Автор: Обухова Надежда Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Государственное казенное учреждение "Новоаннинский детский дом" Населённый пункт: Волгоградская область Новоаннинский район Наименование материала: конспект внеклассного занятия Тема: Моя будущая профессия Раздел: дополнительное образование
Цель: Способствовать формированию профессиональной направленности
у воспитанников.
Задачи:
1. Мотивировать воспитанников на серьёзное осмысление выбора профессии.
2. Способствовать формированию понятий «профессия», «специальность»,
«должность».
3.Помочь воспитанникам выработать умение высказывать свою точку зрения
на рассматриваемые вопросы.
Подготовительная работа:
1. Подготовка выступлений о профессиях (парное поручение).
2. Подготовка оборудования и оформления внеклассного занятия.
Оформление, оборудование и инвентарь:
Карандаши, листы, презентация "Моя будущая профессия", компьютер,
проектор.
Возраст: 8,9,10 классы.
Ход внеклассного занятия:
Здравствуйте!
Как быстро бежит время… Недавно вы, ребята, были
малышами, а совсем скоро вы станете выпускниками и перед вами возникнет
непростой вопрос: кем стать? Сегодня мы проведём наше занятие в форме
круглого
стола,
и
я
предлагаю
вам
немного
поговорить,
обсудить,
подискутировать
на
тему:
«Моя
будущая
профессия».
На
занятии
вы
познакомитесь
с
такими
понятиями,
как
«профессия»,
«специальность»,
«должность». И узнаете о новых профессиях, которые будут востребованы в
ближайшее время.
Я надеюсь, что многим из вас будет интересна наша встреча, и вы
вынесете много полезного для себя. (Слайд1)
Вся наша жизнь череда больших и малых выборов, и выбор профессии
не выбор одежды или книги, которую можно обменять, если не понравилась.
Часто дело не в том, что мы выбираем, а в том, что внутри нас, что заставляет
делать выбор. Безусловно, выбор профессии один из самых важных в нашей
жизни.
В мире существует около 40 000 профессий и со многими профессиями
вы уже знакомы. А сейчас, для того, чтобы настроиться на занятие предлагаю
вам поиграть и ответить на вопросы с элементами юмора.
игра: "САМАЯ-САМАЯ ".
Назовите профессии: ( по цепочке)
Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)
Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры,
модель...)
Самая волосатая (парикмахер...)
Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
Самая смешная (клоун, пародист...)
Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-
затейник...)
Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик,
психолог...)
Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество
разнообразных профессий и специальностей. Возможно, не обычных, для
нашего региона, но востребованных в стране и мире.
«Человек рождается два раза», говорят в народе, считая вторым его
рождением - выбор профессии. Рождение человека как профессионала -
процесс сложный и индивидуальный. Формирование готовности человека к
вхождению в новое качество - работника, специалиста, профессионала -
уходит корнями в его детство, юность.
(Слайд2) Например, в голландских семьях (будь то самая богатая или
самая бедная семья), когда рождается ребенок и только начинает что-то
понимать, мать берет его ладошки и показывает ребенку на них две
извилинки (они всегда есть на ладошках). Буква "М" по-голландски
«МЕНШ» означает - "человек". А если перевернуть - латинская "W", что
означает "work" - "работа". Человек и работа. Человеку надо работать,
человек рождается, чтобы работать, и это большое счастье - найти в жизни
свое назначение, свое призвание.
(слайд 3 ) В жизни человека бывают моменты, когда ему приходится делать
выбор. Выбор, от которого в дальнейшем зависит вся его судьба! Какой она
будет? Как важно не ошибиться! Успешно ли сложится судьба личная и
профессиональная карьера?
В толковом словаре Ожегова "Выбор - отобрать, взять для себя нужное,
предпочитаемое".
Сделать правильный выбор профессии - это выбрать работу, которая
во-первых - вызывает интерес;
во-вторых - может быть доступной и посильной;
в третьих - можно будет трудоустроиться.
(слайд )
Термин «профессия» происходит от латинского слова, что в переводе
означает
«объявляю
своим
делом».
В
человеческом
обществе
профессии
появились
с
разделением
труда,
когда
одни
люди
стали
заниматься
земледелием,
другие
–
скотоводством,
третьи
–
различными
ремеслами.
Накопленные
в
каждой
профессиональной
среде
знания
и
умения
передавались от поколения в поколение. В. Даль в своем словаре русского
языка определил профессию как «промысел, сословное занятие». (Слайд4)
Итак, профессия - это вид трудовой деятельности человека, который требует
определенного уровня специальных знаний, практических навыков и может
служить источником доходов.
В рамках той или иной профессии может происходить разделение труда
в зависимости от специальности работника (Слайд5) , т. е. наличия у него
специальных
знаний,
умений
и
навыков.
Например,
профессия
учитель
включает
в
себя
специальности:
учитель
начальных
классов,
учитель
географии, учитель математики и т.д.. Профессию и специальность нельзя
путать с должностью, которую человек может занимать в организации или
фирме .(Слайд6) Должность – служебная обязанность в учреждении или на
предприятии,
которую
может
исполнять
человек,
владея
любой
специальностью.
(Слайд7 )
Задание.
Распределите
предлагаемый
перечень
на
профессии, специальности, должности:
Водитель автобуса, врач, заведующая магазином, детский стоматолог,
продавец, секретарь, экономист, токарь, заведующая поликлиникой, слесарь,
врач терапевт, директор, маляр, секретарь-машинистка, токарь-револьверщик,
слесарь-сантехник, журналист, завуч школы, начальник смены.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. ( по парам) Знакомство с такими
профессиями, как врач, повар, плотник……..(общая характеристика,
требования к индивидуальным особенностям…)
(Слайд8) Сейчас хочу познакомить вас с профессиями, которые будут
престижными в ближайшее время:
1. Инженеры . Острая нехватка специалистов из этой области
наблюдается уже на данный момент. Для страны необходимы грамотные
инженера строительной направленности, инженеры-электрики,
инженеры-технологи.
2. Специалисты из области сервиса . В стране идет активное развитие
сервиса: ночные салоны красоты, бронирование номеров гостиниц в
любое время суток, круглосуточная доставка продуктов питания на дом и
прочее. Запросы людей растут, а их удовлетворение является основной
задачей сотрудников beauty-индустрии, туристического бизнеса и прочих
сервисов.
3 . IT-специалисты . В век технологий организациям нужны грамотные
системные администраторы.
4. Медицинские работники. Наблюдается в настоящее время нехватка
именно узкопрофильных специалистов (офтальмологов, отоларингологов,
эндокринологов, диетологов, аллергологов, хирургов по различным
направлениям).
5. Экологи . На последний момент специалисты-экологи становятся
весьма востребованными из-за того, что экологическая обстановка во
всем мире с каждым годов все больше ухудшается. Ведь именно от
экологии во многом зависит качество жизни людей, а также их здоровье.
(Слайд 9)
6. Химики . Человечество столкнулось с энергетической проблемой.
Именно ученые-химики хотят разрешить данную проблему, но пока
решение ими не найдено.
7. Личные консультанты и психологи . В данное время проблема
психического состояния людей является приоритетной, которую
необходимо решать в ближайшее время. Психологи востребованы не
только в поликлиниках и учреждениях образования, но и на других
предприятиях.
8. Маркетологи. Производители предлагают множество товаров, которые
зачастую остаются невостребованными. Маркетологи должны
мониторить потребительский рынок и выявлять востребованные товары.
9. Специалисты PR . Такие специалисты нарасхват. Ведь в этом деле
главное не образование, а чутье, хватка, интерес к делу. А мало кто
обладает такими качествами.
10. Специалисты по нанотехнологиям . Нанотехнологии – технологии,
основанные на молекулах и атомах. С развитием науки все больший
интерес направлен на расширения области применения нанотехнологий.
Пауза: Предлагаю вам сейчас испробовать на себе, одну из модных на
сегодняшний день профессию, побыть в роли дизайнеров интерьеров. В паре
со своим соседом вы должны будете на приготовленных листах нарисовать
дизайн своей комнаты и после постараться объяснить, почему сделали такой
выбор. (3 минуты)
Выбирать профессию очень важное дело в жизни каждого человека. Во
все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им
приходилось выполнять . (слайд 10)
Предлагаю послушать вам инсценировку: Давным-давно во
французском городе строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших
на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый
ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках
набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок
хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю
прекрасный собор".
Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный
вопрос.
Вопрос: Почему? (Отвечают ребята).
В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же
деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития
науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к
своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не
каждый испытывает любовь к своей профессии.
Вопрос: Как вы думаете, почему? (Отвечают ребята).
Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности,
не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека.
Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.
1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради
самовыражения собственного "Я".
2. Настоящий труд - это самоотдача и творчество.
3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые
выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.
(слайд 11) Хочу - своё желание.
Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.
Надо - потребности рынка труда.
Слайд 12.
Каждая профессия предъявляет свои специфические требования.
Но вместе с тем можно выделить ряд качеств, необходимых человеку для
выполнения любого труда:
•трудолюбие
честность
увлеченность
терпение
добросовестность,
• прилежность,
• организованность,
• инициативность,
• умение переносить неудачи,
• выдержка,
• настойчивость,
• внимание.
В любом профессиональном труде самое важное - знания, и умение их
применять на практике.
Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ:
"Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью
возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является
правильный выбор своей профессии.
Итак, вы получили информацию о мире профессий. Многим стоит
задуматься, как лучше использовать особенности своего характера, свои
способности при выборе профессии.
Выводы по мероприятию, обобщение:
Самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за
вами, ибо, выбирая профессию, вы выбираете судьбу.
Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции вам) и
обеспечивать максимальную реализацию ваших возможностей (пользу
обществу).
*Заключение.
Закончить наше занятие я хочу небольшой притчей: (слайд 13)
В одной далекой стране жил мудрец, на многие вопросы он знал ответы, и
сотни людей приходили к нему за советом и помощью. В той же стране жил
молодой человек, который, совсем недавно был еще ребенком и только
начинал свой жизненный путь. Но он-то думал, что все уже знает, многое
умеет, и чужих советов слушать ему не надо. Решил он провести мудреца -
поймал бабочку, зажал её между ладонями и спросил мудреца:
"Что у меня в руках - живое или неживое?" Если мудрец ответил бы "живое",
он сильнее сдавил бы руки, бабочка бы умерла, и мудрец оказался бы не прав,
а если мудрец ответил бы "неживое", молодой человек разжал бы руки,
бабочка выпорхнула, а мудрец снова был бы не прав. Но когда молодой
человек подошел к мудрецу и задал свой вопрос, старый человек
внимательно посмотрел на него и сказал:
"ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ"…
?Объясните ответ мудреца.
?Каким образом эта притча относится к нашей теме.
-Ответы ребят.
У: Наше занятие подходит к концу.
-Какие моменты остались в вашей памяти?
-Какие мысли запомнились?
-Над чем хочется задуматься?
-Ответы ребят.
Рефлексия от занятия.
Когда рождается человек, то на небе зажигается звезда. «Если звезды
зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно»- говорил Маяковский. . Зажжем
и мы свои звезды. Отобразите свое настроение в виде звезд:
1 Красная звезда – мне понравилось, я многое для себя взял;
2 Синяя – я не все понял, но я доволен;
3 Зеленая – мне не все понравилось, но я кое-что взял для себя;
4 Желтая – мне было не интересно, я для себя ничего не взял.
Русская пословица гласит: "Всяк кузнец своего счастья".
Я же хочу вам всем пожелать быть только счастливыми, а это ещё и значит,
что очень важно в жизни найти работу по душе.
Желаю вам шагать по жизни смело,
Желаю счастья каждому найти,
Пусть сбудется, что каждому хотелось.
В дорогу, друг! Счастливого пути!"
У: Спасибо за работу.
1.Дать общую характеристику профессии.
(Пример. КОНТРОЛЕР-КАССИР.
Контролирует пополнение ассортимента товаров в торговом зале и сохранность, а
также исправность и правильность эксплуатации контрольно-кассовой машины.
Проверяет количество и качество товара и т.д.)
2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста.
(Специалист должен быть: внимательным, эмоционально устойчивым,
наблюдательным, аккуратным, честным, общительным и т.д.)
3. Требования к профессиональной подготовке: что должен знать и уметь.
(Должен знать: квалификацию, характеристику и назначение товаров, правила
расшифровки артикулов и маркировок, методы и формы обслуживания покупателей.
Должен уметь: производить расчеты)
4. Медицинские противопоказания.
(Работа не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями нервной системы и
отклонениями в психике, хроническими инфекционными заболеваниями, кожной
аллергией, экземой кистей рук….)
1.Дать общую характеристику профессии.
(Пример. КОНТРОЛЕР-КАССИР.
Контролирует пополнение ассортимента товаров в торговом зале и сохранность, а
также исправность и правильность эксплуатации контрольно-кассовой машины.
Проверяет количество и качество товара и т.д.)
2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста.
(Специалист должен быть: внимательным, эмоционально устойчивым,
наблюдательным, аккуратным, честным, общительным и т.д.)
3. Требования к профессиональной подготовке: что должен знать и уметь.
(Должен знать: квалификацию, характеристику и назначение товаров, правила
расшифровки артикулов и маркировок, методы и формы обслуживания покупателей.
Должен уметь: производить расчеты)
4. Медицинские противопоказания.
(Работа не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями нервной системы и
отклонениями в психике, хроническими инфекционными заболеваниями, кожной
аллергией, экземой кистей рук….)