Напоминание

Моя будущая профессия


Автор: Обухова Надежда Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Государственное казенное учреждение "Новоаннинский детский дом"
Населённый пункт: Волгоградская область Новоаннинский район
Наименование материала: конспект внеклассного занятия
Тема: Моя будущая профессия
Раздел: дополнительное образование





Назад





ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ: «МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ»

Цель:
Способствовать формированию профессиональной направленности у воспитанников.
Задачи:
1. Мотивировать воспитанников на серьёзное осмысление выбора профессии. 2. Способствовать формированию понятий «профессия», «специальность», «должность». 3.Помочь воспитанникам выработать умение высказывать свою точку зрения на рассматриваемые вопросы.
Подготовительная работа:
1. Подготовка выступлений о профессиях (парное поручение). 2. Подготовка оборудования и оформления внеклассного занятия.
Оформление, оборудование и инвентарь:
Карандаши, листы, презентация "Моя будущая профессия", компьютер, проектор.
Возраст:
8,9,10 классы.
Ход внеклассного занятия:
Здравствуйте! Как быстро бежит время… Недавно вы, ребята, были малышами, а совсем скоро вы станете выпускниками и перед вами возникнет непростой вопрос: кем стать? Сегодня мы проведём наше занятие в форме круглого стола, и я предлагаю вам немного поговорить, обсудить, подискутировать на тему: «Моя будущая профессия». На занятии вы познакомитесь с такими понятиями, как «профессия», «специальность», «должность». И узнаете о новых профессиях, которые будут востребованы в ближайшее время. Я надеюсь, что многим из вас будет интересна наша встреча, и вы вынесете много полезного для себя.
(Слайд1)
Вся наша жизнь череда больших и малых выборов, и выбор профессии не выбор одежды или книги, которую можно обменять, если не понравилась. Часто дело не в том, что мы выбираем, а в том, что внутри нас, что заставляет делать выбор. Безусловно, выбор профессии один из самых важных в нашей жизни. В мире существует около 40 000 профессий и со многими профессиями вы уже знакомы. А сейчас, для того, чтобы настроиться на занятие предлагаю вам поиграть и ответить на вопросы с элементами юмора.
игра: "САМАЯ-САМАЯ ".
Назовите профессии: ( по цепочке)

Самая зеленая
(садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)
Самая сладкая
(кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
Самая денежная
(банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
Самая волосатая
(парикмахер...)
Самая детская
(воспитатель, педиатр, учитель...)
Самая смешная
(клоун, пародист...)
Самая общительная
(журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик- затейник...)
Самая серьезная
(сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...) Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно, не обычных, для нашего региона, но востребованных в стране и мире. «Человек рождается два раза», говорят в народе, считая вторым его рождением - выбор профессии. Рождение человека как профессионала - процесс сложный и индивидуальный. Формирование готовности человека к вхождению в новое качество - работника, специалиста, профессионала - уходит корнями в его детство, юность.
(Слайд2)
Например, в голландских семьях (будь то самая богатая или самая бедная семья), когда рождается ребенок и только начинает что-то понимать, мать берет его ладошки и показывает ребенку на них две извилинки (они всегда есть на ладошках). Буква "М" по-голландски «МЕНШ» означает - "человек". А если перевернуть - латинская "W", что означает "work" - "работа". Человек и работа. Человеку надо работать, человек рождается, чтобы работать, и это большое счастье - найти в жизни свое назначение, свое призвание.
(слайд 3 )
В жизни человека бывают моменты, когда ему приходится делать выбор. Выбор, от которого в дальнейшем зависит вся его судьба! Какой она будет? Как важно не ошибиться! Успешно ли сложится судьба личная и профессиональная карьера? В толковом словаре Ожегова "Выбор - отобрать, взять для себя нужное, предпочитаемое". Сделать правильный выбор профессии - это выбрать работу, которая во-первых - вызывает интерес; во-вторых - может быть доступной и посильной; в третьих - можно будет трудоустроиться. (слайд ) Термин «профессия» происходит от латинского слова, что в переводе означает «объявляю своим делом». В человеческом обществе профессии появились с разделением труда, когда одни люди стали заниматься земледелием, другие – скотоводством, третьи – различными ремеслами.
Накопленные в каждой профессиональной среде знания и умения передавались от поколения в поколение. В. Даль в своем словаре русского языка определил профессию как «промысел, сословное занятие».
(Слайд4)
Итак,
профессия
- это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня специальных знаний, практических навыков и может служить источником доходов. В рамках той или иной профессии может происходить разделение труда в зависимости от специальности работника
(Слайд5)
, т. е. наличия у него специальных знаний, умений и навыков. Например, профессия учитель включает в себя специальности: учитель начальных классов, учитель географии, учитель математики и т.д.. Профессию и специальность нельзя путать с должностью, которую человек может занимать в организации или фирме
.(Слайд6)
Должность – служебная обязанность в учреждении или на предприятии, которую может исполнять человек, владея любой специальностью.
(Слайд7
) Задание. Распределите предлагаемый перечень на профессии, специальности, должности: Водитель автобуса, врач, заведующая магазином, детский стоматолог, продавец, секретарь, экономист, токарь, заведующая поликлиникой, слесарь, врач терапевт, директор, маляр, секретарь-машинистка, токарь-револьверщик, слесарь-сантехник, журналист, завуч школы, начальник смены. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. ( по парам) Знакомство с такими профессиями, как врач, повар, плотник……..(общая характеристика, требования к индивидуальным особенностям…)
(Слайд8)
Сейчас хочу познакомить вас с профессиями, которые будут престижными в ближайшее время: 1.
Инженеры
. Острая нехватка специалистов из этой области наблюдается уже на данный момент. Для страны необходимы грамотные инженера строительной направленности, инженеры-электрики, инженеры-технологи. 2.
Специалисты из области сервиса
. В стране идет активное развитие сервиса: ночные салоны красоты, бронирование номеров гостиниц в любое время суток, круглосуточная доставка продуктов питания на дом и прочее. Запросы людей растут, а их удовлетворение является основной задачей сотрудников beauty-индустрии, туристического бизнеса и прочих сервисов. 3
. IT-специалисты
. В век технологий организациям нужны грамотные системные администраторы. 4.
Медицинские работники.
Наблюдается в настоящее время нехватка именно узкопрофильных специалистов (офтальмологов, отоларингологов, эндокринологов, диетологов, аллергологов, хирургов по различным направлениям).
5.
Экологи
. На последний момент специалисты-экологи становятся весьма востребованными из-за того, что экологическая обстановка во всем мире с каждым годов все больше ухудшается. Ведь именно от экологии во многом зависит качество жизни людей, а также их здоровье.
(Слайд 9)
6.
Химики
. Человечество столкнулось с энергетической проблемой. Именно ученые-химики хотят разрешить данную проблему, но пока решение ими не найдено. 7.
Личные консультанты и психологи
. В данное время проблема психического состояния людей является приоритетной, которую необходимо решать в ближайшее время. Психологи востребованы не только в поликлиниках и учреждениях образования, но и на других предприятиях. 8.
Маркетологи.
Производители предлагают множество товаров, которые зачастую остаются невостребованными. Маркетологи должны мониторить потребительский рынок и выявлять востребованные товары. 9.
Специалисты PR
. Такие специалисты нарасхват. Ведь в этом деле главное не образование, а чутье, хватка, интерес к делу. А мало кто обладает такими качествами. 10.
Специалисты по нанотехнологиям
. Нанотехнологии – технологии, основанные на молекулах и атомах. С развитием науки все больший интерес направлен на расширения области применения нанотехнологий.
Пауза:
Предлагаю вам сейчас испробовать на себе, одну из модных на сегодняшний день профессию, побыть в роли дизайнеров интерьеров. В паре со своим соседом вы должны будете на приготовленных листах нарисовать дизайн своей комнаты и после постараться объяснить, почему сделали такой выбор. (3 минуты) Выбирать профессию очень важное дело в жизни каждого человека. Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять
. (слайд 10)
Предлагаю послушать вам инсценировку: Давным-давно во французском городе строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Вопрос: Почему? (Отвечают ребята). В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития
науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии. Вопрос: Как вы думаете, почему? (Отвечают ребята). Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе. 1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я". 2. Настоящий труд - это самоотдача и творчество. 3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.
(слайд 11)
Хочу - своё желание. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья. Надо - потребности рынка труда.
Слайд 12.
Каждая профессия предъявляет свои специфические требования. Но вместе с тем можно выделить ряд качеств, необходимых человеку для выполнения любого труда: •трудолюбие честность увлеченность терпение добросовестность, • прилежность, • организованность, • инициативность, • умение переносить неудачи, • выдержка, • настойчивость, • внимание. В любом профессиональном труде самое важное - знания, и умение их применять на практике. Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Итак, вы получили информацию о мире профессий. Многим стоит задуматься, как лучше использовать особенности своего характера, свои способности при выборе профессии.

Выводы по мероприятию, обобщение:
Самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за вами, ибо, выбирая профессию, вы выбираете судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции вам) и обеспечивать максимальную реализацию ваших возможностей (пользу обществу).
*Заключение.
Закончить наше занятие я хочу небольшой притчей:
(слайд 13)
В одной далекой стране жил мудрец, на многие вопросы он знал ответы, и сотни людей приходили к нему за советом и помощью. В той же стране жил молодой человек, который, совсем недавно был еще ребенком и только начинал свой жизненный путь. Но он-то думал, что все уже знает, многое умеет, и чужих советов слушать ему не надо. Решил он провести мудреца - поймал бабочку, зажал её между ладонями и спросил мудреца: "Что у меня в руках - живое или неживое?" Если мудрец ответил бы "живое", он сильнее сдавил бы руки, бабочка бы умерла, и мудрец оказался бы не прав, а если мудрец ответил бы "неживое", молодой человек разжал бы руки, бабочка выпорхнула, а мудрец снова был бы не прав. Но когда молодой человек подошел к мудрецу и задал свой вопрос, старый человек внимательно посмотрел на него и сказал: "ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ"… ?Объясните ответ мудреца. ?Каким образом эта притча относится к нашей теме. -Ответы ребят. У: Наше занятие подходит к концу. -Какие моменты остались в вашей памяти? -Какие мысли запомнились? -Над чем хочется задуматься? -Ответы ребят.
Рефлексия от занятия.
Когда рождается человек, то на небе зажигается звезда. «Если звезды зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно»- говорил Маяковский. . Зажжем и мы свои звезды. Отобразите свое настроение в виде звезд: 1 Красная звезда – мне понравилось, я многое для себя взял; 2 Синяя – я не все понял, но я доволен; 3 Зеленая – мне не все понравилось, но я кое-что взял для себя; 4 Желтая – мне было не интересно, я для себя ничего не взял.
Русская пословица гласит: "Всяк кузнец своего счастья". Я же хочу вам всем пожелать быть только счастливыми, а это ещё и значит, что очень важно в жизни найти работу по душе. Желаю вам шагать по жизни смело, Желаю счастья каждому найти, Пусть сбудется, что каждому хотелось. В дорогу, друг! Счастливого пути!" У: Спасибо за работу. 1.Дать общую характеристику профессии. (Пример. КОНТРОЛЕР-КАССИР.
Контролирует пополнение ассортимента товаров в торговом зале и сохранность, а также исправность и правильность эксплуатации контрольно-кассовой машины. Проверяет количество и качество товара и т.д.) 2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста. (Специалист должен быть: внимательным, эмоционально устойчивым, наблюдательным, аккуратным, честным, общительным и т.д.) 3. Требования к профессиональной подготовке: что должен знать и уметь. (Должен знать: квалификацию, характеристику и назначение товаров, правила расшифровки артикулов и маркировок, методы и формы обслуживания покупателей. Должен уметь: производить расчеты) 4. Медицинские противопоказания. (Работа не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями нервной системы и отклонениями в психике, хроническими инфекционными заболеваниями, кожной аллергией, экземой кистей рук….) 1.Дать общую характеристику профессии. (Пример. КОНТРОЛЕР-КАССИР. Контролирует пополнение ассортимента товаров в торговом зале и сохранность, а также исправность и правильность эксплуатации контрольно-кассовой машины. Проверяет количество и качество товара и т.д.) 2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста. (Специалист должен быть: внимательным, эмоционально устойчивым, наблюдательным, аккуратным, честным, общительным и т.д.) 3. Требования к профессиональной подготовке: что должен знать и уметь. (Должен знать: квалификацию, характеристику и назначение товаров, правила расшифровки артикулов и маркировок, методы и формы обслуживания покупателей. Должен уметь: производить расчеты) 4. Медицинские противопоказания. (Работа не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями нервной системы и отклонениями в психике, хроническими инфекционными заболеваниями, кожной аллергией, экземой кистей рук….)

«Существуют тысячи

профессий. Хочешь выбрать ту,

которая лучше всего подходит

именно для тебя? Постарайся

познакомиться с максимальным

их количеством. Трудно сделать

выбор, если не знаешь, из чего!»
А. Грецов


В раздел образования