Авторы: Григорьева Алина Федоровна, Ильдеркина Алина Юрьевна
Должность: Воспитатель и инструктор по физической культуре (плавание)
Учебное заведение: МБДОУ "КУГЕСЬСКИЙ ДЕТСКИЙ САД "КРЕПЫШ" ЧЕБОКСАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Населённый пункт: Чебоксарский МО, п. Кугеси
Наименование материала: Консультация для педагогов ДОУ
Тема: «Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности воспитателя и инструктора по физической культуре»
Раздел: дошкольное образование
«Применение
информационно-коммуникационных
технологий в образовательной деятельности воспитателя и
инструктора по физической культуре»
Направление: физическое развитие дошкольников.
Актуальность педагогической технологии
Социально-экономические изменения в России привели к необходимости
модернизации системы образования.
Новые задачи, поставленные сегодня перед
образованием, сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской
Федерации» и образовательном стандарте нового поколения.
Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов,
затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Ее
основная задача – эффективное использование следующих важнейших преимуществ
информационно-коммуникационных технологий:
возможность
организации
процесса
познания,
поддерживающего
деятельностный подход к учебному процессу;
o
индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности;
o
создание эффективной системы управления информационно-методическим
обеспечением образования.
Сохранение здоровья детей одна из самых актуальных проблем дошкольного
образования. В научных исследованиях и практике идут постоянные поиски различных
подходов
к
оздоровлению
детей
средствами
физической
культуры
в
новых
интерпретациях.
Информационно-коммуникационные
технологии
в
детском
саду
–
актуальная проблема современного дошкольного воспитания.
Прежде всего, необходимо четко понимать, что такое ИКТ и в какой конкретно
работе в ДОУ они необходимы.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это
комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств
вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для
совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации,
воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции)
детей.
Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который
человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в
повседневной жизни.
Теоретическая и практическая значимость результатов реализации данной
технологии для образовательной деятельности
Основная цель введения информационно-коммуникационных технологий
(ИКТ) на физкультурных занятиях: оказание комплексного воздействия на разные каналы
восприятия,
на
различные
виды
памяти,
повышение
интереса
к
спортивным
мероприятиям.
На мой взгляд, наиболее эффективным при выборе технологий является
мультимедиа-подход, который основан на взаимном дополнении различных технологий.
Когда в первый раз слышишь фразу «компьютер на физкультурных занятиях», то
сразу возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это,
прежде всего, движение. Так сначала думала и я, но до тех пор, пока сама не освоила
информационные технологии и стала применять их в своей работе. Теперь для меня
совершенно очевидно, что без ИКТ невозможно обойтись в работе с детьми.
Применение компьютерной техники позволяет внести новизну в физкультурное
занятие, сделав его привлекательным и по - настоящему современным, расширяет
возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка.
Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств
видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и сюжеты. По сравнению с
традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные технологии решают
ряд
задач:
-
игровые
компоненты,
включенные
в
мультимедиа
программы,
активизируют
познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала и интерес к
обучению;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движение,
звук,
мультипликация
надолго
привлекает
внимание;
- проблемные задачи и поощрение ребенка при их правильном решении самим
компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
- помогают стимулировать интерес детей к здоровому образу жизни, закреплять
знания,
умения,
навыки,
решать
познавательные
и
творческие
задачи;
-
делают
процесс
физического
воспитания
более
современным,
разнообразным,
насыщенным
и
привлекательным
для
детей;
- оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды
памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.
Технологичность,
новизна
разработанной
технологии,
возможность
использования в образовательном процессе
Мой опыт
использования ИКТ по физическому развитию.
Я заметила, что дошкольникам стали не интересны «традиционные» занятия
физической культурой, поэтому в своей работе я начала применять ИКТ, что позволило
мне повысить к ним интерес.
Чередование на экране демонстрации красочного материала и беседы с детьми
помогают в большей мере добиться поставленных целей. Электронные презентации
состоят из красочных анимированных слайдов, которые являются прекрасным наглядным
средством при проведении мероприятий по формированию представлений о здоровом
образе жизни, дающим возможность выстроить объяснение логично, научно.
Для решения основных задач физического воспитания дошкольников я включаю
информационно-коммуникационные технологии во все виды физического воспитания.
Медиазанятия проводятся в физкультурном зале с использованием ноутбука,
мультимедийного
проектора
и
экрана,
как
в
начале
физкультурного занятия для
повышения мотивации, так и в процессе занятия с соблюдением всех санитарно-
гигиенических норм при работе с компьютером.
Для формирования системы знаний в области физической культуры и спорта,
формирования
потребности
в
здоровом
образе
жизни
мной
используются
информационные
ресурсы,
опубликованные
в
сети
Интернет
или
созданные
самостоятельно с помощью программ: (Power Point, Windows Media, Microsoft Word) .
Чтобы разнообразить комплексы утренней гимнастики и ОРУ на занятии по
физкультуре,
мной
разработана
мультимедийная
гимнастика:
«Весёлая
зарядка»,
«Виноватая тучка», « Аэробика для Бобика», « Гимнастика с инопланетянами».
Ритмичная музыка, помимо поднятия настроения, задает такт движениям, помогает не
выбиваться из заданного темпа, улучшает настроение, активизирует детей, значительно
повышает качество выполняемых упражнений.
Дети с огромным удовольствием
выполняют движения вместе с героями мультфильмов.
На занятиях по физической культуре:
В водной части занятия использую презентацию или мультфильм для создания
мотивации
у детей («Помогите мальчику Вове», «Путешествие в джунгли»), что
позволяет создать определенный настрой.)
Иногда герои сказок, мультфильмов с экрана обращаются к детям за помощью:
как можно поиграть с мячом, для чего нужна гимнастическая скамья и т.п. И
воспитанники групп составляют план решения проблемы, выполняют различные
движения в соответствии с просьбой.
Во время общей подготовки организма (ходьбы и бега) использую только
музыкальные произведения, без экрана, руководствуясь техникой безопасности: во время
ходьбы и бега дети не должны отвлекаться.
В основной части
физкультурных занятий использую:
-презентации и слайды обучающего типа: «Спортивная азбука в картинках»;
гимнастика для глаз «Весёлое солнышко»; дыхательная гимнастика «Ветерок», «Насос»;
массаж « Дождик», «Ладошки»; степ-аэробика;
- короткие фрагменты
мультфильмов: «Снежные дорожки», «Кто первый»,
«Шайбу! Шайбу!»,
-музыкальные диски спортивной тематики;
-мульти-сказки
для
упражнений
игрового
стретчинга,
что
способствует
повышению качества выполнения упражнений.
На физкультурных занятиях разучиваем с детьми упражнения игрового
стретчинга, а потом предлагаю детям сочинить сказку и с помощью родителей её записать
или нарисовать. Далее по сюжетам детских сказок я создаю презентации – мульти-сказки
и дети, глядя на экран, выполняют упражнения на растяжку мышц.
При разучивании новых видов основных движений практикую показ слайдов с
изображением алгоритма их выполнения.
В основной части ООД я использую часто музыкально-подвижные игры, игры на
ускорение: «Три хлопка», «Делай как я», «Мы пойдем». Дети выполняют движения под
музыку в соответствии с текстом игры и ритмом.
В заключительной части занятий использую:
-релаксационные упражнения под тихую и спокойную музыку;
-игры малой подвижности под спокойную музыку,
- игры-имитации под музыку: «Звездочки и роботы», «Бабочки и жуки», «Медведи
и пчелы» (дети, слушая музыку, имитируют движения соответствующих персонажей);
-самомассаж под музыкальное сопровождение;
-пальчиковая гимнастика под музыкальное сопровождение, включая пропевание
текста детьми.
Информационно-коммуникационные технологии я использую не только на
физкультурных занятиях с детьми, но и при организации спортивных досугов,
праздников, Дней здоровья; в работе с родителями и сотрудниками ДОУ.
Демонстрирую мультфильмы или презентации «Вид спорта», «Знаменитые
спортсмены», «Легенды о спорте», «Зимняя и летняя Олимпиада».
Участники
мероприятий
играют
в
электронные
игры
с
использованием
интерактивной доски «Четвёртый лишний», «Виды спорта», « Найди пару», «Отгадалки».
В индивидуальной работе с детьми я также использую ИКТ. Для лучшего
усвоения техники выполнения упражнений я подготовила несколько слайдов, на примере
выполнения упражнений детьми я показала, как правильно выполнять упражнения,
например, бросок мяча в корзину. На слайде видно положение туловища, рук, ног, как
правильно взять мяч. Можно использовать слайды вместо традиционных схем.
В педагогической деятельности я также
активно использую информационные
компьютерные технологии:
- планирование образовательного процесса по физической культуре;
-
разработка
физкультурно-оздоровительных
и
физкультурно-массовых
мероприятий;
- разработка мероприятий с педагогами ДОУ и родителями.
Направленность
технологии
на
повышение
уровня
профессиональной
компетентности и личностное развитие педагога
Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для
широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок,
реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного
процессов.
Использование информационных технологий в детском саду - это возможность
существенно обогатить, качественно обновить воспитательно - образовательный
процесс, повысить профессиональный уровень педагога
Начиная работу над данной технологией, я столкнулась с необходимостью
подробного
изучения
инструментария
программного
обеспечения
по
созданию
презентаций, видеороликов, графических, текстовых редакторов. Освоила приемы работы
с мультимедийным оборудованием: мультимедиа-проектором, интерактивной доской.
В дальнейшем
планирую продолжить работу над данной технологией по
следующим направлениям:
организация организованной образовательной деятельности;
организация совместной развивающей деятельности педагога и детей;
реализация проектов;
создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).
Рефлексия педагогической технологии
Сегодня во многих детских садах необходимо и целесообразно использовать ИКТ
на
занятиях
по
физической
культуре,
что
делает
занятия
по-настоящему
привлекательными, современными благодаря дизайну представляемой информации.
Совместная
организованная
деятельность
педагога
с
детьми
должна
быть
эмоциональной,
яркой,
с привлечением большого иллюстративного материала,
с
использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная
техника с её мультимедийными возможностями.
ИКТ на физкультурных занятиях и других мероприятиях с детьми,
направленных на формирование ЗОЖ, нужно использовать в меру. ИКТ я использую не
на каждом занятии и не в большом количестве одновременно, а применяю в процессе
организованной образовательной деятельности один прием, соблюдая принцип от
простого к сложному (на одном занятии –упражнения игрового стретчинга с показом
презентации; на другом – демонстрация на экране алгоритма выполнения основного
движения; на последующих – музыкально-подвижная игра и т.п.).
Таким
образом,
использование
информационно-коммуникационных
технологий в дошкольном образовании дает возможность обогатить, качественно
обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно
и успешно реализовать развитие способностей ребенка.