Метод проектов на уроках математики и во внеурочной деятельности при реализации ФГОС ООО в 5 классе.
Автор: Смирнова Наталья Александровна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ " Гимназия №127" Населённый пункт: Снежинск Наименование материала: Статья Тема: Метод проектов на уроках математики и во внеурочной деятельности при реализации ФГОС ООО в 5 классе. Раздел: среднее образование
и во внеурочной деятельности».
Подготовила: учитель математики высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия №127» г. Снежинска
Смирнова Наталья Александровна
Целью
проектной
деятельности
является
формирование
ключевых
компетенций учащегося, необходимых для жизни и успешной самореализации,
при
условии
формирования
таких
качеств
личности,
как
инициативность,
способность творчески мыслить, находить нестандартные решения.
Ни для кого не секрет, что метод проектов дает положительные результаты,
но много учителей математики до сих пор не используют его в своей работе, что
обусловлено рядом причин:
трудно применять в массовой практике, особенно в «слабых» классах;
требует значительных временных затрат;
специфика
учебных
предметов
дает
неравноценные
возможности
для
использования метода проектов в обучении.
Последнюю
причину
особенно
часто
вспоминают
учителя
математики,
мотивируя это тем, что очень трудно «изобрести» или открыть что-то новое в
области математики. Но не стоит забывать, что речь идет не о научном открытии,
а об открытии знания школьником, поэтому в рамках нашего предмета можно и
нужно использовать метод проектов.
Я уже давно использую проектный метод во внеурочной деятельности
при
подготовке
учащихся
к
олимпиаде
или
во
время
проведения
в
школе
«Математической декады». Я предлагаю ребятам творческие мини - проекты в
качестве
домашнего
задания
(сочинить
сказку,
написать
реферат,
составить
кроссворд,
подготовить
выступление,
стенгазету,
презентацию
и
т.д.).
Творческие
проекты
предполагают
активизацию
самостоятельной
учебной
деятельности, способствуют интеллектуальному росту учеников, так как требуют
сбора и обработки информации из различных источников. Расширяют кругозор
как в области учебного предмета, так и в окружающей действительности, дают
возможность лучше раскрыть собственный потенциал, то есть раскрыть в детях
качества,
лежащие
в
основе
творческого
мышления,
сформировать
умение
управлять
процессами
творчества:
фантазированием,
пониманием
закономерностей, воплощением идей. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся,
познают, запоминают новое.
В условиях реализации ФГОС в 5-х классах я начала использовать метод
проектов непосредственно на уроках математики. Я стала применять уроки-
проекты (мини-проекты и кратковременные проекты). Это исследовательские
работы в группах, лабораторные работы, игровые уроки.
В этом случае тема
проекта связана с темой урока или применением данной темы в различных
жизненных ситуациях.
В
методической
литературе
технологическая
проработка
учебного
проекта
описывается формулой « пяти П »:
проблема
проектирование
поиск информации
продукт
презентация
Посмотрим работу этой формулы «пяти П» на примере урока по теме «Среднее
арифметическое чисел».
С помощью совместной практической деятельности учащиеся лучше
усвоят
эту
тему.
В
результате
такой
работы
происходит
формирование
коммуникативных и познавательных учебных действий, повышается интерес к
изучению математики.
Также
за
прошедший
год
в
5
классе
удалось
реализовать
два
долговременных учебных проекта.
1.
Информационно-игровой
проект
по
математике
-
«Ключи
от
форта
Математика». Срок: 3 месяца. Цель проекта: повышение интереса учащихся к
изучению предмета через практическую деятельность и через создание условий
для раскрытия их творческих способностей.
Дети
были
поделены
на
4
команды.
Все
учащиеся
должны
были
выполнить два задания:
1). Придумать или найти интересную задачу и оформить ее с решением,
уметь объяснять. Впоследствии задачу будут решать соперники, поэтому лучше,
чтобы она была авторской. Если команда не справится с решением задачи, то его
должен объяснить автор.
Результаты такой работы: приобретение опыта создания
модели,
схемы
задачи
с
последующим
ее
решением
на
основе
мысленного
построения
различных
предположений
и
их
последующей
проверки;
формирование
умения
осуществлять
выбор
наиболее
эффективных
способов
решения задач в зависимости от конкретных условий.
2). Подготовить доклад в письменном виде по теме « Я хочу вам рассказать
о…»
Это
был
информационный
проект,
который
выполнял
каждый
ученик
класса самостоятельно. Надо сказать, что это было очень трудоемкое занятие
для
учителя.
Безусловно,
нашлись
дети,
которые
ограничились
бездумным
скачиванием материала из интернета, но после беседы о цели данной работы
многие исправились. Мне приходилось помогать учащимся с выбором темы,
правильным подбором материала, объяснять, что они должны понимать то, о
чем написали и уметь рассказать об этом. Благодаря этой работе дети учатся:
с амо стоятельно сти,
инициативно сти,
ответ ственно сти,
о с н о ва м
ознакомительного,
изучающего,
усваивающего
и
поискового
чтения;
структурированию текстов, включая умение выделять главное и второстепенное.
М
ы собирались с каждой группой отдельно, слушали доклады всех членов
команды и выбирали лучший доклад (этот докладчик становился капитаном
команды). Именно этот доклад капитана затем представляла каждая команда во
время игры. Так я избежала трудностей, связанных с презентацией докладов, так
как не все дети, в силу своих возрастных и личных особенностей, были готовы
выступить перед всем классом, а вот перед своей командой у всех получилось и
каждый смог почувствовать себя в роли докладчика.
Так же из всех задач,
предложенных
членами
данной
команды,
мы
выбрали
три
задачи
для
соперников, которые, по мнению ребят, были самыми интересными и сложными.
Надо отметить, что все ребята
вели себя очень корректно по отношению к
другим
членам
команды,
внимательно
слушали,
грамотно
комментировали
выступления. Это еще раз подчеркивает важность проектной деятельности при
формировании коммуникативных УУД, в частности, умения владеть устной и
письменной
речью,
строить
монологическое
контекстное
высказывание,
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в
совместной деятельности.
2. Информационно-творческий проект по математике. Создание периодической
стенгазеты « Дети Х», редакторами которой являются сами дети. (Обновление 1
раз
в
2
недели)
Срок:
6
месяцев.
Цель
проекта:
развитие
творческих
способностей,
воображения,
фантазии,
формирование
умения
выражать
в
продукте
деятельности
свои
знания
и
впечатления, повышение
интереса
учащихся к изучению предмета.
1. Учащимся было предложено создать периодическую стенгазету и стать ее
редакторами.
2. Была создана рабочая группа по созданию газеты - 11 человек. Сначала это
был
бумажный
вариант,
без
рубрик,
куда
дети
всего
класса
подбирали
интересный по их мнению материал и отдавали редакторам газеты – 3 человека.
Бумажный вариант быстро пришел в негодность, поэтому с помощью родителей
был сделан стенд для периодической стенгазеты. Редакторы определились с
рубриками, и в таком формате газета просуществовала до конца года.
Естественно, что учителю не стоит забывать поощрять активных учащихся:
оценки, благодарности, грамоты и т.д.
Я пришла к выводу, что в 5 классе, при работе с проектом многие функции
пока выполняет именно учитель, а не сам ученик. Наша задача – научить
детей технологии работы с проектами. Наглядно это можно увидеть в таблице.
«Действия ученика и учителя в проектной деятельности
в 5 классе».
Ученик
Учитель
Определяет цель
деятельности.
Помогает определить цель деятельности
Открывает новые
знания.
Рекомендует источник получения
информации.
Экспериментирует
Раскрывает возможные формы работы.
Выбирает пути
решения
Содействует прогнозированию результата.
Активен
Создаёт условия для активности
школьника.
Субъект обучения
Партнер ученика.
Несет ответственность
за свою деятельность.
Помогает оценить полученный результат,
выявить недостатки.
И все-таки, не смотря на все сложности метода проектов, к концу года я с
удовольствием отметила положительные изменения своих учеников.
У детей сформировалось представление, что источником информации
является окружающий мир. Они получили навыки самостоятельного
ориентирования в потоке информации.
Учащиеся активно пытаются использовать полученные знания для
создания новых объектов деятельности.
У большинства детей сформировалась
потребность в самовыражении и
самореализации.
Пятиклассники делятся своими впечатлениями, событиями,
происходящими в их жизни. Стараются выразить свою точку зрения, не
бояться высказывать свои предположения, анализируют, обобщают.
Участвуя в реализации проектов, дети стали ощущать себя значимыми в
группе сверстников, видят свой вклад в общее дело, радуются успехам.
Пятиклассники с энтузиазмом ( а не с настороженностью, как в начале
года) воспринимают любое предложение о дополнительной внеурочной
деятельности, направленной на углубленное изучение предмета.
В результате работы над проектами были достигнуты поставленные цели и
задачи. А главное,
детям очень понравился новый вид деятельности.
Метод
проектов
позволяет
учащимся
перейти
от
усвоения
готовых
знаний
к
их
осознанному приобретению.
«Быстрое
накопление
знаний,
приобретаемых
при
слишком
малом
самостоятельном участии, не очень плодотворно. Ученость также может
родить лишь листья, не давая плодов.»
Георг Кристоф Лихтенберг