Напоминание

Смысловое чтение в аспекте формирования функциональной грамотности


Автор: Марлагина Оксана Владимировна
Должность: Учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №3
Населённый пункт: г. Черепанова Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: Смысловое чтение в аспекте формирования функциональной грамотности
Раздел: полное образование





Назад




Смысловое чтение в аспекте формирования

естественно-научной и функциональной грамотности.

Умение работать с текстом является одним из результатов освоения основной

образовательной программы начального общего и основного общего образования в

рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

Умение адекватной интерпретации и использования информации является, в свою

очередь, неотъемлемой частью функциональной грамотности человека.

Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки

чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке,

прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т. д.), то есть это тот уровень

грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней

средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности,

сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях

получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном

общении, общении при помощи текстов и других сообщений

Характеризуя

понятие

«функциональная

грамотность»

как

универсальное

интегративное качество личности, следует выделить четыре целевые установки:

1. Готовность человека к успешному взаимодействию с изменяющимся миром.

2. Возможность решать учебные и жизненные задачи, конструировать алгоритмы

осуществления деятельности.

3. Способность выстраивать социальные отношения в соответствии с нравственными

нормами.

4. Наличие рефлексивных качеств, обеспечивающих стремление к образованию и

духовному развитию.

Предметными

формами

функциональной

грамотности

являются

чтение,

математика, естественно-научные предметы.

К универсальным формам функциональной грамотности относят:

– коммуникативную грамотность как способность использовать языковые средства,

потребность в анализе и оценке коммуникативной деятельности;

– социальную грамотность как готовность школьника успешно социализироваться

или входить и адаптироваться в изменяющихся социальных ситуациях, предвидеть

последствия своих поступков;

– информационную грамотность как интегративный компонент функциональной

грамотности младшего школьника, которая, во-первых, раскрывается в осознании

необходимости расширить свое информационное поле, во-вторых, в способности

ориентироваться

в

информационном

потоке,

правильно

оценивать

надежность,

достоверность, целесообразность информации, в-третьих, в совокупности умений,

обеспечивающих эффективный поиск, отбор, интерпретацию и применение информации в

соответствии с учебной задачей или житейской проблемой, что не менее актуально;

– читательскую грамотность как совокупность умений и навыков, отражающих:

потребность в читательской деятельности как ценностно-смысловом ориентире с целью

успешной адаптации в обществе с последующей социализацией, саморазвития и

дальнейшего

самообразования;

готовность

к

смысловому

чтению

восприятию

письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации, обобщению представленной в них

информации; способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в

соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой

информации в жизненных ситуациях.

Таким образом, необходимо констатировать, что неотъемлемой компонентой

функциональной грамотности является читательская грамотность, основой которой в

свою очередь выступает смысловое чтение.

Смысловое чтение - это способность человека к осмыслению письменных текстов

и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей,

развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.

Смысловое чтение, направленное на постижение читателем (учеником) ценностно -

смыслового содержания текста, заданного целью чтения превращает школьника в

субъекта учебной деятельности, повышая его активность и самостоятельность на любой

ступени образования.

В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании

УУД, является формирование стратегии смыслового чтения, и работа с текстом:

работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;

работа с текстом: преобразование и интерпретация информации;

работа с текстом: оценка информации.

Эти УУД нужно формировать на всех предметах, в том числе и на биологии, как

одни из важнейших компетенций и способы развития естественно-научной грамотности,

как составляющей – функциональной грамотности.

Естественно-научная грамотность – это единство знаний, умений и позитивной

ценностной оценки достижений естественных наук, которое проявляется в способности и

готовности личности использовать имеющиеся естественно-научные знания для решения

теоретических и практических задач в учебной, практической и любой другой

деятельности учащегося.

Проблемы, которые возникают при подготовке к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ в частности по

биологии, связаны с незнанием учащихся приёмов смыслового чтения и работы с текстом.

Так, при выполнении заданий, требующих анализа содержания текста, его интерпретации

и преобразования его в иные знаковые формы (таблицу, схему, знаковый конспект), что

особенно часто встречается на экзамене по данному предмету, даже успешные учащиеся

допускают ошибки при формулировании вопросов или суждений. Невнимательное

отношение к формулировкам самих заданий приводит учеников к выполнению какого-то

“своего задания”, следовательно, научить современных школьников вдумчиво читать,

извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями,

интерпретировать и оценивать необходимо на каждом уроке, используя различные

технологии (проблемное обучение,

технология системно-деятельностного подхода,

проектной технологией, технологией личностно-ориентированного подхода, групповой

технологией), методы и приёмы (инсерт, мозговая атака, кластер, синквейн, групповая

дискуссия.).



В раздел образования