Напоминание

«Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности воспитателя и инструктора по физической культуре»


Авторы: Григорьева Алина Федоровна, Ильдеркина Алина Юрьевна
Должность: Воспитатель и инструктор по физической культуре (плавание)
Учебное заведение: МБДОУ "КУГЕСЬСКИЙ ДЕТСКИЙ САД "КРЕПЫШ" ЧЕБОКСАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Населённый пункт: Чебоксарский МО, п. Кугеси
Наименование материала: Консультация для педагогов ДОУ
Тема: «Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности воспитателя и инструктора по физической культуре»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Применение

информационно-коммуникационных

технологий в образовательной деятельности воспитателя и

инструктора по физической культуре»

Направление: физическое развитие дошкольников.

Актуальность педагогической технологии

Социально-экономические изменения в России привели к необходимости

модернизации системы образования.

Новые задачи, поставленные сегодня перед

образованием, сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской

Федерации» и образовательном стандарте нового поколения.

Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов,

затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Ее

основная задача – эффективное использование следующих важнейших преимуществ

информационно-коммуникационных технологий:

возможность

организации

процесса

познания,

поддерживающего

деятельностный подход к учебному процессу;

o

индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности;

o

создание эффективной системы управления информационно-методическим

обеспечением образования.

Сохранение здоровья детей одна из самых актуальных проблем дошкольного

образования. В научных исследованиях и практике идут постоянные поиски различных

подходов

к

оздоровлению

детей

средствами

физической

культуры

в

новых

интерпретациях.

Информационно-коммуникационные

технологии

в

детском

саду

актуальная проблема современного дошкольного воспитания.

Прежде всего, необходимо четко понимать, что такое ИКТ и в какой конкретно

работе в ДОУ они необходимы.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это

комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств

вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для

совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации,

воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции)

детей.

Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который

человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в

повседневной жизни.

Теоретическая и практическая значимость результатов реализации данной

технологии для образовательной деятельности

Основная цель введения информационно-коммуникационных технологий

(ИКТ) на физкультурных занятиях: оказание комплексного воздействия на разные каналы

восприятия,

на

различные

виды

памяти,

повышение

интереса

к

спортивным

мероприятиям.

На мой взгляд, наиболее эффективным при выборе технологий является

мультимедиа-подход, который основан на взаимном дополнении различных технологий.

Когда в первый раз слышишь фразу «компьютер на физкультурных занятиях», то

сразу возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это,

прежде всего, движение. Так сначала думала и я, но до тех пор, пока сама не освоила

информационные технологии и стала применять их в своей работе. Теперь для меня

совершенно очевидно, что без ИКТ невозможно обойтись в работе с детьми.

Применение компьютерной техники позволяет внести новизну в физкультурное

занятие, сделав его привлекательным и по - настоящему современным, расширяет

возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка.

Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств

видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и сюжеты. По сравнению с

традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные технологии решают

ряд

задач:

-

игровые

компоненты,

включенные

в

мультимедиа

программы,

активизируют

познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала и интерес к

обучению;

- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движение,

звук,

мультипликация

надолго

привлекает

внимание;

- проблемные задачи и поощрение ребенка при их правильном решении самим

компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

- помогают стимулировать интерес детей к здоровому образу жизни, закреплять

знания,

умения,

навыки,

решать

познавательные

и

творческие

задачи;

-

делают

процесс

физического

воспитания

более

современным,

разнообразным,

насыщенным

и

привлекательным

для

детей;

- оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды

памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.

Технологичность,

новизна

разработанной

технологии,

возможность

использования в образовательном процессе

Мой опыт

использования ИКТ по физическому развитию.

Я заметила, что дошкольникам стали не интересны «традиционные» занятия

физической культурой, поэтому в своей работе я начала применять ИКТ, что позволило

мне повысить к ним интерес.

Чередование на экране демонстрации красочного материала и беседы с детьми

помогают в большей мере добиться поставленных целей. Электронные презентации

состоят из красочных анимированных слайдов, которые являются прекрасным наглядным

средством при проведении мероприятий по формированию представлений о здоровом

образе жизни, дающим возможность выстроить объяснение логично, научно.

Для решения основных задач физического воспитания дошкольников я включаю

информационно-коммуникационные технологии во все виды физического воспитания.

Медиазанятия проводятся в физкультурном зале с использованием ноутбука,

мультимедийного

проектора

и

экрана,

как

в

начале

физкультурного занятия для

повышения мотивации, так и в процессе занятия с соблюдением всех санитарно-

гигиенических норм при работе с компьютером.

Для формирования системы знаний в области физической культуры и спорта,

формирования

потребности

в

здоровом

образе

жизни

мной

используются

информационные

ресурсы,

опубликованные

в

сети

Интернет

или

созданные

самостоятельно с помощью программ: (Power Point, Windows Media, Microsoft Word) .

Чтобы разнообразить комплексы утренней гимнастики и ОРУ на занятии по

физкультуре,

мной

разработана

мультимедийная

гимнастика:

«Весёлая

зарядка»,

«Виноватая тучка», « Аэробика для Бобика», « Гимнастика с инопланетянами».

Ритмичная музыка, помимо поднятия настроения, задает такт движениям, помогает не

выбиваться из заданного темпа, улучшает настроение, активизирует детей, значительно

повышает качество выполняемых упражнений.

Дети с огромным удовольствием

выполняют движения вместе с героями мультфильмов.

На занятиях по физической культуре:

В водной части занятия использую презентацию или мультфильм для создания

мотивации

у детей («Помогите мальчику Вове», «Путешествие в джунгли»), что

позволяет создать определенный настрой.)

Иногда герои сказок, мультфильмов с экрана обращаются к детям за помощью:

как можно поиграть с мячом, для чего нужна гимнастическая скамья и т.п. И

воспитанники групп составляют план решения проблемы, выполняют различные

движения в соответствии с просьбой.

Во время общей подготовки организма (ходьбы и бега) использую только

музыкальные произведения, без экрана, руководствуясь техникой безопасности: во время

ходьбы и бега дети не должны отвлекаться.

В основной части

физкультурных занятий использую:

-презентации и слайды обучающего типа: «Спортивная азбука в картинках»;

гимнастика для глаз «Весёлое солнышко»; дыхательная гимнастика «Ветерок», «Насос»;

массаж « Дождик», «Ладошки»; степ-аэробика;

- короткие фрагменты

мультфильмов: «Снежные дорожки», «Кто первый»,

«Шайбу! Шайбу!»,

-музыкальные диски спортивной тематики;

-мульти-сказки

для

упражнений

игрового

стретчинга,

что

способствует

повышению качества выполнения упражнений.

На физкультурных занятиях разучиваем с детьми упражнения игрового

стретчинга, а потом предлагаю детям сочинить сказку и с помощью родителей её записать

или нарисовать. Далее по сюжетам детских сказок я создаю презентации – мульти-сказки

и дети, глядя на экран, выполняют упражнения на растяжку мышц.

При разучивании новых видов основных движений практикую показ слайдов с

изображением алгоритма их выполнения.

В основной части ООД я использую часто музыкально-подвижные игры, игры на

ускорение: «Три хлопка», «Делай как я», «Мы пойдем». Дети выполняют движения под

музыку в соответствии с текстом игры и ритмом.

В заключительной части занятий использую:

-релаксационные упражнения под тихую и спокойную музыку;

-игры малой подвижности под спокойную музыку,

- игры-имитации под музыку: «Звездочки и роботы», «Бабочки и жуки», «Медведи

и пчелы» (дети, слушая музыку, имитируют движения соответствующих персонажей);

-самомассаж под музыкальное сопровождение;

-пальчиковая гимнастика под музыкальное сопровождение, включая пропевание

текста детьми.

Информационно-коммуникационные технологии я использую не только на

физкультурных занятиях с детьми, но и при организации спортивных досугов,

праздников, Дней здоровья; в работе с родителями и сотрудниками ДОУ.

Демонстрирую мультфильмы или презентации «Вид спорта», «Знаменитые

спортсмены», «Легенды о спорте», «Зимняя и летняя Олимпиада».

Участники

мероприятий

играют

в

электронные

игры

с

использованием

интерактивной доски «Четвёртый лишний», «Виды спорта», « Найди пару», «Отгадалки».

В индивидуальной работе с детьми я также использую ИКТ. Для лучшего

усвоения техники выполнения упражнений я подготовила несколько слайдов, на примере

выполнения упражнений детьми я показала, как правильно выполнять упражнения,

например, бросок мяча в корзину. На слайде видно положение туловища, рук, ног, как

правильно взять мяч. Можно использовать слайды вместо традиционных схем.

В педагогической деятельности я также

активно использую информационные

компьютерные технологии:

- планирование образовательного процесса по физической культуре;

-

разработка

физкультурно-оздоровительных

и

физкультурно-массовых

мероприятий;

- разработка мероприятий с педагогами ДОУ и родителями.

Направленность

технологии

на

повышение

уровня

профессиональной

компетентности и личностное развитие педагога

Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для

широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок,

реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного

процессов.

Использование информационных технологий в детском саду - это возможность

существенно обогатить, качественно обновить воспитательно - образовательный

процесс, повысить профессиональный уровень педагога

Начиная работу над данной технологией, я столкнулась с необходимостью

подробного

изучения

инструментария

программного

обеспечения

по

созданию

презентаций, видеороликов, графических, текстовых редакторов. Освоила приемы работы

с мультимедийным оборудованием: мультимедиа-проектором, интерактивной доской.

В дальнейшем

планирую продолжить работу над данной технологией по

следующим направлениям:

организация организованной образовательной деятельности;

организация совместной развивающей деятельности педагога и детей;

реализация проектов;

создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).

Рефлексия педагогической технологии

Сегодня во многих детских садах необходимо и целесообразно использовать ИКТ

на

занятиях

по

физической

культуре,

что

делает

занятия

по-настоящему

привлекательными, современными благодаря дизайну представляемой информации.

Совместная

организованная

деятельность

педагога

с

детьми

должна

быть

эмоциональной,

яркой,

с привлечением большого иллюстративного материала,

с

использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная

техника с её мультимедийными возможностями.

ИКТ на физкультурных занятиях и других мероприятиях с детьми,

направленных на формирование ЗОЖ, нужно использовать в меру. ИКТ я использую не

на каждом занятии и не в большом количестве одновременно, а применяю в процессе

организованной образовательной деятельности один прием, соблюдая принцип от

простого к сложному (на одном занятии –упражнения игрового стретчинга с показом

презентации; на другом – демонстрация на экране алгоритма выполнения основного

движения; на последующих – музыкально-подвижная игра и т.п.).

Таким

образом,

использование

информационно-коммуникационных

технологий в дошкольном образовании дает возможность обогатить, качественно

обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно

и успешно реализовать развитие способностей ребенка.



В раздел образования