Автор: Храмцов Александр Георгиевич Должность: учитель технологии Учебное заведение: МАОУ СОШ №4 Населённый пункт: г.Сухой Лог Наименование материала: статья Тема: Внеурочная деятельность "Юный токарь" Раздел: среднее образование
Внеурочная деятельность «Юный токарь»
Программа по технологии для 5-7 классов общеобразовательных школ
предусматривает дальнейшую технологическую подготовку обучающихся.
В программу включены разные модули в том числе «Технология обработки
конструкционных материалов с элементами машиноведения». На
ознакомление и технологию точения древесины на СТД-120М отводится
всего в 6 классе – 4 часа, в 7 – 2 часа за этот период времени учащиеся не
могут достаточно хорошо и полно ознакомиться с этой, интересующей их,
темой. Поэтому им рекомендуется элективный курс обучения или
предлагается ознакомление в виде внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность «Юный токарь», которую я провожу, учащиеся
изучают токарное дело, знакомятся с приёмами работы, измерительным
инструментом, составлением эскизов и чертежей изделий, разработкой
творческих объектов труда с различными видами отделки точеных
поверхностей – выжиганием, резьбой, маркетри.
Особое место в программе уделяется культуре труда, безопасным приёмам
работы, правильной организации рабочего места и инструментария.
Более качественному освоению содержания программы будут способствовать
участие учащихся в выставках (индивидуальных, тематических, итоговых),
олимпиадах, конкурсах, ярмарках; выполнение ими общественно-полезных
работ и заказов для школы, дома, детских садов и других организаций.
На заключительном этапе внеурочной деятельности учащиеся должны
выполнить самостоятельное творческое задание (проект).
Привожу учебно-тематический план внеурочной деятельности для учащихся
6-7 классов.
Учебно-тематический план
Наименование раздела, темы
Всего часов
В том числе
6 класс
7 класс
теория
практика
Вводное занятие. Техника
безопасности.
1
1
2
-
Устройство токарного станка СТД-
120М.
2
-
-
2
Приспособления для крепления
обрабатываемых деталей.
2
2
2
2
Режущие и измерительные
инструменты.
2
1
1
2
Выбор материала и подготовка
заготовок к работе.
2
2
1
3
Точение цилиндрических форм.
8
4
2
10
Коническое и фасонное точение.
6
4
2
8
Внутреннее точение.
-
8
2
6
Выполнение задания на
произвольную тему (Проект).
6
8
2
12
Оформление готовых изделий.
2
1
-
3
Оформление и проведение
выставок.
1
1
-
2
Экскурсии на
деревообрабатывающий завод.
2
2
4
-
34
34
18
50
Беседам по теоретическим вопросам отвожу не более 15-20 минут на каждом
двухчасовом занятии. Рассказ сопровождаю показом образцов токарных
изделий, а также просмотром фотографий и рисунков. Особое место на
практических занятиях отвожу работе на токарных станках по изготовлению
изделия в материале.
Последовательность прохождения тем идёт от простого к сложному.
Обучение начинаю с изготовления изделия по образцам . Задания
выполняются при точении цилиндрических поверхностей (скалки,
картофелемялки, подсвечники, солонки, сахарницы, наборы для специй и
другие различные сувениры).
Затем составление эскизов и чертежей изделий . В мастерской имеется
банк объектов труда для учащихся 6-7 классов, где ребята могут выбрать
необходимый чертеж более сложных изделий для точения криволинейных
поверхностей.
Для выполнения творческой работы используем внутреннее точение . В
этой работе важно развитие технической фантазии, а также главная цель
– направить деятельность ребят в общественно-полезное русло . Решая
проблему профессионального самоопределения, ежегодно проводится
конкурс лучший по профессии «Юный токарь» (приложение 1.)
Когда все учащиеся закончат работу над своими проектами, проводится
анализ, обсуждение и отбор работ на выставку. Учащиеся внеурочной
деятельности «Юный токарь» регулярно участвуют в школьных,
муниципальных и областных выставках детского творчества.
Одна из лучших работ была представлена на Всероссийскую олимпиаду
школьников по технологии. Проект «Светильник – домик по сказу
П.П.Бажова «Серебряное копытце». Учащийся стал призером олимпиады.
Результаты олимпиады представлены в журнале «Школа и производство».
А.Г.Храмцов,
учитель технологии СОШ №4, г. Сухой Лог,
Свердловская область.
Приложение 1.
Конкурс токарей по дереву VI класс.
Дата проведения: 25 апреля 2016 года.
Место проведения : кабинет технологии.
Цель конкурса : закрепить полученные знания и умения технологии
обработки, конструкционных материалов, повысить интерес к технологии,
профессии.
Условия конкурса:
1.
Ученик, набравший 115 баллов, награждается ценным подарком,
присуждается I место.
2.
Ученик, набравший 90 баллов, награждается ценным подарком,
присуждается II место.
3.
Ученик, набравший 70 баллов, награждается ценным подарком,
присуждается III место.
Состав жюри : 3 человека. Все данные об участниках конкурса члены жюри
заносят в таблицу, участники выступают под номерами.
№ участника
Теоретические
вопросы
Технологическая
карта
Правила
техники
безопасности
Организация
рабочего
Качество готового
изделия
Сумма баллов
Место
Время работы
Примечание
50 б.
5 б.
5 б.
5 б.
50 б.
115
I
55 минут
I.
Теоретические вопросы конкурса.
Ребята отвечают на них в течение 20 минут?
1.
Какие детали изготавливаются на токарном станке по обработке
древесины?
2.
Из каких основных частей состоит токарный станок для обработки
древесины СТД-120М?
3.
Вставьте пропущенные слова в текст: на токарном станке по дереву
главным является … движение …, а движением подачи достигается
….
4.
Какие правила Т/Б надо соблюдать при работе на токарном станке
для обработки древесины?
5.
Вставьте пропущенные слова в текст: для закрепления длинных
заготовок среднего диаметра на станке используются: … и ….
6.
Как должен быть установлен подручник по отношению к заготовке?
7.
Какие резцы применяются для точения древесины?
8.
Какие измерительные инструменты применяются при обработке
древесины на токарных станках по дереву?
9.
Как убедиться, что массивная заготовка закреплена верно?
10.Какая древесина наиболее пригодна для токарной обработки?
II.
Практическая часть конкурса.
1.
Составление технологической карты на изготовление скалки - 15минут.
2.
Точение на токарном станке по дереву скалки (по чертежу).
3.
Соблюдение правил техники безопасности.
4.
Организация рабочего места.
III. Итог конкурса токарей по дереву, награждение участников.
Ответы на теоретические вопросы конкурса.
1. Детали круглого сечения или с цилиндрической, конической и
фасонной поверхностью.
2. Смотри учебник «Технология» 6 класс с. 48,11 наименований.
3. Вращательное заготовки, поступательное перемещение резца).
4. Смотри учебник «Технология» 6 класс, с. 52, 5 правил.
5. Трезубец и задняя бабка.
6. Зазор меду ними должен быть 3-5 мм.
7. Полукруглая и косая стамески.
8. Штангенциркуль, кронциркуль, линейка.
9. Проверить зазор между заготовкой и подручником, проворачивая её
вручную.
10. На токарном станке можно обрабатывать любые породы древесины,
зависит от назначения изделия.