Напоминание

Задача. Структура задачи (условие, вопрос).


Автор: Сандимирова Елена Кузьминична
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Новотимошкинская ООШ", Аксубаевский район, Республика Татарстан
Населённый пункт: д. Новое Тимошкино
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Задача. Структура задачи (условие, вопрос).
Дата публикации: 17.09.2023
Раздел: начальное образование





Назад




Предмет: математика

Тема:

Задача. Структура задачи (условие, вопрос). Анализ

задачи, запись решения и ответа задачи.

Класс: 1

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: Познакомить с понятием задача и её

составными частями.

Задачи:

Предметные:

создание условий для ознакомления с понятием

«задача», «части задачи»;

знать структуру текстовой задачи;

уметь различать условие задачи, вопрос; уметь

правильно оформлять решение задачи;

уметь составлять схему к рисунку, составлять

равенство, используя связь целого и частей;

развитие логико-математической речи, внимания,

аналитического мышления, формирование умения

выделять части и решать задачи;

обеспечение первичного усвоения знаний на уровне

применения их в разнообразных ситуациях;

воспитание интереса к предмету,

дисциплинированности.

Метапредметные:

1. Регулятивные УУД:

формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение на основе

работы материала учебника;

проговаривать последовательность действий на

уроке;

работать по коллективно составленному плану;

вносить необходимые коррективы в действие после

его завершения на основе его оценки и учёта

характера сделанных ошибок;

формировать умение оценивать совместно с учителем

или одноклассниками результат своих действий;

определять успешность выполнения задания в

диалоге с учителем.

2. Познавательные УУД:

наблюдать и делать выводы;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы,

используя учебник, свой жизненный опыт и

информацию, полученную на уроке.

3. Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь своих товарищей, умение

работать в парах, группе, вести диалог;

принимать участие в работе парами и группами;

понимать задаваемые вопросы;

выражать свою точку зрения;

уметь оформлять свои мысли в устной форме

адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

4. Личностные УУД:

формирование положительной учебной мотивации,

навыков самооценки, понимание смысла учебной

деятельности.

Литература: Математика: учебник для 1класса: в 2

частях. Авторы: М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова -

М.: Просвещение, 2021, рабочая тетрадь.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,

интерактивная доска, презентация, раздаточный

материал с заданиями для практической работы в парах,

карточки с названиями составных частей задачи, тексты

задач.

Ход урока

I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности. (4

мин.)

1. Самоопределение к деятельности

Цель: выработка на личностно-значимом уровне

внутренней готовности выполнения нормативных

требований учебной деятельности.

Я рада, что вы собрались здесь, друзья.

И думаю, встретились мы не зря.

Мы будем учиться сегодня решать,

Исследовать, сравнивать и рассуждать,

Секрет математики вновь открывать.

– Сегодня на уроке мы будем наблюдать, рассуждать,

стараться запоминать и понимать, внимательно слушать

учителя и друг друга.

СЛАЙД 2

1 в.

2 в.

6 +

1

А

3 + 3 Ч

5 – 2 А

7 – 6 З

3 +

3

Ч

6 – 1 А

4 +

0

Д

5 – 2 А

7 – 6 З

6 + 1 А

6 – 1 А

4 – 0 Д

– Найди значения выражений. Ответы (значения) поставь

в порядке возрастания.

– Какое получилось слово? (задача)

– Что такое задача? Как вы понимаете это слово?

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в

пробном действии (4 мин.)

Цель: подготовка мышления учащихся и организация

осознания ими внутренней потребности к построению

нового способа действий.

Перед вами 4 рассказа: СЛАЙД 3

1. В коробке 6 карандашей, на столе ещё 2.

2. В коробке 6 карандашей, на столе лежат ещё.

Сколько всего карандашей?

3. В коробке 6 карандашей, на столе ещё 2. Сколько

ручек в пенале?

4. В коробке 6 карандашей, на столе ещё 2. Сколько

всего карандашей?

– Какой рассказ будет являться задачей? (разные ответы

детей).

– Почему мы не можем точно ответить на вопрос? Чего мы

не знаем?

(Не знаем что такое задача).

III. Выявление места и причины затруднения. (Постановка

учебной задачи). (2 мин.)

Цель: Осознание того, в чём именно состоит

недостаточность знаний, умений, способностей учащихся;

постановка цели урока.

– В каком месте возникло затруднение? (при выборе

задачи).

– Почему возникло затруднение? (не знаем, что такое

задача).

– Какую цель ставим? (Узнать, что такое задача. Из каких

частей состоит.) СЛАЙД 4

– Сформулируйте тему урока? ( «Знакомство с задачей»).

– Сегодня мы узнаем, какой рассказ называется задачей.

Из каких частей он состоит.

– Откройте учебник на стр. 88.

– Прочитайте, над какими учебными задачами мы будем

работать (1 ученик вслух).

– Что мы узнаем? (Узнаем, как построена задача)

– Чему будете учиться? (Будем учиться решать задачи,

записывать решение задачи и ответ.)

IV. Построение проекта выхода из затруднения. (3 мин.)

Цель: выбор способа и средств его реализации.

– Для того, чтобы четко понять, что такое задача, мы

проведем исследование, как настоящие ученые.

1. Из чего состоит текст задачи? (….)

– Чем отличается второй текст от первого? (во втором

тексте есть вопрос)

– Значит, что должно быть в задаче? (вопрос)

– Прочитайте. Это задача? (Нет)

– Почему, ведь вопрос есть? (Нет полных данных)

– Значит в задаче, кроме вопроса должно

быть… (условие)

– Прочитайте третий текст. Это задача? (Нет)

– Почему, ведь здесь есть условие, вопрос? (Вопрос не

подходит к условию)

– Значит, в задаче вопрос связан с условием.

– Сформулируем первый вывод нашего исследования:

в задаче должно быть условие и вопрос, которые

связаны между собой.

– В толковом словаре С.И.Ожегова задача – это «то, что

требует решения».

Для того чтобы дать ответ, что должно быть в задаче?

(решение).

СЛАЙД 5

УСЛОВИЕ задачи – текст с арифметическими данными.

ВОПРОС задачи – то, что необходимо найти в задаче.

РЕШЕНИЕ задачи – нахождение ответа задачи.

ОТВЕТ задачи – результат решения задачи.

Физкультминутка СЛАЙД 6

V. Реализация построенного проекта. (4 мин.)

Цель: построение учащимися нового способа действий и

формирование умений его применять.

– Что же нужно сделать, чтобы решить задачу? Давайте

составим план. СЛАЙД 7

Закончи предложения:

1. Прочитать … (задачу)

2. Узнать о чём (ком) … (говорится в задаче).

3. Что об этом … (известно).

4. Найти … (вопрос) задачи.

5. Написать краткое … (условие).

6. Составить …(решение).

7. Написать … (ответ).

– Любую задачу можно решить. Для этого надо точно

знать, как действовать.

– Кто ответит на вопрос: Что такое задача?

– Каковы составные части задачи? СЛАЙД 8

– В каком порядке они располагаются?

VI. Первичное закрепление. (5 мин.)

Цель: усвоение учащимися нового способа действия.

Что я прочитала? (задачу)

– Откройте учебник на странице 88 №3. СЛАЙД 9

– Докажите, что это задача (есть условие, вопрос)

– Что известно из условия задачи? (Слава сделал 5

корабликов)

– Нарисуйте 5 кружочков.

– Что ещё известно? (Отдал 2)

– Как это показать на рисунке? (зачеркнуть)

– Найдите и прочитайте вопрос. РИСУНОК ДЕЛАЕТ

УЧИТЕЛЬ

– Как обозначить его на рисунке?

– Как записать решение?

– Запишите в тетрадь решение задачи.

– Кто хочет прочитать своё решение? 5-2=3(к.)– учитель

записывает его на доске

– Чего не хватает в нашей задаче? (ответа)

– Назовите ответ задачи. Учитель записывает его на

доске.

– Так как же построена задача? (Из каких частей она

состоит?) СЛАЙД 10

Обращаемся к схеме: условие, вопрос, решение, ответ.

Физкультминутка СЛАЙД 11

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по

эталону (4 мин.)

Цель: интериоризация нового способа действия и

исполнительская рефлексия достижения цели пробного

учебного действия.

Работа в парах

1) Повторение правил работы в паре. СЛАЙД 12

1. Работать должны оба.

2. Один говорит – другой слушает.

3. Своё несогласие высказывайте вежливо.

4. Если не понял, переспроси.

2) Работа на карточках.

Задание: соединить линиями части задачи и их

названия Приложение 1.

3) Проверка работы. СЛАЙД 13

(Стрелки появляются одна за другой по щелчку.)

VIII. Включение в систему знаний и повторения. (3 мин.)

Цель: повторение и закрепление ранее изученного и

подготовка к изучению следующих разделов курса.

– Откройте рабочие тетради на печатной основе на стр.33

Самостоятельная работа

1 вариант – №1

2 вариант – №2

Задание.

– Подчеркните синим карандашом условие задачи, а

красным – вопрос задачи.

– Нарисуйте схему к задаче.

– Запишите решение и ответ задачи.

IX. Рефлексия учебной деятельности (итог урока). (5 мин.)

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной

деятельности.

– Какая тема урока? СЛАЙД 14

– Какую цель ставили?

– Достигли ли цели? (да, нет) Чтобы узнать это мы с вами

проверим самостоятельную работу.

Фронтальная проверка путём сверки с эталоном СЛАЙД

15

Самооценка

– У кого все правильно?

– У кого есть ошибки?

– Где допустили ошибки?

– В чем причина ошибок?

-Давайте посмотрим, кто как оценивает свою работу на уроке.

Самооценка.

-У вас на парте есть круги. Возьмите карандаши и нарисуйте на

них соответствующий смайлик:

(Появляются слайды)

-Если было легко, вы не допускали ошибки и довольны своей

работой, то весёлый смайлик. (слайд16)

Если вы испытывали затруднения, иногда допускали ошибки, то

вот такой смайлик. (слайд 17)

Если было трудно, было много ошибок и вы совсем не довольны

собой, то этот грустный смайлик.(слайд17)

-Я очень довольна работой …,…,…

-Молодцы. Вы хорошо потрудились.

– А я говорю вам: «Спасибо за урок. Молодцы!» СЛАЙД 19

Приложение № 2.

Карточка №1.

_____________________________________________________________________________

Карточка №2.

1.

В вазе было 10 яблок . 5 яблок съели. Сколько осталось?

_________________________________________

Ответ:_____________________________

2.

У Юли 3 тетради в линейку и столько же в клетку. Сколько всего тетрадей у

Юли?

_________________________________________

Ответ:_______________________________________

_____________________________________________________________________________

Карточка №3.

1.В небе 8 самолётов, а вертолётов на 3 меньше. Сколько вертолётов?

_________________________________________

Ответ:_______________________________________

2.Оле 6 лет, Серёжа на 2 года старше. Сколько лет Серёже?

_________________________________________

Ответ:_______________________________________

3.У Мити 7 шаров. Из них 2 – большие. Сколько маленьких?

_________________________________________

Ответ:_______________________________________



В раздел образования