"Коррекционная работа по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей 5 – 6 лет с тяжелыми нарушениями речи"
Автор: Волкова Екатерина Андреевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: ГБОУ "Гимназия №1596" дошкольное отделение №1815 Населённый пункт: москва Наименование материала: методическая разработка Тема: "Коррекционная работа по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей 5 – 6 лет с тяжелыми нарушениями речи" Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка коррекционной работы по развитию фонетико-
фонематической стороны речи у детей 5 – 6 лет с тяжелыми нарушениями
речи.
Данная методика направлена на формирование новых фонематических знаний,
умений и навыков, с целью решения коррекционных задач специальной программы
обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Учитывая, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста,
считаю, что на занятиях по развитию фонетико- фонематической стороны речи
целесообразно
и
необходимо
использовать
различные
игровые
ситуации.
Это
способствует поддержанию устойчивого интереса детей к занятию, гармоничному
развитию у них психических процессов, личностных черт, интеллекта. Для этого
была разработана система коррекционной работы, объедененная одним игровым
сюжетом.
В начале года детям предлагается отправиться в долгосрочное путешествие на
остров, где живут необычные существа звукопузики. Они не умеют разговаривать,
а произносят только отдельные звуки.
В
п р о ц е с с е
п о с е щ е н и й
о с т р о в а
д е т и
з н а к о м я т с я
с
р а з н ы м и
племенами звукопузиков. С помощью необычных человечков учатся «превращать»
звук в букву( у каждого человечка напузике волшебный экранчик), составлять и
читать слоги и слова.
Помогая благоустроить остров, дети строят «домики звуков»(развитие навыков
звукового анализа и синтеза), «домики слов »( развитие слогового анализа и
синтеза) и даже железную дорогу(развитие анализа предложений) .
В данной методике используются самостоятельно разработанные пособия и игры,
раскрывающие систему работы по данной теме.
КЛЮЧЕВЫЕ ЗАНЯТИЯ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1 . «На встречу приключениям»
-Знакомство с племенем красных
(формирование понятия звук, гласные звуки)
Вводится понятия звук, гласный звук .Происходит знакомство с
обозначением гласного звука.
Знакомятся с артикуляцией гласных звуков первого ряда.
Учатся петь на длительном выдохе песенку гласных, четко артикулируя
губами звуки
[ а],[о],[у],[ы],[и],[э].
Учатся выделять заданный звук из ряда звуков, на фоне слова, пользуясь
сигнальными карточками.
На данном этапе проводится:
звуковой анализ и синтез звукосочетаний типа АУ, ИУ и т. д.
работа по вычленению первого ударного гласного из слова
работа по вычленению первого гласного из слова
работа по вычленению последного гласного из слова
определение места звука в слова
знакомство с гласными буквами
определение места буквы в слове
2 . «На другом берегу острова»
– Знакомство с племенем синих
(формирование понятия согласный звук )
На данном этапе дети учатся:
Выделять заданный согласный звук из ряда звуков.
Знакомятся с понятием согласный звук и его символом.
Определять место звука в слове и обозначать его на звуковой схеме слова.
Знакомятся с некоторыми согласными буквами.
Определять место буквы в слове.
Закрепляют знания о звуках (гласные и согласные).
3. «Дружба крепкая …»
– Знакомство племени красных с синими
(знакомство с закрытым слогом)
На данном этапе:
Учатся выполнять звуковой, затем звуко-буквенный анализ и синтез слогов
типа АП.
Учатся читать закрытые слоги с пройденными буквами.
Игры на развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, чтение закрытых слогов
проводится с помощью волшебных экранчиков звукопузиков.
4. «Визит вежливости»
– Встреча племен синих с красными
(знакомство с открытым слогом)
На данном этапе:
Дети знакомятся с понятием слова.
Определяют, что слог частица слова.
Учатся складывать слова с помощью прибавления буквы к слову (МА – К), (У
– СЫ).
Учатся складывать слова из двух слогов типа (ПА- ПА), (УМ-КА).
Учатся определять количество слогов различными способами.
Знакомятся с «Золотым правилом» (сколько гласных в слове , столько и
слогов).
Проводят звуко-буквенный анализ слов.
5. «На помощь маленьким человечкам»
-Знакомство с племенем зеленых
(формирование понятия мягкие согласные)
На данном этапе:
Дети закрепляют ранее полученные знания, применяя мягкий согласный
звук.
Учатся складывать слова из двух слогов типа (ЛИ- ПА), (КО-НИ).
Проводят звуко-буквенный анализ слов, с использованием мягкого
согласного звука.
6. «Коварное мороженое»
-Знакомство с племенем черных
(формирование понятия парные согласные звуки)
На данном этапе:
учатся дифференцировать согласные звуки на звонкие и глухие.
знакомятся с символами глухих согласных.
знакомятся с парными согласными.
учатся подбирать парный звук.
проводят звуко-буквенный анализ, синтез слогов и слов.