Напоминание

Разработка плана урока в 10 классе "Базаров - герой своего времени. Духовный конфликт героя (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")


Автор: Наталья Ильинична Костинова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ №2" г. Истра
Населённый пункт: г.Истра
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Разработка плана урока в 10 классе "Базаров - герой своего времени. Духовный конфликт героя (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")
Раздел: среднее образование





Назад




ФИО разработчика

Костинова Наталья Ильинична

Место работы

МОУ «СОШ №2»г.Истра

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс

(укажите

класс,

к

которому

относится

урок):

10

Место урока

(по

тематическо

му

планирован

ию ПРП)

15 учебная неделя

Тема урока

Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Предмет

: Литература

Уровень

изучения

(укажите

один или оба

уровня

изучения

(базовый,

углубленный

базовый

1

), на которые

рассчитан

урок):

Тип

урока

(укажите тип

урока):

комбинирова

нный

урок освоения новых знаний и умений

урок-закрепление

урок-повторение

урок систематизации знаний и умений

урок развивающего контроля

комбинированный урок

другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,

мировоззрению, культуре, языку;

Метапредметные

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и

сверстниками; осознание значимости чтения; работать в группе и индивидуально

Предметные

определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно – выразительных средств языка, понимание их роли в

раскрытии идейно – художественного содержания произведения.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урока) элементы сюжета, композиция, изобразительно

– выразительные средства языка, идейно – художественное содержание.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

И.С. Тургенев. №Отцы и дети» (главы 14 – 19, 22 – 27). Учебник статьи: «внутренний конфликт в душе Базарова. Испытание

любовью», «Мировоззренческий кризис Базарова». Д.И. Писарев «Базаров».

2

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание,

интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Зравствуйте, ребята! Мне приятно видеть ваши лица. Я думаю, что сегодняшний наш урок принесёт вам радость общения,

познания нового,

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения

нового

Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемой теме.

Философские раздумья о смене поколений, о вечном движении жизни и вечной борьбе старого и нового звучали не раз в

произведениях русских писателей и до Тургенева. Иногда эти раздумья носили острый политический характер – как,

например, в «Горе от ума» А.С. Грибоедова в лице А. Чацкого. С особенной силой раскрыл сложную диалектику

взаимоотношений разных поколений Ф.И. Тютчев:

Обломки старых поколений,

Вы, пережившие свой век!

Как ваших жалоб, ваших пений

Неправый праведен успех!

Как грустно, полусонной тенью.

С изнеможением в кости,

Навстречу солнцу и движенью

За новым племенем брести!..

Ребята. вы познакомились с романом И.С. Тургенева «Отцы и дети». Как вы знаете, автор в своём произведении обратился к вечной

проблеме – проблеме отцов и детей. Какой персонаж можно отнести к представителям «детей»?

Этап 1.3. Целеполагание

3

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься)

Анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы. Работают в

парах, формулируют тему, цели, задачи, проблему, ключевые слова урока.

Анализировать образ центрального персонажа романа;

Определиять суть духовного конфликта главного героя; показать художественные особенности создания образа Базарова;

Сможешь доказать тезис: «Базаров – герой своего времени»

– Обсудите в парах и сформулируйте тему, задачи и проблему урока.

– Какие слова сегодня будут ключевыми?

– О ком мы сегодня будем говорить?

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем

новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными

материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания

материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации,

презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению

гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите

факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило,

закон)

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

4

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий,

выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и

конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и

т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу;

выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Работа над темой урока (анализ глав)

1

. Обратите внимание на внешний облик Базарова.

Внешний облик Базарова даётся в романе не сразу, а вырисовывается из деталей («высокий рост», «длинный балахон с кистями», «красная

рука». Всё здесь свидетельствует о демократизме, трудовом образе жизни, о внутренней силе героя.

2

. Во время первой встречи Базарова и Павла Петровича, последний не подал руки, а Прокофьич, подняв базаровскую «одежонку»,

удалился на цыпочках. Как повёл себя Базаров?

– Постой, я с тобой пойду, – воскликнул Базаров, внезапно порываясь с дивана.

Подумайте, что обозначает это действие Базарова? (внутреннего монолога в тексте нет. Но можно догадаться о мыслях героя по одной

детали).

3.

Павел Петрович утверждает, что принципы аристократии, выработанные лучшими представителями предшествующей цивилизации. –

опора человеческой личности. Как оценивает эти принципы Базаров?

Задания группам

1-я группа.

В образе Базарова два аспекта: воинствующий демократ и нигилист. Анализируя 2, 3, 4. 5 главы романа, докажите его

демократизм (одежда, речь. внешность, поведение, отношение с дворовыми, круг чтения и пр.)

2-я группа

. Как ведёт себя Базаров во время пребывания в Марьино? Сравните его занятия с занятиями Аркадия (глава 10).

3-я группа

. Как говорит Базаров о своём происхождении (гл. 10, 21). Что мы узнаём о его жизненном пути, о его родителях? Как это

помогает пониманию его образа?

4-я группа

. Охарактеризуйте взгляды Базарова-нигилиста (главы 5, 10). Что он отрицает? Чем руководствуется в своём отрицании?

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

5

Подберите соответствующие учебные задания

оставление таблицы

Теория Базарова:

Базаров – нигилист. Его взгляды и теория отрицания вызывают разные чувства. Базаров подвергает отрицанию

искусство

«Порядочный химик в

двадцать раз полезнее всякого

поэта…»

«Рафаэль гроша медного не

стоит…»

«говорить красиво

неприлично…»

природу как

предмет

восхищения

«Природа не храм, а

мастерская, и человек в ней

работник»

любовь

белиберда

и даже..

– Как? Не только искусство,

поэзию…но и…страшно

вымолвить…

– Всё, – с невыразимым

спокойствием повторил

Базаров.

Мы можем лишь

догадываться, что стоит за

этим категоричным «всё», это

и религия, и вера, и даже

смерть.

6

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

1.

Старший Кирсанов и Базаров с первых страниц произведения даны в противопоставлении. Как называется приём резкого

противопоставления, используемый в художественном произведении?

2.Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами

личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

A) Евгений Базаров

Б) Аркадий Кирсанов

B) Павел Кирсанов

КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

1) теплота и забота

2) сословное высокомерие

3) открытость и восторженность

4) грубость и резкость в оценках

3.

Как называется изобразительная подробность, помогающая создать художественный образ или решить иную художественную задачу (например,

застывший «на воздухе нож с куском масла на конце» помогает автору выделить, слово, определяющее, кто такой Базаров, акцентировать на нем

снимание читателя).

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

1. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» начинается с предыстории Николая Петровича Кирсанова. Какова роль точных дат, указанных в

этой предыстории?

Ответ: Выделяются 3 исторических даты – 1812, 1848, 1855 годы. Славная героическая эпоха 1812года; роковые мировые потрясения 1848

года: революция в Германии, во Франции, а в России – казнь петрашевцев и наступление реакционной полосы, вошедшей в историю под

названием эпохи «мрачного семилетия»; 1855 г.- начало подъема общественного движения в России, время больших ожиданий и надежд.

С этими важными историческими вехами связаны крутые переломы в судьбе Николая Петровича Кирсанова. Первый удар – смерть

жены – застает его в преддверии 1848 года. Рушатся все планы: и личные, и общественные, закрываются все источники свободной и

живой деятельности. В течение семи лет Николай Петрович коротает время в глуши своего деревенского поместья. Но тут наступает 1855

год, возрождающий лучшие надежды его молодости. Он везет сына в университет, сам живет в Петербурге, знакомится с молодежью. Это

время второй, запоздалой весны человека, много пережившего, но не сломленного. (Умение находить и извлекать информацию).

2. У романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева кольцевая композиция. Автор дважды проводит Базарова по кругу: Марьино –

7

Никольское- дом родителей. Чем, по-вашему, обусловлен второй цикл путешествия Базарова: место действия снова переносится в

Марьино, в Никольское и ,наконец, опять к родителям?

Ответ: К тем же людям, в схожие ситуации во второй половине романа приходит новый Базаров, познавший сомнение, мучительно

старающийся сохранить свою теорию, спрятаться за ней от нарастающей сложности реального мира. (Умение интегрировать и

интерпретировать информацию).

3. Как называется композиционный прием сопоставления на основе контраста образов (как например, франт, тщательно следивший за

своим костюмом, Павел Петрович, и Базаров, «одетый в длинный балахон с кистями»)?

Ответ: антитеза. . (Умение интегрировать и интерпретировать информацию).

4.

Сопоставьте мнения критиков. Кто прав?

М.А. Антонович. «Аркадий Николаевич Кирсанов - …юноша чувствительный, добросердечный, с невинной душой; к сожалению,

он подчинился влиянию своего друга Базарова, который старается всячески притупить чувствительность его сердца, убить своими

насмешками благородные движения его души и внушить ему презрительную холодность ко всему; как только обнаружит он какой-нибудь

возвышенный порыв, друг тотчас же и осадит его своей презрительной иронией…»

Д.И. Писарев.

Аркадий Николаевич – молодой человек, неглупый, но совершенно лишенный умственной оригинальности и

постоянно нуждающийся в чьей-нибудь интеллектуальной поддержке. Благоговея перед своим мучителем, Аркадий с наслаждением

отрицает авторитеты. Базаров относится к нему покровительственно и почти всегда насмешливо. Аркадий не любит друга, а как-то

невольно подчиняется неотразимому влиянию сильной личности.<…> Он принадлежит к разряду людей, вечно опекаемых и вечно не

замечающих над собою опеку. <…> (Задание на сопоставление)

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Базаров стоит в романе особняком, он как личность неизмеримо значительнее других героев, к какому бы лагерю он себя ни

причислял. Базаров – демократ, человек, который прошёл суровую школу труда и лишений. Демократизм Базарова наглядно

отражён в его портрете, речи, биографии, занятиях, чертах характера и мировоззрении. (запись в тетрадях).

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Организация посредством диалога.

8

– Какой была тема нашего урока?

– Какую проблему мы решали? Как её решили?

– Чему научились на уроке?

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным

результатам

Отвечают на вопросы. Подводят итог работы, проводят рефлексию.

1. «Плюс. Минус. Интересно».

2. Незаконченный тезис: «На сегодняшнем уроке я понял(а), что…»

Обобщение сказанного. Благодарность за совместную работу..Отметки за ответы.

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Домашнее задание разного уровня сложности.

Домашнее задание.

Перечислите женские образы романа «Отцы и дети». Назовите эпизоды, в которых Базаров впервые

встречается с каждой из героинь романа. Какой композиционный смысл при этом выявляется?

Если учащийся перечислит женские образы романа, то это знание оценивается оценкой «

3

»;

Если вспомнит эпизоды, в которых Базаров впервые встречается с каждой из героинь романа, то оценивается оценкой «

4

»;

Если учащийся объяснит, какую роль в понимании смысла романа играют эти эпизоды, то заслуживает оценки «

5

».

9



В раздел образования