
радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с
воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, улице, семье
начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать
более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Дети
должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны,
могучей страны, что они граждане России, маленькие россияне. Маленькие
дети хорошо впитывают впечатления от картин родной природы, народных
традиций, нравов людей.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет
пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших
членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны,
их фронтовых и трудовых подвигах, важно прививать детям такие важные
понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу,
трудовой подвиг. Подводить ребенка к пониманию, что мы победили потому,
что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за
счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей,
в их честь воздвигнуты памятники.
С младенчества ребенок слышит родную речь. Дать детям понять, что у
каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению
основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь,
трудолюбие. Особое значение для воспитания детей имеют фольклорные
произведения: пословицы, поговорки. Обсуждая с детьми содержание сказок,
обращать их внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они
выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за справедливость, как
спасают друг друга. Таким образом, произведения устного народного
творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и
способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития
общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к
Родине, её историко-культурному наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего
прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего
народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей,
свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой
ребёнок, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе…
Чем старше становится ребенок, тем больше открывает для себя мир
новых понятий, путь к такому познанию в детском возрасте лежит через
игру. В такой форме лучше усваиваются сложные понятия, закрепляются
навыки и умения.
В детском саду создана предметно-развивающей среда с учётом
интересов и потребностей ребёнка и включению ребёнка в разнообразную
деятельность: образовательную, познавательно - игровую, продуктивную,
трудовую, художественно - литературное творчество.
В группе создан центр по патриотическому воспитанию «Моя Родина»,
где центральное место занимают флаги: Российской Федерации и ее столицы
- города Москвы. В центре имеются различные карты России, фотографии и
иллюстрации с видами города Москвы и города Братск, книгами об истории
и достопримечательностях русского и Братского народа, государственной
символикой, изделиями культуры, подборкой художественной литературы и
музыкальных произведений, составлены картотеки: «Пословицы и поговорки
о Родине», «Наши славные дела», «Стихи о Родине», альбомы
«Национальные костюмы народов РФ». Мы проводим большую работу по
ознакомлению дошкольников с героическим прошлым Родины.
Ежегодно проводится месячник военно-патриотического воспитания,
во время которого организуется:
- фотовыставка «Мой папа – защитник Отечества» и др.
- занятия «Герои войны – наши земляки»;
- «Уроки мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам
российского солдата, проявившего бессмертное мужество в суровое для
страны время;
Неделя Памяти, включающая:
- оформление поздравительных открыток для ветеранов войны;
- занятия, беседы;
- экскурсии с возложением цветов к обелиску павших солдат к доске памяти
«Герой войны – наши земляки».
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания
имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую
помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку,
фантазию. С их участием проводятся:
- выставки рисунков, поделок, фотографии: «У моей мамы руки золотые»,
«Моя семья», «Самая лучшая бабушка» и др.
Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе
дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми
ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими
причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими
Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к
выполнению своих гражданских обязанностей.
Вся целенаправленная деятельность способствовала формированию
патриотических чувств дошкольников. Дети стали более общительны,
дружелюбны, активны. Проявляют интерес ко всему, что связано с родным
краем, городом, семьей. Они стали более рассудительными, узнают и
называют улицы города, его достопримечательности, с восторгом
воспринимают красоту окружающего мира, с сочувствием относятся ко
всему живому, у детей сформировалось чувство уважения, гордости и
большой благодарности тем, кто защищал и защищает нашу Родину.
Можно сделать вывод, формирование у дошкольников патриотической
позиции заключается, прежде всего во взаимосвязи различных средств и
методов воспитания, которые помогут обрести систему ценностных
ориентиров в дальнейшей жизни.
Хочется верить, что проводимая работа по гражданско-
патриотическому воспитанию дошкольника будет фундаментом для
воспитания будущего поколения, обладающего духовно - нравственными
ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими
культурное, историческое прошлое и настоящее России.