Автор: Марлагина Оксана Владимировна
Должность: Учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №3
Населённый пункт: г. Черепанова Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: Смысловое чтение в аспекте формирования функциональной грамотности
Раздел: полное образование
Смысловое чтение в аспекте формирования
естественно-научной и функциональной грамотности.
Умение работать с текстом является одним из результатов освоения основной
образовательной программы начального общего и основного общего образования в
рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Умение адекватной интерпретации и использования информации является, в свою
очередь, неотъемлемой частью функциональной грамотности человека.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки
чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке,
прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т. д.), то есть это тот уровень
грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней
средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности,
сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях
получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном
общении, общении при помощи текстов и других сообщений
Характеризуя
понятие
«функциональная
грамотность»
как
универсальное
интегративное качество личности, следует выделить четыре целевые установки:
1. Готовность человека к успешному взаимодействию с изменяющимся миром.
2. Возможность решать учебные и жизненные задачи, конструировать алгоритмы
осуществления деятельности.
3. Способность выстраивать социальные отношения в соответствии с нравственными
нормами.
4. Наличие рефлексивных качеств, обеспечивающих стремление к образованию и
духовному развитию.
Предметными
формами
функциональной
грамотности
являются
чтение,
математика, естественно-научные предметы.
К универсальным формам функциональной грамотности относят:
– коммуникативную грамотность как способность использовать языковые средства,
потребность в анализе и оценке коммуникативной деятельности;
– социальную грамотность как готовность школьника успешно социализироваться
или входить и адаптироваться в изменяющихся социальных ситуациях, предвидеть
последствия своих поступков;
– информационную грамотность как интегративный компонент функциональной
грамотности младшего школьника, которая, во-первых, раскрывается в осознании
необходимости расширить свое информационное поле, во-вторых, в способности
ориентироваться
в
информационном
потоке,
правильно
оценивать
надежность,
достоверность, целесообразность информации, в-третьих, в совокупности умений,
обеспечивающих эффективный поиск, отбор, интерпретацию и применение информации в
соответствии с учебной задачей или житейской проблемой, что не менее актуально;
– читательскую грамотность как совокупность умений и навыков, отражающих:
потребность в читательской деятельности как ценностно-смысловом ориентире с целью
успешной адаптации в обществе с последующей социализацией, саморазвития и
дальнейшего
самообразования;
готовность
к
смысловому
чтению
–
восприятию
письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации, обобщению представленной в них
информации; способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в
соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой
информации в жизненных ситуациях.
Таким образом, необходимо констатировать, что неотъемлемой компонентой
функциональной грамотности является читательская грамотность, основой которой в
свою очередь выступает смысловое чтение.
Смысловое чтение - это способность человека к осмыслению письменных текстов
и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей,
развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.
Смысловое чтение, направленное на постижение читателем (учеником) ценностно -
смыслового содержания текста, заданного целью чтения превращает школьника в
субъекта учебной деятельности, повышая его активность и самостоятельность на любой
ступени образования.
В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании
УУД, является формирование стратегии смыслового чтения, и работа с текстом:
работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;
работа с текстом: преобразование и интерпретация информации;
работа с текстом: оценка информации.
Эти УУД нужно формировать на всех предметах, в том числе и на биологии, как
одни из важнейших компетенций и способы развития естественно-научной грамотности,
как составляющей – функциональной грамотности.
Естественно-научная грамотность – это единство знаний, умений и позитивной
ценностной оценки достижений естественных наук, которое проявляется в способности и
готовности личности использовать имеющиеся естественно-научные знания для решения
теоретических и практических задач в учебной, практической и любой другой
деятельности учащегося.
Проблемы, которые возникают при подготовке к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ в частности по
биологии, связаны с незнанием учащихся приёмов смыслового чтения и работы с текстом.
Так, при выполнении заданий, требующих анализа содержания текста, его интерпретации
и преобразования его в иные знаковые формы (таблицу, схему, знаковый конспект), что
особенно часто встречается на экзамене по данному предмету, даже успешные учащиеся
допускают ошибки при формулировании вопросов или суждений. Невнимательное
отношение к формулировкам самих заданий приводит учеников к выполнению какого-то
“своего задания”, следовательно, научить современных школьников вдумчиво читать,
извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями,
интерпретировать и оценивать необходимо на каждом уроке, используя различные
технологии (проблемное обучение,
технология системно-деятельностного подхода,
проектной технологией, технологией личностно-ориентированного подхода, групповой
технологией), методы и приёмы (инсерт, мозговая атака, кластер, синквейн, групповая
дискуссия.).