Коррекция поведенческих нарушений у детей младшего школьного возраста
Автор: Бондаренко Людмила Николаевна Должность: учитель Учебное заведение: КОУ ХМАО-Югры "Березовская школа интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Населённый пункт: Березово Наименование материала: методическая разработка Тема: Коррекция поведенческих нарушений у детей младшего школьного возраста Раздел: начальное образование
у детей младшего школьного возраста (упражнения, игры)
(консультация для родителей).
Одним из наиболее важных компонентов нормального психического развития ребен-
ка является его эмоциональное общение с взрослыми и сверстниками, которое в полной
мере реализуется в условиях игровой деятельности.
К расстройствам поведения ребенка можно отнести излишнюю двигательную и эмоцио-
нальную активность, частые капризы и повышенную утомляемость. Такой ребенок непо-
седлив и беспокоен, с трудом концентрирует внимание, у него переменчивое настроение.
Как правило, родители не понимают, что происходит с ребенком, его поведение они объяс-
няют «неправильным воспитанием», начиная испытывать чувство вины. Дети, имеющие
поведенческие нарушения, заставляют родителей искать разнообразные пути решения
проблемы. Необходимо своевременно начать коррекционную работу, ведь такой ребенок не
всегда «перерастает» это состояние. Дети более старшего возраста, с похожими проявлени-
ями склонны конфликтовать, проявлять агрессию, они с трудом адаптируются в коллективе.
Предлагаемые упражнения являются примером специальных занятий с детьми. Ма-
териал можно использовать в удобной для взрослых последовательности и в нужном
объеме. Задания можно модифицировать, придумывать по аналогии другие, дополнять в за-
висимости от возраста ребенка и предполагаемых целей. Желательно не только инструкти-
ровать ребенка, но и участвовать вместе с ним в играх. Это позволит наладить эмоциональ-
ный контакт, в результате чего ребенок будет серьезнее относиться к упражнениям и сосре-
дотачиваться на их правильном выполнении. Кроме того, совместное выполнение упражне-
ния может послужить для него примером управления поведением.
Для того чтобы коррекционная работа проводилась более успешно, перечислим не-
которые рекомендации:
Избегайте слова «нельзя»: чаще всего оно имеет обратный эффект.
Определите для ребенка рамки поведения: обозначьте то, что можно делать всегда, то, что
можно при определенных условиях (например, в день рождения), и то, что запрещено при
любых обстоятельствах. Категоричные запреты должны касаться лишь тех действий ребен-
ка, от которых зависит его безопасность и которые могут нанести вред здоровью.
Следите за тем, чтобы ребенок высыпался. Предложите ребенку занятия каким-либо видом
спорта, например, плавание, лыжи. Но следует избегать соревновательных и командных ви-
дов спорта, которые вызывают эмоциональные перегрузки. Используйте тактильный кон-
такт: прикосновения, поглаживания и т.д.
Для занятий дома желательно выделить место, где будет минимальное количество отвле-
кающих предметов.
Предлагайте ребенку разнообразные игры и смену занятий, в то же время, предоставляя
ему возможность выбора.
Не принуждайте ребенка играть: некоторые игры могут быть ему не по душе. Не настаи-
вайте на них, отложите, вернитесь к ним через неделю-две. Как правило, отказ от задания
связан с двумя причинами:
1) у ребенка не получается упражнение (в этом случае следует
попросить выполнить аналогичные, но более легкие задания);
2) родители переусердствовали, часто предлагая какое- либо
упражнение, и ребенок потерял к нему интерес.
Важно помнить, что игры-упражнения не являются обязанностью ребенка, прежде всего
ему должно быть интересно.
Не переутомляйте ребенка занятиями, но и не оставляйте его надолго предоставленным
самому себе. Это снижает самоконтроль, может вызывать возбуждение и излишнюю двига-
тельную активность.
Во время занятий всегда находитесь в поле зрения ребенка.
Оставайтесь спокойным: ваше поведение послужит ребенку примером.
Инструкции должны быть понятными для ребенка. Если ребенок плохо запоминает правила
игры, не слушает их до конца, перебивает, попросите его самого попробовать их переска-
зать. Это будет хорошей тренировкой в овладении умением сосредотачиваться.
Поощряйте ребенка лаской, словом, взглядом за правильно выполненное задание.
Радуйтесь успехам ребенка, но не захваливайте его. Нарисуйте вместе с ребенком «Дневник
достижений» и повесьте его на видном и доступном для ребенка месте. Вечером, подводя
итог дня, обсудите вместе с ребенком, что получилось сегодня хорошо, с какими заданиями
он справился удачно и как себя вел. В соответствии с результатами дня наклейте или нари-
суйте звездочки. Чем труднее вам справляться с ребенком, тем чаще надо его подбадривать
небольшими сюрпризами, акцентируя желаемое поведение.
Психокоррекционные упражнения, игры и приемы:
Массажные комплексы
Массаж снижает утомление, расторможенность, эмоциональную лабильность, агрессию;
развивает внимание; повышает настроение, а также умственную и физическую работо-
способность.
Процедура проведения массажа требует определенных знаний и умений.
Для достижения наилучших результатов необходимо соблюдать ряд правил и условий. По-
мещение, где проводится массаж, должно быть теплым и проветренным. Руки взрослого
должны быть теплыми, а их движения - легкими и мягкими, следует избегать нажима. Если
ребенок проводит самомассаж под присмотром взрослого, нужно показать ему разницу
между приятными (мягкими, нежными) и неприятными (отрывистыми, жесткими) касания-
ми, объяснив, что ребенок сам может контролировать силу
прикосновения.
Прежде чем приступать непосредственно к массажу, необходимо запомнить следующее:
если ребенок возбужден, то необходимо успокоить его легкими поглаживаниями, попросить
его подышать глубоко и медленно, предварительно это продемонстрировав;
массаж всегда начинается и заканчивается легкими поглаживаниями;
массаж нельзя выполнять слишком долго и энергично; нельзя задевать остистые отростки
позвонков; массаж шеи производится только в одном направлении: сверху вниз;
массаж нельзя проводить при сильном переутомлении ребенка, при повышенной темпера-
туре и кожных заболеваниях.
Мышки
Этот массажный комплекс является хорошей профилактикой ОРВИ. Взрослый читает текст
и выполняет движения, ребенок их повторяет.
- В один прекрасный летний день на полянке играли мышки (кладем обе руки на голову,
выполняем легкие движения кончиками пальцев по всей голове). Неожиданно пошел до-
ждик, который становился все сильнее и сильнее (стучим по голове кончиками пальцев, по-
степенно увеличивая силу прикосновений). Мышкам пришлось рыть норки, чтобы укрыть-
ся от дождя. Шустрые мышки перекопали всю полянку. Кончиками пальцев выполняем
отрывистые движения от одной точки, направляя их в разные стороны). Теперь у мышек
есть уютная норка и они отдыхают (кладем пальцы обеих рук на затылок). Когда дождик за-
кончился, мышки взяли грабли и стали приводить свою полянку в порядок (растопыриваем
пальцы и «причесываем» ими волосы).Полянка вновь стала ровной и красивой, а мышки
решили почистить свои ушки (трем пальцами уши). Вдруг мышки услышали какой-то
шум(тянем уши вверх-вниз). Ну-ка узнаем, что они там услышали (массируем уши, начиная
от мочек и поднимаясь вверх по краю). Да это просто ветер шумит листвой деревьев! Успо-
коились мышки и стали разговаривать: «Пи-пи-пи» (произносим слоги). Наговорились
мышки и начали прихорашиваться: пригладили бровки(проводим по бровям поочередно
каждым пальцем, начиная с большого),разгладили лоб (кладем кончики пальцев обеих рук
на середину лба и ведем ими к вискам), «побегали» пальчиками по лбу (постукиваем по лбу
кончиками пальцев). А щечки мышки натерли так, что они стали розовыми (складываем
пальцы рук в кулаки и трем ими щеки до тех пор, пока кожа не порозовеет). Проверили
мышки, хорошо ли нюхает их носик (закрываем указательным пальцем одну ноздрю и шум-
но дышим другой, а затем наоборот), и легонько постучали по носику сначала одной лап-
кой, а затем обеими (постукиваем кончиками пальцев по перегородке носа). Особенно ак-
тивным и расторможенным детям, которые могут причинить себе боль, завершающий этап
массажа делает взрослый.
Караван
Этот комплекс для спины ребенка обычно выполняется взрослым. Если дети массируют
друг друга, задача взрослого - следить за их действиями и сопровождать массаж рассказом.
- Шел по пустыне караван (складываем пальцы обеих рук в кулаки и имитируем ими шаги
вдоль спины). На одном верблюде ехал падишах Ах (сильно поглаживаем кулаками вдоль
спины, сопровождая каждое движение глубоким вздохом «Ах»). На другом верблюде ехала
красавица Ох (легко поглаживаем кулаками вдоль спины, сопровождая каждое движение
вздохом «Ох»). А за ними бежала любимая собачка красавицы. Их-их (имитируем дву-
мя пальцами руки легкие и быстрые шаги, сопровождая их звуками «Их-их»). Вдруг в пу-
стыне подул ветер: сначала сверху вниз и снизу вверх, а затем слева направо и справа нале-
во (гладим спину кистями рук в указанных направлениях). Ветер стал таким сильным (дви-
жения становятся быстрее и интенсивнее), что в глаза всадникам начал попадать песок (вы-
полняем пальцами точечные нажимы на спину). И караван пошел быстрее, а потом и
вовсе побежал: сначала падишах Ах (кулаками обеих рук имитируем быстрые шаги вдоль
спины), потом красавица Ох (выполняем те же движения, но легче), затем собачка красави-
цы Их-их (имитируем двумя пальцами руки легкие и быстрые шаги). Иногда из-за сильного
ветра путники сталкивались друг с другом (кулаками обеих рук имитируем столкновения).
Ветер постепенно стих (мягко и плавно поглаживаем спину ладонями слева направо и спра-
ва налево), но как же все устали... (мягко и плавно поглаживаем спину ладонями сверху
вниз). Остановился караван, и начали путники жалеть друг друга (поглаживаем ладонями
плечи, а затем сверху вниз спину). После отдыха все развеселились, стали шутить (щеко-
чем) и улыбаться (улыбаемся).
Майский ливень
Этот комплекс для спины ребенка обычно выполняется взрослым. Если дети массируют
друг друга, задача взрослого - следить за их действиями и сопровождать массаж рассказом.
- Был теплый весенний день (гладим спину ладонями в произвольных направлениях). Дул
приятный тихий ветерок (медленно и плавно поглаживаем спину ладонями слева направо и
справа налево). Светило солнышко (растопыриваем пальцы обеих рук, образуя окружности,
и прикасаемся ими к верхней части спины). На лужайке гуляли звери, росло красивое
большое дерево (рисуем указательными пальцами дерево). Но тут ветер усилился. С каж-
дой секундой он становился все сильнее и сильнее (поглаживаем спину ладонями слева
направо и справа налево, постепенно наращивая темп и силу нажима) и вскоре нагнал
большие тучи (выполняем круговые поглаживания по всей спине). Закапал мелкий дождик
(делаем пальцами рук легкие точечные нажимы на спину), потом дождь пошел сильнее
(быстрее и сильнее нажимаем пальцами на спину), потом еще сильнее (наращиваем темп и
силу нажима), а потом начался ливень (хаотично барабаним пальцами обеих рук по спине).
Чтобы укрыться от дождя, звери побежали к своим домикам. Первым побежал медведь (ку-
лаками обеих рук имитируем шаги медведя вдоль спины), следом - лисичка (быстро и легко
гладим спину кистями рук), заметая хвостиком следы (выполняем плавные волнообразные
движения кистями рук вдоль спины), а за ней - ежик (легко пощипываем спину).
Последней в свою норку побежала мышка (подушечками пальцев легко нажимаем на спи-
ну). Ливень совсем сбил ее с толку, и она какое-то время металась по лужайке (выполняем
хаотичные поглаживания пальцами по всей спине). Но тут дождь начал стихать (делаем
пальцами легкие точечные нажимы на спину), он становился все реже и реже (выполняем
те же движения, но мягче и медленнее). А затем стали падать лишь отдельные капли, но тя-
желые и большие (большими пальцами обеих рук с усилием нажимаем на спину). Совсем
закончился дождик, выглянуло солнышко (растопыриваем пальцы обеих рук, образуя
окружности, и прикасаемся ими к верхней части спины). Подул легкий ветерок (медленно и
плавно поглаживаем спину ладонями справа налево). Животные стали выходить из своих
укрытий: сначала медведь (повторяем движения, имитирующие шаги медведя, но медлен-
нее), потом лисичка (быстро и легко гладим спину кистями рук), заметая хвостиком следы
(выполняем плавные волнообразные движения кистями рук), а за ней - ежик (легко пощи-
пываем спину). Последней из своей норки выбралась мышка (подушечками пальцев легко
нажимаем на спину) и начала бегать по лужайке, радуясь выглянувшему солнышку (указа-
тельным пальцем делаем волнообразные движения по всей спине). Упражнения для разви-
тия тактильных ощущений Такие упражнения развивают тактильное восприятие, снимают
напряжение, мышечные зажимы и снижают агрессию и оптимизирует детско- родительские
отношения.
Касалки
Ребенок закрывает глаза. Взрослый прикасается к рукам, ногам, щекам и спине ребенка
предметами разной фактуры (кусочком меха, мочалкой, шишкой, ватой и т.д.). Ребенку нуж-
но угадать и назвать предметы. Прикосновения не должны вызывать у ребенка неприятных
ощущений.
Ночь
Взрослый говорит ребенку: «Представь, что наступила ночь, мы оказались в полной темно-
те, и поэтому общаться друг с другом можно только прикосновениями». Затем взрослый и
ребенок закрывают глаза и с помощью прикосновений здороваются, «разговаривают», ссо-
рятся, мирятся и т.д. Рисунок на спине. Взрослый на спине ребенка пальцами рисует солн-
це, забор, домик, дерево и т.д. Ребенку нужно угадать, что нарисовал взрослый. Детям, зна-
ющим буквы и цифры, можно предложить отгадать слова или решить примеры с использо-
ванием простейших математических действий.
Парные предметы.
Взрослый показывает ребенку пары предметов, отличающиеся друг от друга (например:
толстый и тонкий фломастеры, короткий и длинный карандаши, узкую и широкую линейки
и т.п.), а затем кладет их в непрозрачный мешочек. Ребенку нужно на ощупь найти парные
предметы и определить, чем они отличаются друг от друга.
Что это такое?
Взрослый раскладывает перед ребенком несколько предметов разной фактуры. Ребенку
нужно закрыть глаза, потрогать предметы, назвать их и рассказать об их свойствах: холод-
ные-теплые, гладкие-шершавые, мягкие-твердые и т.п.
Релаксационные упражнения
Релаксационные упражнения создают условия для нормального функционирования орга-
низма, помогают ребенку сосредоточиться на определенном состоянии, которое впослед-
ствии может быть вызвано им произвольно. В результате выполнения таких упражнений
улучшается обмен веществ, мозговое кровообращение, снижается напряжение и утомление,
увеличивается время, в течение которого ребенок может заниматься одним видом
деятельности. В ходе этих упражнений у ребенка появляется ощущение покоя и сосредото-
ченности, исчезают отрицательные эмоции, улучшается поведение. В первой части
комплекса содержатся упражнения, созданные на основе методики мышечной релаксации
профессора Джекобсона, который предложил обучать расслаблению с помощью предвари-
тельного напряжения. Релаксация возникает естественным путем за счет утомления мышц,
и ребенок лучше почувствует расслабление, если сначала ощутит напряжение в мышцах.
При выполнении таких упражнений необходимо подчеркивать, насколько неприятно и неу-
добно находиться в напряженном состоянии, и как комфортно состояние расслабления.
Кроме того, взрослым следует помнить, что фаза сильного напряжения должна быть крат-
ковременной, а фаза расслабления - длительной. Во второй части комплекса даны упражне-
ния, в которых мышечная релаксация вызывается с помощью представлений. Здесь важны
интонация и медленный темп речи взрослого. Они должны способствовать появлению
состояния спокойствия и отдыха. Введению в такое состояние поможет и использование
специальной музыки для релаксации. Необходимо помнить, что предварительное напряже-
ние в течение определенного времени вызывает естественное расслабление мышц. При
этом нет необходимости дозировать упражнения. Релаксация возникает естественным пу-
тем за счет утомления мышц, и ребенок сам регулирует этот процесс. Существенным мо-
ментом является сохранение определенной позы в течение некоторого времени (движения
практически отсутствуют).
Ладошки
Взрослый предлагает ребенку выполнять до возникновения усталости задания: тереть ладо-
шки друг о друга; тереть кулачки друг о друга; вращать по часовой стрелке сцепленными в
«замок» руками; изображать игру на барабане; сжимать пальцы обеих рук в кулачки; бара-
банить по столу пальцами, имитируя звук дождя; сложить ладошки «рыбкой» и выполнять
ими волнообразные движения; соединить большие и указательные пальцы, образуя окруж-
ность, а затем большие и средние пальцы и т.д.
При возникновении усталости ребенку предлагается отдых - нужно опустить руки и потря-
сти кистями.
Напоминаем, что при выполнении этого и подобных упражнений сильное напряжение в
мышцах автоматически сменяется расслаблением. Взрослому следует направлять внимание
ребенка на осознание и сравнение возникающих мышечных ощущений.
Аквариум
Взрослый на треть заполняет миску с очень теплой водой пуговицами, бусинками, монетка-
ми, небольшими кубиками и т.д. Ребенку предлагается опустить в нее руки и выполнить за-
дания:
взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую;
собрать одной рукой бусинки, а другой - монетки;
распределить предметы по группам;
приподнять как можно больше предметов на ладонях.
После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде.
Продолжительность упражнения - около пяти минут: пока вода не остынет.
По окончании руки ребенка следует растирать полотенцем в течение одной минуты.
Лесенка
Ребенок стоит, максимально нагнувшись вперед, при этом его руки расположены так, как
будто опираются на нижнюю ступеньку лестницы. Взрослый называет в произвольном по
рядке числа. Услышав число «пять»,ребенок приподнимает корпус и руки на «следующую
ступеньку» и т.д.
Упражнение продолжается до тех пор, пока ребенок не встанет на носочки и вытянет руки
вверх.
Строим дом
Исходное положение - то же, что в предыдущем упражнении.
Взрослый предлагает ребенку «построить десятиэтажный дом», складывая друг на друга
воображаемые кирпичики и постепенно разгибая корпус.
«Верхний этаж» находится на высоте, до которой ребенок дотянется, вставна носочки и вы-
тянув руки вверх.
Упираемся в стену.
Ребенок упирается руками в стену, ноги стоят как можно дальше от стены
(тело и руки по возможности прямые). Происходит напряжение практически всех мышц
тела. Поза удерживается до возникновения отчетливого утомления, после чего следует пау-
за, затем расслабление.
Необходимо следить, чтобы ребенок не падал в момент расслабления.
Упражнение выполняется не менее двух раз.
Воздушный шар
Взрослый просит ребенка изображать воздушный шарик, который он надувает с помощью
насоса.
Сначала шарик - маленький и сморщенный: ребенок нагибает корпус, руки болтаются в
расслабленном состоянии. Взрослый изображает работу с насосом.
Ребенок постепенно (в зависимости от того, как его «накачивают» - быстро или медленно)
распрямляет корпус, разводит в стороны руки, набирает воздух в щеки.
«Шарик станет большим», когда ребенок встанет на носочки, вытянет руки в стороны и на-
дует щеки.
После этого взрослый «развязывает веревочку» и «сдувает шарик» - ребенок опускает руки,
выпускает из щек воздух, ложится на ковер и расслабляется.
Контакт с полом
Взрослый включает аудиозапись спокойной музыки и говорит ребенку:- Ложись на пол, за-
крой глаза. Прижмись к полу спиной. Постарайся почувствовать, в каком месте твое тело
соприкасается с полом и удобно ли тебе так лежать. Ляг так, чтобы было очень удобно. Рас-
кинь руки и ноги в стороны, расслабься и почувствуй теперь, как тело соприкасается с по-
лом. Теперь ты вновь прижмись к полу как можно сильнее. Спина, руки, ноги напряжены. Я
буду считать до пяти, а ты удерживай напряжение... А теперь расслабь руки, ноги, спину.
Ляг так, чтобы было очень удобно. Ребенок сохраняет принятую позу до выключения музы-
ки.
Зима
Ребенок, изображая сугроб, садится на корточки на некотором расстоянии от взрослого и
замирает. Взрослый, играя роль весеннего солнца, медленно к нему приближается. С появ-
лением «солнца», «сугроб» начинает «таять»: ребенок расслабляет мышцы ног, рук, шеи.
После прикосновения взрослого ребенок ложится на ковер, закрывает глаза и сохраняет
принятую позу до сигнала.
Осенние листочки
Взрослый читает текст и координирует движения ребенка.
- Мы - листики осенние, на веточках сидели (ребенок сидит на корточках).
Ветер дунул - полетели (встает, бегает по комнате, расставив руки в
стороны).
Мы летели и летели, и на землю тихо сели (садится на корточки,
замирает).
Ветер снова набежал и листочки все поднял (встает, поднимает руки
вверх).
Он вертел нас и кружил, и на землю опустил (кружится по комнате, затем
ложится на пол и замирает).
Через некоторое время взрослый просит ребенка потянуться ипочувствовать, как он «рас-
тет» во время потягивания.
Осенний лес
Взрослый просит ребенка представить, что он превратился в дерево, а затем
говорит:
- Летом дерево было зеленым и пышным (ребенок стоит, расправив спину и
подняв вверх руки). Но вскоре наступила осень, и дерево стало засыпать. Сначала заснули
верхние самые тонкие веточки (держа руки поднятыми, опускает пальцы, а затем кисти
рук), потом веточки потолще (сгибает руки в локтях), а затем и самые толстые нижние вет-
ви (опускает руки). Наступила зима. Заснуло дерево до весны (ложится на ковер, закрывает
глаза и сохраняет принятую позу до сигнала взрослого).
Марш
Взрослый читает стихотворение и координирует движения ребенка.
- Шли мы после школы (марширует на месте, махая согнутыми в локтях руками).
Шли мы просто так (замедляет шаг, оглядывается по сторонам).
Прямо и направо (делает два шага вперед и один направо).
А потом назад (делает два шага назад).
А потом обратно (делает два шага вперед).
А потом кругом (идет по кругу).
А потом вприпрыжку (идет по кругу с подскоками).
А потом бегом (бежит).
Стоп (останавливается, ложится на ковер, закрывает глаза и сохраняет
принятую позу до сигнала взрослого).
Мышата
Взрослый читает текст и координирует движения ребенка.
- Скачут мышки-шалунишки,
Кто на чашке,
Кто на крышке (ребенок бегает по комнате с подскоками).
Тише, тише, тише, мышки (останавливается, прикладывает палец к
губам).
Не мешайте спать малышке (ложится на ковер и закрывает глаза).
Спит малышка крепким сном.
Поиграете потом (сохраняет принятую позу до сигнала взрослого).
Медвежата
Взрослый просит ребенка представить, что он превратился в медвежонка, а затем читает
сказку, предложив ему изображать одного из медвежат.
- После обеда, как обычно, Медведица уложила своих медвежат спать. Они легли на бочок и
сладко заснули, а мама стала готовить им полдник. Но тут Медведице понадобилось выйти
на улицу. Она приоткрыла дверь, и в комнату подул холодный ветер. Медвежата замерзли и
задрожали во сне. Тогда мама укрыла их теплым одеялом. Они согрелись, расслабили лапки
и сладко засопели. Мама-Медведица принесла банку меда и открыла ее. Вдруг из-под
крышки вылетела пчела. Она подлетела к медвежатам и начала жужжать над их ушками.
Медвежата стали поворачиваться то на правый бок, то на левый. Полетав еще немного,
пчелка села на нос одному из медвежат. Медвежонок сморщил нос, и пчела улетела. К это-
му времени полдник был почти готов, и с кухни начал доноситься приятный аромат. Медве-
жата потянули носиками, учуяв запах вкусной еды, улыбнулись и открыли глаза. Они
немного полежали в кроватке, хорошенько потянулись, а потом встали и побежали к маме.