Автор: Лукьянова Ирина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №3 "Рябинка"
Населённый пункт: г Инза,Ульяновская область
Наименование материала: Методичесая разработка
Тема: "Использование дидактических игр и упражнений для развития речи детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 18.09.2023
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка
на тему:
«Использование дидактических игр и
упражнений для развития речи у детей
старшего дошкольного возраста»
Составила: Воспитатель МБДОУ д/сад №3 «Рябинка».
Лукьянова И.А.
Одним из основных направлений работы нашего детского сада является - социализация личности
ребёнка через игру.
Игра на занятиях и в режимных моментах необходима для снижения психических и физических
нагрузок. Во избежание повышенной утомляемости детей, воспитатели проводят занятия в
игровой форме, т.е. играя - обучают. Во все занятия и режимные моменты включаются
дидактические игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические,
грамматические и подвижные игры.
Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии,
когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в
частности, овладение правильным звукопроизношением.
Невмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отставание в развитии
ребенка.
Особое внимание мы уделяем дидактической игре, так как она имеет большое значение для
воспитания. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как
дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности,
совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка,
коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое,
экспериментальное поведение.
Благодаря использованию дидактических игр и упражнений, процесс обучения проходит в
доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.
Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует
правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои
мысли.
Главное место в игре отводится работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что
необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический
и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже
слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для
успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются
недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.
Совершенствуя речевой аппарат, игры и занятия начинаются
с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок ,
рифмованных строчек.
Мы знаем, как дети любят загадки, с каким восторгом они стараются их разгадать. Поэтому, в
занятия включается множество загадок. Совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются
детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают
освоить умение характеризовать кого- либо или что- либо. Формируют быструю реакцию на
слово. Крайне необходимо постоянно проводить словарную работу. Всегда нужно стремиться
пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами в процессе лексико- грамматических
игр. Основная цель методической работы заключается в том, чтобы повысить речевой уровень
детей с помощью дидактической игры.
Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:
- побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
- способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
- совершенствовать разговорную речь;
- обогащать словарь;
- формировать грамматический строй языка и т.д.
Методическая разработка адресована:
воспитателям ДОУ, для использования дидактических игр в детском саду на занятии и режимных
моментах, а также родителям для использования в домашних условиях.
Условия реализации:
общеобразовательная группа, дети 5-6 лет, логопедическая группа, для развития речи ребёнка в
домашних условиях.
Применение:
применять дидактические материалы для дошкольников в условиях детских образовательных
учреждений и в кругу семьи.
Способы взаимодействия специалистов: полноценная работа невозможна без участия в ней
воспитателей, узких специалистов (музыкальных работников, физ. руководителя, психолога),
родителей.
Способы взаимодействия:
- систематическое проведение занятий с детьми воспитателем по программе;
- консультации логопеда и семинары- практикумы;
- внедрение элементов обучения грамоте с использованием динамических пауз с речевым
материалом, попевок гласных звуков, звукоподражаний. Речевых игр в занятия узких
специалистов;
- создание условий для самостоятельной деятельности детей вне занятий: игры, развивающие
фонематические представления (настольно - печатные, компьютеры), легоконструкторы,
перфокарты.
Краткая характеристика содержания:
представлены различные методы и приёмы овладения игрой;
описание дидактических игр для речевого развития детей для овладения необходимыми
знаниями на каждом этапе.
Результативность использования данной методической разработки:
педагоги, родители, стремящиеся дать детям максимум знаний и умений в доступной форме,
могут воспользоваться данным материалом, тем более, когда дело касается такого важного и
сложного раздела образовательной программы, как развитие речи. Использование данной
методической разработки на занятиях и режимных моментах с детьми не только стимулирует
обучение, но и способствует его успешности.
Перспективы использования методической разработки: детские сады общего вида;
Принцип построения методической разработки:
1. Доступность.
2. Стимулирование познавательных процессов.
3. Последовательность и системность.
4. Познание через игровую деятельность.
5. Взаимодействие с семьёй.
Ожидаемый результат:
Дети должны самостоятельно объяснять правила игры; оценивать ответы; высказывание
сверстников; употреблять в речи сложные предложения; при пересказе пользоваться прямой и
косвенной речью; самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной
картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам, пересказывать событиях из личного
опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; пересказывать небольшие литературные
произведения, отгадывать загадки; определять место звука в слове; подбирать к
существительным несколько прилагательных; к данным словам - антонимы. Данные игры
способствуют пополнению словарного запаса детей, расширяют кругозор, воспитывают внимание,
память, развивают мышление.