Напоминание

Читательская грамотность на уроках обществознания.


Автор: Людмила Анатольевна Цыганова
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: МОУ СОШ С. НОВАЯ БЕКШАНКА МО "БАРЫШСКИЙ РАЙОН" Ульяновской области
Населённый пункт: с.Новая Бекшанка
Наименование материала: Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках обществознания.
Тема: Читательская грамотность на уроках обществознания.
Раздел: полное образование





Назад




Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках

обществознания.

Читательская грамотность− способность человека понимать, использовать, оценивать тексты,

размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои

знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Слово «текст» подразумевает печатные или изображенные на дисплее тексты, в которых

использован естественный язык. Такой текст может включать визуальные изображения в виде

диаграмм, картинок, карт, таблиц, графиков.

„Читается трояким образом: первое, читать и не понимать; второе, читать и понимать; третье,

читать и понимать даже то, что не написано.

русский поэт и драматург Яков Борисович Княжнин

«Результат обучения оценивается не количеством сообщённой информации, а качеством

усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию» .

В России, так же как и во многих странах мира, сегодня наблюдается процесс падения уровня

читательской культуры населения. Не секрет, что современные школьники читают мало и порой с

трудом понимают прочитанное. А ведь эти навыки, пожалуй, являются одними из главных в учебе

и жизни. Достаточно рассмотреть задания ГИА и ЕГЭ, чтобы стало ясно: без навыка работы с

текстом школьник не сможет справиться с ними. Но ведь после выпускных экзаменов его жизнь

продолжается: многим предстоит учеба в техникуме, ВУЗе, да и в обычной жизни умение работать

с текстом играет важную роль. Это и оформление различных документов, и умение вести беседу,

спор, дискуссию, и навык понимать прочитанное.

На своих своих уроках я использую такие приёмы

работы с текстом

:

Комментированное чтение текста.

Составление простого, сложного, цитатного и тезисного плана.

Составление сравнительных, хронологических таблиц.

Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу.

Умение делать обобщения, выводы по одному или нескольким параграфам.

Составление схемы, таблицы, диаграммы по тексту учебника.

Анализ содержания рисунков, диаграмм и схем.

Написание конспекта.

Умение составлять вопросы, кроссворды, тесты, используя текст учебника.

Составление кластера.

Причин изложенной данной проблемы много. Это и новые реалии: дети с малых лет

знакомятся с гаджетами, с социальными сетями, где коммуникация упрощается, да и встречаются

они чаще с видео, чем с текстом. Объем информации растет, но эта не та информация, которая

требует осмысления, анализа, интерпретации.

Кроме этого, на мой взгляд, в какой-то мере это связано с обучением в начальной школе,

где уделяется большое внимание скорости чтения, его заучиванию и дети перестают понимать

текст и отвечать осознанно на вопросы. В дальнейшем это приводит к большим проблемам в

основной и старшей школе.

Самое интересное, что для современных учеников, казалось бы, живущих в интернете,

сложно найти необходимую информацию, ведь нужен навык формулирования запроса, трудности

вызывает неумение работать с ней и подходить к информации критически. Поэтому очень важно

научить каждого ученика находить нужную для него информацию в тексте, самостоятельно

изучать ее и критически оценивать.

На уроках обществознания в основе процесса обучения лежит работа с текстом, причем с

разными видами текста. И здесь я столкнулась с рядом проблем:

1. учащиеся не могут найти необходимую информацию, проанализировать и обобщить

неупорядоченные сведения;

2. не умеют использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

3. не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых

системах (текст, схема, таблица, диаграмма);

«Дырявый текст» или «Закрой окно

Семья объединяет людей, которые являются кровными_____________(мать, отец, сестры, братья).

Члены семьи ведут общее_________________ и живут в одном доме.

Они вместе воспитывают____________ и проводят свое свободное время.

(ДЕТИ,РОДСТВЕННИКИ, ХОЗЯЙСТВО ТРУД ВНУКИ КОЛЛЕКТИВ).

Во 2-ой половине IX века у восточных славян возникает государство, в котором

образуются сначала 2 центра ( ____ ) и (_______).

В (_____)году князь(__________) объединяет эти центры, появляется единое государство -

( ) Русь.

Основными занятиями князей были военные походы, сбор и сбыт дани. До княгини

(__________) сбор дани назывался (__________),после убийства князя Игоря в (_____)

году она изменила систему сбора дани. Были установлены новые нормы, их называли

(________). Также она определила места для сбора дани – это (_________). Нередко в

военных походах князья погибали. Так случилось с сыном Игоря и Ольги (____________),

которого убили (________).

Прочитайте текст и укажите основную мысль текста, запишите ее.

Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что

мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Но эти группы не были семьями,

объединяющими отца, мать, детей (как мы понимаем это сейчас), хотя женщины, вероятно,

заботились, прежде всего о своих собственных детях. «Семья» хранила огонь и защищала себя от

диких зверей с помощью примитивного орудия.

Семейный способ жизни более нужен человеку, чем другим живым существам. И это потому, что

самое беспомощное существо на земле - это человеческий ребенок. Большинство насекомых и

других представителей низших форм жизни могут передвигаться, питаться, как только рождаются.

Но детеныши высших форм жизни- человека и животного- должны быть вскормлены и защищены.

Отец обычно приносит пищу для матери и защищает малыша от врагов. Роль матери более важна,

так как она вскармливает детеныша молоком. Таким образом, семья появилась потому, что она

необходима для совместного воспитания потомства.

Задания, связанные с поиском информации

Прочитайте текст:

Пожалуй, еще большее впечатление производят рассказы космонавтов, которые могли, что

называется, «одним взглядом» охватить территорию в 10-12 млн км

2

. «Да и как не удивляться, -

пишет в своей книге «Космос - землянам» Г.Береговой, - если в иллюминаторе под тобой Европа

видна целиком: от Пиренеев до Англии, слева - Балтийское море, а справа - Черное, после -

Каспийское, затем вся, чуть ли не от истоков до устья, Волга. Оглянешься назад - Европа уже

исчезает за горизонтом, и вот под тобой Камчатка, Сахалин, Курилы… Таково чудо

«макровзгляда» человека из космоса.

Вопросы:

1) Какие страны, материки, острова, моря, реки могут видеть космонавты;

2) Найдите их на карте (листы с картой расположены у каждого ученика на столе) и выделите их:

Задания на развитие и проверку умения находить и извлекать информацию

Цель - развить умение находить и извлекать информацию.

Тип задания - задание с развернутым ответом, задание на сопоставление (сопоставление стран в

тексте с странами на карте).

Для реализации этой цели необходимо научить школьников:

выделять в тексте главные положения и мысли;

составлять различные виды планов;

развертывать текст, строя по плану собственное высказывание;

конспектировать и реферировать текст;

на основе сопоставления нескольких источников восстанавливать поврежденный текст;

составлять устное или письменное высказывание на основе представленной цифровой

информации.

Формы работы с текстами.

Составление вопросов к тексту и ответы на них.

Комментированное чтение текста.

Аналитическое чтение текста.

Деление текста на смысловые части.

Составление тезисного плана.

Составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц.

Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.

Восстановление деформированного текста на основе полученных знаний.

Составление логической схемы.

Преобразование цифровой информации (графика, статистической таблицы, диаграммы) в

собственный текст

Задания на развитие и проверку умения находить и извлекать информацию

Задание 2.

Цель - развить умение находить и извлекать информацию.

Тип задания - задание с развернутым ответом, задание на сопоставление (сопоставление стран в

тексте с странами на карте).

Прочитайте текст:

Пожалуй, еще большее впечатление производят рассказы космонавтов, которые могли, что

называется, «одним взглядом» охватить территорию в 10-12 млн км

2

. «Да и как не удивляться, -

пишет в своей книге «Космос - землянам» Г.Береговой, - если в иллюминаторе под тобой Европа

видна целиком: от Пиренеев до Англии, слева - Балтийское море, а справа - Черное, после -

Каспийское, затем вся, чуть ли не от истоков до устья, Волга. Оглянешься назад - Европа уже

исчезает за горизонтом, и вот под тобой Камчатка, Сахалин, Курилы… Таково чудо

«макровзгляда» человека из космоса.

Вопросы:

1) Какие страны, материки, острова, моря, реки могут видеть космонавты;

2) Найдите их на карте (листы с картой расположены у каждого ученика на столе) и выделите их:

3) Только ли перечисленные географические объекты могут видеть космонавты? А какие еще?

Перечислите некоторые из них.

Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом.

Положение текста, в котором допущена

ошибка

Исправленное положение текста

Интерпретация информации, содержащейся в тексте

В странах Z и Y один из фондов изучения общественного мнения провёл среди совершеннолетних

граждан опрос: «Доверяете ли Вы правоохранительным органам?».

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите

цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто доверяет правоохранительным органам, потому что они защищают права и закон-

ные интересы граждан, в стране Z больше, чем в стране Y.

2) Доля тех, кто доверяет правоохранительным органам, так как там работают настоящие

профессионалы, в стране Z ниже, чем в стране Y.

3) В стране Z более половины опрошенных доверяют правоохранительным органам, так как увере-

ны в их профессионализме.

4) В стране Y одинаковые доли опрошенных относятся к правоохранительным органам с опасени-

ем и не доверяют им.

5) В стране Z большая часть опрошенных, по сравнению со страной Y, испытали трудности при

ответе на поставленный вопрос.

Интеграция или связывание отдельных сообщений текста в единое целое

Прием

Степень сложности для учащихся

Составление плана

прочитанного

является сложным видом самостоятельной работы с учебником,

требующим от учащихся не только знания материала, но и умения

выделять основные мысли, улавливать логическую последовательность

изложения, находить четкие ясные формулировки для заголовков к

каждой части учебного материала.

Выполнение

заданий на

сравнение

изучаемых явлений

Ценный вид самостоятельной работы, развивающей не только память, но

и логическое мышление учащихся.

Эта общедидактическая задача решается каждым учителем по-разному, в

зависимости от содержания учебного предмета. Обучение приемам

сравнения проводим на конкретном материале.

Существует вопрос: что легче дается учащимся - установление различий

сравниваемых явлений или установление их сходства? Разумеется,

сравнивая для изучаемых явления, мы стремимся прежде всего найти в

них то особенное, что отличает один объект от другого.

Составление схем,

таблиц, диаграмм

Задание найти и выписать из учебника признаки явления, события

вызывает трудности. Учащиеся ищут не признаки, а выписывают полное

описание предмета характеристики

Использование

таблиц,

помещенных в

учебнике

Имеет большое значение в практической работе. Выполнение такого

аналитического задания почти не вызывает трудностей. Исключение

составляет завершение работы с данными таблицы: выводы на основе

раннее полученных знаний…

Работа над

сочинениями

Требуется высокая степень самостоятельности.

Уметь вести устное и письменное повествование, давать описание

явлений, законов, рассуждать, делать выводы из разбора фактов, приводя

доказательства и т.д. - все это требуется на экзаменах. Наиболее

рациональной можно считать организацию сочинений на свободно

выбранную тему или выбранную из трех представленных учителем (Э).

Ведение словаря

Новый материал всегда сопровождается новыми словами, поэтому

необходимо следить за тем, чтобы ребята правильно их использовали.

Работа с рисунками

Задача учителя заключается в том, чтобы помочь ученику правильно

пользоваться рисунками, приучать ребят к тому, чтобы они при чтении

текста учебника не оставляли без внимания ни одного рисунка,

внимательно рассматривали бы его и анализировали. Очень важным

этапом в работе с рисунком учебника является внимательное

рассматривание рисунка. Учитель своими вопросами направляет внимание

учащихся на главное в рисунке, показывает, что рисунок помогает понять

и усвоить новый материал. Работа с рисунками учебника может

заключаться в сравнении рисунков. Работа с рисунками учебника может

сопровождаться чтением текста учебника, в котором описывается то, что

изображено на рисунке. Это показывает, что рисунок и текст учебника -

единое целое.

Работа с текстом

учебника

Помогает ученикам в освоении нового материала, способствует

формированию у учащихся навыков

работы с научным языком. Учитель ставит перед учащимися конкретные

задания, стимулирует их к серьезной работе над текстом. Самостоятельная

работа учащихся с учебником может проводиться в течение всего урока

или занять всего несколько минут на уроке.

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты,

размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширить свои знания и

возможности, участвовать в социальной жизни. Усвоение предмета обществознания невозможно

без навыков читательской грамотности. Ведь основной массив информации ученику представлен в

письменном виде. Это и материалы учебника, и исторические источники, и научные статьи.

Многие учителя обществознания, безусловно, учат детей правильно работать с текстами и делают

это уже давно. В нашей практике достойно закрепились технология продуктивного чтения,

технология развития критического мышления и другие комплексы методов и приёмов,

помогающие обучающимся «научиться читать». Классическими приемами работы с текстом

служат учителю такие виды заданий, как: отметить верные и неверные утверждения по

прочитанному фрагменту, выбрать отрывки текста, указывающие на явную или неявную

информацию, сопоставить различные данные, ответить на вопросы по тексту.

Какие еще приемы работы с письменной информацией мы можем применять на уроках

обществознании? На мой взгляд, всегда интересны задания с иллюстрациями. Например, планируя

работу с тем или иным текстовым материалом, учитель подбирает несколько иллюстраций. После

прочтения текста, ученикам предлагается выбрать ту иллюстрацию, которая больше других

отражает содержание источника с последующим объяснением своей позиции.

Интеграция или связывание отдельных сообщений текста в единое целое

Прочитайте данный ниже текст, в котором пропущены некоторые слова. Выберите из

предложенного списка слова, которые нужно вставить на место пропусков. Учтите, что в списке

слова даны в именительном падеже, и каждое слово можно использовать только один раз. Также

обратите внимание на том, что в списке дано больше слов, чем Вам будет нужно для заполнения

пропусков. Занесите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

«Мотивом _________(А) называется то, ради чего она осуществляется, что ее побуждает. В

качестве побудителя обычно выступает конкретная _________(Б), удовлетворяющаяся в ходе и

с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром,

необходимая для существования _________(В), социальной группы, общества в целом.

_________(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей

во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. _________(Д)

потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём

определённое место, участвует в трудовой деятельности и общении с другими людьми.

_________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в

нём и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей соответствует

определённому виду деятельности».

Варианты ответов:

1. Природа

2. Потребность

3. Деятельность

4. Естественный

5. Индивид

6. Индивидуальность

7. Духовный

8. Глобальный

9. Социальный

Осмысление и оценка содержания текста

Семену пришло сообщение в социальной сети от его друга Петра: «Привет, Семен! Не

выручишь деньгами до вторника? А то баланс на телефоне отрицательный, а срочно надо

связаться с родителями. Скинь 500 рублей на номер ***».

В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Семена? Как ему правильно

поступить в данной ситуации?

Основные формы и методы работы с текстом, позволяющие решить эту задачу:

1. Составление вопросов к тексту и ответы на них.

2. Комментированное чтение текста .

3. Аналитическое чтение текста.

4. Разбить текст на смысловые части.

5. Составление тезисного плана.

6. Составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц.

7. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.

8. Составление логической схемы.

9. Преобразование цифровой информации, данной в тексте, в график, статистическую таблицу,

диаграмму.

10. Реферирование текста.

Таким образом: важно обучение смысловому чтению через формирование отдельных

групп умений работать с текстом:

-общее понимание текста;

-ориентация в тексте;

-глубокое и детальное понимание содержания и формы текста;

-использование информации из текста для различных целей;

-способствует подготовке учащихся к обществознанию к выполнению самых сложных заданий

КИМ ОГЭ и ЕГЭ.

Ученик, владеющий навыками читательской грамотности, всегда сможет эффективно учиться по

книгам, совершенствовать приобретенный опыт работы с информацией. Поскольку чтение

является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех

универсальных учебных действий, которые способствуют развитию проектных и

исследовательских компетенций учащихся - это победы в различных конкурсах и призовые места

на олимпиадах.



В раздел образования