Напоминание

Использование произведений хакасской литературы на уроках ОДНКНР


Автор: Сялдышева Ирина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №7 имени Героя Советского Союза П.А.Рубанова"
Населённый пункт: г.Черногорск
Наименование материала: статья
Тема: Использование произведений хакасской литературы на уроках ОДНКНР
Раздел: полное образование





Назад




Cялдышева Ирина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №7 им. Героя Советского Союза

П.А. Рубанова», г. Черногорск

Малая родина со своим особым обликом, со своей - пусть

самой скромной и непритязательной – красотой предстаёт

человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь

впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и

личной родиной, он приходит с годами к той большой

Родине, что обнимает все малые – и в великом целом своём

– для всех одна…

(А.Т.Твардовский)

Использование произведений хакасской литературы на уроках ОДНКНР

Человеку очень важно ощущать себя звеном в цепи поколений, в цепи жизни. Надо только

воспитать в подрастающем гражданине эту потребность видеть себя как продолжателя дела своего

поколения, своей семьи. Необходимо объяснить растущему человеку, что его жизнь - маленькая

частица жизни рода, страны, мира. А потому жить необходимо так, чтобы «не было больно за

бесцельно прожитые годы».

Например, при изучении раздела «Устное народное творчество» учащиеся 5 класса

знакомятся c хакасскими обрядовыми песнями. Предлагаю их вниманию видео хакасских праздников

(Таан-Той - праздник прилета первых весенних птиц – галок; Урен Хурты - праздник земледельцев;

Тун-Пайрам -

праздник первого

айрана;

Уртун-Той

- праздник урожая;

Айран

Солындызы

- праздник последнего айрана; Чыл Пазы - хакасский Новый год).

Все, что раньше ребята видели и слышали, может быть, участвуя в этих мероприятиях,

ложится благодатным пластом на материал учебный. Воссоединяя это, учащиеся легче запоминают и

усваивают материал.

Песня матери

Слова и музыка народные

Под солнцем одна звезда,

Похожая на коня с серебряной уздой.

Выращенные мною пять детей

Дороже серебра для меня самой.

Под луной одна звезда,

Похожая на коня с золотым недоуздком.

Вскормленные мною шесть сыновей

Дороже золота для меня самой

Или частушки:

Хысхачах тахпахтар

Частушки

Мелодии народная, слова Альбины Курбижековой

Под берёзкой, у ручья,

Мы стояли до утра.

Та берёзка, думаю,

Стала нам подругою.

Быстра горная река,

Но зато не глубока.

Ты бросала, зазывала,

Не лежит к тебе душа.

Мы с милёночком сидели,

Он молчит, и я молчу.

Я насмелилась, сказала:

«До свиданья, спать хочу».

Красивую и умную

Ой, не трудно нам найти.

В нашей местности такие

Подрастают, как грибы.

Обучающиеся работают по анализу выразительных средств текста. Находят в стихотворении

различные тропы (олицетворения, эпитеты, гиперболы, сравнения)

Годы мои

Мелодия народная, слова Альбины Курбижековой

Хотя хожу пешком везде,

Дум светлых груз не в тягость мне.

Богатства нет, так не беда,

Дороже золота судьба.

Коня с седлом нет гарцевать,

Ну что ж, не стану горевать.

И лет бегущих череда

Дороже блеска серебра.

К вершине горной солнце чуть

Приляжет, прежде чем уснуть.

Судьбы моей летящей суть,

Сверкнув, погаснет, не вернуть.

В ласковый вечер солнца диск

Уйдет, бросая тени вниз.

Так же, закончив жизни путь,

Растаю тенью, не вернуть.

На занятии по ОДНКНР («Основы духовно-нравственной культуры народов России») по теме

«Россия - наша Родина» в качестве краеведческого дополнения предлагается викторина «Что ты

знаешь о своей малой Родине?» Учащиеся с удовольствием делятся своим познаниями. Предлагаю

нарисовать не только российский флаг, но и флаг нашей Хакасии, рассказать, что символизирует

герб Республики, герб Черногорска. В дружной работе рождается синквейн:

Щедрая, сильная, добрая.

помогает, утешает, согревает.

мать, семья, родня.

«Всякому мила своя сторона».

При изучении пейзажной лирики (5-9 классы) мы читаем стихи не только классиков, но и

местных поэтов, узнаем картины родной природы. Чтение сопровождается фотографиями родного

края.

Обучающиеся с интересом работают над вопросами топонимики (происхождении названий

городов и сел Хакасии, ее рек и озер) и годонимики (улиц Черногорска). Особенный интерес у

учащихся вызывает ономастика - поиски истоков происхождения своей фамилии, иногда

приводящие к неожиданным результатам.

Результатами стали исследования учащихся: «Годонимы Черногорска», «Моя СемьЯ»,

«Тахпах – отражение хакасской истории», «У войны нет линии фронта», «История фамилии

Севастьянов», «История фамилии Соломатина», «Мой прадед – защитник Ленинграда» и другие,

представленные

на

ежегодном

конкурсе

имени

В.И.Вернадского,

конкурсах

проектных

и

исследовательских работ.

Краеведческий материал,

используемый на уроках русского языка, родной русской

литературы, Основ духовно-нравственной культуры народов России, помогает нам воспитать в детях

не только любовь к Родине, но и ответственность за её судьбу и судьбу народа.



В раздел образования