Научно-художественный семинар, посвящённый жизни и творчеству поэта С. А. Есенина
Автор: Капитова Татьяна Сергеевна Должность: преподаватель русского языка и литературы Учебное заведение: ГБПОУ МО "Подольский колледж им. А. В. Никулина" Населённый пункт: Подольск Наименование материала: методическая разработка Тема: Научно-художественный семинар, посвящённый жизни и творчеству поэта С. А. Есенина Раздел: среднее профессиональное
Сценарий научно-художественного семинара, посвящённого жизни
и творчеству русского поэта С. А. Есенина «Исповедь хулигана»
Цели:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
- познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества С. А.
Есенина;
- сформировать потребность в изучении и анализе художественных текстов;
- подготовить к защите проектов на литературную тему;
2. РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный
интерес, используя данные о жизни, творчестве и тайне смерти поэта;
- развивать эмоциональные качества и чувства учащихся, создавая
на уроках эмоциональные ситуации, воздействующие на чувства обучаемых;
- развивать творческие способности учащихся, их познавательную
активность;
- сформировать умение давать оценку событиям, историческим деятелям,
творческим людям;
- развить умение слушать, выделять главное и второстепенное.
3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ :
- обеспечить нравственное воспитание учащихся (познакомить студентов с
творчеством поэта С. Есенина для воспитания у них таких нравственных
качеств как патриотизм, гуманизм и других общечеловеческих ценностей);
Метод: лекция учителя, чтение стихов, исполнение песен, театральная
постановка, защита проектов.
Оборудование: портреты писателя, отрывки из фильма «Есенин», исполнение
романсов в сопровождении гитары, слайд-шоу «Есенин и спутники»
Ход семинара
Отрывок из рассказа В. Шукшина «Верую!»
Читают ведущие:
- Ты самолетом летал? -- спросил поп.
- Летал. Много раз.
- А я летел вот сюда первый раз. Грандиозно! Когда я садился в него, я
думал: если этот летающий барак навернется, значит, так надо; Жалеть и
трусить не буду. Прекрасно чувствовал себя всю дорогу! А когда он меня
оторвал от земли и понес, я даже погладил по боку - молодец. В самолет
1
верую. Вообще в жизни много справедливого. Вот жалеют: Есенин мало
прожил.
Ровно - с песню. Будь она, эта песня, длинней, она не была бы такой
щемящей. Длинных песен не бывает.
- А у вас в церкви... как заведут...
- У нас не песня, у нас - стон. Нет, Есенин... Здесь прожито как раз
с песню. Любишь Есенина?
- Люблю.
- Споем?
- Я не умею.
- Слегка поддерживай, только не мешай.
Ведущий 1.
И поп загудел про клен заледенелый, да так грустно и умно как-то
загудел, что и правда защемило в груди. На словах "ах, и сам я нынче чтой-то
стал нестойкий" поп ударил кулаком в столешницу и заплакал и затряс
гривой.
- Милый, милый!.. Любил крестьянина!.. Жалел! Милый!..
Звучит песня «Клён ты мой, опавший»
Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел
И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.
Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.
2
Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.
Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.
И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.
Ведущий 1: Неведомо движение времени. Одно поколение сменяет другое.
Россия вступила в XXI-й век. Непрерывно нарождаются и вспыхивают в этом
чудесном мире поэтические звёзды. Одни сгорают и навсегда исчезают ещё
при жизни их “хозяина”, свет души от других доходят к нам на протяжении
десятилетий. И лишь немногие, очень немногие согревают народную “живую
душу” в веках, разгораясь со временем всё ярче и ярче. Имя одной из таких
звёзд в созвездии поэтической России – СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. Оно – вечно…
Ведущий 2: В эти осенние дни наша страна отмечает 121 годовщину со дня
рождения Великого русского поэта С. А. Есенина. Поэт прожил короткую, но
ослепительно яркую жизнь, трагически оборвавшуюся в 30 лет.
Ведущий 1 : В осмыслении творческого наследия писателя можно выделить
несколько этапов. При жизни, как свидетельствуют многие литературные
источники, он был признан большим художником; подтверждением этому
стало «Собрание стихотворений», вышедшее в 1926 году. После смерти имя
поэта замалчивалось. Идеологическим руководством к этому служили «Злые
Заметки» Н. Бухарина, опубликованные в газете «Правда» 12 января 1927
года. Вот несколько выдержек из заметок:
Ведущий 2: "Есенинский стих звучит нередко, как серебряный ручей. И всё-
таки в целом есенинщина - это отвратительная напудренная и нагло
раскрашенная российская матершина, обильно смоченная пьяными слезами
и оттого ещё более гнусная. Причудливая смесь из "кобелей", икон, " баб",
"жарких свечей", берёзок, луны, господа бога, некрофилии, обильных пьяных
слёз и " трагической " пьяной икоты, религии и хулиганства... Идейно Есенин
представляет самые отрицательные черты русской деревни... Стыдно было
читать дряблую и покойницкую "литературу", посвящённую памяти
погибшего поэта".
3
Ведущий 1 : И далее Н.Бухарин подводит итог, делает вывод: "...по
есенинщине нужно дать хорошенький залп". И такой "залп" прозвучал: с
лёгкой руки Луначарского, Сосновского, Волина, Зиновьева, Авербаха и
других. Есенину были приписаны на долгие годы наркомания и алкоголизм.
Но почему-то имя поэта не удалось вычеркнуть из духовной жизни
общества, предать полному забвению его творчество.
Ведущий 2 : Давайте попытаемся восстановить творческий и жизненный
портрет С. Есенина, ведь как писал поэт в краткой биографии «О себе», все
автобиографические сведения в его стихах.
Детство
Есенин . Я, Сергей Есенин – сын крестьянина. Родился 3 октября в 1895 году
в старинном селе Константиново Рязанской губернии, которое привольно
раскинулось на высоком правом берегу Оки:
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда,-
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.
Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.
Полюбил я седых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали,
Потому что в просторах полей
4
Они сытных хлебов не видали.
Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый,
Да разбойные слышали свисты,
От которых легко умереть.
Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.
Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года...
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.
Есенин. Так как мать моя, Татьяна Титова, замуж была отдана помимо воли, а
отец был беден, то в 2 года меня вернули в дом деда по матери, где я и
воспитывался. Трёх с половиной лет мои дядья посадили меня на лошадь без
седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался
за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в
лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я
неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал:
«Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?» «Стерва» у него было слово
ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью
собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по
деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и
ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а
дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у
меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!» Бабушка любила меня изо
всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли
ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал
кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и
даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.
5
Все живое особою метой…
Все живое особой метой
Отмечается с ранних пор.
Если не был бы я поэтом,
То, наверно, был мошенник и вор.
Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
"Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму все заживет".
И теперь вот, когда простыла
Этих дней кипятковая вязь,
Беспокойная, дерзкая сила
На поэмы мои пролилась.
Золотая, словесная груда,
И над каждой строкой без конца
Отражается прежняя удаль
Забияки и сорванца.
Как тогда, я отважный и гордый,
Только новью мой брызжет шаг...
Если раньше мне били в морду,
То теперь вся в крови душа.
И уже говорю я не маме,
А в чужой и хохочущий сброд:
"Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму все заживет!"
1922
Ведущий 2. Есенин верит и надеется в то, что будущее России будет светлым
и безоблачным. Вот его слова: « Моя лирика жива одной большой любовью,
любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве»
Гой ты, Русь моя родная…
6
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".
1914
В Москве
Есенин: Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательно в 16-17 лет,
когда приехал в Москву к отцу. Устроился помощником корректора в
типографию.
7
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.
Звучит песня «Да, теперь решено, без возврата».
Да! Теперь - решено. Без возврата
Я покинул родные края.
Уж не будут листвою крылатой
Надо мною звенеть тополя.
Низкий дом без меня ссутулится,
Старый пёс мой давно издох.
На московских изогнутых улицах
8
Умереть, знать, сулил мне Бог.
Я люблю этот город вязевый,
Пусть обрюзг он и пусть одрях.
Золотая дремотная Азия
Опочила на куполах.
А когда ночью светит месяц,
Когда светит... чёрт знает как!
Я иду, головою свесясь,
Переулком в знакомый кабак.
Шум и гам в этом логове жутком,
Но всю ночь напролёт, до зари,
Я читаю стихи проституткам
И с бандитами жарю спирт.
Сердце бьётся всё чаще и чаще,
И уж я говорю невпопад:
- Я такой же, как вы, пропащий,
Мне теперь не уйти назад.
Низкий дом без меня ссутулится,
Старый пёс мой давно издох.
На московских изогнутых улицах
Умереть, знать, сулил мне Бог.
1922
9
Есенин: Восемнадцати лет я был удивлён, разослав свои стихи по журналам,
тем, что их не печатают, и поехал в Петроград, к Блоку - «первому поэту
России». «С него и началась моя литературная дорога».
Сценка (горничная Маша и Блок).
Маша . Александр Александрович!
Блок . Войди, Маша.
Глаша . Без Вас тут господин приходили.
Блок. Господин?Представился?
Глаша . Фамилия его такое, Евсеев что ли, али Оссеев... Да они записку и ещё
платок какой-то оставили, наказывали непременно Вам доложить.
Блок . Хорошо, давай сюда. (Читает вслух):
“Александр Александрович. Я хотел поговорить с Вами. Дело для меня очень
важное. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою
фамилию. Хотел бы зайти в четыре.
С почтением Сергей Есенин”.
Блок: Так, а это значит у нас стихи. Интересно. (Читает про себя).
Делает пометку: «Днём у меня был рязанский парень со стихами. Крестьянин
Рязанской губернии, 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые,
многословные».
Звучит песня «Под окошком месяц»…
Над окошком месяц. Под окошком ветер.
Облетевший тополь серебрист и светел.
Дальний плач тальянки, голос одинокий -
И такой родимый, и такой далекий.
Плачет и смеется песня лиховая.
Где ты, моя липа? Липа вековая?
Я и сам когда-то в праздник спозаранку
Выходил к любимой, развернув тальянку.
10
А теперь я милой ничего не значу.
Под чужую песню и смеюсь и плачу.
Блок. Изумительно! Как свежо, чисто! Нужно встретиться с этим м... м...
Есениным, отобрать лучшее, послать с рекомендательным письмом к
Городецкому. Да перед нами талантливый крестьянский поэт! Самородок!
(Уходит).
Слайд: «Стихи светлые, чистые, голосистые, многословные».
Первая Мировая война.
(Слайды – фотографии: война, царевны)
Ведущий 1. Жизнь, “настоящая жизнь Руси” несла Есенина на “корабле
современности” всё дальше.
Ведущий 2 . В разгаре первая Мировая война, на фронте гибнут люди.
Эпизод из фильма (война, Есенин – санитар в госпитале)
Ведущий 1 . Есенин служит санитаром в Царскосельском военном госпитале,
читает свои стихи перед императрицей и ее дочерьми-царевнами:
В багровом зареве закат шипуч и пенен,
Березки белые горят в своих венцах.
Приветствует мой стих младых царевен
И кротость юную в их ласковых сердцах.
Где тени бледные и горестные муки,
Они тому, кто шел страдать за нас,
Протягивают царственные руки,
Благословляя их к грядущей жизни час.
На ложе белом, в ярком блеске света,
Рыдает тот, чью жизнь хотят вернуть...
И вздрагивают стены лазарета
11
От жалости, что им сжимает грудь.
Все ближе тянет их рукой неодолимой
Туда, где скорбь кладет печать на лбу.
О, помолись, святая Магдалина,
За их судьбу.
Ведущий 2: Говорят, что поэт в России – больше чем поэт. Он – пророк.
Слова этого стихотворения, написанного в 1916 году, предвосхищают
историю. Мы знаем, насколько трагичной оказалась судьба императора
Николая II и его семьи: они были расстреляны в Екатеринбурге в ночь с 16
на 17 июля 1918 года.
Петербург
Ведущий 1 . В Царском селе, в начале 1916 года Есенин читал свои стихи
Анне Ахматовой и Николаю Гумилеву. Осенью он познакомился с
Владимиром Маяковским, дальнейшие отношения с которым складывались
сложно.
Ведущий 2. Да, их связывала тесная, никогда не утихающая неприязнь. Для
Маяковского Есенин был несомненным “лирическим злом”. Он
полемизировал с ним, с иронией отзывался о есенинских поэтических
приемах. Вспыльчивый и крайне обидчивый, Есенин никогда не мог ему
этого простить».
Эпизод из фильма . (Поэтическая дуэль Есенина и Маяковского)
Ведущий 1. Со своей стороны, С. Есенин понимал значение и силу таланта
В. Маяковского.
Да и В. Маяковский уже тогда выделял С. Есенина из числа многих поэтов.
Однажды он сказал: «Из всех них останется лишь Есенин».
Ведущий 2. После смерти поэта Маяковский высоко оценил талант Есенина
как русского поэта. В 1926 г. Он написал стихотворение, посвященное
Сергею Есенину.
Стихотворение В. Маяковского «Сергей Есенин» .
Вы ушли,
как говорится,
в мир иной.
12
Пустота...
Летите,
в звезды врезываясь.
Ни тебе аванса,
ни пивной.
Трезвость.
Нет, Есенин,
это
не насмешка.
В горле
горе комом -
не смешок.
Вижу -
взрезанной рукой помешкав,
собственных
костей
качаете мешок.
- Прекратите!
Бросьте!
Вы в своем уме ли?
Дать,
чтоб щеки
заливал
смертельный мел?!
Вы ж
такое
13
загибать умели,
что другой
на свете
не умел…
Навсегда
теперь
язык
в зубах затворится.
Тяжело
и неуместно
разводить мистерии.
У народа,
у языкотворца,
умер
звонкий
забулдыга подмастерье.
Встать бы здесь
гремящим скандалистом:
- Не позволю
мямлить стих
и мять!-
Оглушить бы
их
трехпалым свистом
в бабушку
14
и в бога душу мать!
Это время -
трудновато для пера,
но скажите
вы,
калеки и калекши,
где,
когда,
какой великий выбирал
путь,
чтобы протоптанней
и легше?
Для веселия
планета наша
мало оборудована.
Надо
вырвать
радость
у грядущих дней.
В этой жизни
помереть
не трудно.
Сделать жизнь
значительно трудней.
Презентация «Друзья Есенина»
15
Ведущий 1 . Есенин становится популярным. Каждый вечер его приглашают
читать стихи в дома, кафе, поэтические салоны. Вдруг появилось огромное
количество «друзей», приятелей, женщин, влюблявшихся в него с первого
взгляда… Закружила веселая, бесшабашная жизнь.
Звучит песня «Я обманывать себя не стану».
Я обманывать себя не стану,
Залегла забота в сердце мглистом.
Отчего прослыл я шарлатаном?
Отчего прослыл я скандалистом?
Не злодей я и не грабил лесом,
Не расстреливал несчастных по темницам.
Я всего лишь уличный повеса,
Улыбающийся встречным лицам.
Я московский озорной гуляка.
По всему тверскому околотку
В переулках каждая собака
Знает мою легкую походку.
Каждая задрипанная лошадь
Головой кивает мне навстречу.
Для зверей приятель я хороший,
Каждый стих мой душу зверя лечит.
Я хожу в цилиндре не для женщин -
В глупой страсти сердце жить не в силе,-
В нем удобней, грусть свою уменьшив,
Золото овса давать кобыле.
16
Средь людей я дружбы не имею,
Я иному покорился царству.
Каждому здесь кобелю на шею
Я готов отдать мой лучший галстук.
И теперь уж я болеть не стану.
Прояснилась омуть в сердце мглистом.
Оттого прослыл я шарлатаном,
Оттого прослыл я скандалистом.
Ведущий 2. Вопреки пословице «дурная слава бежит, а хорошая лежит», за
ним вперегонки бежали обе славы: слава его необыкновенных стихов и слава
о его эксцентрических выходках.
Ведущий 1: В 20 с небольшим лет, вернувшись в Москву уже известным
поэтом, Сергей Есенин сразу влюбляется в красивейшую, нежную,
образованную женщину Зинаиду Райх. Чувства переполняют его, он женится,
не раздумывая. Но из Есенина не получилось добропорядочного семьянина..
Райх хватило на три года, после чего они расстались. Есенин до конца жизни
носил в боковом кармане фотографию Зинаиды и детей. Когда Зинаида Райх
вышла замуж за Мейерхольда, Есенин посвятил ей стихотворение "Письмо к
Женщине", где отчасти просил прощения за своё поведение.
Чтение стихотворения «Письмо к женщине»
Есенин: (пишет письмо, читает вслух)
Вы помните,
Вы все, конечно, помните
Как я стоял,
Приблизившись к стене
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне
17
Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучило
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел –
Катиться дальше, вниз.
Любимая!Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму-
Куда несет нас рок событий.
Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье,
Когда кипит морская гладь,
Корабль в плачевном состоянье.
Но кто ж из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался?
Их мало с опытной душой,
18
Кто крепким в качке оставался.
Тогда и я
Под дикий шум,
Но зрело знающий работу,
Спустился в корабельный трюм
Чтоб не смотреть людскую рвоту.
Тот трюм был-
Русским кабаком.
И я склонился над стаканом,
Чтоб, не страдая не о ком,
Себя сгубить
В угаре пьяном
Читает Райх ( как будто получила письмо и читает его)
Любимая!
Я мучил вас,
У вас была тоска
В глазах усталых:
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.
Но вы не знали,
Что в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь,
Что не пойму,
Куда несет нас рок событий...
19
Есенин:
Теперь года прошли.
Я в возрасте ином.
И чувствую и мыслю по-иному.
И говорю за праздничным вином:
Хвала и слава рулевому!
Сегодня я
В ударе нежных чувств.
Я вспомнил вашу грустную усталость.
И вот теперь
Я сообщить вам мчусь,
Каков я был,
И что со мною сталось!
Райх:
Любимая!
Сказать приятно мне:
Я избежал паденья с кручи.
Теперь в Советской стороне
Я самый яростный попутчик.
Я стал не тем,
Кем был тогда.
Не мучил бы я вас,
Как это было раньше.
За знамя вольности
И светлого труда
Готов идти хоть до Ла-Манша.
Простите мне...
20
Я знаю: вы не та -
Живете вы
С серьезным, умным мужем;
Что не нужна вам наша маета,
И сам я вам
Ни капельки не нужен.
Живите так,
Как вас ведет звезда,
Под кущей обновленной сени…
Есенин дописывает письмо:
С приветствием,
Вас помнящий всегда
Знакомый ваш
Сергей Есенин…
Райх повторяет:
Знакомый ваш
Сергей Есенин…
Презентация «Возлюбленные Есенина»
Ведущий 1 .В тяжелые минуты его сердце неизменно обращалась к тем, кого
он любил всегда нежно и сильно - к матери, сестрам. Всегда, при первой
возможности Есенин приезжал к ним. В Константиново. У поэта есть цикл
стихотворений, посвящённый сестре Шуре:
Ах, как много на свете кошек,
Нам с тобой их не счесть никогда.
Сердцу снится душистый горошек,
И звенит голубая звезда.
Наяву ли, в бреду иль спросонок,
Только помню с далекого дня -
21
На лежанке мурлыкал котенок,
Безразлично смотря на меня.
Я еще тогда был ребенок,
Но под бабкину песню вскок
Он бросался, как юный тигренок,
На оброненный ею клубок.
Все прошло. Потерял я бабку,
А еще через несколько лет
Из кота того сделали шапку,
А ее износил наш дед.
1925
Ведущий 2 . Больше всего Есенин любил русские песни. Он готов был их
слушать целые вечера. Он заставлял петь всех, приходивших к нему. Он
понимал песню, чувствовал её как-то по-особенному, по-своему.
Ведущий 1. “Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности,
которую вслед за Пушкиным мы зовём высшим поэтическим началом,
моцартовской стихией,” - говорил Борис Пастернак
Звучит песня: «Отговорила роща золотая»
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
22
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.
1924
Ведущий 2 . Храмом для Есенина была непостижимая русская природа, в
которой все закономерно и естественно. И понимание этого рождает
удивительные сочетания светлых, радостных, восторженных интонаций с
осознанием бренности земного существования:
Звучит песня «Не жалею, не зову, не плачу».
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
23
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
1921
Ведущий 1 . Всем известны слова поэта "Кого жалеть, ведь каждый в мире
странник" и "Не жалею, не зову, не плачу", – но у самого такая
пронзительная жалость ко всему живому. Он сам – часть природы, он брат
травинкам и деревьям, он понимает извечных спутников человека –
животных, как никто до него не понимал.
Стихотворение «Песнь о собаке»:
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
24
Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.
А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать...
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки,
25
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
Последние годы
Ведущий 2 . В середине апреля 1920 года Есенин навестил родных в
Константинове. Он прожил там 2 недели, оставив в душе и сердце поэта
тяжелейшие воспоминания. Страшно было смотреть на эту новую
послереволюционную жизнь, на убиение российской деревни, произошедшее
в годы военного коммунизма.
Ведущий 1. А ведь Есенин молодо и искренне поверил, что революция
принесет крестьянам свободу и счастливую жизнь. Гибель породившего и
вскормившего его мира навевала мысль о неизбежности собственной гибели:
Грубым дается радость,
Нежным дается печаль.
Мне ничего не надо,
Мне никого не жаль.
Жаль мне себя немного,
Жалко бездомных собак,
Эта прямая дорога
Меня привела в кабак.
Что ж вы ругаетесь, дьяволы?
Иль я не сын страны?
Каждый из нас закладывал
За рюмку свои штаны.
Мутно гляжу на окна,
В сердце тоска и зной.
Катится, в солнце измокнув,
26
Улица передо мной.
На улице мальчик сопливый.
Воздух поджарен и сух.
Мальчик такой счастливый
И ковыряет в носу.
Ковыряй, ковыряй, мой милый,
Суй туда палец весь,
Только вот с этой силой
В душу свою не лезь.
Я уж готов... Я робкий...
Глянь на бутылок рать!
Я собираю пробки -
Душу мою затыкать.
Ведущий 2. У Есенина есть пронзительный образ исчезающей русской
деревни: однажды он увидел из окна вагона рыжего тоненького жеребенка,
бегущего рядом с паровозом. Он постепенно отставал и, наконец, совсем
пропал из виду.
Чтение отрывка из поэмы «Сорокоуст»:
Видели ли вы,
Как бежит по степям,
В туманах озерных кроясь,
Железной ноздрей храпя,
На лапах чугунных поезд?
А за ним
По большой траве,
27
Как на празднике отчаянных гонок,
Тонкие ноги закидывая к голове,
Скачет красногривый жеребенок?
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Неужель он не знает, что в полях бессиянных
Той поры не вернет его бег,
Когда пару красивых степных россиянок
Отдавал за коня печенег?
По-иному судьба на торгах перекрасила
Наш разбуженный скрежетом плес,
И за тысчи пудов конской кожи и мяса
Покупают теперь паровоз…
Ведущий 1: Писатель Владимир Крупин как-то сказал: «И как же не любить
нашу единственную Родину, когда у нее такой поэт, такая душа – Есенин!»
Ведущий 1 . Среди поэтов-современников вряд ли кто-либо мог соперничать
с Есениным в умении молниеносно реагировать на изменения политического
климата. Поэту требуется буквально несколько дней после возвращения в
Петроград, чтобы освоить новое амплуа — певца революции. Почти все
крупные поэты встретили приход к власти большевиков растерянным,
настороженным или прямо враждебным молчанием. Есенина же октябрьские
события только еще сильнее вдохновили и раззадорили.
Ведущий 2 . Есенин никогда не был ни большевиком, ни убежденным
революционером. Приветствовав революцию как прогрессивное социальное
явление, поэт быстро разочаровался в гегемонии пролетариата. Не нравилось
поэту и в восприятии новой властью крестьянства как реакционной части
населения, стремящейся не только к сохранению частной собственности, но и
традиционной культуры. Поэт всегда подчеркивал свою внепартийность. Об
этом он говорит и своей “Автобиографии” 1923 года
Ведущий 1. Пережив экстаз революции и воочию увидев ее противоречивые
результаты, Есенин вернулся к вечным ценностям бытия. Зарубежная поездка
28
довершила ломку его мировоззрения, а околопартийная литературная
общественность и критика уверенно утверждала, что Есенин уже давно стал
внутренним эмигрантом:
Читается фрагмент из «Руси Советской» Боброва Лера
Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
Ну что ж!
Прости, родной приют.
Чем сослужил тебе, и тем уж я доволен.
Пускай меня сегодня не поют —
Я пел тогда, когда был край мой болен.
Приемлю все.
Как есть все принимаю.
Готов идти по выбитым следам.
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.
Я не отдам ее в чужие руки,
Ни матери, ни другу, ни жене.
Лишь только мне она свои вверяла звуки
И песни нежные лишь только пела мне.
Цветите, юные! И здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас другой напев.
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев.
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, —
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Ведущий 1 Поэт иногда публично говорил о своей, так сказать, лояльности к
всесильному "вождю революции" Троцкому. Однако исследователи
убедительно доказали, что прототипом интербродяги Чекистова в есенинской
29
поэме "Страна негодяев" (убийственный заголовок!) послужил Троцкий, как
и литературный персонаж, одно время живший в городе Веймаре.
Ведущий 2 В феврале 1923г., возвращаясь из Америки в Европу, Есенин
писал Сандро Кусикову:
Есенин: "Сандро, Сандро! Тоска смертная, невыносимая, чую себя здесь
чужим и ненужным, а как вспомню про Россию, вспомню, что там ждет меня,
так и возвращаться не хочется. Если б я был один, если б не было сестер, то
плюнул на все и уехал бы в Африку или еще куда-нибудь Тошно мне
ЗАКОННОМУ сыну российскому в своем государстве пасынком быть.
Надоело мне это б... снисходительное отношение власть имущих, а еще
тошней переносить подхалимство своей же братии к ним. Не могу! Ей Богу
не могу. Хоть караул кричи или бери нож да становись на большую дорогу.
Теперь, когда от революции остались только хрен да трубка (...), стало
очевидно, что ты и я были и будем той сволочью, на которой можно всех
собак вешать (...). А теперь, теперь злое уныние находит на меня. Я перестаю
понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу только одно, что ни к
февральской, ни к октябрьской, по-видимому. В нас скрывался и скрывается
какой-нибудь ноябрь.
Ведущий 1 Рязанский скандалист позволял себе и личные резкие выпады
против членов Политбюро ЦК РКП(б), характеризовал Гражданскую войну
как "дикость подлую и злую", сгубившую тысячи прекраснейших талантов:
В них Пушкин,
Лермонтов,
Кольцов,
И наш Некрасов в них.
В них я.
В них даже Троцкий,
Ленин и Бухарин.
Не потому ль моею грустью
Веет стих,
Глядя на их
Невымытые хари.
Имеющая богатое смысловое значение рифма "Бухарин" - "хари" не
оставляет сомнений в отношении автора к "вождям".
Ведущий 1 Смерть Сергея Есенина неожиданная и трагическая поразила не
только близких и друзей поэта. Множество странных совпадений и
логических несоответствий, поспешность с которой было проведено
следствие, путаные показания свидетелей последних дней жизни поэта,
помпезные похороны и последующая яростная антиесенинская кампания
30
заставили не только современников поэта, но современных криминалистов
усомниться в самоубийстве поэта.
Презентация «Дело о самоубийстве Есенина».
Ведущий 1 : Земная жизнь Есенина оборвалась в ночь с 27 на 28 декабря 1925
года в ленинградской гостинице «Англетер», и началось его поэтическое
бессмертие.
Ведущий 1 : Во все времена судьба поэта была нелегка. Но самые тяжелые,
трагические испытания выпали на долю поэтов 20-го столетия. «Мне на
плечи кидается век-волкодав…» - так назвал 20-й век поэт Осип
Мандельштам, исчезнувший навсегда в сталинских лагерях. Блок,
Маяковский, Гумилев, Цветаева… Есенин. Судьба этих людей трагична.
(Слайды: поэты Серебряного века: Гумилев, Мандельштам, Цветаева,
Маяковский)
Выходят все участники семинара.
Ведущий 2: Костёр есенинской жизни отгорел рано, но костёр его поэзии, его
души до сих пор светит ярко и, думается, будет светить вечно.
Участники концерта вместе читают стихотворение «Мы теперь уходим
понемногу».
1 чтец
Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.
2 чтец
Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящим
Я не в силах скрыть своей тоски.
3 чтец
Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
31
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.
4 чтец
Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
5 чтец
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
6 чтец
Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящим
Я всегда испытываю дрожь.
Ученик, игравший роль С. Есенина
Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
32