Авторы: Валиева Гульсина Мунировна, Гульсина Мунировна Валиева
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Смаильская СОШ им. Г.Г.Гильмутдинова"
Населённый пункт: д.Смаиль, Республика Татарстан, Балтасинский район
Наименование материала: статья
Тема: СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Раздел: полное образование
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Г.М.Валиева, учитель географии
МБОУ «Смаильская СОШ им. Г.Г.Гильмутдинова» Балтасинского района РТ.
Принцип активности ребенка в процессе обучения остается одним из основных в дидактике.
Под активностью подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким
уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью. В
своей учебной деятельности
использую разные современные образовательные технологий,
которые
активизируют деятельность учащихся, подталкивают их на творческий подход к
изучению и исследованию предмета, превращает учение в «производственно-технологический
процесс с гарантированными результатами».
Предмет «география» изучается в школьном курсе с 5 по 11 классы. Объем материала
огромный, и с каждым годом происходит уплотнение материала. Многое из того, что учащимся
необходимо знать, изучается вскользь. Разрешить данное противоречие мне помогают элементы
технологии перспективно-опережающего обучения. Начиная с 5 класса, учащиеся изучают
дополнительную литературу по предмету для расширения и углубления знаний. Школьники с
интересом принимают участие в поиске новых данных по заданной теме, благодаря чему
прививается интерес к предмету. Эти самостоятельно добытые знания учеников очень хорошо
можно увидеть во время внеклассных мероприятий.
Эффективным при опережающем обучении считаю использование групповых форм. Такую
работу практикую в 5-11 классах. Например, при изучении темы «Природные зоны Ю.Америки» в
7 классе каждая группа обучающихся получила опережающее задание. Заранее с консультантами
были оговорены задачи и регламент ответов. Консультанты выступали в роли лидеров групп,
распределяли обязанности внутри группы и оценивали работу товарищей. В результате
длительной подготовки и изучения дополнительной литературы урок прошел очень интересно. За
короткое время урока учениками был разобран и обобщен огромный материал, получены хорошие
оценки. Таким образом, технология перспективно-опережающего обучения позволяет учителю
более полно учитывать особенности учащихся, а учащимся — возможность заниматься на более
высоком уровне сложности, если им это интересно.
Игра – одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. Давно установлено, что
игры в сочетании с другими методическими приемами и формами обучения могут повышать
эффективность преподавания. Игра на уроке активизирует учащихся, повышает познавательный
интерес. Она вызывает у детей эмоциональный подъем, повышает работоспособность, которая
переходит в творчество. Новое всегда рождает любопытство и любознательность, при проявлении
которых учащиеся стремятся к получению новых знаний. Попадая в ситуации реальной жизни,
ситуации успеха, создаваемые игровыми технологиями, ученики лучше усваивают материал
любой сложности. В своей работе использую как дидактические, так и развивающие игры,
стараюсь, чтобы игры носили воспитательный характер. Очень любят дети и ролевые игры, когда
в процессе их участники разыгрывают определенные жизненные ситуации и при этом играют
роль реальных участников этих событий.
Урок-игру можно использовать как при прохождении нового материала, так и для итоговой
проверки знаний, для обобщения и повторения. При этом обязательно учитываются возрастные
особенности учащихся. Для учеников среднего звена можно проводить урок-КВН, телемосты,
соревнования, аукционы. В старших классах проводятся уроки-диспуты, деловые игры,
конференции, выборы. Эффективны и операционные игры, где вводятся дополнительные правила,
с которыми ее участникам приходится считаться, например, игра «Счастливый случай»,
«Географический КВН», «Что? Где? Когда?», «Самые, самые…».
Игровые технологии использую и в проведении внеурочных мероприятий. В нашей школе
стали традиционными такие игры, как «Вокруг света», «Географическая лихорадка», «Книга
джунглей». В конце учебного года проводится церемония вручения учащимся званий «Лучший
географ», «Лучший знаток карты».
В своей работе очень часто использую и элементы технологии проблемного обучения.
Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер. Включение
учащихся в ходе проблемного занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез по ее
решению углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины. Задача
учителя – направить детей к самостоятельному изучению учебного материала путем ухода от
прямого, однозначного ответа на вопросы учеников, от подмены их познавательного опыта своим.
В обучении использую несколько видов проблемных или творческих заданий.
Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными
знаниями и требованием задачи (или вопроса). Так, в начальном курсе физической географии
учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем
тепла больше, и наоборот. В следующем курсе при изучении Африки они узнают, что в
тропическом поясе летние температуры (+32С) выше, чем в экваториальном (+24С). Этот факт
вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования
проблемного задания: «Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в
тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля
выше?».
Задания на установление многозначных причинно-следственных связей. Особенности
объектов и процессов, изучаемых географией, обычно обусловлены комплексом причин и
порождают комплекс следствий. Примером такого задания может стать вопрос: «Какие изменения,
наступают в природе в средней полосе России после рубки леса?» (Назовите как можно больше
следствий).
Задания, требующие понимания диалектических противоречий, умения оперировать
ими. В логике такие ситуации называются ситуациями противоположных суждений, например:
«Используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое влияние оказывает
большая территория на экономику страны – благоприятствует развитию хозяйства или затрудняет
его». Особенность этих заданий состоит в том, что они требуют рассуждения по принципу «и то,
и другое одновременно» (а не одно вместо другого), т.е. нужно рекомендовать школьникам не
отбрасывать ни одно из утверждений, попытаться обосновать оба.
Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например, о происхождении вечной
мерзлоты, об изменении климата на Земле. Раскрывая эту гипотезу, учащиеся высказывают свои
суждения по ней, обосновывают ее научно-практическое значение.
Проблемный подход к обучению предмета предполагает обязательное формирование у
школьников интеллектуальных умений: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления
причинно-следственных связей, научного прогнозирования, т.е. включает в себя логические
операции, необходимые для выбора целесообразно правильного решения.
Самой
современной
технологией
считаю
информационно-
коммуникационные
технологии, которые обновляют всё содержание образования, дают возможность вести
эффективный поиск разнообразной информации, используя не только печатные источники, но и
электронный ресурс, в частности, Интернет. Китайская мудрость гласит: "Не бойся, что не
знаешь, бойся, что не научишься". Не бойтесь новых знаний, а, наоборот, стремитесь к ним.
Стремление к самообразованию является отличительной чертой современного учителя.
В своей практике всё чаще использую компьютерные технологии на уроках и во внеурочное
время. Компьютерная среда дает возможность управлять учебной деятельностью ученика, его
активностью. Демонстрация материала – важный фактор урока географии. Всем известно, что с
помощью
видеоинформации
можно
вызывать
необходимое
эмоциональное
состояние
у
обучающихся, поэтому мультимедийная презентация подчеркивает урок географии, делает его
ярким и одновременно способствует развитию глубины мышления, помогает формировать ряд
компетентностей: социальную, коммуникативную, деловую, информационную. Активизируются
все виды памяти, учебный материал воспринимается намного глубже. Работа над созданием
презентаций – очень длительный процесс, где используются не только сведения из учебника, это
своеобразный синтез с другими науками. Возможности компьютера в создании презентаций
неограниченные, это чрезвычайно широкое поле творческой деятельности. Активно привлекаю
детей к их созданию. Общение ученика с компьютером помогает ему чувствовать себя не
абстрактной куклой, готовой воспроизвести только действия по определенному образцу, а
реализовать свои творческие задатки, получить знания и поделиться с другими учениками
собственным опытом. Одновременно при защите своей работы ученик приобретает опыт
публичного выступления, что очень важно для современного молодого человека.
Информационно-коммуникационные технологии играют важную роль и в подготовке
учащихся к независимому тестированию. Формат тестовых компьютерных программ дает
возможность проверить знания, навыки, умения учащихся с помощью различных видов и типов
заданий, наборов тематических и итоговых тестов с использованием иллюстраций, схем,
диаграмм, графиков, карт. Моя работа на уроках географии планируется по таким направлениям:
демонстрация материала, практическая работа, проверка знаний, самостоятельная работа
учащихся.
Также я использую лицензионные электронные учебники. Например, в 5 классе больше всего
детей
увлекают
изображения
в
динамике,
которые
дают
возможность
лучше
понять
происхождение или развитие того или иного явления. При изучении таких тем, как «Движения
земной коры», «Вулканы», при изучении курса «География материков и океанов» я использую
познавательно- информационное наполнение на дисках «Чудеса природы», «Великие творения
людей».
Для выполнения практических работ компьютер стал незаменимым помощником. Например,
в 6 классе, при выполнении практической работы «Наблюдение за погодой и обработка собранных
материалов…» можно построить график годового хода температуры, диаграмму облачности и
осадков, розу ветров.
Сколько бы ни было новых образовательных технологий, повышающих эффективность урока,
все равно каждый учитель вопрос об их внедрении в собственную практику решает заново,
апробируя, перерабатывая, дополняя, пропуская их через собственную призму взглядов, учитывая
индивидуальные особенности и потребности обучающихся.