"Использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с ФГОС"
Автор: Афанасьева Светлана Валерьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ АСОШ №3 Населённый пункт: п.г.т.Анна, Воронежская область Наименование материала: статья Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с ФГОС" Раздел: начальное образование
.
МКОУ
АСОШ
№3 (
п
.
г
.
т
.
Анна
)
В
условиях
современной
природной
и
социально-экономической
ситуации
проблема
здоровья
детей
приобретает
глобальный
характер.
Результаты
медицинских
осмотров
детей
говорят
о
том
,
что
здоровым
можно
считать
лишь
20-25%
первоклассников
.
У
остальных
же
имеются
различные
нарушения
в
состоянии
здоровья
.
А
ведь
успешность
обучения
в
школе
определяется
уровнем
состояния
здоровья
,
с
которым
ребёнок
пришёл
в
первый
класс
.
Большинство
времени
своего
пребывания
в
школе
ученик
проводит
на
уроке
.
Поэтому
главной
задачей
остается
организация
уроков
с
применением
здоровьесберегающих
технологий
.
Начало
школьного
обучения
связано
не
только
с
изменениями
уклада
жизни
детей
,
но
и
резким
увеличением
нагрузок
на
отдельные
органы
ребенка
.
Физиологическим
возможностям
организма
для
учеников
первых
классов
более
всего
соответствует
30-
ти
минутная
продолжительность
урока
.
Для
учащихся
2
–
4
классов
рекомендуется
комбинированный
урок
с
использованием
5 –
10
минут
для
снятия
утомления
видов
деятельности
.
Несомненно
,
лучшими
методами
сохранения
работоспособности
на
уроках
является
смена
форм
работы
ученика
.
Но
учитывая
,
что
динамичность
активного
внимания
младших
школьников
не
превышает
20
минут
,
то
часть
времени
урока
следует
использовать
на
проведение
физкультпауз
.
Из
всех
нагрузок
,
с
которыми
ребенок
встречается
в
школе
,
наиболее
утомительной
является
нагрузка
,
связанная
с
необходимостью
поддерживания
рабочей
позы
.
Поэтому
учителю
не
стоит
требовать
от
учащихся
сохранения
неподвижного
положения
тела
в
течение
всего
урока
.
Переключение
в
течение
урока
с
одного
вида
деятельности
на
другой
,
должно
неизбежно
сопровождаться
с
изменением
позы
ребенка
.
Очень
важным
на
сегодняшний
день
является
формирование
у
детей
мотивов
,
понятий
,
убеждений
в
необходимости
сохранения
своего
здоровья
и
укрепления
его
с
помощью
приобщения
к
здоровому
образу
жизни
.
Одним
из
направлений
работы
учителя
,
является
проведение
мероприятий
по
сохранению
здоровья
,
на
которых
должны
закладываться
:
навыки
правильного
режима
дня
,
гигиенические
навыки
,
рационального
питания
,
профилактика
заболеваний
,
негативного
отношения
к
вредным
привычкам
,
просветительской
деятельности
,
изучение
особенностей
своего
организма
.
С
внедрением
ФГОС
,
основной
целью
школы
является
развитие
всесторонней
гармоничной
личности
.
Основная
задача
научить
ребёнка
учиться
,
используя
системно
-
деятельностный
подход
в
обучении
и
воспитании
,
максимально
сохраняя
физическое
и
психическое
здоровье
ребёнка
.
Вся
деятельность
учителя
должна
быть
направлена
на
создание
успеха
ребёнка
с
учётом
его
индивидуальных
способностей
.
Поэтому
современный
урок
можно
строить
,
используя
нетрадиционные
формы
обучения
.
Одним
из
видов
работы
по
здоровьесбережению
являются
проектные
работы
,
как
на
уроках
,
так
и
во
внеурочной
деятельности
на
тему
: «
Здоровое
питание
», «
Мой
режим
дня
», «
Вредные
привычки
»
и
другие
.
Использование
здоровьесберегающих
технологий
позволяют
не
только
сохранить
здоровье
детей
,
но
и
научить
понимать
всю
важность
сохранения
здоровья
,
научить
заботиться
о
себе
.
Строя
современный
урок
,
давайте
помнить
слова
великого
гуманиста
и
педагога
Ж
.
-
Ж
.
Руссо
:
«
Чтобы
сделать
ребёнка
умным
и
рассудительным
,
сделайте
его
крепким
и
здоровым
».
Литература
:
1.
Базарный
В.
Ф.
Повышение
уровня
здоровья
школьников
за
счет
построения учебного процесса в режиме «динамических поз» / В. Ф. Базарный,
Л. П. Уфимцева, Э. Я. Оладо, В. А. Гуров // Начальная школа.– 1988.– № 2.
2.
Басов А. В., Тихомирова, Л. Ф. Требования к программам «Здоровье»
образовательных учреждений. / А. В. Басов, Л. Ф. Тихомирова // Здоровье
наших детей. – 2002. – №1. – С. 17.
3.
Ковриго Н. М. Формирование потребности в здоровье и здоровом образе
жизни
–
важная
педагогическая
задача./
Н.
М.
Ковриго
//
Образование
и
здоровье. – Калуга, 1998. – С. 149–150.
4.
Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.-
Учитель 2009 г.