Напоминание

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ


Авторы: Валиева Гульсина Мунировна, Гульсина Мунировна Валиева
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Смаильская СОШ им. Г.Г.Гильмутдинова"
Населённый пункт: д.Смаиль, Республика Татарстан, Балтасинский район
Наименование материала: статья
Тема: СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Раздел: полное образование





Назад




СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Г.М.Валиева, учитель географии

МБОУ «Смаильская СОШ им. Г.Г.Гильмутдинова» Балтасинского района РТ.

Принцип активности ребенка в процессе обучения остается одним из основных в дидактике.

Под активностью подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким

уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью. В

своей учебной деятельности

использую разные современные образовательные технологий,

которые

активизируют деятельность учащихся, подталкивают их на творческий подход к

изучению и исследованию предмета, превращает учение в «производственно-технологический

процесс с гарантированными результатами».

Предмет «география» изучается в школьном курсе с 5 по 11 классы. Объем материала

огромный, и с каждым годом происходит уплотнение материала. Многое из того, что учащимся

необходимо знать, изучается вскользь. Разрешить данное противоречие мне помогают элементы

технологии перспективно-опережающего обучения. Начиная с 5 класса, учащиеся изучают

дополнительную литературу по предмету для расширения и углубления знаний. Школьники с

интересом принимают участие в поиске новых данных по заданной теме, благодаря чему

прививается интерес к предмету. Эти самостоятельно добытые знания учеников очень хорошо

можно увидеть во время внеклассных мероприятий.

Эффективным при опережающем обучении считаю использование групповых форм. Такую

работу практикую в 5-11 классах. Например, при изучении темы «Природные зоны Ю.Америки» в

7 классе каждая группа обучающихся получила опережающее задание. Заранее с консультантами

были оговорены задачи и регламент ответов. Консультанты выступали в роли лидеров групп,

распределяли обязанности внутри группы и оценивали работу товарищей. В результате

длительной подготовки и изучения дополнительной литературы урок прошел очень интересно. За

короткое время урока учениками был разобран и обобщен огромный материал, получены хорошие

оценки. Таким образом, технология перспективно-опережающего обучения позволяет учителю

более полно учитывать особенности учащихся, а учащимся — возможность заниматься на более

высоком уровне сложности, если им это интересно.

Игра – одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. Давно установлено, что

игры в сочетании с другими методическими приемами и формами обучения могут повышать

эффективность преподавания. Игра на уроке активизирует учащихся, повышает познавательный

интерес. Она вызывает у детей эмоциональный подъем, повышает работоспособность, которая

переходит в творчество. Новое всегда рождает любопытство и любознательность, при проявлении

которых учащиеся стремятся к получению новых знаний. Попадая в ситуации реальной жизни,

ситуации успеха, создаваемые игровыми технологиями, ученики лучше усваивают материал

любой сложности. В своей работе использую как дидактические, так и развивающие игры,

стараюсь, чтобы игры носили воспитательный характер. Очень любят дети и ролевые игры, когда

в процессе их участники разыгрывают определенные жизненные ситуации и при этом играют

роль реальных участников этих событий.

Урок-игру можно использовать как при прохождении нового материала, так и для итоговой

проверки знаний, для обобщения и повторения. При этом обязательно учитываются возрастные

особенности учащихся. Для учеников среднего звена можно проводить урок-КВН, телемосты,

соревнования, аукционы. В старших классах проводятся уроки-диспуты, деловые игры,

конференции, выборы. Эффективны и операционные игры, где вводятся дополнительные правила,

с которыми ее участникам приходится считаться, например, игра «Счастливый случай»,

«Географический КВН», «Что? Где? Когда?», «Самые, самые…».

Игровые технологии использую и в проведении внеурочных мероприятий. В нашей школе

стали традиционными такие игры, как «Вокруг света», «Географическая лихорадка», «Книга

джунглей». В конце учебного года проводится церемония вручения учащимся званий «Лучший

географ», «Лучший знаток карты».

В своей работе очень часто использую и элементы технологии проблемного обучения.

Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер. Включение

учащихся в ходе проблемного занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез по ее

решению углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины. Задача

учителя – направить детей к самостоятельному изучению учебного материала путем ухода от

прямого, однозначного ответа на вопросы учеников, от подмены их познавательного опыта своим.

В обучении использую несколько видов проблемных или творческих заданий.

Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными

знаниями и требованием задачи (или вопроса). Так, в начальном курсе физической географии

учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем

тепла больше, и наоборот. В следующем курсе при изучении Африки они узнают, что в

тропическом поясе летние температуры (+32С) выше, чем в экваториальном (+24С). Этот факт

вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования

проблемного задания: «Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в

тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля

выше?».

Задания на установление многозначных причинно-следственных связей. Особенности

объектов и процессов, изучаемых географией, обычно обусловлены комплексом причин и

порождают комплекс следствий. Примером такого задания может стать вопрос: «Какие изменения,

наступают в природе в средней полосе России после рубки леса?» (Назовите как можно больше

следствий).

Задания, требующие понимания диалектических противоречий, умения оперировать

ими. В логике такие ситуации называются ситуациями противоположных суждений, например:

«Используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое влияние оказывает

большая территория на экономику страны – благоприятствует развитию хозяйства или затрудняет

его». Особенность этих заданий состоит в том, что они требуют рассуждения по принципу «и то,

и другое одновременно» (а не одно вместо другого), т.е. нужно рекомендовать школьникам не

отбрасывать ни одно из утверждений, попытаться обосновать оба.

Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например, о происхождении вечной

мерзлоты, об изменении климата на Земле. Раскрывая эту гипотезу, учащиеся высказывают свои

суждения по ней, обосновывают ее научно-практическое значение.

Проблемный подход к обучению предмета предполагает обязательное формирование у

школьников интеллектуальных умений: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления

причинно-следственных связей, научного прогнозирования, т.е. включает в себя логические

операции, необходимые для выбора целесообразно правильного решения.

Самой

современной

технологией

считаю

информационно-

коммуникационные

технологии, которые обновляют всё содержание образования, дают возможность вести

эффективный поиск разнообразной информации, используя не только печатные источники, но и

электронный ресурс, в частности, Интернет. Китайская мудрость гласит: "Не бойся, что не

знаешь, бойся, что не научишься". Не бойтесь новых знаний, а, наоборот, стремитесь к ним.

Стремление к самообразованию является отличительной чертой современного учителя.

В своей практике всё чаще использую компьютерные технологии на уроках и во внеурочное

время. Компьютерная среда дает возможность управлять учебной деятельностью ученика, его

активностью. Демонстрация материала – важный фактор урока географии. Всем известно, что с

помощью

видеоинформации

можно

вызывать

необходимое

эмоциональное

состояние

у

обучающихся, поэтому мультимедийная презентация подчеркивает урок географии, делает его

ярким и одновременно способствует развитию глубины мышления, помогает формировать ряд

компетентностей: социальную, коммуникативную, деловую, информационную. Активизируются

все виды памяти, учебный материал воспринимается намного глубже. Работа над созданием

презентаций – очень длительный процесс, где используются не только сведения из учебника, это

своеобразный синтез с другими науками. Возможности компьютера в создании презентаций

неограниченные, это чрезвычайно широкое поле творческой деятельности. Активно привлекаю

детей к их созданию. Общение ученика с компьютером помогает ему чувствовать себя не

абстрактной куклой, готовой воспроизвести только действия по определенному образцу, а

реализовать свои творческие задатки, получить знания и поделиться с другими учениками

собственным опытом. Одновременно при защите своей работы ученик приобретает опыт

публичного выступления, что очень важно для современного молодого человека.

Информационно-коммуникационные технологии играют важную роль и в подготовке

учащихся к независимому тестированию. Формат тестовых компьютерных программ дает

возможность проверить знания, навыки, умения учащихся с помощью различных видов и типов

заданий, наборов тематических и итоговых тестов с использованием иллюстраций, схем,

диаграмм, графиков, карт. Моя работа на уроках географии планируется по таким направлениям:

демонстрация материала, практическая работа, проверка знаний, самостоятельная работа

учащихся.

Также я использую лицензионные электронные учебники. Например, в 5 классе больше всего

детей

увлекают

изображения

в

динамике,

которые

дают

возможность

лучше

понять

происхождение или развитие того или иного явления. При изучении таких тем, как «Движения

земной коры», «Вулканы», при изучении курса «География материков и океанов» я использую

познавательно- информационное наполнение на дисках «Чудеса природы», «Великие творения

людей».

Для выполнения практических работ компьютер стал незаменимым помощником. Например,

в 6 классе, при выполнении практической работы «Наблюдение за погодой и обработка собранных

материалов…» можно построить график годового хода температуры, диаграмму облачности и

осадков, розу ветров.

Сколько бы ни было новых образовательных технологий, повышающих эффективность урока,

все равно каждый учитель вопрос об их внедрении в собственную практику решает заново,

апробируя, перерабатывая, дополняя, пропуская их через собственную призму взглядов, учитывая

индивидуальные особенности и потребности обучающихся.



В раздел образования