Автор: Сялдышева Ирина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №7 имени Героя Советского Союза П.А.Рубанова"
Населённый пункт: г.Черногорск
Наименование материала: статья
Тема: Использование произведений хакасской литературы на уроках ОДНКНР
Раздел: полное образование
Cялдышева Ирина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №7 им. Героя Советского Союза
П.А. Рубанова», г. Черногорск
Малая родина со своим особым обликом, со своей - пусть
самой скромной и непритязательной – красотой предстаёт
человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь
впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и
личной родиной, он приходит с годами к той большой
Родине, что обнимает все малые – и в великом целом своём
– для всех одна…
(А.Т.Твардовский)
Использование произведений хакасской литературы на уроках ОДНКНР
Человеку очень важно ощущать себя звеном в цепи поколений, в цепи жизни. Надо только
воспитать в подрастающем гражданине эту потребность видеть себя как продолжателя дела своего
поколения, своей семьи. Необходимо объяснить растущему человеку, что его жизнь - маленькая
частица жизни рода, страны, мира. А потому жить необходимо так, чтобы «не было больно за
бесцельно прожитые годы».
Например, при изучении раздела «Устное народное творчество» учащиеся 5 класса
знакомятся c хакасскими обрядовыми песнями. Предлагаю их вниманию видео хакасских праздников
(Таан-Той - праздник прилета первых весенних птиц – галок; Урен Хурты - праздник земледельцев;
Тун-Пайрам -
праздник первого
айрана;
Уртун-Той
- праздник урожая;
Айран
Солындызы
- праздник последнего айрана; Чыл Пазы - хакасский Новый год).
Все, что раньше ребята видели и слышали, может быть, участвуя в этих мероприятиях,
ложится благодатным пластом на материал учебный. Воссоединяя это, учащиеся легче запоминают и
усваивают материал.
Песня матери
Слова и музыка народные
Под солнцем одна звезда,
Похожая на коня с серебряной уздой.
Выращенные мною пять детей
Дороже серебра для меня самой.
Под луной одна звезда,
Похожая на коня с золотым недоуздком.
Вскормленные мною шесть сыновей
Дороже золота для меня самой
Или частушки:
Хысхачах тахпахтар
Частушки
Мелодии народная, слова Альбины Курбижековой
Под берёзкой, у ручья,
Мы стояли до утра.
Та берёзка, думаю,
Стала нам подругою.
Быстра горная река,
Но зато не глубока.
Ты бросала, зазывала,
Не лежит к тебе душа.
Мы с милёночком сидели,
Он молчит, и я молчу.
Я насмелилась, сказала:
«До свиданья, спать хочу».
Красивую и умную
Ой, не трудно нам найти.
В нашей местности такие
Подрастают, как грибы.
Обучающиеся работают по анализу выразительных средств текста. Находят в стихотворении
различные тропы (олицетворения, эпитеты, гиперболы, сравнения)
Годы мои
Мелодия народная, слова Альбины Курбижековой
Хотя хожу пешком везде,
Дум светлых груз не в тягость мне.
Богатства нет, так не беда,
Дороже золота судьба.
Коня с седлом нет гарцевать,
Ну что ж, не стану горевать.
И лет бегущих череда
Дороже блеска серебра.
К вершине горной солнце чуть
Приляжет, прежде чем уснуть.
Судьбы моей летящей суть,
Сверкнув, погаснет, не вернуть.
В ласковый вечер солнца диск
Уйдет, бросая тени вниз.
Так же, закончив жизни путь,
Растаю тенью, не вернуть.
На занятии по ОДНКНР («Основы духовно-нравственной культуры народов России») по теме
«Россия - наша Родина» в качестве краеведческого дополнения предлагается викторина «Что ты
знаешь о своей малой Родине?» Учащиеся с удовольствием делятся своим познаниями. Предлагаю
нарисовать не только российский флаг, но и флаг нашей Хакасии, рассказать, что символизирует
герб Республики, герб Черногорска. В дружной работе рождается синквейн:
Щедрая, сильная, добрая.
помогает, утешает, согревает.
мать, семья, родня.
«Всякому мила своя сторона».
При изучении пейзажной лирики (5-9 классы) мы читаем стихи не только классиков, но и
местных поэтов, узнаем картины родной природы. Чтение сопровождается фотографиями родного
края.
Обучающиеся с интересом работают над вопросами топонимики (происхождении названий
городов и сел Хакасии, ее рек и озер) и годонимики (улиц Черногорска). Особенный интерес у
учащихся вызывает ономастика - поиски истоков происхождения своей фамилии, иногда
приводящие к неожиданным результатам.
Результатами стали исследования учащихся: «Годонимы Черногорска», «Моя СемьЯ»,
«Тахпах – отражение хакасской истории», «У войны нет линии фронта», «История фамилии
Севастьянов», «История фамилии Соломатина», «Мой прадед – защитник Ленинграда» и другие,
представленные
на
ежегодном
конкурсе
имени
В.И.Вернадского,
конкурсах
проектных
и
исследовательских работ.
Краеведческий материал,
используемый на уроках русского языка, родной русской
литературы, Основ духовно-нравственной культуры народов России, помогает нам воспитать в детях
не только любовь к Родине, но и ответственность за её судьбу и судьбу народа.