Напоминание

"Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС".


Автор: Каленикова Ирина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Духовщинская средняя школа имени П. К. Козлова
Населённый пункт: Смоленская область, г. Духовщина
Наименование материала: статья
Тема: "Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС".
Раздел: начальное образование





Назад




Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю начать наш разговор с коллективного творческого дела: перед Вами одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой. Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии. Те, кто выбрал красный, — желают общаться. Желтый — проявят активность. Синий — будут настойчивы. Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий. Благодарю за сотрудничество Размышления вслух:

Я просила сил… А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильной. Я просила мудрости… А жизнь дала мне проблемы для разрешения. Я просила богатства… А жизнь дала мне мозг и физические силы, чтобы я могла работать. Я просила возможность летать…А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевала. Я просила любви… А жизнь дала мне людей, которым я могла помогать в их проблемах. Я просила благ… А жизнь дала мне возможности. Я ничего не получила из того, о чем просила. Но я получила все, что мне было нужно. Это притча. А теперь - реальность нашего времени. «…Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни…» (Федеральный закон об образовании в российской федерации, гл. 1, ст. 2) Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач начальной школы является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов. Особенностью новых государственных стандартов образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения Важное требование – формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Таким этапом в современном уроке стала рефлексия. Тема данного сообщения «Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС». Что такое Рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В словаре Ожегова указано, что ударение в слове Рефлексия ставят на слог ЛЕ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов
.
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, необходимых для того, чтобы стать личностью, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию Самостоятельность. Ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности. Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их. Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т. п. При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся. Классификация рефлексии: 1) По содержанию: устная и письменная. 2) По форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная. 3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д. 4) По функциям: физическая (успел - не успел, легко - тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял -не понял, какие затруднения испытывал). 5) По цели: эмоционального состояния
рефлексия деятельности рефлексия содержания К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:  диагностическую функцию – выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;  проектировочную – предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;  организаторскую – выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;  коммуникативную - рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника;  смыслотворческую – формирование в сознании у ча с т н и ко в педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;  мотивационную – определение направленности и целевых установок деятельности;  коррекционную - побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия. .Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своим.

Рассмотрим некоторые приёмы рефлексии на уроке 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния 2. Рефлексия деятельности 3. Рефлексия содержания учебного материала 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния • Смайлик( веселый, грустный). • « Солнышко» – мне все удалось. • « Солнышко и тучка» – мне не все удалось. • « Тучка» – у меня ничего не получилось. • « Светофор» зеленый(самостоятельно справился); желтый( нужна помощь); красный( не справился). 2. Рефлексия деятельности 1. Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения. В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения. Варианты:
 "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";  "Я похвалил бы себя…";  "Особенно мне понравилось…";  "После урока мне захотелось…";  "Я мечтаю о …";  "Сегодня мне удалось…";  "Я сумел…";  "Было интересно…";  "Было трудно…";  "Я понял, что…";  "Теперь я могу…";  "Я почувствовал, что…";  "Я научился…";  "Меня удивило…" и т.п. "Каким было общение на уроке?. - занимательным - познавательным - интересным - игровым - необычным - скучным -радостным -дружелюбным Как вариант школьникам предлагается небольшая анкета
,
наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ. 1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным
интересным / неинтересным 2. Рефлексия "Благодарю…". В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий. 3. Рефлексия "Плюс – минус – интересно". Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. 4. Рефлексия "Синквейн". В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа. 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова (существительное). Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме. 5. Оценочная лесенка Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить солнышко на той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий
.

6. На доске записаны фразы: (это может быть оформлено как небольшой плакат) Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться! Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока. 7. ”Слон” Ученикам дается задание на листочках нарисовать слона. Листочки собираются учителем для дальнейшего анализа работы учащегося на уроке. Ученикам затем устно дается характеристика элементов. Уши- значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух; глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно; хобот – знания, которые вы приобретаете; голова – это мыслительные процессы; посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше действует головой; ноги тонкие – неуверенность 8. “ Пятерочка “ Учащимся предлагается на листе обвести свою руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. Большой палец – для меня важно и интересно; Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось ); Средний – для меня было недостаточно; Безымянный палец – мое настроение; Мизинец – мои предложения. 9.. «10 баллов» Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции: „Я“ 0________10 „Мы“ 0________10 „Дело“ 0________10 10. «Для меня сегодняшний урок…» Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям. Урок Я на уроке Итог 1. интересно 1. работал 1. понял материал
2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал 3.безразлично 3.помогал другим 3.не понял 11. «Пантомима» Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично. 3. Рефлексия содержания учебного предмета 1. «Поезд». На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика 2. «Волшебный мешочек» Учитель показывает детям мешочек и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке» 3. «Поляна» На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего. 4. «Корзина идей» Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно. 5. «Дерево» Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате. Приёмов рефлексии гораздо больше названных в данном сообщении. Я рассказала о тех приёмах. Которые считаю приемлимыми на своих уроках. Каждый учитель способен разработать свою рефлексивную методику и приемы. Но при этом необходимо учитывать:
 возрастные особенности учащихся и состав класса;  особенности предмета, тему и тип урока (уроки гуманитарного ряда более располагают к рефлексии настроения и эмоционального состояния, уроки математики требуют рефлексии содержания материала, а уроки прикладного творчества не обойдутся без рефлексии деятельности). В заключение предлагаю вам рассмотреть рефлексивные вопросы и поставить их перед собой: - Что я делаю? - С какой целью? - Каковы результаты моей деятельности? - Как я этого достиг? - Можно ли сделать лучше? - Что я буду делать дальше? Пока мы задаём себе эти вопросы, мы развивается. Рефлексия, безусловно, является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.


В раздел образования