Напоминание

"Использование дидактических игр и упражнений для развития речи детей дошкольного возраста"


Автор: Лукьянова Ирина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №3 "Рябинка"
Населённый пункт: г Инза,Ульяновская область
Наименование материала: Методичесая разработка
Тема: "Использование дидактических игр и упражнений для развития речи детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 18.09.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка

на тему:

«Использование дидактических игр и

упражнений для развития речи у детей

старшего дошкольного возраста»

Составила: Воспитатель МБДОУ д/сад №3 «Рябинка».

Лукьянова И.А.

Одним из основных направлений работы нашего детского сада является - социализация личности

ребёнка через игру.

Игра на занятиях и в режимных моментах необходима для снижения психических и физических

нагрузок. Во избежание повышенной утомляемости детей, воспитатели проводят занятия в

игровой форме, т.е. играя - обучают. Во все занятия и режимные моменты включаются

дидактические игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические,

грамматические и подвижные игры.

Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии,

когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в

частности, овладение правильным звукопроизношением.

Невмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отставание в развитии

ребенка.

Особое внимание мы уделяем дидактической игре, так как она имеет большое значение для

воспитания. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как

дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности,

совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка,

коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое,

экспериментальное поведение.

Благодаря использованию дидактических игр и упражнений, процесс обучения проходит в

доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует

правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои

мысли.

Главное место в игре отводится работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что

необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический

и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже

слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для

успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются

недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.

Совершенствуя речевой аппарат, игры и занятия начинаются

с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок ,

рифмованных строчек.

Мы знаем, как дети любят загадки, с каким восторгом они стараются их разгадать. Поэтому, в

занятия включается множество загадок. Совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются

детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают

освоить умение характеризовать кого- либо или что- либо. Формируют быструю реакцию на

слово. Крайне необходимо постоянно проводить словарную работу. Всегда нужно стремиться

пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами в процессе лексико- грамматических

игр. Основная цель методической работы заключается в том, чтобы повысить речевой уровень

детей с помощью дидактической игры.

Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:

- побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

- способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;

- совершенствовать разговорную речь;

- обогащать словарь;

- формировать грамматический строй языка и т.д.

Методическая разработка адресована:

воспитателям ДОУ, для использования дидактических игр в детском саду на занятии и режимных

моментах, а также родителям для использования в домашних условиях.

Условия реализации:

общеобразовательная группа, дети 5-6 лет, логопедическая группа, для развития речи ребёнка в

домашних условиях.

Применение:

применять дидактические материалы для дошкольников в условиях детских образовательных

учреждений и в кругу семьи.

Способы взаимодействия специалистов: полноценная работа невозможна без участия в ней

воспитателей, узких специалистов (музыкальных работников, физ. руководителя, психолога),

родителей.

Способы взаимодействия:

- систематическое проведение занятий с детьми воспитателем по программе;

- консультации логопеда и семинары- практикумы;

- внедрение элементов обучения грамоте с использованием динамических пауз с речевым

материалом, попевок гласных звуков, звукоподражаний. Речевых игр в занятия узких

специалистов;

- создание условий для самостоятельной деятельности детей вне занятий: игры, развивающие

фонематические представления (настольно - печатные, компьютеры), легоконструкторы,

перфокарты.

Краткая характеристика содержания:

представлены различные методы и приёмы овладения игрой;

описание дидактических игр для речевого развития детей для овладения необходимыми

знаниями на каждом этапе.

Результативность использования данной методической разработки:

педагоги, родители, стремящиеся дать детям максимум знаний и умений в доступной форме,

могут воспользоваться данным материалом, тем более, когда дело касается такого важного и

сложного раздела образовательной программы, как развитие речи. Использование данной

методической разработки на занятиях и режимных моментах с детьми не только стимулирует

обучение, но и способствует его успешности.

Перспективы использования методической разработки: детские сады общего вида;

Принцип построения методической разработки:

1. Доступность.

2. Стимулирование познавательных процессов.

3. Последовательность и системность.

4. Познание через игровую деятельность.

5. Взаимодействие с семьёй.

Ожидаемый результат:

Дети должны самостоятельно объяснять правила игры; оценивать ответы; высказывание

сверстников; употреблять в речи сложные предложения; при пересказе пользоваться прямой и

косвенной речью; самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной

картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам, пересказывать событиях из личного

опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; пересказывать небольшие литературные

произведения, отгадывать загадки; определять место звука в слове; подбирать к

существительным несколько прилагательных; к данным словам - антонимы. Данные игры

способствуют пополнению словарного запаса детей, расширяют кругозор, воспитывают внимание,

память, развивают мышление.



В раздел образования