Напоминание

"Коррекционная работа по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей 5 – 6 лет с тяжелыми нарушениями речи"


Автор: Волкова Екатерина Андреевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ "Гимназия №1596" дошкольное отделение №1815
Населённый пункт: москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Коррекционная работа по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей 5 – 6 лет с тяжелыми нарушениями речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка коррекционной работы по развитию фонетико- фонематической стороны речи у детей 5 – 6 лет с тяжелыми нарушениями речи. Данная методика направлена на формирование новых фонематических знаний, умений и навыков, с целью решения коррекционных задач специальной программы обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста. Учитывая, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, считаю, что на занятиях по развитию фонетико- фонематической стороны речи целесообразно и необходимо использовать различные игровые ситуации. Это способствует поддержанию устойчивого интереса детей к занятию, гармоничному развитию у них психических процессов, личностных черт, интеллекта. Для этого была разработана система коррекционной работы, объедененная одним игровым сюжетом. В начале года детям предлагается отправиться в долгосрочное путешествие на остров, где живут необычные существа звукопузики. Они не умеют разговаривать, а произносят только отдельные звуки. В п р о ц е с с е п о с е щ е н и й о с т р о в а д е т и з н а к о м я т с я с р а з н ы м и племенами звукопузиков. С помощью необычных человечков учатся «превращать» звук в букву( у каждого человечка напузике волшебный экранчик), составлять и читать слоги и слова. Помогая благоустроить остров, дети строят «домики звуков»(развитие навыков звукового анализа и синтеза), «домики слов »( развитие слогового анализа и синтеза) и даже железную дорогу(развитие анализа предложений) . В данной методике используются самостоятельно разработанные пособия и игры, раскрывающие систему работы по данной теме.
КЛЮЧЕВЫЕ ЗАНЯТИЯ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1
. «На встречу приключениям»
-Знакомство с племенем красных (формирование понятия звук, гласные звуки)  Вводится понятия звук, гласный звук .Происходит знакомство с обозначением гласного звука.  Знакомятся с артикуляцией гласных звуков первого ряда.  Учатся петь на длительном выдохе песенку гласных, четко артикулируя губами звуки [ а],[о],[у],[ы],[и],[э].  Учатся выделять заданный звук из ряда звуков, на фоне слова, пользуясь сигнальными карточками. На данном этапе проводится:  звуковой анализ и синтез звукосочетаний типа АУ, ИУ и т. д.
 работа по вычленению первого ударного гласного из слова  работа по вычленению первого гласного из слова  работа по вычленению последного гласного из слова  определение места звука в слова  знакомство с гласными буквами  определение места буквы в слове 2
. «На другом берегу острова»
– Знакомство с племенем синих (формирование понятия согласный звук ) На данном этапе дети учатся:  Выделять заданный согласный звук из ряда звуков.  Знакомятся с понятием согласный звук и его символом.  Определять место звука в слове и обозначать его на звуковой схеме слова.  Знакомятся с некоторыми согласными буквами.  Определять место буквы в слове.  Закрепляют знания о звуках (гласные и согласные). 3.
«Дружба крепкая …»
– Знакомство племени красных с синими (знакомство с закрытым слогом) На данном этапе:  Учатся выполнять звуковой, затем звуко-буквенный анализ и синтез слогов типа АП.  Учатся читать закрытые слоги с пройденными буквами. Игры на развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, чтение закрытых слогов проводится с помощью волшебных экранчиков звукопузиков. 4.
«Визит вежливости»
– Встреча племен синих с красными (знакомство с открытым слогом) На данном этапе:
 Дети знакомятся с понятием слова.  Определяют, что слог частица слова.  Учатся складывать слова с помощью прибавления буквы к слову (МА – К), (У – СЫ).  Учатся складывать слова из двух слогов типа (ПА- ПА), (УМ-КА).  Учатся определять количество слогов различными способами.  Знакомятся с «Золотым правилом» (сколько гласных в слове , столько и слогов).  Проводят звуко-буквенный анализ слов. 5.
«На помощь маленьким человечкам»
-Знакомство с племенем зеленых (формирование понятия мягкие согласные) На данном этапе:  Дети закрепляют ранее полученные знания, применяя мягкий согласный звук.  Учатся складывать слова из двух слогов типа (ЛИ- ПА), (КО-НИ).  Проводят звуко-буквенный анализ слов, с использованием мягкого согласного звука. 6.
«Коварное мороженое»
-Знакомство с племенем черных (формирование понятия парные согласные звуки) На данном этапе:  учатся дифференцировать согласные звуки на звонкие и глухие.  знакомятся с символами глухих согласных.  знакомятся с парными согласными.  учатся подбирать парный звук.  проводят звуко-буквенный анализ, синтез слогов и слов.


В раздел образования