Автор: Газимов Инсаф Рашитович
Должность: учитель физической культуры и обж
Учебное заведение: МБОУ "Смаильская СОШ им. Г.Г. Гильмутдинова"
Населённый пункт: д. Смаиль Балтасинского муниципального района
Наименование материала: Проектная деятельность
Тема: "Новые формы организации совместной деятельности детей и родителей класса"
Раздел: полное образование
Муниципальный заочный конкурс профессионального
мастерства работников сферы воспитания и
дополнительного образования «Воспитать человека- 2022»
Номинация:
«Воспитание классного коллектива»
«Новые формы организации
совместной деятельности
детей и родителей класса»
Выполнил:
классный руководитель 8 класса
МБОУ «Смаильская СОШ»
Газимов Инсаф Рашитович
2021-2022 учебный год
Вводная часть
Первое, что делает классный руководитель в начале учебного года,
составляет
социальный
паспорт
своего
класса.
Этот
год
не
стал
исключением. В 8 классе 14 учеников. Из них 5 девочек и 9 мальчиков. В
прошлом 2018-2019 учебном году из МБОУ «Шишинерская ООШ»
перевелись четыре обучающихся: Кадырова Алина, Шафигуллина Алия из д.
Ура, Бариева Инзиля и Габтелхакова Азалия из д. Шишинер. В этом году из
МБОУ «Шишинерская ООШ» перевелся Емелин Даниль, проживающий в
деревне Шишинер.
Живём мы в деревне, а значит, каждая семья как на ладони. Обучаются
дети разных социальных слоев, с разными интересами и отношением к
самому процессу обучения, воспитания (обобщенные данные социального
паспорта: 13 детей из полных семей, 1 - из неполной). Из общего количества
детей - 3 школьника из многодетных семей.
Проанализировал, кто где как отдохнул летом. Выяснилось, что из 14
учеников только 2 смогли отдохнуть с родителями, 8 семей хотя бы изредка
бывают с детьми на природе. А 4 учеников, 29 % класса, к сожалению,
хотели бы отдохнуть вместе со своей семьей, но не получилось. Это
тревожно. Поэтому на этот учебный год была поставлена цель: укрепление
семейных отношений на основе взаимоуважения, взаимопонимания.
Задачи:
1. Помощь родителям в изучении и осознании особенностей своего
ребенка и своей семьи.
2. Помощь родителям в овладении навыками совместного проживания
с детьми семейных событий: будничных и праздничных.
Цель
воспитательной работы на этот год: создать максимально
благоприятные условия для раскрытия и развития каждого ребенка.
Класс хорош, если в нём хорошо каждому ребёнку
Задачи воспитательной работы в классе:
формирование основ нравственного самосознания личности, то
есть способности обучающихся формулировать собственные нравственные
обязательства, осуществлять нравственный выбор;
формирование дружного отзывчивого коллектива через классные
мероприятия,
классные
часы,
поздравление именинников,
совместные
мероприятия с родителями;
осознание
обучающимися
ценности
человеческой
жизни,
формирование умения противостоять в пределах своих возможностей
действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, нравственного
здоровья, духовной безопасности личности;
развитие
коммуникативных
навыков
школьников
через
привлечение каждого ученика к участию в предметных декадах, к
выполнению общественных поручений, через участие в творческих проектах,
выставках, конкурсах;
формирование толерантности и основ культуры межэтнического
общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и
образу жизни представителей народов Татарстана, России;
формирование устойчивой нравственной позиции, духовности,
взгляда на мир, основанных на культурных традициях татарского народа
путём бесед, дискуссий, классных часов с привлечением родителей;
формирование активной жизненной позиции и воспитание
патриота Татарстана, России, своего края, своей малой Родины;
укрепление связи: семья-школа, использование в воспитательной
работе семейный опыт, пример родителей.
И это находит отражение в каждом классном часе, в школьных акциях.
Класс артистичный, работоспособный, ответственный, спортивный.
Обучающиеся 8 класса принимают самое активное участие во всех школьных
мероприятиях, а также в районных, межрегиональных– это конкурсы, игры,
фестивали, олимпиады. Дети имеют положительные результаты: грамоты,
дипломы, благодарности, сертификаты.
Родители оказывают всестороннюю поддержку классу, поддерживают
их активность. Класс спортивный. Пятеро из них ходят в кружок
“Национальная борьба” (Көрәш) и имеют успехи на мунипальных и
республиканских
соревнованиях.
Девочки
тоже
не
отстают
от
них
(занимаются в танцевальном кружке “ООps»),
активно участвуют в
спортивных соревнованиях. Они умело разбирают и собирают учебный
автомат, им можно только позавидовать. Всем классом любят кататься на
лыжах, на коньках, играть в хоккей. Команда этого класса защищала честь
школы на соревнованиях по баскетболу и хоккею, заняла первые места на
мунипальном этапе.
Самое главное – это ежегодный школьный хоккейный турнир среди
отцов и детей памяти Ю.А.Шишкина, учителя физической культуры, так как
основной состав команды - юноши и папы этого класса. Эти соренования
юноши ждут с нетерпением, их привлекает возможность игры с опытными
хоккеистами команды “Зифа”. Им лестно выиграть у старшего поколения.
У каждого есть индивидуальные достижения.
Шафигуллина Алия одарена артистическим, музыкальным талантами.
Она прекрасно танцует и выступает на концертах школьных, районных. Всё
это не мешает ей хорошо учиться и занимать призовые места на олимпиадах:
она победитель олимпиады по биологии на муниципальном этапе. Алия
обладает организаторскими способностями, участвовала в мунипальном
конкурсе
«Замечательный
вожатый».
Она
солистка
школьного
танцевального коллектива. Алия находит подход к каждому однокласснику
и умело организует мероприятия, сама планирует работу и вовлекает
остальных. Алия - незаменимый помощник в организации всех классных дел,
создатель всех классных презентаций, видеороликов.
Зиннатуллин Джалиль занимается национальной борьбой с первого
класса, имеет призовые места на муниципальных соревнованиях.
Миннегалиев Амир занимается национальной борьбой, бадминтоном,
имеет призовые места. Он
вратарь школьной хоккейной команды. Он
участвует в предметных олимпиадах в районе: призер муниципального этапа
олимпиады по геологии, истории.
Мухаммадиев Фагим охотно посещает кружки национальной борьбы и
хоккея. Он одерживает победы почти в каждом соревновании, занял 3 место
в республиканских соревнованиях по национальной борьбе среди юношей
2005-2007 г.р. на Кубок Первого президента Республики Татарстан.
Шакиров Аяз ходит в кружок национальной борьбы и имеет успехи.
Емелин Даниль – лучший защитник районных соревнований юных
хоккеистов «Золотая шайба». Он увлекается бильярдом и шахматами,
занимается баскетболом, мини-футболом.
Кадырова Алина – призёр олимпиады по татарскому языку, участница
НПК. Она прекрасно танцует, скромная и ответственная.
Галиева Алсу любит учиться, она ежегодно становится победителем и
призёром районных олимпиад по русскому языку и литературе, по родному
(татарскому) языку. Алсу артистична, хорошо танцует, рисует.
Гизатуллин
Камиль
–
творческая
личность,
прекрасно
владеет
компьютером, создает компьютерные программы, призёр республиканского
НПК «КАИ – крылья для жизни».
Валиев Ильназ, Гайнанов Замир – футболисты и самые лучшие
тимуровцы.
Бариева Инзиля прекрасно поёт, танцует и выступает на школьных
концертах.
Габтелхакова Азалия – скромная, но незаменимая труженица, с
большой
ответственностью
относится
к
любому
делу.
Она
призер
муниципального этапа олимпиады по географии.
Гильмутдинов Азат артистичен, способен рассмешить любого и
поднять настроение. Он занимается национальной борьбой и занимает
призовые места.
Залог успеха детей в заинтересованности родителей, стремление дать
им всё лучшее, в поддержании тесного контакта со школой, классным
руководителем. Участие родителей в различной деятельности школы
существенно
усиливают
мотивацию
детей.
Внутренний
мир
ребенка
дополняется ощущением ответственности за своих родителей, а это
усиливает у него ответственность за самого себя, меняет школьную
социализацию и поведение ребенка в лучшую сторону. Именно благодаря
совместным усилиям и достигается результат в формировании разносторонне
развитой,
творческой,
нравственно
и
физически
здоровой
личности,
способной на сознательный выбор жизненной позиции.
Основная часть
ПРОЕКТ:
Этапы проекта
I.
Планирование проекта.
1 этап. Выявление проблемы
Если в осенние каникулы ребята в основном занимались в кружках и
секциях, участвовали в олимпиадах, то зимние каникулы совпали с
длинными выходными – целых 13 дней. В праздничные дни в деревне никто
не оставляет хозяйство и не отправляется куда-то на отдых. Гильмудинова
Наиля Камилевна, член совета родителей от 8 класса, предложила
организовать в период зимних каникул для детей и родителей веселый и
полезный Праздник саней – Чана бәйрәме. Это предложение было встречено
с одобрением и восторгом. Началась серьёзная подготовка.
2 этап. Актуальность проекта для учащихся.
При подготовке к любому мероприятию учитываю такие особенности:
Интересы учащихся;
Способности учащихся;
Равенство всех участников;
Чередование коллективной и индивидуальной работы;
Ненасильственное привлечение к процессу деятельности;
Ориентация на результаты творческого поиска;
Присутствие самооценки, самовоспитания.
Чана бәйрәме -
Праздник саней
Актуальность
этого проекта - организация совместного досуга
родителей и детей.
3 этап. Постановка цели и задач.
Цель: создание условий для сближения
детей и родителей через
общение, взаимодействие во время совместного отдыха.
Задачи:
1)
обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями,
опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей;
2)
изучение
семей
учащихся,
их
традиий,
воспитательных
возможностей, атмосферы и характеры семейного воспитания;
3)
вовлечение родителей в подготовку и проведение коллективных
дел в классе, к формированию у детей навыков здорового образа жизни;
4)
воспитание в детях заботливого, внимательного отношения к
родителям;
5)
укрепления триединого союза: школа – родители – дети.
II. Воплощение проекта в жизнь.
1 этап. Выбор варианта реализации проекта.
Предложение
Гильмутдиновой
Наили
Камилевны,
члена
совета
родителей от 8 класса, организовать в период зимних каникул для детей и
родителей веселый и полезный Праздник саней – Чана бәйрәме мне очень
понравилось, так как зимние каникулы, долгие и не всегда полезные для
здоровья, может быть то редкое время в деревне, когда родители могут
побыть с детьми. Дети с восторгом восприняли идею, однако не все родители
рвались провести со своими детьми 4-5 часов на свежем воздухе.
Гильмутдинова Н.К. и Миннегалиева Л.Н и другие воодушевились идеей и
начали подготовку.
Решено было 7 января 2022 года провести семейный праздник под
названием
“Чана
бәйрәме”.
Это
предложение
было
высказано
на
родительском
собрании
28
декабря.
Родителям
нашего
класса
идея
понравилась. Началась подготовка к празднику. Организацию соревнований,
конкурсов взяла на себя Наиля Камилевна. За участие в каждом конкурсе
каждому ребенку были приготовлены сладкие призы. Спонсором выступил
Гизатуллин Ильнур.
2 этап. Планирование.
Чтобы воплотить план в жизнь, был составлен сценарий. Вопросов
было много. Где провести? Сколько человек придёт на праздник? Какие игры
организовать?
Здание
МБОУ
«Смаильская
СОШ»
находится
на
возвышенности и рядом есть удобная гора для катания на санках.
Смаиль – гостеприимная деревня, на праздники собирается много
народу. Следует отметить и то, что если в соседних деревнях мало молодых
семей, наблюдается снижение рождаемости и количества детей в семье, то в
ДО МБОУ «Смаильская СОШ» посещают 30 детей, а 8 дома ждут очереди.
Поэтому идею поддержали и в деревне, и мы надеялись, что в празднике
примут активное участие многие.
28 декабря на заседании
общешкольного родительского комитета
ознакомили с планом предстоящего праздника и было проведено обсуждение
организации этого мероприятия.
Миннегалиева Лилия, член родительского комитета от 8 класса,
предложила организовать чаепитие: каждому пришедшему на праздник –
стакан чая и две оладьи. Это предложение было поддержано родительским
комитетом.
Газимова Гульфиза, член родительского комитета от 1 класса, написала
и распечатала объявление о предстоящем празднике, которое было повешено
на дверях двух магазинов, на досках объявления клуба, сельского совета,
школы.
3 этап. Подготовка.
Один из самых важных этапов проведения праздника, обеспечивающий
успех всего мероприятия – это подготовка. Были сомнения, но, как
говорится, глаза боятся, а руки делают. Родители распределились между
собой.
Кто-то
готовил
инвентарь
для
игр,
продумывал
их,
кто-то
организовывал чаепитие, кто-то готовил призы. Были сомнения и на счёт
погоды: дни стояли пасмурные, снежные с метелью.
4 этап. Чана бәйрәме – Праздник саней
Наконец настал долгожданный день, который с нетерпением и
волнением ждали многие. Праздник был назначен на 13:00, но к 12:00 мы
уже были там. Пришёл и удивился: все родители были уже в сборе. Раньше
всех пришла Наиля Камилевна. Естественно, что бы ни делалось, должно
делать вместе. Коллективно. Если вопросами организации руководили
заместитель директора по воспитательной работе Мухаммадиева Алия
Масхутовна и классные руководители, то в организации и их проведении
участвовал и сам, так как явлюсь учителем физкультуры и ОБЖ,
День выдался как на заказ: солнечный, тихий с лёгким морозцем.
Собралось 60-70 человек детей и родителей, естественно, больше детей.
Замечательно был видеть, как съезжают с горы на одних санях мама, папа и
ребёнок. Смех, шутки, радость…к сожалению, пап было маловато, поэтому
на следующий год ставим задачу собрать на праздник больше пап.
Так
прошёл
весело,
интересно,
увлекательно,
волнительно,
незабываемо с большой теплотой семейный праздник.
5 этап. После праздника
Войдя в школу после каникул, я почувствовал облегчение. Коллеги
делились приятными эмоциями от праздника, передавали благодарность
родителей. Дети наперебой обсуждали соревнования, вкусные призы, а
главное спрашивали: «Когда в следующий раз состоится такой праздник?».
Многие жалели, что не смогли участвовать по тем или иным причинам и с
завистью слушали тех, кто хвалился, что с мамой уехал дальше всех и
поднялся быстрее всех.
Значит, праздник удался, старания не были напрасны.
III. Результаты проекта
При
подготовке
к
любому
мероприятию
учитывались
такие
особенности:
Интересы учащихся;
Равенство всех участников;
Чередование коллективной и индивидуальной работы;
Ненасильственное привлечение к процессу деятельности;
Ориентация на результаты творческого поиска;
Присутствие самооценки самовоспитания.
Все задачи, поставленные при подготовке праздника, были решены:
1.
Класс сплотился в результате общего дела.
2.
Воспитывались в учащихся умение работать в команде, умение
выслушать
мнение
собеседника,
умение
отстаивать
свою
позицию
убеждением, а не силой.
3.
Были созданы основы здорового образа жизни.
4.
Были
созданы
комфортные
психологические
условия
для
общения всех детей. Учились прислушиваться к мнению друг друга
5.
Детям помогли осознать семейные ценности, необходимости
уважать и любить родителей.
Родители получили возможность понимания необходимости и
полезности досуга с детьми как для себя, так и для детей. Самое главное,
после праздника родители продолжили вечерние катания на санках семьей.
Значит, получен конкретный результат.
В ходе проекта сплотили не только ученический коллектив, о и
родителей, родственников.
Ребята поняли, что успех сопутствует общим усилиям,
согласованности действий.
Естественно, на этом работа проекта не закончилась. Ребята растут,
меняются, им нужны новые дела, положительные эмоции. Возможно, в
дальнейшем
это
будет
Праздник
улиц
или
встреча
поколений.
Но
обязательно с участием всей семьи.
Перетягивание каната
Родители тоже увлеклись
Кто быстрее, кто дальше?
Чай, горячий чай