Применение технологии "Обучение в сотрудничестве" в условиях информатизации образовательного процесса
Автор: Сорокина Оксана Павловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ с УИОП Населённый пункт: город Салехард Наименование материала: Статья Тема: Применение технологии "Обучение в сотрудничестве" в условиях информатизации образовательного процесса Раздел: начальное образование
Сорокина Оксана Павловна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ с УИОП
г. Салехард
Тюменская область
Применение технологии «Обучение в сотрудничестве» в условиях информатизации
образовательного процесса
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача - помочь им раскрыться,
развить собственные идеи».
И. Г. Песталоцци
С введением ФГОС каждый учитель стремится к применению в своей педагогической практике
деятельностных
форм
и
методов
организации
учебного
процесса.
Ведь
результат
образования
сегодня измеряется не объёмом полученных знаний, а уровнем развития метапредметных действий,
которые позволят эти знания использовать для решения практических задач. Стандарты нового
поколения предлагают эффективный способ достижения современной цели образования, основанный
на системно-деятельностном подходе, который связан не с усвоением и запоминанием готовых
знаний, а с раскрытием и развитием личностного потенциала каждого ребёнка на основе освоения
универсальных
способов
деятельности.
Определяется
такое
развитие
характером
организации
деятельности детей, в первую очередь учебной. Исходя из теории Л. С. Выг о тского, развитие
школьника как личности определяется процессом обучения. А это предполагает поиск новых форм и
методов обучения. Переход школы к новой гуманистической парадигме образования требует ответов
на вопросы «Как учить?» и «С помощью чего учить?».
В нашей школе любые инновации рассматриваются и реализуются в условиях информационно-
образовательной
среды.
В
связи
с
этим,
начиная
применение
технологии
«Обучение
в
сотрудничестве»,
учителя
начальных
классов
стремятся
адекватно
использовать
современные
средства ИКТ.
Каждый учитель начальных классов знает, что детям интересно вместе играть и общаться.
Значит, игру и общение нужно внедрить в учебный процесс. Пусть дети играют и общаются по
поводу решения учебных задач. Я считаю, что для организации такого процесса обучения идеально
подходит технология обучения в сотрудничестве. Интересная работа в учебном сотрудничестве не
вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит технология обучения в
сотрудничестве является не только гуманной, так как вместе учиться легче и интереснее, но и
эффективной. А использование информационно-коммуникационных технологий для активизации и
развития учебной самостоятельности эту эффективность усиливают.
Сотрудничество - это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение
общих целей. Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о
благе тех, кто трудится рядом с ним. Следовательно, обучение в сотрудничестве создает условия для
позитивного
взаимодействия
между
учащимися
в
процессе
достижения
общей
цели:
каждый
понимает,
что
он
может
добиться
успеха
(т.е.
овладеть
определенными
знаниями)
только
при
условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей).
Главная идея обучения в сотрудничестве может быть сформулирована так: учиться вместе, а
не просто выполнять вместе .
«Технологии подготовки и проведения урока в сотрудничестве на основе малых
групп»
1 этап. Выбрать тему, цель и задачи урока.
Как известно, цель и задачи определяют основные виды деятельности школьников, которые
учитель
планирует
организовать
на
уроке.
Учитель
может
выписать
эти
виды
деятельности
школьников на листе и продумать, какие из них целесообразно "передать" в группы.
Пример 1.
При
ознакомлении
с
новым
материалом
после
фронтального
объяснения
учитель
предлагает
школьникам ответить на заранее написанные на доске вопросы по новому материалу, пользуясь
учебной литературой. Возможны два варианта работы учеников:
Индивидуальные ответы;
Подготовка ответов на вопросы в группах.
Пример 2.
Ученики должны решить примеры по новой теме. Эта работа также может быть проведена
несколькими вариантами:
Ученики выходят к доске по одному и решают примеры, а остальные работают в тетрадях,
сверяясь с доской;
Ученики работают в группах "по вертушке".
2 этап. Определить объем учебного материала, подлежащего изучению на уроке.
Определяя объем материала, подлежащего изучению на уроке, учитель должен помнить, что чаще
всего он будет меньшим, чем при обычной организации обучения, а время, затрачиваемое на его
освоение, соответственно большим. Следовательно, надо определить возможный резерв учебного
времени, продумать, за счет чего возможна его экономия. При этом, скорее всего, педагогу придется
скорректировать тематическое планирование целого раздела.
3
этап.
Подготовить
задания
для
групповой
работы,
необходимый
дидактический
и
раздаточный материал.
Подготовка заданий для групповой работы, необходимого дидактического и раздаточного
материала - центральное и самое трудоемкое звено технологии. При этом, чем больше сил тратит
учитель на продумывание и подготовку материалов, тем успешнее пройдет урок сотрудничества и
тем большее удовлетворение получит от него педагог.
При подборе заданий для групповой работы в сотрудничестве следует иметь в виду следующее:
1) разные группы могут получить либо одинаковые, либо различные задания, что определяется темой
и целью урока, а также выбранным вариантом организации групповой работы, но важно, чтобы
группы не соревновались между собой;
2) задание должно обеспечивать взаимозависимость участников группы, при этом чем разносторонне
эта взаимозависимость, тем больший развивающий эффект даст задание.
4 этап. Продумать вопрос о численности и комплектовании групп, расстановке мебели в аудитории.
На первых уроках, проходящих на основе технологии сотрудничества, лучше комплектовать
небольшие группы, по 3-4 человека. Следует иметь в виду, что организация таких групп требует
минимальной перестановки мебели в классе.
Желательно, чтобы в группу вошли ученики: с разными учебными возможностями; мальчики и
девочки.
Обладая разной обучаемостью, интересами и работоспособностью, такие ученики будут
дополнять друг друга. Сильные ученики в этом случае успевают не только сами выполнить свою
часть работы, но и оказать помощь товарищам, наблюдать за их работой, предупредить появление у
них ошибок. В результате они и сами глубже проникают в материал.
Скорее всего, группа, составленная только из слабых учеников, будет неработоспособна, так как в
ней некому руководить познавательной деятельностью, а учащиеся не смогут помочь друг другу.
Планируя состав группы, необходимо учитывать психологическую совместимость детей.
Нежелательно
включать
в
одну
группу
закадычных
подружек
или,
наоборот,
детей,
недолюбливающих
друг
друга.
Иногда
следует
обратить
внимание
и
на
личностные
качества
отдельных учеников, такие, как медлительность, вспыльчивость, обидчивость и др.
Ролевые функции членов группы.
Возможны следующие ролевые функции:
организатор работы – руководит обсуждением, следит за тем, чтобы группа не отвлекалась от
выполнения задания, вовлекает в работу всех членов группы;
протоколист – записывает идеи и результаты работы;
«хранитель времени» – следит за временем отведенным на выполнение задания, сообщает
через определенные промежутки, сколько еще осталось;
оратор (докладчик) – рассказывает о результатах работы группы всему классу;
наблюдатель («хранитель правил») – следит за соблюдением правил работы в группе, может
останавливать работу, если кто-то нарушает правила, делает анализ работы в группе;
«хранитель материалов» – получает от учителя материалы для работы, выдает их по мере
надобности, после окончания работы собирает материалы и возвращает учителю;
контролер – проверяет, все ли члены группы освоили новые знания, поняли результаты
обсуждения;
связист («хранитель связей») – устанавливает связи с другим группами и учителем.
Если ребята только начинают работать в группах, смысл и функции ролей можно описать на
карточках и выдавать перед началом работы. В зависимости от целей задания можно использовать
все предложенные роли (и придумывать дополнительные свои) или некоторые из них. Один и тот же
человек в течение работы может выполнять несколько функций. Будет хорошо, если каждый ребенок
попробует себя в разных ролях.
Правила работы в группе.
Для того чтобы работа в группах на уроках была плодотворной,
в первую очередь, необходимо
научить детей правильно строить свои высказывания: и в частности: как выразить свою точку зрения,
как
высказать
своё
несогласие
с
мнением
другого
ученика,
как
уточнить
высказывание
одноклассника. Несколько образцов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой
собственный стиль.
Кроме этого необходимо выработать и зафиксировать совместно с детьми правила работы в
группе. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на
уроке.
Например:
убедись, что в разговоре участвует каждый;
говорить спокойно и ясно;
говорить только по делу;
не говорить всем сразу;
реагировать жестами и знаками;
возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
обращаться друг к другу по имени. ("Саша, ты не сказал, что…")
Поведение учителя во время групповой работы
Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:
он может контролировать,
организовывать,
оценивать работу учеников,
участвовать в работе группы или
предлагать участникам разные варианты решений,
выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.
А вот чего не следует делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую
работу:
сидеть за своим столом, проверяя тетрадки;
воспринимать групповую работу как "законную передышку", когда можно позволить себе
выйти из класса;
уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;
исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами);
оказывать давление на участников или мешать им высказываться.
нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие
ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;
нельзя давать слишком категоричных оценок - они действуют на участников подавляюще;
и не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников.
Анализ полученных нами результатов позволяет добавить к этому списку еще одно не:
не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто
стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники
уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в
группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.
Элементы групповой работы я начала вводить уже с первых дней учебы детей в школе и
заметила,
что
первоклассникам
интересно
работать
в
группе
со
своими
товарищами.
Это
способствует активизации их познавательной деятельности и формированию таких качеств, как
в з а и м о к о н т р о л ь
и
в з а и м о п о м о щ ь .
При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении
определенных условий у детей школьного возраста происходит рост их субъектной активности,
становление в учащемся субъекта саморазвития. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость
познания,
и
чувствуют
при
этом
себя
превосходно.
В
таких
условиях
организации
учебной
деятельности дети переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия
ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а значит, становятся счастливыми и
здоровыми.
Кроме того, решается и ряд других учебных и воспитательных задач:
1.
Возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания;
2.
На
формирование
понятий,
умений,
навыков
тратится
меньше
времени,
чем
при
фронтальном обучении;
3.
Ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;
4.
Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
5.
Меняется
характер
взаимоотношений
между
детьми:
исчезает
безразличие,
агрессия;
прибавляется теплота и человечность;
6.
Сплоченность класса возрастает;
7.
Дети начинают понимать друг друга и самих себя, относятся друг к другу и к себе с
большим уважением;
8.
В то же время растет самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками,
более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;
9.
Дети помогают в учебе своим товарищам, с большим уважением и менее потребительски
относятся к труду учителя;
10. Приобретаются
навыки,
необходимые
для
жизни
в
обществе:
самостоятельность,
ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;
11. Учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся;
учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на
группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности;
12. Воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения,
так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.
Дети – это будущие взрослые. Любой детский коллектив – это модель будущего общества.
Обучая сегодня детей сотрудничеству, умению владеть собой в критических ситуациях, умению
цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем
жить в действительно демократическом обществе.
Приложение к семинару
Мастер – класс
(фрагмент урока окружающего мира по теме «В ледяной пустыни»)
1.Самоопределение к деятельности.
СЛАЙД 1
Крайний Север-северок…
Ветер гонит из- под ног
Мёрзлые снежинки,
Жёсткие, как льдинки.
Там при звёздах и луне
Небо плещется в огне
Цветоизлиянием –
Северным сиянием.
А.Бургат
- О каком природном явлении идёт речь в стихотворении? (О северном сиянии)
СЛАЙД 2
- В какой природной зоне можно увидеть северное сияние? (В зоне арктических пустынь)
-
В
Арктике
самый
суровый
климат,
скудный
растительный
мир,
животные,
обитающие
там,
приспосабливаются к этим условиям. И сегодня мы начинаем путешествие по карте природных зон с
Арктики.
К бескрайним просторам Северного Ледовитого океана, к его островам наш путь. Наша
экспедиция разделится на 3 научные группы: географы, ботаники и зоологи.
- Какую одежду мы выберем для членов экспедиции? (Это царство холода, снега, льда. Поэтому
надо одеться очень тепло)
- Выберите ту, которая нам понадобится. (Карточки с различными видами одежды)
- Найдите на карте природных зон зону арктических пустынь, назовите острова, которые относятся к
этой
зоне. (Острова: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова, остров
Врангеля)
2. Работа в группе.
- Нашей экспедиции сегодня предстоит выяснить следующее.
СЛАЙД 3
Задание для 1-й группы (задача для географов)
- Какая погода бывает здесь зимой и летом?
- Почему здесь такие суровые условия?
Задание для 2-й группы (задача для ботаников)
- Какие растения встречаются в этой зоне?
- Как они приспособлены к суровым условиям Арктики?
Задание для 3-й группы (задача для зоологов)
- Какие животные населяют арктическую пустыню?
- Чем они питаются?
- Как они приспосабливаются к условиям Арктики?
(Каждая группа получает раздаточный материал и карточку помощницу)
Раздаточный материал для географов
Картины «Северное сияние» и «Ледяная пустыня».
Материал на с. 78-79 учебника.
Карточка-помощница.
Арктика – это огромное пространство… (Северного Ледовитого) океана, с ….(морями) и …
(островами). Солнце никогда не поднимается…(высоко) над горизонтом. Его лучи… (скользят) по
поверхности земли, давая ей очень мало…(тепла). Зимой в Арктике… (полярная ночь). Темноту
освещают луна, звёзды и … (северное сияние). Дуют… (ветры),
бушует …(пурга). Температура
опускается до… (-60 С). Летом в Арктике… (полярный день), но …(тепла) тоже нет. Это зависит
от географического…(положения) арктической зоны. Температура лишь на…(несколько градусов)
выше… (нуля).
(Ученики вставляют пропущенные слова и читают рассказ, сопровождая показом раздаточного
материала)
Раздаточный материал для ботаников
Карточка с изображением растений: мхов, полярного мака, лишайника, голубики, брусники,
морошки, планктонных растений(водорослей).
Материал учебника с.80.
Карточка – помощница.
На островах прямо на голых…(камнях) встречаются…(лишайники), они очень…(малы). Также
приспособились к жизни на камнях…(мхи)
и …(полярные
маки). В толще воды, не покрытой…
(льдом), большое количество…(планктонных растений, водорослей).
(Ученики выбирают карточки с растениями и читают свой рассказ, сопровождая показом растений, закрепляя
карточки на доске. Отмечается, что существует такой вид мха, который приспособился к жизни на льду, в
морях встречаются «зелёные льдины»)
Раздаточный материал для зоологов
Карточки с изображением птиц и зверей: чайки, кайры, гагарки, тупика, белого медведя,
тюленя, сайки, рачков, моржа, северного оленя, зайца, пингвина.
Материал учебника на с.79-81.
Карточка-помощница.
Животных арктической зоны кормит…(море). Морскими водорослями питаются …(рачки), а
ими …(рыбы). Основная пища птиц и зверей – это …(рыба). На скалистых берегах собираются …
(чайки), …(кайры), и…(гагарки), здесь они выводят …(потомство). Все звери – прекрасные…
(пловцы). От холода их защищает…(слой жира). Это… (моржи) и …(тюлени). На тюленей
охотятся.. (белые медведи). У них… (длинная густая) шерсть белого цвета. (Широкие) …лапы
помогают плавать.
(Ученики вставляют пропущенные слова и читают рассказ, сопровождая показом раздаточного
материала)
3. Физкультминутка (клип «Песенка про белых медведей»)
4. Рефлексия . СЛАЙД 4
а) - Заполните таблицу.
Географическое
положение
Северный Ледовитый океан, северные моря острова.
Природные
условия
Полярный день и полярная ночь. Сильные ветры, пурга. Температура зимой
опускается до -60С.
Растительный
и
животный мир
Лишайники, мхи, полярный мак, планктон, рачки, рыбы, чайки,гагарки, тупики,
моржи, тюлени, белые медведи
Деятельность
человека
Работа на научных станциях, на северном морском пути, рыбный промысел и
охота.
СЛАЙД 5
б) «Выберите то предложение, которое вам подходит»
1.Урок полезен, все понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3.Еще придется потрудиться.
4.Да, трудно все-таки учиться!
Список литературы
1.
Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание
школьников – М.,1977
2.
Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и
метод развития коллективной мыследеятельности. В кн: Избранные труды. М.,1995
3.
Поливанова
Н.И.,
Ривина
И.В.
Принципы
и
формы
организации
совместной
учебной
деятельности//Психологическая наука и образование, 1996
4.
Танцоров
С.
Групповая
работа
в
развивающем
образовании.
Педагогический
центр
“Эксперимент”, Рига, 1997.
5.
Каплунович И.Я.,Казанина С.М. К мотивации через особенности мышления// Биология в
школе, 2004,№ 6
6.
Крутецкий
В.А.
Психология
математических
способностей
школьников
/
Под
ред.
Н.И.Чуприковой М., -Воронеж, 1998
7.
Развитие субьекта образования: проблемы, подходы, методы исследования / Под редакцией
Е.Д.Божович. М.: ПЕР СЭ, 2005
8.
Н.Г.
Малкова,
Г.Б.
Пичурина
–
О
развитии
доминантных
подструктур
мышления
пространственного
мышления
учащихся
в
процессе
обучения
/Педагогическое
обозрение,
научно-методический и информационный журнал, 2005, № 4