Напоминание

Действия с натуральными числами


Автор: Лаврентьева Светлана Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОБУГ №2
Населённый пункт: город Новокубанск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Действия с натуральными числами
Раздел: среднее образование





Назад




УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ В 5 КЛАССЕ.
Тема
:
«Действия с натуральными числами».

УМК :
«Математика».Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы : Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов и другие.
Форма урока
:
Тип урока
: обобщающий урок с применением игровых и мультимедийных технологий.
Цели и задачи урока
:
Образовательные:
 закрепить и проконтролировать уровень знаний, умений и навыков сложения, вычитания, умножения, деления возведения в степень натуральных чисел;  усовершенствовать навыки решения задач, использующих операции над числами;  проверить умения и навыки решений простейших уравнений;  проверить и расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей;
Развивающие :
 создать у школьников положительную мотивацию к предмету;  повысить общую культуру у учащихся;  расширить умственный кругозор учащихся, помочь школьникам лучше понять роль математики в истории общества.
Воспитательные :
воспитывать у школьников честность, ответственность и аккуратность.


Оборудование урока:
иллюстративный материал (плакаты с достопримечательностями Краснодара), компьютер, мультимедиа установка, карточки.
Ход урока.

Организационный момент.

Сообщение учителя
: Сегодня на уроке мы обобщим и повторим тему: «Действия с натуральными числами». У нас необычный урок. Мы отправляемся с вами в математическую сказку. Жил–был пятиклассник Витя Востриков. Как-то раз учительница задала ему домашнее задание: повторить все действия с натуральными числами. Испугался Витя, что не справится и расстроенный пошел домой.
А навстречу ему идет старушка и спрашивает: « Что пригорюнился, внучек?» Поведал мальчик ей о своей беде, и согласилась бабушка ему помочь: «Перенесу я тебя, мальчик, в прошлое время и не вернешься ты домой, пока не узнаешь все про натуральные числа. Согласился с предложением старушки Витя Востриков.
I этап (
устный счет) Не успел и глазом моргнуть мальчик, как оказался у ворот славного города Екатеринодара.
Чтобы в него войти, необходимо набрать нужный код и тогда ворота в город откроются. А код состоит из чисел, которые получаются из суммы всех правильных ответов каждого из трех устных заданий. (слайды № 1, № 2 , № 3, № 4) 1) Найти значение выражений: 2 2 + 8 = 3 3 + 2 2 = 5 2  2 3 = 8 2 – 30 = 2) Вычислить рациональным способом: (16  17): 8 = 25  3  4 = 17 + 28 + 43 = 34 – 15 – 14 = 3) Найти площадь прямоугольника со сторонами 14 см и 3 см. Найти периметр квадрата со стороной 11 см. Итак, открылись перед Витей ворота славного города Екатеринодара. (Ученики получают информацию о том, что мальчик должен проехать через весь город, чтобы узнать всё о натуральных числах и вернуться домой). Но на пути к заветной цели его поджидают многие испытания. Так поможем мы всем классом Вите Вострикову преодолеть препятствия.
II Этап
(письменная работа в тетрадях) Зашел Витя в город, а там огромный камень закрыл дорогу на мост в том месте, где в реку Кубань впадает маленькая речка Карасун.
На камне написаны четыре уравнения. Если их правильно решить, то можно узнать год основания Екатеринодара. ( слайд № 5 ) 1) 59 + 2х = 61 2) 245 : х – 20 = 15 3) (127 + m) – 98 = 38 4) ( 3 + х) 14 = 2х + 78 (К доске вызываются четыре человека, которые решают уравнения). Правильные решения уравнений открывают нам
год

1793
– год основания Екатеринодара атаманом Захарием Чепегой. (слайд № 6) Путь для Вити был неблизким. Но автобусов, трамваев и троллейбусов в то время еще не было. Зато в кузнеце неподалеку стояла лошадь.
Пообещал кузнец дать ее мальчику, если тот решит задачу: «Хватит ли Вите 50 подков для лошади на весь путь, если он будет скакать со скоростью 20км/ч на протяжении 6 часов. И через каждые 5 км будет менять подковы на задних копытах, а через каждые 10км подковы на передних копытах?» (слайд № 7) (Учащиеся решают задачу двумя способами)
Способ I:
1) 20  4 = 80(км) – весь путь 2) 80 : 5 = 16 3) 16  2 = 32 (подковы) будут израсходованы на задние ноги. 4) 80 : 10 = 8 5) 8  2 = 16 (подков) будут израсходованы на передние ноги 6) 32 + 16 = 48 (подков) потребуется на весь путь 7) 48 < 50
Способ II:
1) 20  4 = 80(км) – весь путь 2) 80 : 10 = 8 3) 2 + 2 + 2 = 6 (подков) расходуется на каждые 10 км. 4) 8  6 = 48 (подков) будут израсходованы на весь путь. 5) 48 < 50 Ответ : хватит.
III Этап
(работа по карточкам) Доехал в Екатеринодаре Витя до огромной стены на улице Красной . Не переехать её, не объехать. На стене висят задания.
Если решить все, то исчезнет стена и дальнейший путь откроется (ученики подходят по очереди к доске, берут карточки, читают классу условия задачи и решают её сами или с помощью товарищей).
Содержание карточек
-Протяженность реки Кубань 870км. На территорию Краснодарского края приходиться на 170км меньше. Какова протяжённость реки Кубань на территории Краснодарского Края? - Собор Святого Александра Невского был освящён спустя 79 лет после основания города Екатеринодара. В каком году это было? - При массе 4000 пудов звук колокола слышен на 20км. Какова должна быть масса колокола, чтобы звук распространялся на 60км? - Если разделить территорию России на 224 равных части, то одна из них придётся на Краснодарский край. Какова площадь Краснодарского края, если территория России составляет 17 024 000кв.м. -Если вы захотите обойти Краснодарский Край по границе, то двигаясь со скоростью 4 км/ч, не останавливаясь ни на одну минуту, проведёте в пути 8 суток и ещё 8 часов. Сколько километров составляет граница Краснодарского края? - Стрела из лука пролетает не более 163м, а пушечное ядро в 2 раза дальше . Вычислите предельную дальность ядра из пушки.
IV Этап
(Физкультминутка) (Ученики выполнили задание по карточкам, но стена не убралась). Ребята, давайте поможем Вите убрать стену. ( Проводится физкультминутка). Мы за дело взялись смело, Посмотрели вправо, влево, Голову подняли вверх, Стену вместе одолеем И разделим свой успех!
V Этап
(решение задачи) Дальнейший путь мальчика пролегал около собора Святого Александра Невского.
Решил Витя спросить дорогу у монахов, которые о чём-то спорили между собой. Согласились они помочь ему, если Витя разрешит их спор: -Монахам необходимо покрасить одно из помещений в форме прямоугольного параллелепипеда, длина которого 10м, ширина 5м, высота 4м. Хватит ли 10 банок краски, если в 1 банке 8 кг краски и расход краски 4кг на 10 квадратных метров? (слайд №8) (Один из учеников решает задачу у доски).
VI Этап
(самостоятельная работа с выбором ответов)

Дальше на своём пути Витя повстречал бравого казака, у которого имелись булава, бунчук и бешмет.
Ребята, чтобы узнать, что означают эти старинные названия, вам придется решить самостоятельную работу с выбором ответов.
I уровень
(расшифровка слова бешмет) 1. Выполнить действия: 35+480:16-12 53 (длинный) 67 (короткий) 45 (медный) 2. Решить уравнение: 27x=324
17 (куртка) 12 (плащ) 15 (сапоги) 3. Найти значение выражения: 647-а- 247, при а=98 302 (сшитый) 405 (связанный) 322 (покрашенный) 4. Решить задачу: В саду посадили 660 плодовых деревьев. Сколько рядов в саду, если в каждом по 30 деревьев? 34 (из ситца) 28 (из сатина) 22 (из меха)
II уровень
(расшифровка слова булава) 1. Выполнить действия: (3102-102  4+6):15 204 (современное) 180 (старинное) 184 (красивое) 2. Решить уравнение: 33x-17x+14=558 76 (украшение) 36 (награда) 34 (оружие) 3. Найти значение выражения: 12c+74+39c+65+14c, при с=11 854 (символ) 152 (хлыст) 320 (оглобля) 4. Решить задачу:
На пароме по реке Кубань плыло 98 пассажиров. На первой остановке вышло 27 и вошло 14 пассажиров, на второй остановке вышло 17 и вошло 25 пассажиров. Сколько пассажиров стало после второй остановки? 100 (закон) 93 (власть) 87 (вензель)
III уровень
(расшифровка слова бунчук 1. Выполнить действия: 15(5408-5382:26+799) 30тыс (длинное) 90тыс (короткое) 80тыс (тяжелое) 2. Решить уравнение: (285-(х:14-481)):6=36 7100 (амфора) 6700 (власть) 7700 (древко) 3. Найти значение выражения: с:(318-(d+18)), если с=560, d=260 14 (с конским) 16 (с длинным) 20 (с коротким) 4. С овощехранилища в первый день вывезли 764кг, а завезли 568кг овощей. Во второй день вывезли 445кг, а завезли 643кг. Увеличилась или уменьшилась первоначальная масса овощей и на сколько. на 5 (челом) на 2 (хвостом) на 15 (оглоблей) (Ученики сдают листки с самостоятельной работой и проверяют расшифровку слов )(слайд №9).

I уровень :бешмет – длинный плащ, сшитый из меха.

II уровень :булава – старинное оружие, символ власти.

III уровень :бунчук – короткое древко с конским хвостом.

VI этап
(математический диктант) Подошло к концу путешествие Вити Вострикова. И чтобы выбраться из города, ему необходимо расшифровать современное название города Екатеринодара. Ученикам требуется ответить на вопросы диктанта, первые буквы ответов которого и откроют им нужное слово. Вопросы диктанта. 1. Число, которое является решением уравнения (
К
орень) 2. Результат вычитания (
Р
азность) 3. Старинная мера длины (
А
ршин) 4. Результат сложения (
С
умма) 5. Как называют числа, которыми мы ведем счет (
Н
атуральные) 6. Формула V=abc (
О
бъема) 7. Как называется первый компонент при делении (
Д
елимое) 8. Единица измерения площади (
А
р) 9. У прямоугольного параллелепипеда их 12 (
Р
ебер) При верном выполнении задания, получилось слово Краснодар – современное название города Екатеринодара. Выдержал с честью и последнее испытание Витя Востриков, вернулся домой с прочным запасом знаний по теме «Действия с натуральными числами». А вы, ребята, ему в этом помогли.

Домашнее задание.
Составить текстовую задачу, используя в условии данные из истории нашего края, района, города.
Итог урока.
Подводится итог урока, выставляются оценки.


В раздел образования