"Физическое оздоровление дошкольников с участием родителей"
Автор: Горлова Ирина Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 3 г. Невинномысска Населённый пункт: Ставропольский край город Невиннномысск Наименование материала: Статья Тема: "Физическое оздоровление дошкольников с участием родителей" Раздел: дошкольное образование
участием родителей»
В детских учреждениях созданы необходимые условия для развития и
оздоровления детей: имеются оснащенные спортивные залы, площадки для
проведения
занятий
на
воздухе,
в
групповых
комнатах
–
физкультурные
уголки. Так же необходимо активизировать родительскую роль в физическом
воспитании детей, ведь именно семья, ее образ жизни во многом определяют
состояние здоровья детей.
За последнее 10-летие в Российской Федерации значительно ухудшилось
состояние
здоровья
детей
дошкольного
возраста.
По
результатам
всероссийской диспансеризации детей только 32,1% признаны здоровыми (I
группа
здоровья),
51,7%
имеют
функциональные
отклонения
(II
группа
здоровья),
16,2%
–
хронические
заболевания.
Результаты
выборочных
научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время не
более
10%
детей
3–7
лет
можно
считать
абсолютно
здоровыми.
В
области
физической
культуры
и
здоровья
детей
3–7
лет
предлагается
комплекс
мер,
направленных
на
охрану
и
укрепление
здоровья
детей,
формирование физической культуры, представленный следующими блоками.
1-й блок – здоровье сберегающая направленность форм, средств и методов
физического воспитания дошкольников, которая включает в себя:
1. Комплексную психолого-физиологическую диагностику развития ребенка
и готовность его к школьному обучению, мониторинг состояния здоровья и
физического развития детей.
2. Отбор педагогических технологий с учетом возрастных особенностей
детей и их функциональных возможностей на данном этапе развития, отказ
от «школьного” типа обучения детей дошкольного возраста.
3. Внедрение технологий создания здоровье сберегающей среды в детском
саду:
- рациональный режим дня, построенный с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей, физической и умственной
работоспособности;
- оптимальный двигательный режим;
- эффективное закаливание;
- обеспечение благоприятной гигиенической обстановки;
- преобладание положительных эмоций у детей;
- использование психолого-педагогических приемов, направленных на
предупреждение нежелательных аффективных проявлений у детей.
4. Проектирование физкультурно-игровой среды в условиях детского сада с
целью оздоровления и всестороннего развития личности ребенка (приемы
повышения эффективности использования оборудования путем создания
новизны и смены оборудования, внесение новых пособий и т. д.).
Физическая готовность ребенка к школьному обучению – это состояние
здоровья, определенный уровень морфофункциональной зрелости его
организма, необходимая степень развития двигательных навыков и качеств,
физическая и умственная работоспособность.
5. Разработку образовательных технологий:
— занятия, беседы, игры, игровые упражнения, художественная литература,
просмотры видеофильмов, направленные на формирование у детей ценности
здоровья и здорового образа жизни;
— приемы выполнения упражнений, самомассажа, гимнастики для глаз,
дыхательных упражнений, закаливающих процедур;
— занятия, направленные на формирование представлений о строении своего
тела и отдельных систем и органов (по ознакомлению с окружающим,
логопедические занятия);
— формирование представлений о многообразии физических
и спортивных упражнений, назначении и способах использования движений,
их практической значимости (подвижные игры и физические упражнения,
игры с элементами спорта и акробатики, ритмическая гимнастика, занятия по
физической культуре);
— приемы, направленные на активную роль ребенка в укреплении своего
здоровья в разных формах познавательной и двигательной деятельности
(занятия по ознакомлению с окружающим, дидактические игры с
включением активных действий, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры с
включением динамического компонента);
— приемы самоконтроля и саморегуляции в процессе разных форм
двигательной активности (игровые упражнения, дыхательная гимнастика,
релаксационные упражнения).
2-й блок – для достижения высокого качества работы по физической культуре
планируются:
1.
Разработка
и
реализация
вариативных
программ,
направленных
на
формирование
у
детей
ценности
здоровья
и
здорового
образа
жизни,
включение
в
содержание
занятий
по
разным
видам
деятельности
с о о т в е т с т в у ю щ е г о
м а т е р и а л а .
2.
Использование
новейших
технологий
обучения
детей
разным
видам
движений;
повышение
эффективности
занятий
физической
культуры,
проведение мониторинга физического развития и состояния здоровья детей.
Привлечение семьи к формированию у детей здорового образа жизни и
культуры здоровья.
3-й блок – модернизация содержания работы с детьми на основе внедрения
следующих личностно-ориентированных педагогических технологий:
1. Разработка дифференцированных занятий по физической культуре с
учетом уровня двигательной активности детей, состояния здоровья, уровня
физической подготовленности и половозрастных различий.
2. Разработка технологий оздоровительной физической культуры с учетом
уровня индивидуального развития ребенка в дошкольном учреждении.
3. Внедрение элементов креативной педагогики с целью формирования
положительной мотивации у детей к самовыражению в движении и образном
перевоплощении на основе удовлетворения их двигательной активности.
4-й блок – для развития и совершенствования адаптивных и функциональных
возможностей
детского
организма
необходимо
использовать
комплексы
физических
упражнений
и
игр,
направленных
на
развитие
двигательных
качеств и способностей (координационных, ловкости, быстроты, движений,
силы, скорости, гибкости).
5-й блок – взаимодействие детского сада с семьей, общеобразовательной и
спортивными школами, социокультурным окружением.
Основными
формами
сотрудничества
с
семьей
при
этом
являются:
коллективное
сотрудничество
(родительские
собрания,
круглые
столы,
тренинги,
деловые
игры,
семинары,
досуги,
открытые
занятия);
индивидуальное
сотрудничество
(анкетирование,
«обратная
связь”,
консультации, беседы, домашние задания, «Почта доверия” – анонимные
о б р а щ е н и я
и
п о ж е л а н и я
п е д а г о г о в
и
р о д и т е л е й ) ;
наглядно-информационное
сотрудничество
(стенды,
«памятки
для
р о д и т е л е й ” ,
в ы с т а в к и
р а б о т,
р а б о ч и х
т е т р а д е й
д е т е й ) ;
активное участие родителей в жизни ребенка (подвижные игры, совместные
занятия,
соревнования,
тренинги
«воспитатель
–
родитель
–
ребенок”);
посещение
детьми
занятий
в
школе,
спортивных
соревнований.
Хороший фундамент общей физической подготовленности, заложенный на
основе сочетания дифференцированного обучения детей основным видам
движений с развитием физических качеств и двигательных способностей
позволяет достичь гармоничного физического развития.
Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым это желание родителей и
одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением, ведь это
значит заложить фундамент в развитие здорового поколения в будущем.