Напоминание

Сохранение и укрепление здоровья школьников средствами физической культуры.


Автор: Михайлов Руслан Эрнстович
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Средне-Кушкетская СОШ им. О.Н.Исаева"
Населённый пункт: Республика Татарстан, Балтасинский район, с.Средний Кушкет
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сохранение и укрепление здоровья школьников средствами физической культуры.
Раздел: полное образование





Назад




Сохранение и укрепление здоровья школьников средствами

физической культуры.

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и

укрепление здоровья детей школьного возраста.. Выдающийся педагог

В.А.Сухомлинский отмечал:

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье ребенка – это

важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит

их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы».

Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и

социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое

позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в

различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой

необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Физическое

воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен

фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше заботы

проявляется о физическом воспитании школьника, тем больших успехов он

достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным.

Дошкольный возраст является важным этапом становления способностей

человека. С рождения у детей закладываются основы здоровья, долголетия,

всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического

развития. Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача

не только родителей, но и каждого школьного учреждения.

Болезненный, физически плохо развитый школьник обычно отстаёт от

здоровых детей в учёбе: у него хуже память, внимание, он быстрее

утомляется. Физическая слабость вызывает также и самые различные

расстройства в деятельности организма, не только ведёт к понижению

способностей, но и расшатывает волю ребёнка.

Напротив, правильно организованное физическое воспитание

способствует

формированию

хорошего

телосложения,

профилактике

заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем

детского организма.

Поэтому

необходимо

обогащать

физическое

воспитание

школьников

новыми методами и приёмами.

Проблемы воспитания здорового школьника были и остаются

наиболее

актуальными

в

практике

общественного

и

семейного

воспитания. В этой связи представляются весьма наболевшими вопросы,

связанные с совершенствованием и поиском оригинальных форм,

средств методов физического воспитания детей школьного возраста.

Подбор средств и методов физического воспитания определяется

возрастными особенностями детей. Чтобы повысить интерес детей к

занятиям по физической культуре, нужно разнообразить методы и

приёмы проведения таких занятий.

Что такое здоровье?

По данным обследований, только 5-7% детей рождается здоровыми, 2-3

имеет первую группу здоровья. На первый взгляд наши дети здоровые и нет

причин волноваться. Но что такое здоровье? По определению Всемирной

организации

здравоохранения,

здоровье

это

полное

физическое,

психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и

физических дефектов.

1. Факторы, влияющие на состояние здоровья:

• 20% - экология;

• 10% - развитие здравоохранения

• 20% - наследственность

• 50% - образ жизни

Что такое здоровый образ жизни?

1. Рациональное питание;

2. Соблюдение режима;

3. Оптимальный двигательный режим;

4. Полноценный сон;

5. Здоровая гигиеническая среда;

6. Благоприятная психологическая атмосфера;

7. Закаливание.

При

недостаточной

двигательной

активности

неизбежно

происходит

ухудшение

развития

двигательной

функции

и

снижение

физической

работоспособности школьника.

Основными задачами физического воспитания являются:

- укрепление и охрана здоровья ребенка, закаливание организма;

-

достижение

полноценного

физического

развития

(телосложения,

физической и умственной работоспособности школьника);

- создание условий для целесообразной двигательной активности ;

-формирование здорового образа жизни.

- формирование жизненно необходимых видов двигательных действий:

ходьба, бега, прыжков, ползания и лазания, бросания, ловли и метания;

ходьбы на лыжах, плавание, езда на велосипеде;

- формирований широкого круга игровых действий;

-

развитие физических (двигательных) качеств: ловкости, выносливости,

скоростно-силовых качеств;

-

содействие

формированию

правильной

осанки

и

предупреждение

плоскостопия;

-

формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий

физическими упражнениями и играми;

- воспитание интереса к активной деятельности и потребности в ней.

В

дошкольном

возрасте

осуществляются

общие

задачи

физического

воспитания: оздоровительные, образовательные и воспитательные.

Главной задачей физического воспитания школьников является охрана

жизни и укрепления здоровья, закаливание организма.

Утренняя гимнастика.

Утренняя гимнастика - это постепенное введение организма в благоприятную

двигательную активность. В детском саду гимнастика является одним из

режимных моментов и средством для поднятия эмоционального тонуса

детей.

Чтобы повысить интерес детей к утренней гимнастике и разнообразить

двигательную активность, нужно изменить ее форму и место проведения:

• Утренняя гимнастика игрового характера включает 2–3 подвижные игр

• Упражнения на полосе препятствий.

• Утренняя гимнастика может проводиться в форме оздоровительной

пробежки. Этот тип утренней гимнастики обязательно проводится на

воздухе.

• Комплекс музыкально-ритмических упражнений.

• Упражнения

на

полосе

препятствий.

Утренняя гимнастика может проводиться в форме оздоровительной

пробежки. Этот тип утренней гимнастики обязательно проводится на

воздухе.

• Комплекс музыкально-ритмических упражнений.

Физминутки.

Физминутки представляют собой короткий комплекс упражнений для снятия

напряжения мышц, улучшения кровообращения, активизации дыхания. Это

наиболее эффективный способ, который предупреждает утомление. Для

детей

это

способ

восстановить

работоспособность,

минутка

отдыха,

здорового и активного.

Физминутки для дошкольников проводятся в виде весёлых игровых

действий, которые продолжаются около 2 минут.

Виды физминуток:

1.физминутки-разминки;

2. физминутки для глаз;

3.пальчиковая гимнастика;

4. упражнения для релаксации;

5. упражнения для дыхания.

Подвижные игры.

Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность школьника,

характеризующаяся

точным

и

своевременным

выполнением

заданий,

связанных с

обязательными для всех играющих правилами. Подвижные игры

являются прекрасным средством развития и совершенствования основных

движений детей, укрепления и закаливания их организма. Быстрая смена

обстановки в процессе игры приучает школьника использовать известные

ему движения в соответствии с той или иной ситуацией.

С помощью игр

улучшается физическое развитие ребёнка: он становится крепче, выносливее.

Движения в свою очередь способствуют тому, что у ребёнка работают

лёгкие, усиливается кровообращение, улучшается процесс обмена веществ.

Игры школьников, проводимые в целях физического воспитания, можно

разделить

на

два

относительно

самостоятельных

вида:

-подвижные

игры

(сюжетные

и

бессюжетные)

-спортивные игры (городки, баскетбол, волейбол, футбол, бадминтон и т.п.)

Подвижные игры проводятся каждый день, как в помещении, так и на

прогулке с учётом возрастных особенностей детей.

Спортивные праздники и развлечения.

В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения

существуют разные формы организации активного отдыха школьников.

Физкультурные праздники являются эффективной формой активного отдыха

детей,

которые

зарекомендовали

себя

как

наиболее

приемлемая

и

эффективная форма активного отдыха детей

.

Физкультурные праздники – это

массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательного

характера,

способствующие

пропаганде

физической

культуры,

совершенствованию

движений, воспитывающие такие черты характера, как коллективизм,

дисциплинированность,

уважительное

отношение

к

соперникам.

В

рациональном сочетании с другими видами работы по физическому

воспитанию они помогают

создать целесообразный двигательный режим, который служит повышению

функциональных

возможностей,

улучшению

работоспособности

и

закаленности детей. Во время физкультурных праздников все дети должны

принимать активное участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах,

танцах, аттракционах, упражнениях с элементами акробатики, музыкально-

ритмических движениях.



В раздел образования